ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 9
1.1. Значение исследовательских умений на современном этапе 9
1.2. Исследовательские умения в трудах российских и зарубежных
авторов 20
1.3. Роль учителя в формировании исследовательских умений учащихся 33
Выводы по материалам главы 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 38
2.1. Анализ сформированности исследовательских умений
(на базе ЕкСВУ) 38
2.2. Технология по формированию исследовательских умений на уроках
русского языка и литературы 42
2.3. Результативность технологии по формированию исследовательских
умений на уроках русского языка и литературы 63
Выводы по материалам 2 главы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 98
Одной из задач современной системы образования является овладение обучающимися рядом компетенций. Одной из таких компетенций является исследовательская компетенция. Потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, нашла отражение в нормативных документах: Государственной концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Примерной основной образовательной программы основного общего образования 2015, Стандарта основного общего образования. Таким образом, произошло существенное изменение образовательной парадигмы от характерного для советской школы «знаниевого» (А.М.Новиков), гностического подхода, где основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, к деятельностному, направленному на освоение учащимися умений действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе в интеллектуальном труде. Программой предполагается, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов будет защита итогового индивидуального проекта.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания системы деятельности, которая была бы направлена на формирование исследовательских умений на этапе обучения в основной школе на уроках русского языка и литературы.
Из актуальности и приведенных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в невозможности сформировать исследовательские умения на уроках русского языка у обучающихся без создания технологии по их формированию.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Формирование исследовательских умений обучающихся на уроках русского языка и литературы».
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений учащихся.
Предмет исследования: технология формирования исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы.
Цель исследования: разработать эффективную технологию по формированию исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: если на уроках русского языку и литературы в 5-6 классах реализовать технологию формирования исследовательских умений, основанную на личностно-деятельностном подходе и принципах личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности, опоры на базовое образование, то результатом этого процесса будет умение:
1) читать и находить нужную информацию в справочной, научно-популярной и научной литературе;
2) создавать и редактировать текст учебно-научного стиля речи;
3) публично выступать и общаться на лингвистические и литературные темы;
4) отстаивать свою точку зрения в ходе диспута на лингвистические и литературные темы;
5) осуществлять анализ работы одноклассников и самоанализ собственной работы.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить значение исследовательских умений на современном этапе развития образования.
2. Произвести анализ библиографических данных, посвященных исследовательским умениям в трудах российских и зарубежных авторов с целью уточнения понятия «исследовательские умения» для предметов «Русский язык» и «Литература».
3. Выявить роль учителя в формировании исследовательских умений учащихся.
4. Проанализировать сформированность исследовательских умений (на базе ЕкСВУ).
5. Разработать технологию по формированию исследовательских умений на уроках русского языка и литературы и сделать заключение о ее эффективности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
- по формированию компетенций в педагогике Бершадский М.Е., Гусев В.В., Хуторской А.В.;
- по психологии Выготский Л.С., Эльконин А.Г., Юркевич В.С.;
- по методике организации ученических исследований Леонтович А.В., Обухов А.С., Савенков И.А.
Методы исследования:
теоретические методы:
изучения нормативных и инструктивно-методических документов по исследуемой проблеме;
теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников;
оставление библиографии - перечня источников, отобранных для работы по исследуемой проблеме;
экспериментальные методы: наблюдение анкетирование,
тестирование, экспертная оценка и самооценка, статистическая обработка материалов исследования.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в следующем:
1. Уточнено определение понятия «исследовательские умения» для уроков русского языка и литературы.
2. Теоретически обоснована технология формирования исследовательских умений учащихся 5 - 6-х классов в условиях реализации технологии учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы.
Практическая значимость исследования:
1. Разработана технология, обеспечивающая формирование у учащихся исследовательских умений на уроках русского языка и литературы.
2. Разработана система заданий, направленных на формирование у учащихся исследовательских умений на уроках русского языка и литературы.
3. Разработаны методические рекомендации для учителей по применению технологии формирования у учащихся исследовательских умений на уроках русского языка и литературы.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в Екатеринбургском суворовском училище. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях. Материалы опубликованы в сборнике «Современная педагогика» книга 2 (сертификат о публикации в Приложении 4).
Этапы проведения исследования
На первом этапе изучались формулировки «исследовательской деятельности школьников» в зарубежной и отечественной литературе, анализировались предложенные в литературе методики, устанавливались основные позиции исследования (цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, и т.д.), проводилось анкетирование для выявления представлений учащихся 5-х классов об исследовательской деятельности.
На втором этапе для построения модели урока-исследования был проведен ряд конструирующих экспериментов, которые позволили уточнить 6
основные направления самоанализа инвариантной части педагогической деятельности, а также разработать и подобрать комплекс методических материалов для обучения исследовательской деятельности.
На третьем этапе в ходе формирующего эксперимента проведена проверка выдвинутой гипотезы, обобщен и систематизирован теоретический и экспериментальный материал, результаты экспериментального исследования обработаны статистическими методами, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается достаточно полным анализом работ авторов по исследуемой тематике, материалов специализированных журналов, а также данных результатов опросов обучающихся.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исследовательские умения, формируемые умений на уроках русского языка и литературы, включающие в себя:
1) умение читать и находить нужную информацию в справочной, научно-популярной и научной литературе;
2) умение создавать и редактировать текст учебно-научного стиля речи;
3) умение публично выступать и общаться на лингвистические и литературные темы;
4) умение отстаивать свою точку зрения в ходе диспута на лингвистические и литературные темы;
5) умение осуществлять анализ работы одноклассников и самоанализ собственной работы.
2. Технология формирования исследовательских умений, которая включает в себя следующие этапы:
1) учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику его решения, само решение предстоит найти учащемуся;
2) учитель ставит проблему, но уже метод её решения ученики ищут самостоятельно, реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности учащихся во время урока;
3) постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 98 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 источников, 6 приложений.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Актуальная для современного образования проблема овладения знаниями исследовательским путем обусловлена изменениями российского образования в сторону гуманизации и демократизации учебно¬воспитательного процесса, необходимостью формирования личности ребенка, который считает, что он сам может открывать явления и осмысливать их.
Важнейшей целью модернизации образования является ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей в процессе овладения языком, чему способствует организация исследования на уроке. Изучение активизации исследовательской деятельности учащихся основано на решении коренных задач школы, связанных, в конечном счёте, с изменением характера деятельности двух субъектов познавательного процесса, проектируемого целями, содержанием и методами обучения.
2. Анализ литературы по проблеме исследования, сложившейся практики обучения русскому языку и литературе в учебниках «Русский язык» и «Литература», рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, подтверждает необходимость разработки технологии исследовательского обучения русскому языку и литературе в работе в основной школе.
3. Под исследовательской технологией мы понимаем такую организацию обучения, при которой усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя.
4. Использование исследовательской технологии позволит учащимся осознать систему языка и обеспечит осознанное восприятие и порождение научного текста.
5. Целью опытно-исследовательской работы было выявление эффективности применения исследовательской технологии при изучении русского языка и литературы и доказательство возможности её последовательного использования в процессе работы на уроках русского языка и литературы в основной школе, а также разработка приемов, которые бы на протяжении обучения в основной школе привели к формированию исследовательских умений. Нашей задачей было создание учебных ситуаций, где учитель не просто объяснит материал, а ученик поймет, запомнит и научится применять знания на практике, а ситуацию исследования на уроке, которая будет способствовать формированию личности ребенка, считающего, что он сам может открывать явления и осмысливать их.
6. Для определения содержания методики была использована диагностика степени сформированности исследовательских умений.
7. В качестве практических путей решения проблемы предложена методика организации последовательной систематической работы с применением исследовательской технологии на уроках русского языка и литературы.
8. Реализация нашей методики осуществлялась в двух формах: актуализация исследовательской деятельности в содержании уроков русского языка и литературы и участие в конкурсах научно-исследовательских работ школьников.
9. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы дает возможность убедиться в том, что наблюдаются количественные и качественные изменения в распределении детей по выделенным уровням.
10. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной технологии и позволяют говорить о том, что гипотеза подтвердилась.
Как показало исследование, проблема активизации исследовательской деятельности учащихся предполагает комплексный подход к её решению. Изменяется позиция учителя в отношении к ученику, к себе самому. Учитель выступает не как хранитель норм и традиций, а как помощник развития личности. Изменяется характер управления деятельностью учащихся, при этом исследовательский метод является способом учения. Активизация исследовательской деятельности учащихся связана: 1) с изменением роли и места показа готового образца на исследовательское применение своего личного опыта в сопоставлении с готовым, представленным в учебно¬научной литературе; 2) с включением лабораторной работы в деятельность учащихся; 3) с самостоятельностью учащихся в постановке вопросов к теме и нахождении на них ответов; 4) с применением исследовательского метода учащимися в собственной учебной деятельности.
Изучение проблемы активизации исследовательской деятельности, как показано в работе, представляет отражение модернизации современной школы, отвечающей веяниям времени: свободное добывание знаний и владение ими возможно только при активизации исследовательской деятельности учащихся.
Включение методов науки: наблюдения, эксперимента, публичного представления собственных наработок и участие в оценке товарищей - в состав умений учащихся, являлось центром процесса активизации исследовательской деятельности учащихся в системе занятий по русскому языку и литературе. На основе сопоставительно-сравнительного анализа теоретического и практического опыта была разработана технология по формированию исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы. В связи с поставленной проблемой изучалась научная литература по данному вопросу, проанализированы методические рекомендации и практический опыт. По результатам изучения психолого-методической литературы мы постулировали вывод, что проблема формирования исследовательских умений учащихся раскрыта недостаточно, и в практике школ на уроках по предмету «Русский язык» и «Литература» почти не осуществляется или происходит стихийно и не имеет системного характера.
Научное изучение проблемы показало, что исследовательская деятельность учащихся является составным компонентом развивающего обучения. Отличительной особенностью концепции развивающего обучения является включение в содержание учения методов научного познания, актуализация личного опыта учащихся. Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления. Эта особенность нами была учтена при разработке технологии формирования исследовательских умений в системе занятий по русскому языку. Особое внимание уделялось публичному представлению самостоятельно найденного и оформленного в научном стиле материала. В ходе исследования было установлено, что данная технология способствует совершенствованию исследовательских умений учащихся.
Было обнаружено, что системное внедрение данной технологии ведет к улучшению результатов обучения, что подтвердило успешность и целесообразность предлагаемой технологии. При этом ученик выступал как активный творец собственных знаний, а учитель создавал обучающую среду, в которой ученики могли совершенствовать и преобразовывать свои уже имеющиеся знания. Другими словами, обучающее окружение действовало как селектор знаний, созданных самим учеником. Такая позиция обосновывалась новым взглядом на исследовательский метод, а именно: образовательная среда должна быть свободной, чтобы ученики не боялись новых смелых решений, могли пересмотреть свои взгляды и действия, чтобы найти рациональные способы решения проблем.
Необходимо ставить ученика в положение исследователя - учёного с самого начала проведения урока. Учитель продумывает, какие содержательные характеристики по поводу изучаемого материала возможны в субъектном опыте учащихся, в определённый момент включает свой вопрос, являющийся средством управления активизацией исследовательской деятельностью учащихся, в равноправный диалог, в котором обсуждаются ученические версии. Как пишет И. Якиманская, «учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно способствовать выражению учениками их индивидуальных «семантик» (пусть не совершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует «коллективное» знание как результат «окультуривания» индивидуальных «семантик», а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения» [50,С.46].
Для активизации исследовательской деятельности учащихся была изменена традиционная структура урока. В этой структуре на начальном этапе (5 класс) особое место отводилось лабораторным (русский язык) и практическим (литература) работам. На втором этапе (6 класс) главную роль играли уроки - устное выступление на заданную тему, где учащиеся представляли самостоятельно найденный материал.
Обобщая сказанное выше, необходимо отметить, что проведённое нами исследование дало подтверждение выдвинутым положениям гипотезы о том, что если на уроках русского языку и литературы в 5-6 классах реализовать технологию формирования исследовательских умений, основанную на личностно-деятельностном подходе и принципах личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности, опоры на базовое образование, то результатом этого процесса будут умения: читать и находить нужную информацию в справочной, научно-популярной и научной литературе; создавать и редактировать текст учебно-научного стиля речи; публично выступать и общаться на лингвистические и литературные темы; отстаивать свою точку зрения в ходе диспута на лингвистические и литературные темы; осуществлять анализ работы одноклассников и самоанализ собственной работы.
При таких условиях усвоение учебного материала было прочным, так как происходило на основе самостоятельного добывания знаний на этапе восприятия новых знаний, что способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся. Укреплялась самоорганизация учащихся для работы на любом этапе урока исследовательского типа: открытие «темы», в лабораторной и практической работе, в объяснении нового материала по изученным самостоятельно источникам, письменном оформлении исследовательского задания, в публичном выступлении на заданную тему, в анализе работ товарищей.
В течение проведения эксперимента учащиеся занимали призовые места и являлись победителями городских конкурсов исследовательских проектов и Международной онлайн-олимпиады по русскому языку .
В результате эксперимента определились методические планы на будущее в рамках школьного преподавания русского языка на основе активизации исследовательской деятельности учащихся: разработка уроков русского языка и литературы с использованием исследовательской технологии, внедрение системы таких уроков в общеобразовательный процесс, внедрение элективного курса. Основные положения и полученные результаты представлялись и обсуждались на открытых заседаниях кафедры русского языка и литературы Екатеринбургского суворовского училища, представлены в книге «Современная педагогика» (сертификат о публикации см. в Приложении 6).
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Пед. поиск», 2003 - 256 с.
2. Блонский П.П. Мои воспоминания. — М.: Педагогика, 1971. — 175 с.
3. Богуславский М.В. Творческое использование западных педагогических технологий в деятельности НПС ГУСа. // История педагогической технологии. — М.: НИИ ТиИП, 1992. — 133 с.
4. Вилькеев Д. В. Педагогическая психология. Казань, 1992. - 228с.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский - М.: Книга по Требованию, 2013. - 135 с.
6. Гарданова Э. Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 935-936.
7. Гессен С.И. Основы педагогики. — М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
8. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б.Теория обучения: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 384 с.
9. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 - с. 12-27
10. Домбровский А.В. Метод проектов. Размышления собственными руками.
— СПб.: Эпштейн М.М. На исторических перекрёстках. Метод проектов.
— СПб.: Образовательный центр «Участие», 2011. — 56 с. (сер. «Наношкола»)
11. Дьюи Д. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.
12. Дьюи Д. Мое педагогическое кредо // На путях к новой школе. — 2002. — №3.
13.Захарова И.Г.Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 192 с.
14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.,1994. Исследовательская работа школьников.- Научно-методический и информационно-публицистический журнал - с.72-77
15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития.
Российской федерации на период до 2020 года ifap.ru>ofdocs/rus/rus006.pdf
....