ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО
НАРОДНОГО ГОЛОВНОГО УБОРА «КОКОШНИК» В СЦЕНИЧЕСКОМ
КОСТЮМЕ 8
1.1 Истоки, функции и форма женского головного убора «кокошник» 8
1.2 Особенности создания сценического костюма на основе традиционного
русского народного костюма и головного убора - кокошника 13
1.3 Русский стиль в современных коллекциях дизайнеров XIX - XXI вв 20
ГЛАВА II ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ «НИТЬ ТРАДИЦИЙ» НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО ЭЛЕМЕНТА КОСТЮМА - КОКОШНИК 26
2.1 Этапы художественного поиска моделей коллекции 26
2.2 Конструктивные особенности коллекции «Нить традиций»: проблема стиля и ее назначение (крой, форма, традиционные элементы костюма и
кокошника, материал) 31
2.3 Декоративное решение сценической коллекции (цвет, узоры, орнамент, техники декорирования и т.д.) 36
Заключение 40
Список литературы 42
Иллюстрации 45
Приложения
Одним из важных элементов традиционной женской одежды является головной убор. Он служит существенным дополнением образа. В древности по головному убору можно было определить семейное положение девушки. Кокошник и украшения на нем отражали социальный статус, степень состоятельности семьи. Женский головной убор во многом был информативен, раскрывал культуру и традиции славян.
Актуальность заявленной темы заключается в том, что для современного поколения крайне необходима тема исследования традиций русской культуры. Народный головной убор содержит в себе определенный колорит и отражает характер народа. Кокошник являлся не только дополнением к костюму, но и имел символическое значение. Он отражал принадлежность к определенному социальному статусу, территориальное расположение губернии, и ее отличительные черты. Имел сакральное значение для девушки в подготовке к замужеству. Являлся большой ценностью и передавался из поколения в поколение. В XX - XXI веке головной убор утратил традиционную значимость. Большая часть исследований направленны на развитие современных технологий, когда изучение истории и традиций отошли на второй план. Изучение женского головного убора поможет лучше понять свою культуру. Уважение к традициям укрепит систему ценностей человека. Важно помнить и сохранять культуру нашей страны.
Известные дизайнеры обращаются к формам и образам головного убора. Творчество В. Зайцева всегда тяготело к символике русского традиционного костюма. Для коллекции «Импровизация-3» 2016 года,
кокошники были созданы совместно с дизайнером Н. Чередой. В. Зайцев в
своей коллекции стремился показать возможность сочетания традиционных
женских головных уборов и современного платья. А. Ахмадуллина в своей
коллекции «Снежная королева» 2018 года, представила тему русских
мотивов, поданных через богатую отделку, например, образ модели
3
дополнялся мягкими кокошниками из меха и бархата. Не только российские дизайнеры создают коллекции на основе русских костюмов, но и зарубежные. Одним из таких дизайнеров является современный немецкий модельер К. Лагерфельд. В своей коллекции Peiris - Moscou 2009 года, он представил фантазийные образы кокошников.
Обзор литературы
В ходе исследования была рассмотрена и проанализирована литература, посвященная вопросам изучения:
1) истории русского народного костюма:
Доктор искусствоведения, профессор кафедры рисунка и специальной композиции Московского технологического института легкой промышленности В.М Пармон с 1965 г. исследовал искусство русского народного костюма. Результаты его исследований отражены в книге «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества». Впервые исследованы художественные достоинства русского народного костюма как ансамбля. Выработана методика изучения подлинников, изложен принципиально новый перспективный подход к пониманию и структурному анализу творческого первоисточника. Систематизирован материал музейных коллекций народного костюма. Разработан классификатор русского народного костюма. Выявлены костюмы - образы, характеризующие русский народный костюм по регионам.
Профессор Л. В. Беловинский в монографии «Типология русского народного костюма», подготовленной Государственным Российским Домом народного творчества знакомит нас с основными принципами и особенностями построения русского народного костюма, мужского и женского, характерными для разных областей России.
Описал и исследовал подлинники русского народного костюма в 1913 г. Д. К. Зеленин в труде «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течением позднейшей великорусской колониализации» (СПб, 1913). В старинных 4
костюмах русского и финского народов Д.К. Зеленин подметил общие черты. Таковы, к примеру, женский головной убор сорока, понева, шушпан, обычай толсто обвивать голени ног онучами и др.
Советский историк костюма и театральный художник Р. В. Захаржевская в своей работе «История костюма: От античности до современности» знакомит читателя с различными стилями и направлениями в развитии этой области искусства. История костюма раскрывается в динамике театральных и кинематографических образов.
2) декоративные элементы костюма:
Автор Г.С Маслова в книге «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник» рассматривает техники выполнения вышивки, ее сюжеты и семантика отдельных орнаментальных мотивов. Автором выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой. Наиболее полно изучены вопросы, касающиеся построения русского народного костюма, его принадлежность и характерные особенности по регионам. Достаточно хорошо структурированы виды орнамента и техники исполнения.
Профессор, доктор культурологии Н.М Калашникова в своем исследовании "Народный костюм (семиотические функции)» рассматривает влияния народного костюма на формирование российской моды XVIII - XX вв., анализ семиотического статуса основных типов одежды сельского населения России в ХХ веке.
Авторы И.Я Богуславская и Л.В Ефимова в книге «Русская вышивка и кружево. Собрание государственного исторического музея» представили лучшие образцы русской вышивки и кружева из коллекции отдела тканей и костюма Государственного ордена Ленина Исторического музея. Многие из них уникальны и имеют не только художественную, но и историческую ценность. Богатый иллюстративный материал дает читателю представление о разнообразных техниках плетения. Рассмотрены различные виды вышивки, характерные для русского народного творчества.
3) головной убор в костюме:
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Е.О Опарина, автор монографии «Семантика головного убора в культуре и языке: Костюмный код культуры» рассмотрела исследование головного убора в контексте культуры. В работе анализируется развитие культурных смыслов в истории головного убора в Европе и России. Широкое цитирование текстов, является принципом изучения роли головных уборов как знаков культуры. Книгу завершает раздел посвященный видам головных уборов.
Авторы научной статьи «Костюм в национальном стиле на русской театральной сцене второй половины XIX века» Н.А Гангур, А. А Комарцева рассматривали театральный костюм в «национальном стиле». Из всего многообразия форм и силуэтов авторы выделяют костюм в «боярском стиле», ставший ведущим на русской сцене второй половины XIX века, особенно в исторических спектаклях.
Наблюдения, заметки о женском костюме, а также головном уборе, пожелания в адрес путей исследования русского народного костюма изложил В. Богданов в своей публикации «Из истории женского южновеликорусского костюма» (Ялта, 1914). Он считал, что изучение костюма предусматривает наличие двух условий - описание костюма и анализ этого описания.
Таким образом, данные научные труды оказали большую помощь в исследовании и изучении темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования художественная разработка сценической
коллекции с элементом традиционного народного костюма - кокошник
Задачи
- провести исторический анализ женского головного убора - кокошника;
- выявить функции и его символику;
- провести анализ русского головного убора в сценическом костюме;
- проанализировать современные интерпретации головных уборов в коллекциях дизайнеров;
- разработать сценическую коллекцию с элементом традиционного народного костюма - кокошник.
Объектом исследования является женский головной убор - кокошник в комплексе традиционного русского народного костюма
Предметом исследования является разработка современной сценической коллекции на основе элемента женского традиционного костюма
Источники исследования 1) Коллекции женских русских костюмов на официальных сайтах: Алтайский государственный краеведческий музей; Государственный Русский музей; Дом русской одежды Валентины Аверьяновой. 2) Официальный сайт РФ: Культурология.РФ. 3) Произведения художников с изображением русских красавиц в кокошниках: К. Маковский «За чаем», «Русская красавица в кокошнике», «Боярышня у окна», «Царевна», П. Дрожин «Портрет купчихи в кокошнике», И. Крамской «Портрет императрицы Марии Фёдоровны», М. Нестеров «Девушка в кокошнике», Ф. Будкин «Девушка перед зеркалом»; 4) Официальный сайт журнала VOGUE.
Методология исследования при написании выпускной
квалификационной работы в основу были положены теоретические концепции следующих авторов Ф.М Парамонов, Л.В Беловинский, Г.С Маслов, Р.М Кирсанова, Н.М Калашникова, Е.О Опарина.
Методы исследования исторический анализ, сравнительный анализ, описание, метод ассоциаций, аналогии и трансформации.
В соответствии с поставленной целью и задачами были сделаны основные выводы. Был проведен исторический анализ женского головного убора - кокошника, выявлены функции и символика, проведен анализ модных тенденций 2018 - 2019 года, проанализированы современные
интерпретации головных уборов в коллекциях дизайнеров, разработана коллекция с элементом традиционного народного костюма - кокошник.
Кокошник и традиционный костюм неразрывно связаны. Русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ. Конструкция позволяла определить, четыре типа кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории. Головной убор не только являлся неотъемлемой частью ансамбля, дополнял и украшал его, но был символом и оберегом, который мог рассказать многое о девушке. Народные мастерицы умели превращать обычную вещь в произведение искусства. При этом они старались добиться разнообразия и неповторимости декора. Коллекции русских головных уборов, хранящиеся в музеях, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства.
Россия - уникальный источник вдохновения. Русское культурное наследие продолжит вдохновлять западных творцов модной индустрии на создание рукотворных шедевров, а молодое поколение российских дизайнеров попытается осмыслить непростое прошлое своей страны, пусть и через изменчивую моду. Российские дизайнеры, обращаясь к теме традиционного народного костюма и его элементов раскрывают костюм по новому, создают и интерпретируют его элементы в соответствии с модными направлениями и тенденциями. Русский традиционный костюм является источником для творческих идей и на основе его элементов, создание чего то нового. Это направление всегда будет актуально и востребовано.
Много современных дизайнеров обращается к теме народной культуры и традиций. Каждая коллекция интересна и предлагает разнообразные интерпретации русской одежды и головных уборов. Традиция и культура - очень важная составляющая для создания действительно запоминающейся коллекции. Все больше и больше молодых дизайнеров стремятся преподнести свои коллекции и новые идеи.
Создание художественной коллекции одежды - сложный процесс. Для того чтобы костюм представлял собой художественную ценность, он должен отвечать требованиям гармонии, нести в себе художественный образ. Для создания коллекции художнику - модельеру необходим источник вдохновения, который бы направлял и навевал образы. Именно с этого и начинается главный этап проектирования коллекции. На основе этого и была спроектирована и отрисована коллекция «Нить традиций».
Творческие методы проектирования костюма выступают как набор определенных действий, предпринимаемых дизайнерами для поиска новых идей и решений в создании коллекции. Коллекция «Нить традиций» основана на удобстве и комфорте. Был выполнен головной убор - кокошник, являвшийся главным элементом традиционного народного костюма. Коллекция, разработанная для определенного заказчика, удовлетворяет его потребности в эстетической составляющей, а так же в удобстве и в цветовом решении.
Кокошник и традиционный народный костюм в XXI веке трансформируются, и изменяются относительно исторических привычных форм. В современных головных уборах просматриваются мотивы кокошника. Разнообразная драпировка, линии и формы напоминают старинный русский образ. Русская культура в целом будет источником вдохновения для многих. Укреплять и формировать систему ценностей человека.
1. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма [Текст] / М.: Искусство,1997; - 342 с.
2. Булатова Е.Б., Евсеева М.Н. Конструктивное моделирование одежды: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / М.: Издательский центр «Академия». 2004; - 272с.
3. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. [Текст] / Ростов н/Д: "Феникс",2000; - 448с.
4. Васильевич С.И. Символика орнамента в русских народных костюмах. Научный журнал КубГАУ №92 (08), 2013, - 10с.
5. Горожанкина С.В. Русский народный свадебный костюм [Текст] / С.В. Горожанкина. - М.: Зерцало, 2003; - 287 с.
6. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. и др. Композиция костюма. Учебное пособие для вузов. [Текст] / - М.: Академия, 2003; - 432 с.
7. Ефимова Л.В. - Русский народный костюм (18-20вв.) [Текст] / , 1989; - 314с.
8. Жабрева А.Э. История костюма в России с древнейших времен до наших дней. Библиографический указатель книг и статей на русском языке. 1710-2007,[Текст] / СПб., 2008; - 480с.
9. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до
современности. [Текст] / М.: РИПОЛ классик. 2005; - 432с.
10. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Музей народного искусства; сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. [Текст] / - М.: Советская Россия, 1990;- 320 с.,
11. Куренова С.В., Савельева С.Ю. Конструирование одежды. Учебное пособие/ серия «Учебники, учебные пособия». [Текст] / Ростов н/Д: Феникс, 2003; - 408 с.
12. Киреева Е. В. История костюма. [Текст] / М., 1976; - 165с.
13. Калашникова Н.М. Народный костюм: семиотические функции. Учебник для вузов культуры и искусства. [Текст] / Саратов, 2002; - 374с.
14. Кирсанова Р.М. «Костюм в русской художественной культуре» [Текст] / - Москва, 1995; - 383с.
15. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта [Текст] / М.В. Короткова. - М.: Русское слово, 1998; - 356 с.
16. Каргин А.С. Народная художественная культура [Текст] / А.С. Каргин. - М., 1997; - 356 с
17. Мерцалова М.Н История костюма. [Текст] / Издательство: Искусство 1972; - 200с.
18. Мерцалова М.Н Поэзия народного костюма [Текст] / Издательство: Молодая гвардия, Москва, 1988;- 224с.
19. Малинская А.Н., Смирнова М.Р. Разработка коллекции моделей: теория и практика: учебное пособие. [Текст] / Иваново: ИГТА 2008; - 276 с.
20. Пармон Ф.М. «Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества» [Текст] / Москва, 1994; - 274с.
21. Прохоров В. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. [Текст] / Ч. 1-7. СПб., 1995; - 86с.
22. Русский народный костюм: Государственный исторический музей [Текст] / - М.: Сов. Россия", 1989; - 310 с.
23. Рассел, Б. Художественная вышивка: узоры, схемы, инструкции. [Текст] / пер. с англ. - М.: Ниола 21-й век, 2002; - 112 с.
24. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия [Текст] / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 1998; - 400 с.
25. Русский народный костюм. Альбом. / Сост. Л. Ефимова. М., 1989; - 288с.
26. Смирнова Н.И., Конопальцева Н.М. Проектирование коструирований швейных изделий для индивидуального потребителя: учебное пособие. [Текст] / М.: ФОРУМ: ИНФА - М. 2005; - 432с.
27. Тухбаттулина В.В. Проектирование костюма. [Текст] / Ростов н/Д: Феникс. 2007; - 283с.
Электронные ресурсы
28. 18 фотографий роскошных женских головных уборов из русского народного костюма. Культурология. РФ [Электронный ресурс]: иВТ:ййрз://ки11иго1од1а.ги/Ь1одз/240415/24247/
29. Кокошник. История вещей. Мир тесен [Электронный ресурс]:
URL: http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43464506058/Kokoshnik.-
Istoгiyа-veschey
30.Эстетическое значение в дизайне формы головного убора женского костюма [Электронный ресурс]:
URL:https://cyber1eninkа.ru/аrtic1e/v/esteticheskoe-znаchenie-v-dizаyne- formy-go1ovnogo-uborа-zhenskogo-kostyumа
31. Народный костюм и его интерпретация в современной моде
[Электронный ресурс]:
URL: http: //cinref.ru/rаzde1/02700ku1turа/10/170666.htm
32. Русский костюм в живописи [Электронный ресурс]: URL:
http: //peshera. org/khrono/khrono-17_2. html