ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСКУССТВО «МАКРАМЕ». ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 История зарождения техники «макраме» 8
1.2 Особенности техники «макраме» как вида искусства 16
1.3 Художественное оформление «макраме» в современном женском
костюме 23
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА В ТЕХНИКЕ МАКРАМЕ
2.1 Роль техники «макраме» в художественном моделировании
современного женского костюма 27
2.2 Разработка коллекции женских костюмов с применением техники
«макраме» 32
2.3 Экономический анализ проектируемой коллекции 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ 42
ИЛЛЮСТРАЦИИ 45
СПРИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В современном мире текстильная промышленность ориентирована на использование технологических инноваций в системе производства, что позволяет улучшить динамику экономического роста и способность конкурировать. Параллельно с интенсификацией производства прет -а- порте, такие ведущие модные бренды, как Шанель, Диор, Александр Маккуин, Оскар де ла Рента и другие продолжают развивать сегмент от кутюр, в котором используют и традиционные ручные технологии, способствующие обогащению образного восприятия костюмов, повышению их моральной ценности для потребителя.
Визуальное сходство в коллекциях различных по исполнению ручных техник с кружевом указывает на их единое происхождение. Еще с первобытных времен развивалось два основных вида технологий: узелковое плетение и вышивка, предваряющих появление утонченного искусства кружевоплетения в Италии в XV веке. На протяжении нескольких столетий эти виды ремесленных технологий, совместно с кружевоплетением, продолжают развиваться, не теряя актуальности применения как в костюме, так и в интерьере.
В мире существует большое количество различных техник плетения. Каждая из них имеет своё значение, историю появления, область применения. Одной из техник плетения является макраме.
Как правило, многие люди относят макраме к давно забытым временам, когда бабушки украшали стены своего дома декоративными панно, выполненными в данной технике. Тем самым, создается впечатление старинного духа этого вида плетения, но так ли это на самом деле? Имеет ли место быть данная техника в современном мире, и какова область её применения?
В современном мире большую роль играет эстетическое восприятие всего вокруг. Привлекает взгляд и заставляет не пройти мимо то, что сделано своими руками. Мелкая ручная работа высоко ценилась с самых древних времен. Тем самым, стоит заметить, что область применения ручной работы распространяется на все сферы. Будь то декор одежды, оформление фасадов зданий, интерьер. Меня заинтересовало применение ручной работы при оформлении современного женского костюма, где ручная работа основана на плетении макраме.
Историографический анализ. При написании выпускной квалификационной работы был проработан большой объем научной литературы.
В.И. Федотов убеждает в том, что фриволите - изящные кружева и изделия макраме вопреки времени и моде не теряют своей актуальности и интереса к себе. Они способны подчеркнуть изысканность и индивидуальность любого образа. Так же отмечает широкий спектр применения плетеных изделий многообразие их назначения.
Ю.А. Дараева рассказывает о древних видах рукоделия. В своей книге она предлагает обзор темы и ускоренный курс для освоения техники фриволите. Поэтапно знакомит с выбором инструментов для работы, описывает базовые приемы и готовые изделия.
А.А. Зайцева и Е.А. Моисеева в книге «Макраме. Уроки плетения для начинающих» знакомят с различными материалами для достижения определенного вида изделия, учитывая их назначение и эстетическое зрительное восприятие. Рассказывают о доступных материалах пригодных для плетения макраме. Проводят обзор инструментов, используемых при работе. Книга проиллюстрирована пошаговым фотоматериалом с подробным описанием и условными схемами для каждой модели. А так же дают базу для собственного творчества, предоставляя основную базу для создания своих авторских неповторимых моделей.
В книге «25 уроков плетения фриволите» Т.Б. Чижик и М.В Чижик описывают самостоятельный вид рукоделия - кружева в стиле фриволите. Узоры, выплетенные с помощью челнока, крючка или иглы, позволяющие плести одежду в целом. А так же облагородить ее с помощью всевозможных кружевных вставок.
М. Локшина предлагает занятия по вязанию узлов в качестве развивающего процесса для мелкой моторики и координации движения. Для восстановления рук после травм и других развивающих целей. Пособие рассчитано как на индивидуальные занятия, так и на занятия в группах.
Книга В. Сафроненко «Узлы на все случаи жизни», предназначается на широчайший круг читателей различных профессий, чья деятельность связанна с туризмом, рыболовством, строительством, альпинизмом, охотой, рыбалкой, морской деятельностью. В книге подробно описано более 80 различных узлов и петель, необходимых в быту, то не может не привлечь внимание и рукодельниц в технике макраме.
В.С. Белгородского, который описал традиции, как основу для в художественном проектировании костюма.
А.А. Васильченко, в своем труде описал особенности использования ажурного декора в дизайне костюма. Принципы художественного конструирования одежды с применением ажурных элементов.
А.А. Зайцева и Е.А. Моисеева в своей книге «Самый полный и понятный самоучитель» для начинающих рукодельниц дают подробный разбор и описание макраме- декоративному узелковому плетению. Ознакомляют с различными приспособлениями для работы. Проводят подробный экскурс по материалам и необходимым инструментам. Предоставляют обзор приемов узелкового плетения, начиная от расчета длинны нитей, способов их крепления или навешивания на приспособления, заканчивая красивыми элементами, полученными в результате применения различных видов узлов и их комбинаций.
Г.А. Моисеев, в работе которого, техника макраме рассматривается как мужское ремесло. Он, опираясь на глубокую историю вязания узлов, рассматривает ее историко-техническое назначение. Ценные сведения этого пособия по рукоделию позволили конструктивно и понятно разобрать и освоить все тонкости техники узелкового плетения. Богатый иллюстративный материал с подробным разбором и описанием пошаговых действий, а так же важные рекомендации явились незаменимым и четким руководством в работе.
Книга А. Корфиати «Золотой стежек. Самая большая книга кройки и шитья», предназначена для начинающих швей с простым и доступным описанием швейной базы, начиная от швов и элементов одежды, заканчивая базовыми выкройками для любых размеров одежды.
Ю.И. Зеленова рассматривает технологии кружевоплетения и макраме на примере современных домов моды и доказывает актуальность техники в наше время Зеленова Ю.И. Традиционные прототипы технологии кружевоплетения.
Т.А. Сунцова в своем пособии дает понятие о конструкции одежды и краткую характеристику системы. Рассматривает фигуру человека. Дает понятия о техническом и художественном аспектах моделирования.
Целью исследования является исследование художественного проектирования современного женского костюма с применением техники макраме в коллекциях современных дизайнеров.
Объектом исследования художественно- декоративные особенности техники «макраме».
Предметом исследования является применение техники «макраме» современными дизайнерами при создании женских костюмов.
Задачи:
- изучение истории зарождения техники «макраме»;
- рассмотреть инновационные технологии техники «макраме» в женской одежде и интеграция кружева в модный костюм с применением; новых материалов в коллекциях российских и зарубежных дизайнеров.
- выявление взаимосвязи традиционных видов создания кружева и их влияние на формообразование, и качественные характеристики современного женского костюма;
-анализ роли техники «макраме» в художественном моделировании современного женского костюма.
-разработать коллекцию женских костюмов с применением техники макраме.
-провести экономический анализ
Источниками исследования являются журналы мод VOGUE, BURDA; интернет порталы, посвященные моде; официальные сайты домов мод и дизайнеров.
Методология исследования при написании выпускной
квалификационной работы применялись следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ полученных данных. Объем и структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, литературы и приложения.
Исследовав теоретический материал, посвященный искусству «макраме» в художественном моделировании современного женского костюма, можно сделать следующие выводы.
В XXI в. изобретение новых технологий диктует и новый подход к художественному моделированию женских костюмов в технике макраме. А результатом становится появление новых, невообразимых ранее, форм костюма, что дает толчок для проявления фантазии художникам и дизайнерам.
Наиболее верным в условиях современности является подход к костюму как к элементу интегративной и интерактивной системы, а генерирование объектов моды основывается на применении новейших перспективных технологий, постоянном развитии, систематизации и оптимизации процессов художественного проектирования костюма.
Кризис идеологий техногенной культуры начала XXI в. создает необходимость обращения художников к традиционным стилям в связи с необходимостью пересмотра приоритетов современного социума.
Таким образом, исследование со всей очевидностью доказывает, что изучение исторического, в том числе женского костюма с элементами плетения макраме помогает художнику-модельеру в создании современных форм одежды, обладающих новой образностью, эмоциональной выразительностью, при этом степень похожести на источник вдохновения может быть самой различной. Самыми основными принципами проявления формы выступает организация ее компонентов и создание целостности восприятия. Такой подход создает особые требования к конструированию женского костюма и удерживает художника от излишеств и крайностей в компоновке основных элементов. Проектируемая коллекция имеет непреложную художественную ценность, так как позволяет соединить в одном ансамбле современность и национальные традиции, выверенные веками. При этом достигается гармония восприятия созданного образа. Главное, чтобы современные женские костюмы, созданные фантазией дизайнера, были отмечены и отвечали духу времени, подчеркивая инновации, и гармонично сочетались с разными стилями.
Романтическое настроение заставляет прильнуть к самобытности мореплавателей. Огромное количество веревок на мачтах, предназначенных для креплений конструкций парусов и управления ими, в умелых руках моряков превращаются в своеобразный дополнительный штурвал, ведущий к цели или мечте. В свою очередь конструктивное составляющее в корабельных мачтах и парусах, определило конструктивное составляющее в моей коллекции.
Веревки, которые крепятся, к мачтам и управляют парусами, в которые ловят моряки свободный ветер, крепятся на УЗЛЫ! Узлы самые разные и замысловатые, с самой различной функциональностью, которую человек не посвященный, даже никогда не знал.
Техника макраме подразумевает узловые вязки и плетение руками без дополнительных приспособлений: крючков и игл. Она основывается на узлах, подобным, которые используются на кораблях.
В результате вышеизложенных рассуждений, мы убедились в том, что техника макраме имеет место быть в художественном моделировании современного женского костюма. Техника макраме является одним из способов создания такого образа в костюме, как изделия, выполненные этим методом плетения, хранят в себе доброту романтичность и умиротворение.
Задачи, поставленные в разработке проекта, по созданию данной коллекции, реализованы в полном объеме.
1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия [текст]. АСТ: Астрель. 2010. С. 896.
2. Балабанова Т.Г. Роль творческих объединений в возобновлении интереса к рукоделию в конце ХХ- начале ХХ1 века в Иркутской области [текст]. Т.Г. Балабанова. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013.№5 (76). С. 230-235.
3. Безик А.И. Художественные особенности одежды села Люта Закарпатской области первой половины ХХ века (стилистика и композиционные принципы костюма) [текст]. Дизайн. Искусство. Промышленность. 2014. №2.С.66-72.
4. Белгородский В.С. Традиции как основа для инноваций в художественном проектировании костюма (на примере кружевоплетения) [текст]. Дизайн и технологии. 2017. №59 (101). С. 14-21
5. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия [текст].Репринтное изд.- М.: Академия моды. 1996. С. 117
6. Бертяева Н.Н. К вопросу о роли европейских образцов в становлении сцепного кружева в России (на примере изделий города Торжка Тверской губернии) [текст]. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2010.№4. С. 27-37.
7. Васильченко А.А. Ажурный декор в дизайне костюма [текст]. В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно - методической конференции. Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». 2018. С. 56-63.
8. Вольпинтеста Л. Как понимать язык моды: 26 принципов, которые должен знать каждый модельер [текст]: [пер. с англ. Т.О. Новиковой] - Москва: Эксмо. 2014. С. 224.
9. Дараева Ю.А. Фриволите. Плетеное кружево [текст]. Серия: Красота в твоих руках. Этерна. 2008.
10. Ермилова Д.Ю. История домов моды: учебное пособие [текст]. М. Издательский центр «Академия». 2003. С. 288.
11. Зайцева А.А., Моисеева Е. А. Макраме. Уроки плетения для начинающих [текст]. Серия: Азбука рукоделия. Эксмо. 2012.
12. Зеленова Ю.И. Традиционные прототипы технологии кружевоплетения [текст]. Theoretical & Applied Science. 2017. №12 (56). С. 5-9.
13. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты [текст].: Спб.: СПГУТ. 2001. С. 192.
14. Корфиати А. Золотой стежек. Самая большая книга кройки и шитья [текст]. АСТ: Москва. 2016. С.512.
15. Кузьмина Е.В., Кузьмина Т. А. Макраме в интерьере. Уютные детали [текст]. Феникс. 2006.
16. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка: 1-е изд-е: СПб.:1998.
17. Kudryavtseva N.A., Smirnova, L.V. THE WAY FOR THE PROFESSIONAL
START-UP: REALIZATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL
DIRECTIONS [текст]. В сборнике: Культура и искусство в современном образовательном пространстве материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 67-70.
18. Леонова И.Ф. Современный женский костюм: дизайн, традиция, новация и социально-культурный контекст [текст]. Культурная жизнь Юга России. 2016.№2 (61). С. 85-90.
19. Локшина М. Декоративные узлы. Учебное пособие с подробными схемами [текст]. Серия: Волшебное рукоделие. Ладога-100. 2014.
20. Моисеев Г.А. Макраме - мужское дело [текст]. Юный ученый. 2018. № 4 (18). С. 85-89.
21. Моисеева Е.А.,Зайцева А.А. Макраме. Самый полный и понятный самоучитель [текст]. Эксмо. 2014. С. 96.
22. Сафроненко В. Узлы на все случаи жизни [текст]. Серия: Энциклопедия полезных советов. Красико-принт. 2003.
23. Сафронова И.Н. Исторические традиции и современные приёмы
декорирования в дизайне костюма [текст]. Декоративно-прикладное
искусство и образование. 2018. № 2 (24). С. 45-52.
24. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме [текст]. Москва. Просвещение 1992. С .127.
25. Сунцова Т.А. Легкая женская одежда, Конструирование и моделирование [текст]. Сунцова Т.А.. -М.: 2001.С. 314.
26. Федотов В.И. Макраме. Фриволите. Практическое руководство [текст]. АСТ. Астрель. 2008. С. 32.
27. Чижик Т.Б., Чижик М.В. 25 уроков плетения фриволите [текст]. Феникс. 2006.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
28. Официальный сайт дизайнера Марк Фаст http://www.markfast.net/home.htm
29. Официальный сайт дизайнера Мартин Марджела
https: //www. maisonmargiela.com/ru
30. Мода и стиль. https://image66.ru/blog/sovety_stilistov/moda-i-stil.html
Стиль в одежде. https://www.glamurnenko.ru/blog/stili-odezhdy-vse-chto-vam- nuzhno-znat/
31. В поисках собственного стиля https://lifestylewomens.ru/stili-odezhdy-dlya- zhenshchin/