Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением

Работа №98657

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СО СТИХОТВОРЕНИЕМ 7
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности восприятия литературного развития детей среднего
дошкольного возраста 10
1.3. Принципы организации деятельности педагога по ознакомлению
детей среднего дошкольного возраста с произведениями литературы 14
1.4. Программное содержание образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ 26
2.1. Алгоритм деятельности педагога по ознакомлению детей среднего
дошкольного возраста со стихотворением 26
2.2. Анкетирование и диагностика субъектов образовательных
отношений 32
2.3. Совокупность мероприятий по ознакомлению детей среднего
дошкольного возраста со стихотворением 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64


В дошкольном образовании актуальность воспитания посредством приобщения детей к художественной литературе подтверждена в основных нормативных документах, регламентирующих организацию дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. В стандарте учитываются возможности освоения образовательной программы на разных этапах ее реализации и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования [52].
Требования к психолого-педагогическим условиям успешной реализации основной образовательной программы прописаны в ФГОС ДО [52]. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательных областей, ориентировано на развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает развитие речевой, звуковой, интонационной культуры, детской книжной литературы, понимание на слух литературного жанрового разнообразия, развитие фонематического слуха.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование у детей среднего дошкольного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Содержание реализуется через решение таких задач, как формирование целостной картины мира, развитие и формирование индивидуальных высоконравственных личностных качеств, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса [52].
Данной проблеме посвящены исследования отечественных ученых, педагогов: Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М.Кониной, Е. А. Флёриной.
О чуткости к родному слову говорят исследования A. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина.
Проблему развития интереса к поэзии в условиях детского сада изучала B. Н. Андросова [4]. Восприятие художественной формы литературного произведения изучала Л. М. Гурович [16].
О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах. Она отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Также обращает внимание на то, что развитие детского словесного творчества нельзя рассматривать отдельно от особенностей восприятия детьми литературных произведений. Чтение книги развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка [50].
В. В. Гербова отмечает значение художественной литературы для усвоения грамматических и лексических норм языка [13].
Таким образом, значимость данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. Актуальность подтверждена нормативными документами и общеобразовательными программами детского сада, в которых ознакомление детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой, с разнообразием жанров является неотъемлемой частью дошкольного образования.
Основываясь на многочисленные исследования отечественных педагогов, психологов, а также на документальное обоснование данной темы, можно сделать вывод, что в процессе ознакомления детей с произведениями литературы обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, словесное творчество, эстетические и нравственные понятия, формируется целостная картина мира.
Поэтому в условиях дошкольной образовательной организации является необходимым воспитание у детей интереса и любви к художественному слову, словотворчеству, поэзии.
Ознакомление со стихотворениями рассматривается с позиций понимания детьми содержания художественного образа и чувства поэтической формы произведения (музыкальность, ритмичность). Данное исследование связано с организацией деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением.
Цель исследования: разработать комплекс педагогических мероприятий по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением в условиях дошкольного образовательной организации.
Объект исследования: деятельность педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: совокупность мероприятий по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением в условиях дошкольной образовательной организации.
Методы исследования - изучение литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование, математическая обработка данных, проектировочная работа.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №9» - «Детский сад №1» города Первоуральска Свердловской области. Средняя группа №1.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, освещающую организацию деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением.
2. Выявить особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Изучить принципы и методики организации деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с произведениями литературы
4. Проанализировать программное содержание образовательных программ «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
5. Подобрать критерии и показатели восприятия детьми среднего дошкольного возраста стихотворения.
6. Разработать алгоритм деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением.
7. Провести диагностику детей среднего дошкольного возраста, анкетирование родителей, опрос педагогов и проанализировать полученные данные.
8. Разработать совокупность мероприятий по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением, ориентируясь на современные подходы к организации деятельности педагога и включая всех участников образовательного процесса.
Структура ВКР: работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической литературы и существующей концепции развития дошкольного образования в условиях личностно-ориентированного подхода с учетом принципов гуманизации и демократизации утверждение субъект - субъектных отношений, помогающих воплощению творческих возможностей, интеллектуальных сил детей является обоснованным и востребованным на данном этапе развития современного общества [11].
Н. А. Горлова в своей работе «Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и путь реализации» определяет типы взаимодействия в рамках образовательного процесса с опорой на культурно-историческую парадигму [15].
Данная концепция отечественного образования реализуется в организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Этими критериями обладают основные образовательные программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. В программах содержится художественный литературный материал, направленный на формирование личности ребенка. Этот материал представлен с учетом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Многочисленные исследования отечественных педагогов, ученых, психологов рассматривают процесс восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста в тесной связи с человеческой культурой, во взаимодействии с окружающим миром при непосредственном педагогическом руководстве взрослого. Они подтверждают, что дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период для развития всех психических процессов, формирования целостной картины мира, воспитания нравственных, художественно-эстетических качеств личности. Детская эмоциональная отзывчивость, воссоздающее воображение, речь в тесной взаимосвязи с мышлением, памятью, волей активно воплощаются в детской деятельности. А организация педагогом образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» активно способствует этому процессу.
Использование современных педагогических технологий на основе гуманного образовательного субъект - субъектного взаимодействия помогают педагогу успешно организовать образовательный процесс по восприятию художественной литературы, по ознакомлению со стихотворениями детей среднего дошкольного возраста. Решаются педагогические задачи, направленные на развитие кругозора, речи, на формирование нравственных, эстетических качеств, творческих и интеллектуальных способностей, на воспитание читательского интереса и любви к книге. Этому также способствуют инновационные изменения в системе дошкольного образования на современном этапе развития нашего общества.
Можно предположить, что разработанные мероприятия по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением повысят уровень педагогической информированности у родителей и компетентности у педагогов в области чтения, знакомства со стихотворениями и литературного развития детей. Также планомерная организация деятельности педагога по восприятию художественной литературы и знакомству с разными литературными жанрами в течение дня пребывания детей в детском саду, применению стихотворений в различных видах детской и в совместной деятельности являются ключевым инструментом в решении образовательных задач по ознакомлению со стихотворением детей среднего дошкольного возраста.
В практической части нашего исследования нами проведена всесторонняя диагностика участников образовательного взаимодействия с целью выявления уровней восприятия и понимания у детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению со стихотворением, у родителей и педагогов - педагогической компетентности в вопросах литературного развития и ознакомления со стихотворением в условиях дошкольной образовательной организации.
Исходя из результатов диагностики нами был разработан комплекс педагогических мероприятий. Данный комплекс мероприятий определяет основные направления взаимодействия всех субъектов образовательных отношений дошкольной организации: родителей, детей, педагогов, социальные структуры и решает задачи по ознакомлению со стихотворением детей среднего дошкольного возраста. Также эти мероприятия включают создание условий по организации развивающей предметно-пространственной среды, которые обеспечивают полноценное усвоение детьми среднего дошкольного возраста содержания образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора), «Речевое развитие» (развитие речевой культуры, детской книжной литературы, понимание литературного жанрового разнообразия).
Наблюдения, диагностика, анкетирование и опрос помогают проанализировать, спланировать и скорректировать образовательную деятельность, взаимодействие педагогов с родителями, с детьми, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, развить компетентность по вопросам литературного развития детей и знакомства со стихотворением.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления образовательного процесса. Она позволяет путем педагогических наблюдений, проб во всей системе воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать этот процесс, делая его насыщенным, интересным, полноценным и качественным для всех участников образовательного взаимодействия.
Реализуемая совокупность мероприятий будет способствовать повышению уровня педагогической компетенции у педагогов и родителей в области домашнего чтения, знакомства с разными литературными жанрами, разучивания стихотворений и общего художественно-литературного развития детей. У детей будут сформированы умения по пониманию и заучиванию стихотворений с опорой на картинно-графические схемы. Они научатся ориентироваться в литературных жанрах, применять полученные знания в своей продуктивной детской деятельности.
Поэтому организация деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением является важной частью всего образовательного процесса.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алябьева, Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи [Текст] : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 96 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - Минск : Университетиздат, 1990. - 560 с.
4. Андросова, В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы [Текст] / В. Н. Андросова // Дошкольное воспитание. - 1981. - №3. - С. 48-50.
5. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья [Текст] : метод. пособие / Е. П. Арнаутова. - М. : Просвещение, 2002. - 264 с.
6. Белоусова, Л. Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей [Текст] : метод. пособие / Л. Е. Белоусова. - СПб : Детство-Пресс,2005.- 141 с.
7. Бондаренко, Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» [Текст] : метод. пособие / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : Метода, 2013. - 192 с.
8. Бурачевская, О. В. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем [Текст] / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 93-97.
9. Васюкова, Н. Е. Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция [Текст] / Н. Е. Васюкова. - М. : Карапуз, 2007. - 16 с.
10. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] : учебное пособие / под ред. Л. А. Венгера: Научно-исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
11. Взаимодействие субъектов образовательного процесса - основа социальной эффективности образования [Текст] : учебно-метод. пособие / под ред. И. В. Васютенковой. - СПб. : ЛОИРО, 2011. - 130 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд. центр «Смысл» ; Эксмо, 2005. - 1136 с.
13. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] : программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 234 с.
14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
15. Горлова, Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия и путь реализации [Текст] / Н. А. Горлова. - М. : МГИУ, 2000. - 196 с.
16. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова. - СПб : Детство-Пресс, 2000.
- 264 с.
17. Детство [Текст] : примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева.
- СПб : Детство-Пресс, 2014. - 321с.
18. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] : метод. пособие для воспитателей / О. М. Дьяченко. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
19. Жуковская, Р. И. Чтение книги в детском саду [Текст] : метод. пособие / Р. И. Жуковская. - М. : Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1955. - 104 с.
20. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературных произведений [Текст] / Избран. психол. труды в 2 томах. Том 1 / А. В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1986. - С. 36-119.
21. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу [Текст] : учеб. пособие / О. А. Иванова. - М. : Школьная Пресса, 2005. - 80 с.
22. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам [Текст] / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. - М. : Просвещение, 1982. - 191с.
23. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская. - М. : Педагогика, 2012. - 143 с.
24. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 8. - С. 42-48.
25. Конина, М. М. Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет [Текст] : книга для родителей / М. М. Конина ; под ред. А. Е. Флериной. - М. : Учпедгиз, 1962. - 280 с.
26. Коротков, Э. М. Управление качеством образования [Текст] : учеб. пособие / Э. М. Коротков. - М. : Академический Проект, 2007. - 320 с.
27. Крупенчук, О. И. Стихи для развития речи [Текст] / О. И. Крупенчук. - СПб. : Изд. Дом «Литера», 2003. - 64 с.
28. Кузьменкова, Е. Воспитание будущего читателя. Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет [Текст] / Е. Кузьменкова, Г. Рысина. - М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с
29. Леонтьев, А. Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1997. - 288 с.
30. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ [Текст] : метод. пособие / А. А. Майер. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 176 с.
31. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2002. - 592 с.
32. Микляева, Н. В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева, Т. С. Мишина. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 80 с.
33. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО [Текст]: пособие для педагогов / НО. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова ; под ред. И. А. Бурлаковой ; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н. В. Федина. - М. : Просвещение, 2012.
34. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учебник для студентов / В. С. Мухина ; под редакцией Л. А. Венгера. - М : Просвещение, 1985. - 272 с.
35. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы [Текст] / О. И. Никифорова. - М. : Книга, 1972 - 152 с.
36. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. - 3-е изд. испр. и доп. - М. : Мозаика- Синтез, 2016. - 368 с.
37. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Жан Пиаже. - М. : Педагогика-Пресс, 2008. - 526 с.
38. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М. : Педагогика, 1977. - 277 с.
39. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. -2-е изд. доп. - М. : Изд. центр Юрайт, 2011. - 576 с.
40. Прудовская, С. Н. Книжкины затеи : о том, что можно делать с книгой малышам [Текст] / С. Н. Прудовская. - М. : Чистые пруды, 2007. - 30 с.
41. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 томах. Том 1 / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий,
2006. - С. 194-345.
42. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы [Текст] / В. В. Сериков. - Волгоград : Перемена, 1998. - 187 с.
43. Сорокина, Л. В. Учим стихи, рисуя [Текст] / Л. В. Сорокина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 5. - С. 57-58.
44. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. Вопросы психологии [Текст] / Б. М. Теплов. - М. : Просвещение, 1981. - 130 с.
45. Тихеева, Е. И. Основные положения методики развития речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 6-9.
46. Тихомирова, И. И. Детская книга в домашней библиотеке [Текст] : метод. пособие / И. И. Тихомирова. - М. : Изд. центр «Школьная библиотека», 2008. - 237 с.
47. Управление качеством в образовательном учреждении [Текст] : сб. науч. статей / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2012. - 223 с.
48. Успех [Текст] : советы для родителей / Н. О. Березина, О. Е. Венецкая, Е. Н. Герасимова ; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н. В. Федина. - М. : Просвещение, 2012. - 143 с.
49. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-метод. пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 298 с.
50. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст] : метод. пособие / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфер, 2011 - 288 с.
51. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] :
О первоначальном преподавании родного языка. В 6 томах. Том 4 /
К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1989. - 528 с.
52. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Дошкольного Образования [Текст] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 зарегистрирован в Минюсте России14 ноября 2013 № 30384. - Екатеринбург : Изд. дом «Ажур», 2014. - 24 с.
53. Флерина, Е. А. Живое слово в дошкольном учреждении [Текст] / Е. А. Флерина, Е. Ю. Шабад. - М. : Учпедгиз, 1939. - 93 с.
54. Эльконин, Д. Б. Психология развития [Текст] : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. - 384 с.
55. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Искусство,1964. - 86 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ