Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Работа №98639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Особенности коммуникации детей старшего дошкольного
возраста
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Содержание организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
1.5. Анализ программ ДОО в аспекте проблемы формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возрасте
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию
деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Формирование личности, способной к межличностному общению, «обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве» [51].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адаптация и социализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры, важной составляющей которой являются коммуникативные умения.
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание личности, владеющей коммуникативными умениями, который сформулирован в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», одна из приоритетных целей которой «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [50], которое невозможно осуществить без коммуникативных умений.
Коммуникативные умения - это умения эффективно общаться, умение слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, аргументировано высказывать свое мнение, решать возможные конфликты и т. д. Дошкольный возраст - оптимальный этап для развития коммуникативных умений, так как ребенок активно общается с окружающими людьми. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития. Одним из возможных средств решения этой проблемы является сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности в период дошкольного детства.
Проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.). В исследованиях этих авторов показана ведущая роль игровой деятельности в формировании коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В исследованиях (А. М. Богуш, А. Г. Самохваловой, Е. О. Смирновой и др.) фиксируется недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Это происходит из-за недостаточного внимания и формального отношения к указанной проблеме в практике дошкольного образования.
Среди многочисленных исследований социально-коммуникативного развития и игровой деятельности дошкольников мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на практическую разработку организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Это делает актуальным тему нашего исследования.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически внедрить комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую,
методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое изучение уровней сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы - анализ литературы, сравнение, обобщение;
2) эмпирические методы - тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и обобщения нашего исследования могут быть успешно использованы педагогами, родителями старших дошкольников для решения проблем социально-коммуникативного развития детей. Предложенный в работе комплекс мероприятий будет способствовать организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Этот комплекс необходим детям для развития общения игровой деятельности; педагогам детского сада - для самообразования, планирования и организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с целью формирования у них коммуникативных умений; родителям - для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности ребенка в семье.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (58 источников) и шести приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает уровня, достаточного для систематической работы по формированию у них коммуникативных умений. Этому же способствуют особенности коммуникации детей этого возраста: внеситуативно-личностная форма общения, овладение всеми сторонами речи, умениями диалогической и монологической связной речи. Однако сами коммуникативные умения у старших дошкольников развиты недостаточно хорошо.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста - это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимых для успешной социализации и жизнедеятельности.
Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования коммуникативных умений у старших дошкольников. Педагогический потенциал этих игр состоит в том, что в них объединены коммуникативный и деятельностный подход. В этих играх реализуется потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми. На всех этапах сюжетно-ролевой игры дети учатся сотрудничеству, участвуют в коммуникативных ситуациях, используют ролевое поведение и ролевые диалоги.
В содержание организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх входит создание следующих педагогических условий:
- обеспечение психологической комфортности, добровольности участия в игре каждого ребенка;
- подбор и реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, интересных для старших дошкольников и насыщенных коммуникативными ситуациями и ролевыми диалогами, вариативность проведения этих игр (сюжетов, ролей, игровых действий и диалогов);
- планирование проведения игр и рефлексия (подведение итогов и анализ результатов).
- использование комплекса разнообразных методов (словесных, наглядных, практических) и игровых приемов в работе с детьми.
Результаты диагностического исследования показали, что у половины старших дошкольников (50%) коммуникативные умения сформированы на среднем уровне, у 35% детей отмечен высокий уровень сформированности коммуникативных умений, у 15% - низкий.
Для организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх нами разработан и внедрен комплекс мероприятий по 4направлениям:
1. Поэтапная работа с детьми, которая включала проведение в течение учебного года по специально разработанному плану 8 сюжетно-ролевых игр, в них включены коммуникативные ситуации и ролевые диалоги. В работе с детьми педагоги использовали разнообразные методы и приемы, они повышали у старших дошкольников интерес к сюжетно-ролевым играм, к коммуникативному взаимодействию, обучали детей ролевым диалогам, стимулировали использование коммуникативных умений, которым дети обучились в сюжетно-ролевой игре, в обыденной повседневной жизни при общении с взрослыми, сверстниками и другими детьми.
2. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды старшей группы детского сада за счет пополнения Уголка игры и ряжения, речевого уголка и уголка чтения атрибутами, оборудованием и материалами, способствующими формированию коммуникативных умений у детей.
3. Взаимодействие с родителями в разных формах, направленное на развитие знаний и умений родителей использовать сюжетно-ролевые игры для формирования коммуникативных умений детей в семье.
4. Работа с педагогами детского сада способствовала повышению их профессиональной компетентности по организации педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2014. 672 с.
2. Абрамян Л.А. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Детство-Пресс, 2011. 285 с.
3. Арушанова А.Г. и др. Истоки диалога. 5-7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2014. 186 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 272 с.
5. Берк Л. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2014. 1056 с.
6. Богуш А.М. и др. Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Минск: Ранок, 2013. 84 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Владос, 2014. 285 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Детство-Пресс, 2010. 268 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
10. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2010. 128 с.
11. Власова Т.А., Климчук Л.А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2013. № 27. С. 27-36.
12. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 272 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //development2005. narod.ru/books/game.htm(дата обращения 15.02.2016).
14. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. М.: Академический проект, 2013. 1136 с.
15. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфа,
2011. 272 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 321 с.
17. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2010. 64 с.
18. Дыбина О.В. и др. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 64 с.
19. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. М.: Мозаика-синтез, 2014. 154 с.
20. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Детство- Пресс, 2010. 224 с.
21. Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 64 с.
22. Игра дошкольника / Под ред. Л.С. Новоселовой. М.: Детство- пресс, 2012. 292 с.
23. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: метод. пособие. М.: Айрис, 2014. 112 с.
24. Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2011.96 с.
25. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. 176 с.
26. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2014. 178 с.
27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2013. 345 с.
28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение,
2012. 226 с.
29. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Владос,
2014. 245 с.
30. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М.: Айрис-пресс, 2015. 144 с.
31. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность // Детский сад: от А до Я. 2013. №6. С. 40-45.
32. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: ГНОМ и Д, 2014. 96 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2010. 456 с.
34. Обухова Е.А. Коммуникативные игры с детьми и родителями // Ребенок в детском саду. 2014. №5. С. 78-79.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Российское
педагогическое агентство, 2011. 374 с.
36. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016.334 с.
37. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред.
A. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 1018 с.
38. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2009.223 с.
39. Рузская А.Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М.: МОДЭК, 2011. 240 с.
40. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2011. 175 с.
41. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.
B. А. Сластенина. М.: Академия, 2014. 336 с.
42. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. М.: Детство-пресс, 2013. 80 с.
43. Скитская Л.В., Щербаков Ю.И. К вопросу оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ // Мир науки, культуры, образования № 5 (42). 2013. С.84-87.
44. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.: Речь, 2010. 176 с.
45. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.
46. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2015.236 с.
47. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников / Сайт «Всероссийский фестиваль педагогического творчества [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://educontest.net/component/content/article/61-dou/53162 (дата обращения 16.12.2016).
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. 336 с.
49. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений М.: Владос, 2012. 287 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] /// Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 01.10.2017).
51. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html,(дата обращения 01.10.2017).
52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Владос, 2012. 456 с.
53. Ушинский К.Д. Избранное. М.: Владос, 2015. 265 с.
54. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 256 с.
55. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. Ростов- н/Д.: Феникс, 2014. 220 с.
56. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). М.: Детство-ПРЕСС, 2015. 384 с.
57. Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Детство-Пресс, 2010. 327с.
58. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Академический проект, 2012. 228 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ