ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие «коммуникативная компетенция» и её содержание 8
1.2. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского
языка при подготовке к ОГЭ 17
1.3. Технологии формирования коммуникативной компетенции у
обучающихся 9-х классов при работе с текстом
26
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
2.1. Описание модели коммуникативной компетенции 35
2.2. Промежуточные результаты апробации модели формирования
коммуникативной компетенции 44
2.3. Методические рекомендации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 89
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования огромное внимание уделяется проблеме овладения коммуникативными компетенциями, как ключевыми [1]. В последнее время всё чаще и чаще говорится о серьезных недостатках в развитии коммуникативной компетенции детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков, приёмов, технологий, требующих от учеников речевой активности.
Политика России в области образования ставит перед современным педагогом новые задачи, которые связаны с обеспечением комплекса условия для развития коммуникативной компетенции. В настоящее время уделяется внимание инновационной деятельности педагога, приёмам и технологиям, которые позволяют подготовить человека, отвечающего запросам государства и общества [3].
Подготовка обучающихся к Государственной Итоговой Аттестации по русскому языку должна также соответствовать общей задачи - формированию коммуникативной компетенции. Развитие связной речи обучающихся - одна из самых актуальных проблем, которую выделяют учителя русского языка и литературы [17,35]. Требования к педагогу - создать условия для развития личности, умеющей свободно и грамотно излагать свои мысли, быть ответственным за свои поступки, отстаивать в диалоге свои интересы. Это запросы современного общества. Современные требования к урокам русского языка заключаются не только в развитии речевых навыков обучающихся, но и в усвоении знаний о языке как знаковой системе, знаний о правилах орфографии, пунктуации, синтаксиса и других разделов русского языка. Сформированность речевых и языковых умений и навыков выпускников проявляется не только на ОГЭ, ЕГЭ, но и в повседневной жизни. Поэтому задачей учителя-предметника будет не только обучение сочинениям и изложениям, но и умению ориентироваться на социокультурные изменения, ситуацию общения и другие компоненты, которые позволят выстроить успешное общение.
Отсутствие навыков культуры общения способствует возникновению психологических особенностей - нерешительности, и как следствие снижение потребности в общении, ограниченная контактность, неумение вступить и поддержать беседу, выстроить свою речь в соответствии с правилами и нормами речевого этикета [7]. Следовательно, актуальность настоящего исследования определяется наличием противоречий между потребностью государства и общества, и низким уровнем развития данной компетенции у выпускников школ.
Можно выделить следующие противоречия:
- между требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта образования, отражающими объективную необходимость овладения выпускниками ключевых компетенций, в том числе и коммуникативной, которая способна помочь ориентироваться человеку в окружающем мире;
- между накопленной практикой речевого обучения и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.
На основе выше изложенного тема настоящего исследования определена как «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 9-х классов на уроках русского языка».
Предмет исследования - условия формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла - русского языка и литературы и др.
Объект исследования - процесс обучения 9-классников на уроках русского языка.
Цель исследования: выявить условия формирования коммуникативной компетенции, разработать модель и технологию, способствующую формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 9 классов при подготовке к общему государственному экзамену по русскому языку.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку гипотезы исследования: формирование коммуникативной компетенции
девятиклассников при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку будет эффективной если:
1) Разработана структурная модель формирования коммуникативной компетенции, которая основана на принципах активности, системности, учета учебного и социального опыта учащихся, активных методах обучения и состоит из компонентов: целеполагающего, организационно-методического, результативно-оценочного;
2) Выявлены педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетентности: мотивация учебной деятельности, методы активного обучения.
Названные цель, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования предопределили необходимость постановки следующих задач:
1) Определить сущность понятия «коммуникативная компетенция».
2) На основе теоретического анализа существующих подходов к рассмотрению коммуникативной компетенции раскрыть сущность, структуру, уровни и критерии ее развития.
3) Рассмотреть потенциал экзаменационных заданий в развитии коммуникативной компетенции старшеклассников.
4) Разработать технологию развития коммуникативной компетенции и экспериментально доказать ее эффективность.
Для реализации указанных цели, задач, а также для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение, анализ, синтез и обобщение философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
2) эмпирические: наблюдение за деятельностью учащихся, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, анализ продуктов исследовательской деятельности школьников, педагогический эксперимент по апробации эффективности технологии развития исследовательской
компетенции старшеклассников.
3) методы математической статистики обработки полученных данных.
Теоретико-методологическую базу работы составили культурно¬историческая концепция Л. С. Выготского [23]; теория личностного развития Л. И. Божович [14]; концепция развивающего обучения (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.); исследования понятия смысла, разработанного в русле деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, А.
Д. Асмолова, В. Я. Ляудис, Н. В. Кулагиной и др. [52; 3; 46], работы по изучению коммуникативной функции языка и развитию речи Т.
А. Ладыженской, М. Т. Барановой, Ф. И. Буслаева, Ю. Н. Караулова и др. [47; 12]; компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, В.И. Байденко, Дж. Равен, А.В. Хуторской) [41; 100].
Этапы исследования. Диссертационная работа состоит из нескольких этапов.
На первом этапе (2015-2016 гг.) была сформулирована проблема исследования, проведена работа по учебно-методической литературе по проблеме исследования, разрабатывались и уточнялись цель, задачи, объект, предмет и рабочая гипотеза исследования. Также разрабатывалась методика проведения опытно-экспериментальной работы, отобраны материалы для учебного сопровождения как уроков, так и элективных курсов.
Второй этап (2016-2017 гг.) включал проведение эксперимента по формированию компетенции девятиклассников, систематизацию и обобщение итогов опытно-экспериментального обучения, исследование эффективности проведенной работы; оформление результатов и текста исследования. Экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1) Выявлены особенности организации учебной деятельности школьников в условиях федерального стандарта.
2) Представлена технология работы с текстом, способствующая развитию коммуникативной компетенции девятиклассников.
Практическая значимость работы заключается в разработке модели коммуникативной компетенции, позволяющей сформировать у учащихся высшие уровни коммуникативной компетенции. Данный материал можно использовать на уроках гуманитарного цикла, а также в подготовке учащихся к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Разработана и обоснована модель формирования коммуникативной компетенции обучающихся 9 классов, включающая в себя перечень подходов, методов, условий для её реализации.
2) Представлена технология «Текста-стимула» как средство формирования коммуникативной компетенции и развития познавательного интереса обучающихся к предмету.
Формирование коммуникативной компетенции - дело интересное, но нелегкое. Умение говорить, создавать вырабатывается постепенно: накапливаются знания, растёт общая культура, грамотность, умение высказывать свои мысли, воспитывается и развивается личность. Мыслить, размышлять, рассматривать, творить дети сами не научатся, их нужно поэтапно, умело, опытно этому учить. Технологии, представленные в работе позволяют достичь данного результата.
Исследование текста - это лишь один из приёмов создания на уроке развивающей речевой среды. Проводимый регулярно, систематически, он имеет достаточно большое значение для развития и формирования речи учащихся, умения воспринимать речь других и создавать личное высказывание. В процессе работы над готовым текстом происходит глубокое знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается и формируется логическое мышление учащихся, идет практическое понимание языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста позволяет воспитывать культуру слушания и чтения.
В нашей работе содержатся некоторые примеры развития коммуникативных умений и навыков, но к ним надо отнестись не как к шаблонам, а как к возможным вариантам работы, которые должны побудить каждого найти свой путь, создать свой вариант.
Текстоцентрический подход в современной методике преподавания русского языка является приоритетным, что связано прежде всего с коммуникативной направленностью обучения. Текст нужно использовать не только на уроках развития речи, но и при изучении морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, фразеологии, орфографии и пунктуации. Работа с текстом должна стать основой филологической деятельности в школе на всех видах уроков (на уроках русского языка и литературы, от вводных до контрольных, от традиционных до элективных). В ходе работы с текстом осуществляются межуровневые и внутрипредметные, а также межпредметные связи. Все это способствует действенно добиваться широкого спектра образовательных, воспитательных, научно-методических и психолого-педагогических целей, среди которых именно нужно выделить воспитание любви и интереса к родному языку как к основе гуманитарной культуры.
Таким образом, результат внедрения технологии РКМ и технологии «Текста-стимула» - это:
- согласованное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- лёгкое ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
-получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Одно из важных условий применения данного опыта - переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.
В результате нашей работы по данной теме выросла активность и осознанность действий школьников. Свободно используя разные приёмы и методы развития речевой деятельности учащихся и применяя их в учебном процессе, мы добились положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. Постепенно увеличивается объём работы на уроке, как результат повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление и интерес к созидательной активности. Ребята ожидают новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Повышается и общий психологический климат на уроках: учащиеся не боятся ошибок, поддерживают друг друга. Многие ученики способны свободно пользоваться устной и письменной речью в различных жизненных ситуациях, владеют различными видами речевой деятельности.
Достигнуть планируемых результатов обучения удалось лишь благодаря тому, что работа по развитию речевых умений системно проходит через весь процесс обучения.
Формируя ключевые компетенции учеников, мы осуществляем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
Учитывая известные подходы по развитию коммуникативной компетенции и учитывая возрастные особенности обучающихся 9-х классов, мы разработали технологию, которая основана на использование ассоциативного метода, который позволит обучающимся не только справиться с написанием сочинения на экзамене по русскому языку, но и увеличить кругозор обучающихся. При обсуждении текста будет использован метод дискуссии, в процессе которого учащиеся научатся воспринимать критические замечания в свой адрес, формулировать вопросы и оценочные позиции, вести спор, умения слушать, не перебивая, обобщению, продуктивному мышлению, гибкости ума, умения вырабатывать единое групповое решение умения выступать публично, отстаивая свою правоту.
В результате использования разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
- высокая степень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе;
- прочное и неформальное усвоение знаний, увеличение результативности обучения;
- способность создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
- способность анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
- активизация творческой деятельности - желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Каждый урок русского языка - это не только выполнение, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся. Следовательно, поиск продолжается. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок остаётся как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, увеличивается применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, общего обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), внеурочных форм организации деятельности.
1. Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук / 13.00.01. О. Г. Абрамкина. М.: РГБ, 2003.
2. Аганисьян В. М. Учебный диалог как психологический фактор развития эвристического мышления обучающихся: Электронный ресурс.: дис. д-ра психол. наук / 13.00.01. В. М. Аганисьян. М.: РГБ, 2003.
3. Аманбаева Л. И. Теоретические основы гражданского воспитанияучащейся молодежи в новых социальных условиях / Л. И. Аманбаева; Якут, гос ун-т им. Аммосова М. : АСА, - Якутск : Изд-во ЯГУ, 2001. - 55 с.
4. Анализ и пути совершенствования речи детей: сб. науч. тр. / МГПИ
5. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. // Педагогика. Научно¬теоретический журнал. №4. - 2005. - С. 25.
6. Арыпбекова Д. Д. Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по русскому языку // Молодой ученый. — 2016. — №20.1. — С. 3-6.
7. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. - М., 2003. - С. 57-62.
8. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова // Педагогика. 2002. - № 4. - С. 27-33.
9. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.-423 с.
11. Белова Е. С. Развитие диалога в процессе решения мыслительных задач / Е. С. Белова // Вопр. психологии. 1991. - №2.- С. 14-16.
12. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев; Ленингр. гос. ун-т. Л. : Изд-во ЛГУ, 1965. - 123 с.
13. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М. : Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 296 с.
14. Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) / Е. Д. Божович, Е. И. Козицкая // Психол. наука и образование. - 1999. - 49 с.
15. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская,
А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 245 с.
...