Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Особенности коммуникации детей старшего дошкольного
возраста
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Содержание организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
1.5. Анализ программ ДОО в аспекте проблемы формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возрасте
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию
деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Особенности коммуникации детей старшего дошкольного
возраста
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Содержание организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
1.5. Анализ программ ДОО в аспекте проблемы формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возрасте
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию
деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формирование личности, способной к межличностному общению, «обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве» [51].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адаптация и социализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры, важной составляющей которой являются коммуникативные умения.
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание личности, владеющей коммуникативными умениями, который сформулирован в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», одна из приоритетных целей которой «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [50], которое невозможно осуществить без коммуникативных умений.
Коммуникативные умения - это умения эффективно общаться, умение слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, аргументировано высказывать свое мнение, решать возможные конфликты и т. д. Дошкольный возраст - оптимальный этап для развития коммуникативных умений, так как ребенок активно общается с окружающими людьми. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития. Одним из возможных средств решения этой проблемы является сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности в период дошкольного детства.
Проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.). В исследованиях этих авторов показана ведущая роль игровой деятельности в формировании коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В исследованиях (А. М. Богуш, А. Г. Самохваловой, Е. О. Смирновой и др.) фиксируется недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Это происходит из-за недостаточного внимания и формального отношения к указанной проблеме в практике дошкольного образования.
Среди многочисленных исследований социально-коммуникативного развития и игровой деятельности дошкольников мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на практическую разработку организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Это делает актуальным тему нашего исследования.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически внедрить комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую,
методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое изучение уровней сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы - анализ литературы, сравнение, обобщение;
2) эмпирические методы - тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и обобщения нашего исследования могут быть успешно использованы педагогами, родителями старших дошкольников для решения проблем социально-коммуникативного развития детей. Предложенный в работе комплекс мероприятий будет способствовать организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Этот комплекс необходим детям для развития общения игровой деятельности; педагогам детского сада - для самообразования, планирования и организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с целью формирования у них коммуникативных умений; родителям - для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности ребенка в семье.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (58 источников) и шести приложений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адаптация и социализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры, важной составляющей которой являются коммуникативные умения.
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание личности, владеющей коммуникативными умениями, который сформулирован в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», одна из приоритетных целей которой «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [50], которое невозможно осуществить без коммуникативных умений.
Коммуникативные умения - это умения эффективно общаться, умение слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, аргументировано высказывать свое мнение, решать возможные конфликты и т. д. Дошкольный возраст - оптимальный этап для развития коммуникативных умений, так как ребенок активно общается с окружающими людьми. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития. Одним из возможных средств решения этой проблемы является сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности в период дошкольного детства.
Проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.). В исследованиях этих авторов показана ведущая роль игровой деятельности в формировании коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В исследованиях (А. М. Богуш, А. Г. Самохваловой, Е. О. Смирновой и др.) фиксируется недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Это происходит из-за недостаточного внимания и формального отношения к указанной проблеме в практике дошкольного образования.
Среди многочисленных исследований социально-коммуникативного развития и игровой деятельности дошкольников мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на практическую разработку организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Это делает актуальным тему нашего исследования.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически внедрить комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую,
методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое изучение уровней сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы - анализ литературы, сравнение, обобщение;
2) эмпирические методы - тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и обобщения нашего исследования могут быть успешно использованы педагогами, родителями старших дошкольников для решения проблем социально-коммуникативного развития детей. Предложенный в работе комплекс мероприятий будет способствовать организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Этот комплекс необходим детям для развития общения игровой деятельности; педагогам детского сада - для самообразования, планирования и организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с целью формирования у них коммуникативных умений; родителям - для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности ребенка в семье.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (58 источников) и шести приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает уровня, достаточного для систематической работы по формированию у них коммуникативных умений. Этому же способствуют особенности коммуникации детей этого возраста: внеситуативно-личностная форма общения, овладение всеми сторонами речи, умениями диалогической и монологической связной речи. Однако сами коммуникативные умения у старших дошкольников развиты недостаточно хорошо.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста - это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимых для успешной социализации и жизнедеятельности.
Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования коммуникативных умений у старших дошкольников. Педагогический потенциал этих игр состоит в том, что в них объединены коммуникативный и деятельностный подход. В этих играх реализуется потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми. На всех этапах сюжетно-ролевой игры дети учатся сотрудничеству, участвуют в коммуникативных ситуациях, используют ролевое поведение и ролевые диалоги.
В содержание организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх входит создание следующих педагогических условий:
- обеспечение психологической комфортности, добровольности участия в игре каждого ребенка;
- подбор и реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, интересных для старших дошкольников и насыщенных коммуникативными ситуациями и ролевыми диалогами, вариативность проведения этих игр (сюжетов, ролей, игровых действий и диалогов);
- планирование проведения игр и рефлексия (подведение итогов и анализ результатов).
- использование комплекса разнообразных методов (словесных, наглядных, практических) и игровых приемов в работе с детьми.
Результаты диагностического исследования показали, что у половины старших дошкольников (50%) коммуникативные умения сформированы на среднем уровне, у 35% детей отмечен высокий уровень сформированности коммуникативных умений, у 15% - низкий.
Для организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх нами разработан и внедрен комплекс мероприятий по 4направлениям:
1. Поэтапная работа с детьми, которая включала проведение в течение учебного года по специально разработанному плану 8 сюжетно-ролевых игр, в них включены коммуникативные ситуации и ролевые диалоги. В работе с детьми педагоги использовали разнообразные методы и приемы, они повышали у старших дошкольников интерес к сюжетно-ролевым играм, к коммуникативному взаимодействию, обучали детей ролевым диалогам, стимулировали использование коммуникативных умений, которым дети обучились в сюжетно-ролевой игре, в обыденной повседневной жизни при общении с взрослыми, сверстниками и другими детьми.
2. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды старшей группы детского сада за счет пополнения Уголка игры и ряжения, речевого уголка и уголка чтения атрибутами, оборудованием и материалами, способствующими формированию коммуникативных умений у детей.
3. Взаимодействие с родителями в разных формах, направленное на развитие знаний и умений родителей использовать сюжетно-ролевые игры для формирования коммуникативных умений детей в семье.
4. Работа с педагогами детского сада способствовала повышению их профессиональной компетентности по организации педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.
Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает уровня, достаточного для систематической работы по формированию у них коммуникативных умений. Этому же способствуют особенности коммуникации детей этого возраста: внеситуативно-личностная форма общения, овладение всеми сторонами речи, умениями диалогической и монологической связной речи. Однако сами коммуникативные умения у старших дошкольников развиты недостаточно хорошо.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста - это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимых для успешной социализации и жизнедеятельности.
Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования коммуникативных умений у старших дошкольников. Педагогический потенциал этих игр состоит в том, что в них объединены коммуникативный и деятельностный подход. В этих играх реализуется потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми. На всех этапах сюжетно-ролевой игры дети учатся сотрудничеству, участвуют в коммуникативных ситуациях, используют ролевое поведение и ролевые диалоги.
В содержание организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх входит создание следующих педагогических условий:
- обеспечение психологической комфортности, добровольности участия в игре каждого ребенка;
- подбор и реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, интересных для старших дошкольников и насыщенных коммуникативными ситуациями и ролевыми диалогами, вариативность проведения этих игр (сюжетов, ролей, игровых действий и диалогов);
- планирование проведения игр и рефлексия (подведение итогов и анализ результатов).
- использование комплекса разнообразных методов (словесных, наглядных, практических) и игровых приемов в работе с детьми.
Результаты диагностического исследования показали, что у половины старших дошкольников (50%) коммуникативные умения сформированы на среднем уровне, у 35% детей отмечен высокий уровень сформированности коммуникативных умений, у 15% - низкий.
Для организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх нами разработан и внедрен комплекс мероприятий по 4направлениям:
1. Поэтапная работа с детьми, которая включала проведение в течение учебного года по специально разработанному плану 8 сюжетно-ролевых игр, в них включены коммуникативные ситуации и ролевые диалоги. В работе с детьми педагоги использовали разнообразные методы и приемы, они повышали у старших дошкольников интерес к сюжетно-ролевым играм, к коммуникативному взаимодействию, обучали детей ролевым диалогам, стимулировали использование коммуникативных умений, которым дети обучились в сюжетно-ролевой игре, в обыденной повседневной жизни при общении с взрослыми, сверстниками и другими детьми.
2. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды старшей группы детского сада за счет пополнения Уголка игры и ряжения, речевого уголка и уголка чтения атрибутами, оборудованием и материалами, способствующими формированию коммуникативных умений у детей.
3. Взаимодействие с родителями в разных формах, направленное на развитие знаний и умений родителей использовать сюжетно-ролевые игры для формирования коммуникативных умений детей в семье.
4. Работа с педагогами детского сада способствовала повышению их профессиональной компетентности по организации педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕСТВОМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2023 - Использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024



