ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I Исследование стиля поп-арт в исторической ретроспективе 7
1.1 Исследование стиля поп-арт, как творческого источника в исторической
ретроспективе 7
1.2 Модные тенденции весна-лето 2019 17
1.3 Портрет потребителя 21
1.4 Коллекции современных дизайнеров в стиле поп-арт 21
РАЗДЕЛ II Разработка авторской коллекции 25
2.1 Назначение коллекции 25
2.2 Утилитарные свойства коллекции 26
2.3 Композиционная целостность коллекции 28
2.4 Стилевые особенности коллекции 29
РАЗДЕЛ III Конструктивно-техническое описание модели 31
3.1 Техническое описание модели 31
3.2 Обоснование выбора и характеристика материалов 32
РАЗДЕЛ IV Экономическое обоснование разрабатываемой модели 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
СПИСОК ТЕРМИНОВ 41
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 44
ИЛЛЮСТРАЦИИ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Исследования в данной выпускной - квалификационной работе посвящены изучению стиля поп-арт и его интерпретации в проектировании современных коллекций. В работе проведено историческое исследование источника вдохновении, истоки возникновения стиля, его характерные особенности. Проведен анализ современных тенденций стиля поп-арт и его применение в создании современных коллекций прет-а-порте; анализ коллекций современных дизайнеров, которые создают костюм с применением характерных элементов стиля поп-арт и на основе полученных знаний была разработана авторская коллекция прет-а-порте.
Актуальность работы определена современными тенденциями моды, в которых время от времени поп-арт занимает место. Данная работа раскрывает стиль поп-арт с более глубокой философской точки зрения, где за основу берется проблема зависимости от продуктов массового потребления. Формообразование в коллекции имеет модные силуэты, что позволяет делать вывод, что коллекция актуальна для современного времени.
Также стоит упомянуть, что поп-арт возник в 1950-1960 гг., это делает его более популярным направлением, чем более ранние течения. Многие дизайнеры, если и не создают полностью коллекции в этом стиле, то включают несколько моделей в показ, к таким дизайнерам относятся Versace, Dolce & Gabbana, Prada, все это весна - лето 2018. Но есть и дизайнеры, которые всю коллекцию представляют в единой канве, это Рэи Кавакубо, представляющий бренд Comme des Garmons. В 2014 году волна “попизма” была более активной, и представляли коллекции в этой теме уже больше дизайнеров: Celine, Christian Dior, Libertine, Moschino, Tata Naka, Татьяна Парфенова.
Историографический анализ: в книге А.В. Рыкова «Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического
консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х годов» (2007) [16] происходит обоснование авторской концепции художественно - теоретического консерватизма. В данной книге термин «консерватизм» близок по значению к термину «постмодернизм», и обозначает стиль современного мышления, но эти понятия не являются синонимами. Консерватизм является одним из вариантов интерпретации постмодернизма. Консерватизм - это не только следование традиционным устоям, но и символизация тенденции в западной теоретической мысли XIX-XX вв. Постмодернистская теория искусства рассматривается с точки зрения этой концепции, в основу которой легли идеи Т. Адорно, Ю. Хабермаса, К. Манхейма, Б. Гройса. В V главе данной книги рассматривается проблема поп- арта в англо-американской теории искусства.
В учебнике Т.В. Ильиной «История искусства Западной Европы. От Античности до наших дней» (2019) [10] рассматриваются процессы развития живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства Западной Европы от Античности и до наших дней. Книга в основном посвящена изобразительному искусству, и в тех разделах, где архитектура и прикладное искусство не особо влияете на эволюцию искусства в целом, даётся их только общая характеристика.
В учебном пособии В.В. Ермиловой «Композиция костюма» (2019) [7] изложена основная информация по композиции костюма, принципах моделирования костюма, художественного оформления одежды, обуви и аксессуарах. Рассмотрены основные теоретические понятия композиции, этапы творческого процесса, методы и специфика художественного проектирования коллекции одежды.
Книга Сьюзи Ходж «Искусство, 50 идей, которые нужно знать» (2015) [24] повествует читателю о 50-ти самых главных идей, воплощенных в искусстве с древнейших времен и по сегодняшний день. Искусство является зеркалом, отражающим каждую эпоху, с его социальными и другими проблемами. Искусство всегда говорит и показывает то, что нельзя говорить. Самые весомые и, меняющие искусство и мир, мастера вошли в эту книгу. В книги представлено всё: от первобытной живописи до новейших направлений, от Ренессанса до Авангардизма, все времена, культуры, страны, различные стили и образы.
Книга Клауса Хоннефа «Поп-арт» (2005) [25] повествует об основных деятелях направления поп-арт, возникшего в середине 1950-ых гг. в Англии, и достигнувшего своего пика в 1960-ых гг. в Америке. Главными темами поп- арта были средства массовой информации и реклама, прославившими «общество потребления». В книге кратко описано основное творчество мастеров поп-арта, и проведен анализ наиболее популярных работ.
Учебник Е.Е. Агратиной «История зарубежного и русского искусства XX века» (2019) [1] представляет материал, включающий в себя все важные темы по изобразительному искусству XX века. Автор обращает внимание на официальное советское искусство и на отечественный андеграунд. Изобразительное искусство рассматривается в совокупности с литературой, театром и философией. В книге представлено более 500 иллюстраций, ссылки на признанные информационные источники.
Проблема исследования: влияние поп-арта на современную моду и использование принципа данного стиля в проектировании коллекции одежды.
Гипотеза: поп-арт как современное массовое искусство влияет на модные тенденции в коллекциях дизайнеров.
Объект исследования: художественное направление в искусстве «поп- арт».
Предмет исследования: элементы стиля в проектировании костюма.
Цель исследования: изучение стиля поп-арт и его влияния на формирование модных тенденций в костюме.
Задачи исследования:
• исследовать стиль поп-арт в исторической ретроспективе;
• изучить модели-аналоги;
• разработать авторскую коллекцию;
• сделать конструктивно-техническое описание модели;
разрабатываемой модели.
Методологическая основа исследования: в основу данной работы положены теоретические знания из научной литературы, учебников и учебных пособий таких авторов, как Е.Е. Агратина [1], Т.В. Ильина [10], В.В. Ермилова [7]. Научная работа А.В. Рыкова [16] о проблеме художественно¬теоретического консерватизма и американской теория современного искусства 1960-1990-х годов. В его работе рассматривается философские положения поп- арта, его консервативную и антиконсервативную интерпретацию, основывается на труды С. Габлик [28]. Также основывается на антропологической теории «технологического мистицизма».
Е.Е. Агратина упоминает в своем труде французского культуролога и философа Жана Бодрийяра с его теорией об обществе потребления. Т.В. Ильина рассматривает поп-арт во взаимосвязи с авангардом и модернистскими течениями. В.В. Ермилова в своем учебном пособии основывается на основных понятиях о теоретических основах дизайна, и всей той информации, которой необходимо владеть выпускнику направления «Дизайна одежды».
Методы исследования: теоретическая основа включает в себя анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, а также практическую основу изучения, сравнение, моделирование и обобщение информации.
Новизна и практическая значимость работы заключается в применении особенностей стиля поп-арт в современных коллекциях и новое применение стилевого декора в проектировании одежды, соединение стиля и современных тенденций. Применение не популярных образов стиля, а в целом продуктов массового потребления, так как поп-арт это сокращение термина «популярное искусство», и для каждого периода времени популярные предметы разные.
В данной выпускной - квалификационной работе проведено исследование стиля поп-арт и влияния характерных черт на современную моду. Решена проблема отражения философских идей популярной культуры, актуальной для моды XXI века.
В работе были решены поставленные задачи. Было проведено исследование источника вдохновения в исторической ретроспективе, коим служит стиль поп-арт и спорт-шик; разработана авторская коллекция; было написано конструктивно-техническое описание модели; оформлено технико-экономическое обоснование разрабатываемой модели. В первой главе был проведен исторический анализ стиля поп-арт. В анализе творческого источник вдохновения, были выделены история развития стиля, деятели стиля поп-арта, его характерные черты и основные особенности. Проанализированы модные тенденции сезона весна-лето 2019. Исходя из которых, следует вывод о том, что большинство трендов сохраняются с предыдущих сезонов, а также благодаря новым технологиям, старые тренды выражаются в новом свете. Описан портрет потребителя, для которого предназначена коллекция, и кто является потенциальными потребителями.
Проанализированы модели-аналоги и аналогичные коллекции дизайнеров, работавших в стиле поп-арта и спорт-шика. Из чего следует вывод, что в коллекциях дизайнеры используют изображения поп-арта, и переносят их на одежду. Они не создают новые модели с использованием принципов стиля, основанного на продуктах массового потребления. Мало кто из дизайнеров, создает новые поп-артовские изображения в одежде.
Вторая глава посвящена проектно-композиционным аспектам дипломной работе, её практической части. Во второй главе описана вся технологическая документация. Выявлено и обозначено назначение коллекции, для чего она предназначена; утилитарные свойства коллекции; описана композиционная целостность коллекции, в данном параграфе описана идея коллекция, и её объединяющие элементы; стилевые особенности, где указано, какими отличительными особенностями характерна данная коллекция. В третьей главе проанализирована практическая работа с точки зрения конструктивно¬технического описания моделей. Где содержится информация о том, каким должно быть изделие для пошива. Представлено обоснование выбора и характеристика выбранных материалов, для данной коллекции одежды. Четвертый раздел описывает экономическую сторону разработанных моделей. Затраты на производство данной коллекции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вторая часть выпускной - квалификационной работы полностью посвящена её практической стороне, производству коллекции, и её экономической составляющей. Данные о практической части, могут быть использованы для предоставления полного отчёта о проделанной работе и является собой технологическим документом, который можно представить на производстве для реализации коллекции в промышленных масштабах.
В результате проделанной работы цель была достигнута, были изучены характерные черты стиля поп-арт, и его влияние на современную моду, были проанализирована специфика создания работ в стиле поп-арта, и на основе полученных знаний, разработана коллекция прет-а-порте. Стиль поп-арт как современное искусство, отражается по-разному в работах художников, дизайнеров интерьера и модельеров. Но всегда он отражает обыденное повседневное, что характерно для разных периодов времени, и возводит продукты масс-маркета в разряд искусства.
1. Агратина Е.Е. История зарубежного и русского искусства XX века. Учебника и практикум для СПО / Е.Е. Агратина.- М.: Гриф УМО СПО, 2019. - 318с.
2. Арган Дж.К. Современное искусство 1770-1970 / Дж.К.
Арган. - М.: Искусство, 1999. - 754с.
3. Балицкая Т.В. Современная иллюстрированная энциклопедия: Искусство / гл. ред. А.П. Горкин — М.: Росмэн - Пресс, 2007. - 608с.
4. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Жан Бодрийар. — М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269с.
5. Бодрийар Ж. Система вещей / Жан Бодрийар. - М.:
РУДОМИНО, 2001.- 224с.
6. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б.Борев. — 4-е изд., доп. — М.: Высшая школа, 2002. - 511с.
7. Ермилова В.В. Композиция костюма 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова, Н.Б.Ляхова, С.А.Попов. - М.: Юрайт, 2019.- 449с.
8. Зверева В.В. Массовая культура / под ред. В.В. Зверева. — М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры" 2005. - 344с.
9. Ивбулис В.Л. Модернизм и постмодернизм: идейно¬
эстетические поиски на Западе / В. Я. Ивбулис. - М.: Знание, 1988. - 62с.
10. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы. От Античности до наших дней 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. - М.: Юрайт, 2019. - 310с.
11. Краснова О.Б. Энциклопедия искусства XX века / О.Б. Краснова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 349с.
12. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма / И.С. Куликова. - М.: Издательство политической литературы, - 1980. - 272с.
13. Лившиц М. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. / М. Лившиц, Л. Рейнардт, Т. Кантеева. — М.: Искусство, 1987. - 302с.
14. Пикон Г. Сюрреализм / Гаэтан Пикон, пер. Жак Петивер. — Женева: Editions D'Art Albert Skira S.A., Bookking International, 2005. - 220с.
15. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века 1941—1945. Монография / В.М. Полевой. - М.: Искусство, 2001. - 304с.
16. Рыков А.В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х годов / А.В. Рыков. - СПб.: Алетейя, 2007.- 376с.
17. Сафина Л. А. Проектирование костюма: Учебник / Л.А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина, В. В. Хаматова, Л. Н. Абуталипова. - М.: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 239с.
18. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. — Обнинск: Академия, 2012. - 304с.
19. Тейлор Б. ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 / Брэндон Тейлор. - М.: СЛОВО, 2006. - 257с.
20. Турчин В.С. В лабиринтах авангарда / В.С. Турчин — М.: Издательство МГУ, 2003. - 248с.
21. Уорхол Э. Попизм: Уорхоловские 60-е. / Э. Уорхол, П.
Хэккет. — СПб.: Амфора, 2016. - 352с.
22. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) / Энди Уорхол. - М.: Ад Маргинем, 2016. - 268с.
23. Фосси Г. Стили мирового искусства / Д. Бодарт, М. Буссальи и др. — М.: Бертельсманн, 2000. -1080с.
24. Ходж С. Искусство, 50 идей, которые нужно знать (поп-арт) / Сьюзи Ходж. - М.: Фантом Пресс, 2015. - 208с.
25. Хоннеф К. Поп-арт. / Под ред. У. Гросеник. — М.: Taschen / «Арт-родник», 2005. - 96с.
26. Чаговец Т. Словарь терминов изобразительного искусства. Живопись, графика, скульптура / Т. Чаговец. - СПБ: Лань, 2012. - 176с.
27. Чернецова Е. Китч. Искусство или культурный мусор? / под ред. Н.В. Комарова. - М.: Этерна, 2015. - 128с.
28. Alloway L. The long front of culture // Pop Art Redefined / Ed. by J. Russell, S. Gablik. - New York; Washington, 1969. - 240p.
29. Craven W. American art: history and culture / W. Craven. - McGraw-Hill Professional, 2003. - 687p.
30. Osterwold Т. Pop Art / Tilman Osterwold. - Bonn: TASCHEN, 2007. - 240p.