ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Лингвометодические основы развития словаря у детей среднего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития словаря у детей среднего дошкольного
возраста 10
1.3. Содержание словарной работы в детском саду в среднем
дошкольном возрасте 12
1.4. Значение игровой деятельности в развитии словаря у детей
среднего дошкольного возраста 17
1.5. Анализ программного содержания работы по развитию словаря
у детей среднего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Диагностика словаря у детей среднего дошкольного возраста 26
2.2. Комплекс мероприятия, направленный на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Оно тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников [2, с. 89].
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой обучения и воспитания в дошкольном детстве является овладение речью [26, с. 256].
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на дальнейших возрастных этапах.
Слово - материальная оболочка мысли, и за каждым словом ребенка стоит образ предмета. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него открывается с новой стороны. Ребенок использует речь для того, чтобы выразить свои чувства, мысли, тем самым воздействовать на окружающих людей [2, с. 89].
Речь является главным условием и необходимым компонентом для осуществления любой деятельности. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, в Российской Федерации одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса, умение ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. В соответствии со ФГОС ДОречевое развитие детей дошкольного возраста «включает развитие словаря детей».
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей обогащается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии и, напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка [40,с.189].
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина [7, с. 56].
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет отметить, что в словарной работе с дошкольниками существует два аспекта.
Первый аспект связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. Этот аспект представлен прежде всего в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной.
Второй аспект: здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, точным по смыслу использованием антонимов, синонимов, многозначных слов. Это направление представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е. М. Струниной и других).
Оба эти аспекта взаимосвязаны, поскольку работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
Ведущим средством развития словаря детей можно считать игровую деятельность, в процессе которой ребенка учат дифференцировать слова и активно употреблять их в речи. Методами и приемами работы здесь являются лексические упражнения, дидактические словесные игры, проектирование; средствами - сюжетно-ролевые игры.
В настоящее время имеется достаточно много практических разработок по развитию словаря дошкольников. Однако особенности знаний детей, условия воспитания различны и требуют изучения педагогических условий успешного развития словаря.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие словаря детей среднего дошкольного возрастав игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на обогащение словаря у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития словаря детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс мероприятий для дошкольников.
В ходе исследования предполагается использовать следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования: наблюдение, диагностика, количественный и качественный анализ полученных результатов, обобщение собственного опыта.
Практическая значимость исследования: теоретически обоснованный и практически проверенный комплекс мероприятий, способствующий обогащению словаря у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.
Проектировочная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 25 г. Каменска- Уральского. В исследовании принимали участие дети средней группы в количестве 8 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Дошкольный возраст - самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов.
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей обогащается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии. И напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка.
Это еще раз доказывает актуальность выбранной темы: «Развитие словаря детей средней группы в игровой деятельности».
Таким образом, проводя теоретические и практические исследования по проблеме формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности в соответствии с задачами исследования, мы пришли к следующим выводам:
Средний дошкольный возраст - это новая ступень в развитии ребенка. На данной ступени происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с обогащением жизненного опыта ребенка его окружения, взрослыми и сверстниками.
Анализируя содержание наиболее распространенных программ для дошкольных образовательных учреждений, мы пришли к выводу, что в каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи на каждом возрастном этапе.
Главным условием развития словаря детей среднего дошкольного возраста является игра. Одним из часто применяемых средств в обогащении словаря является дидактическая игра. Дидактическая игра является одним из методов активного обучения, благодаря которому реализуется ряд задач в словарной работе, они используются для активизации и закрепления словаря детей. Развивается речь, память, зрительная память, внимание, логическое мышление. Обогащается культура поведения, навыки общения.
Была поставлена задача - проведение диагностики по выявлению уровня словарного запаса у детей. Нами была проведена диагностика М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной.
Полученные результаты показали, что объем активного словаря детей ниже уровня допустимой нормы, недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных и прилагательных местоимениями. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.
Проанализировав результаты диагностики, мы обнаружили, что дети показали низкие результаты, из этого мы сделали выводы и разработали перспективное планирование с комплексом игр и мероприятий для обогащения и активизации словаря средних дошкольников.
В проектировочной работе с целью обогащения словаря нами учитывалось предположение о том, что эффективность развития словаря детей среднего дошкольного возраста будет достигнута, если:
- оно организовано системно в соответствии с компонентами, направлено на обогащение словаря детей;
- организован и проведен цикл различных игр в данном направлении;
- включена работа с родителями.
У нас возникли проблемы в работе с родителями, так как не все родители приняли участие в запланированных мероприятиях; проанализировав, мы сделали выводы. Результаты исследования показали, что в семьях, обладающих высоким уровнем педагогической грамотности, целью воспитания является создание условий для обогащения словаря ребёнка. Мероприятия и консультации, связанные с формированием словарного запаса детей, они восприняли как средство повышения их педагогических знаний и легко шли на контакт.
В семьях, обладающих средним уровнем педагогической грамотности, - формирование словаря ребёнка, которое, в основном, выражается в подготовке к школе. Характерно, что большинство матерей и отцов считают роль детского сада в воспитании и обучении детей ключевой. Они склонны переносить ответственность за результаты образования сына или дочери на воспитателя. Мероприятия и консультации, связанные с формированием словарного запаса детей, посещали не всегда, нелегко шли на контакт, работу по обогащению словаря детей проводили частично.
В семьях, обладающих низким уровнем педагогической грамотности, большинство родителей делают акцент на трудовом воспитании и физическом развитии детей, а также на коррекции негативных проявлений, связанных с непослушанием, важность формирование словаря детей у данной категории родителей стоит не на первом месте. Мероприятия и консультации, связанные с формированием словарного запаса детей, посещали очень редко, на контакт шли без особого желания, проводилась ли работа - неизвестно. Для того, чтобы получить положительные результаты запланированной нами работы по обогащению и активизации словаря детей, мы провели просвещение такой семьи - работа со взрослыми по осознанию важности обогащения словаря их детей. Мы предложили родителям ответить на вопросы анкеты. «Мой ребёнок и его речь». Анализ анкет, обсуждение их с родителями свидетельствует о том, что большинство родителей потенциально могут изменить воспитательную позиции по отношению к ребёнку, стиль общения с ним. Совместная работа с родителями позволила достичь столь высоких результатов у детей в формировании словаря.
Таким образом, игра является главной частью жизни дошкольника. И главное в этом - участие воспитателей и родителей, которые могут правильно и грамотно организовать игры для детей. Также было раскрыто значение игр для дошкольников, их роль в развитии детей.
Из всего вышеизложенного следует, что игровая деятельность объединена со всеми сторонами образовательной и воспитательной работы дошкольного учреждения. В игре отражаются и развиваются умения и знания, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС», 2001. 128 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М.: AcademА, 1997. 428 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: AcademА, 1998. 345 с.
4. Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - III уровня. I год обучения. I период. Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
5. Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - III уровня. I год обучения. II период. Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
6. Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - III уровня. I год обучения. III период. Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. М.: Просвещение, 1981. 278 с.
8. Бочкарева О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Средняя группа. Волгоград: ИТД «Корифей», 2012, 96 с.
9. Вопросы детской психологии / под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 343 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М: Педагогика, 1991.628 с.
11. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методологическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
12. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет Методологическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 192 с.
13. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет Методологическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 192 с.
14. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методологическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
15. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет Методологическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 192 с.
16. Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. 576 с.
17. Жукова Р.А. Развитие речи. Средняя группа. Разработки занятий. II часть. Изд. 2-е, переработанное. Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
18. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1999.428 с.
19. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М.: Линка-пресс, 2000. 128 с.
20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 1973. 146 с.
21. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л.: Наука, 1980. 163 с.
22. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс, 2016. 352с.
23. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
24. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. / сост.: Г.Е. Павлова, А.С. Орлов. М.: Просвещение, 1989. 493с.
25. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики (часть 1). Киев, 1993. С. 107-108.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 6-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456с.
27. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е. изд. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. 688с.
28. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1985. 352 с.
29. Овчаренко З.П. О феномене чувства языка и проблеме его развития при обучении языку // Молодой ученый. 2013. №5. С. 461-464.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозайка-Синтез, 2014. 352с.
31. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я - человек»). Кн. 1. Младшая и средняя группы. 2-е изд., стер. М.: Школьная Пресса, 2009. 128 с.
32. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрауки.рф. (дата обращения: 16.08.2017).
33. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с.
34. Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников. // Ребенок в детском саду. 2007. №1. С. 6-10.
35. Розенгард-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия ребенка. М.: АМН СССР, 1947. 228 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712с.
37. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., исправлено и дополнено. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 224с.
38. Словарь русского языка: В 4-х томах / Под редакцией А.П. Евгеньевой. 3-е изд.. М.: Русский язык, 1987.713 с.
39. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1956. 224 с.
40. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников дошк: учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений. 2-е изд., исп. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 256с.
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. 118 с.
42. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Мозайка-Синтез, 2006. 144с.
43. Туревская Е.И. Возрастная психология. Тула, 2002. 165с.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336с.
45. УрунтаеваГ.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской
психологии. М.: Владос, 1995. С. 54-55.
46. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии. 2001. 256с.
47. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288с.
48. Ушинский К.Д. Русская школа. / Сост. предисл., коммент. В.О. Гусакова. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 688с.
49. ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos do.pdf(дата обращения: 12.03.2016).
50. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 224с.
51 Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. 223с.
52. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Институт практической психологии», 1997. 320с.
53. Швачкин Н.Х Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К.Ф. Седова. М.:Лабиринт,2004. 330 с.: ил.
54. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.:Питер, 2008.272с.