ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Особенности коммуникации детей старшего дошкольного
возраста
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Содержание организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
1.5. Анализ программ ДОО в аспекте проблемы формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возрасте
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию
деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формирование личности, способной к межличностному общению, «обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве» [51].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адаптация и социализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры, важной составляющей которой являются коммуникативные умения.
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание личности, владеющей коммуникативными умениями, который сформулирован в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», одна из приоритетных целей которой «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [50], которое невозможно осуществить без коммуникативных умений.
Коммуникативные умения - это умения эффективно общаться, умение слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, аргументировано высказывать свое мнение, решать возможные конфликты и т. д. Дошкольный возраст - оптимальный этап для развития коммуникативных умений, так как ребенок активно общается с окружающими людьми. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития. Одним из возможных средств решения этой проблемы является сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности в период дошкольного детства.
Проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.). В исследованиях этих авторов показана ведущая роль игровой деятельности в формировании коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В исследованиях (А. М. Богуш, А. Г. Самохваловой, Е. О. Смирновой и др.) фиксируется недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Это происходит из-за недостаточного внимания и формального отношения к указанной проблеме в практике дошкольного образования.
Среди многочисленных исследований социально-коммуникативного развития и игровой деятельности дошкольников мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на практическую разработку организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Это делает актуальным тему нашего исследования.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически внедрить комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую,
методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое изучение уровней сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы - анализ литературы, сравнение, обобщение;
2) эмпирические методы - тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и обобщения нашего исследования могут быть успешно использованы педагогами, родителями старших дошкольников для решения проблем социально-коммуникативного развития детей. Предложенный в работе комплекс мероприятий будет способствовать организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Этот комплекс необходим детям для развития общения игровой деятельности; педагогам детского сада - для самообразования, планирования и организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с целью формирования у них коммуникативных умений; родителям - для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности ребенка в семье.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (58 источников) и шести приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает уровня, достаточного для систематической работы по формированию у них коммуникативных умений. Этому же способствуют особенности коммуникации детей этого возраста: внеситуативно-личностная форма общения, овладение всеми сторонами речи, умениями диалогической и монологической связной речи. Однако сами коммуникативные умения у старших дошкольников развиты недостаточно хорошо.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста - это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимых для успешной социализации и жизнедеятельности.
Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования коммуникативных умений у старших дошкольников. Педагогический потенциал этих игр состоит в том, что в них объединены коммуникативный и деятельностный подход. В этих играх реализуется потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми. На всех этапах сюжетно-ролевой игры дети учатся сотрудничеству, участвуют в коммуникативных ситуациях, используют ролевое поведение и ролевые диалоги.
В содержание организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх входит создание следующих педагогических условий:
- обеспечение психологической комфортности, добровольности участия в игре каждого ребенка;
- подбор и реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, интересных для старших дошкольников и насыщенных коммуникативными ситуациями и ролевыми диалогами, вариативность проведения этих игр (сюжетов, ролей, игровых действий и диалогов);
- планирование проведения игр и рефлексия (подведение итогов и анализ результатов).
- использование комплекса разнообразных методов (словесных, наглядных, практических) и игровых приемов в работе с детьми.
Результаты диагностического исследования показали, что у половины старших дошкольников (50%) коммуникативные умения сформированы на среднем уровне, у 35% детей отмечен высокий уровень сформированности коммуникативных умений, у 15% - низкий.
Для организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх нами разработан и внедрен комплекс мероприятий по 4направлениям:
1. Поэтапная работа с детьми, которая включала проведение в течение учебного года по специально разработанному плану 8 сюжетно-ролевых игр, в них включены коммуникативные ситуации и ролевые диалоги. В работе с детьми педагоги использовали разнообразные методы и приемы, они повышали у старших дошкольников интерес к сюжетно-ролевым играм, к коммуникативному взаимодействию, обучали детей ролевым диалогам, стимулировали использование коммуникативных умений, которым дети обучились в сюжетно-ролевой игре, в обыденной повседневной жизни при общении с взрослыми, сверстниками и другими детьми.
2. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды старшей группы детского сада за счет пополнения Уголка игры и ряжения, речевого уголка и уголка чтения атрибутами, оборудованием и материалами, способствующими формированию коммуникативных умений у детей.
3. Взаимодействие с родителями в разных формах, направленное на развитие знаний и умений родителей использовать сюжетно-ролевые игры для формирования коммуникативных умений детей в семье.
4. Работа с педагогами детского сада способствовала повышению их профессиональной компетентности по организации педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2014. 672 с.
2. Абрамян Л.А. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Детство-Пресс, 2011. 285 с.
3. Арушанова А.Г. и др. Истоки диалога. 5-7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2014. 186 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 272 с.
5. Берк Л. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2014. 1056 с.
6. Богуш А.М. и др. Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Минск: Ранок, 2013. 84 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Владос, 2014. 285 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Детство-Пресс, 2010. 268 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
10. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2010. 128 с.
11. Власова Т.А., Климчук Л.А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2013. № 27. С. 27-36.
12. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 272 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //development2005. narod.ru/books/game.htm(дата обращения 15.02.2016).
14. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. М.: Академический проект, 2013. 1136 с.
15. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфа,
2011. 272 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 321 с.
17. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2010. 64 с.
18. Дыбина О.В. и др. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 64 с.
19. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. М.: Мозаика-синтез, 2014. 154 с.
20. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Детство- Пресс, 2010. 224 с.
21. Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 64 с.
22. Игра дошкольника / Под ред. Л.С. Новоселовой. М.: Детство- пресс, 2012. 292 с.
23. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: метод. пособие. М.: Айрис, 2014. 112 с.
24. Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2011.96 с.
25. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. 176 с.
26. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2014. 178 с.
27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2013. 345 с.
28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение,
2012. 226 с.
29. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Владос,
2014. 245 с.
30. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М.: Айрис-пресс, 2015. 144 с.
31. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность // Детский сад: от А до Я. 2013. №6. С. 40-45.
32. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: ГНОМ и Д, 2014. 96 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2010. 456 с.
34. Обухова Е.А. Коммуникативные игры с детьми и родителями // Ребенок в детском саду. 2014. №5. С. 78-79.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Российское
педагогическое агентство, 2011. 374 с.
36. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016.334 с.
37. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред.
A. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 1018 с.
38. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2009.223 с.
39. Рузская А.Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М.: МОДЭК, 2011. 240 с.
40. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2011. 175 с.
41. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.
B. А. Сластенина. М.: Академия, 2014. 336 с.
42. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. М.: Детство-пресс, 2013. 80 с.
43. Скитская Л.В., Щербаков Ю.И. К вопросу оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ // Мир науки, культуры, образования № 5 (42). 2013. С.84-87.
44. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.: Речь, 2010. 176 с.
45. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.
46. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2015.236 с.
47. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников / Сайт «Всероссийский фестиваль педагогического творчества [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://educontest.net/component/content/article/61-dou/53162 (дата обращения 16.12.2016).
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. 336 с.
49. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений М.: Владос, 2012. 287 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] /// Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 01.10.2017).
51. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html,(дата обращения 01.10.2017).
52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Владос, 2012. 456 с.
53. Ушинский К.Д. Избранное. М.: Владос, 2015. 265 с.
54. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 256 с.
55. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. Ростов- н/Д.: Феникс, 2014. 220 с.
56. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). М.: Детство-ПРЕСС, 2015. 384 с.
57. Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Детство-Пресс, 2010. 327с.
58. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Академический проект, 2012. 228 с.