Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №98638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности психологического развития детей дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 11
1.3. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие 21
1.4. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста 24
1.5. Программное содержание работы по формированию
коммуникативных умений детей дошкольного возраста 27
1.6. Методы и приемы формирования коммуникативных умений детей
дошкольного возраста 33
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений
детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 36
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных
умений детей среднего дошкольного возраста 40
2.3. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
по результатам опытно-поисковой работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50


Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что человек с самого рождения является частью социума и оказывается вовлечен во множество разнообразных социальных связей. При этом важность социальных связей для человека неоспорима, продиктована не внешним давлением, а внутренней потребностью [42, с. 45].
Потребность конкретной личности в выстраивании и реализации полноценной и многосторонней коммуникации с окружающей социальной средой возникает не одномоментно и не безусловно, а развивается в той или иной степени, причем в зависимости от приложенных целенаправленных усилий внешних субъектов (педагоги, родные, друзья) могут формироваться как в полном диапазоне (от эмоционального контакта до личностной коммуникации, партнерских взаимоотношений и сотрудничества), так и в неполном (неумение выстраивать определенный тип отношений).
Неотъемлемой частью образовательного процесса является (наряду с непосредственно обучением и развитием) также и воспитание, которое должно осуществляться с применением гуманистических методов - по мнению специалистов, это позволит достигнуть нужного уровня общей и профессиональной культуры социума. Данные положения отражены в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году [37].
Предполагается, что именно заложенная в дошкольном возрасте культура коммуникативного поведения позволит ребенку воспринять и усвоить гуманитарные ценности, принятые в социуме нравственные нормы и ориентиры. Принятый недавно ФГОС дошкольного образования прямо указывает, что ребенок является не объектом воспитательного процесса, но активным субъектом, и в данном качестве со всей остротой встает вопрос своевременной и полной социализации ребенка уже в дошкольные годы [39].
Таким образом, педагогическая практика в современном понимании требует решать задачу налаживания гармоничных и адекватных межличностных отношений дошкольников, опираясь на научные изыскания и концепции. Правильно организовывая свое взаимодействие с окружающими, ребенок приобретает важнейший социальный опыт и коммуникативные навыки, которые в долгосрочной перспективе будут способствовать его эффективной деятельности в освоении действительности, умело и творчески решать возникающие социальные затруднения и задачи, реализовывать собственный потенциал, легче и быстрее адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
С точки зрения восприимчивости для осуществления педагогического воздействия с целью формирования коммуникативных умений дети дошкольного возраста показывают самые значительные результаты. И вовремя осуществленная деятельность педагогов в данном направлении является залогом того, что в будущем ребенок сумеет успешно адаптироваться в социальной среде.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, и она представляется очень перспективным инструментом, позволяющим сформировать и расширить представления и навыки ребенка, связанные с выстраиванием коммуникаций.
Кроме того, что игры дают широкий перечень готовых коммуникационных моделей, способных стать обучающим базисом и образцом для подражания, но и сам игровой процесс можно организовать таким образом, чтобы он способствовал укреплению межличностных связей и учил детей общаться [3, с. 84].
Именно данными соображениями был обусловлен выбор для изучения темы, понимание ее актуальности, а также необходимости ее дальнейшего исследования.
Объект исследования: процесс, формирующий коммуникативные умения детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Степень изученности данного вопроса представляется недостаточной, поскольку многочисленные исследования по данной теме затрагивают в основном отдельные ее аспекты, что не позволяет сложить целостную и непротиворечивую картину, характеризующую современное состояние педагогической мысли по возможности формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Особенностями развития детей среднего дошкольного возраста занимались такие авторы, как О. В. Защиринская [12], И. Я. Медведева [23], Л. Ф. Обухова [25] и др. Проблемы развития коммуникативных навыков дошкольников попали в центр научного интереса Д. Н. Исаев [13], И. С. Исмаилова [14] и др.
Цель исследования - определить методические основы формирования коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста, для чего рассмотреть аспекты психического и речевого развития соответствующей возрастной группы;
- определить роль игровой деятельности в речевом развитии ребенка, сформулировать базовое программное содержание по целенаправленному формированию коммуникативных умений у дошкольников, выделить соответствующие методы и педагогические приемы;
- произвести опытно-поисковую работу по формированию коммуникативных умений у дошкольников, проанализировать результаты первичной и контрольной (после реализации разработанного комплекса занятий) диагностики, сделать выводы об эффективности предлагаемых действий.
Основными методами исследования стали: изучение и анализ теоретических источников по теме, анкетирование, наблюдение, анализ документации, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 11 «Солнышко».
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что систематизированный материал можно использовать для обучения студентов психолого-педагогического направления. Практическая значимость состоит в том, что методика и содержание опытно-исследовательской работы может быть использована при организации педагогической работы по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, основной части (две главы), заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, изучив теоретические подходы к формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, автор приходит к следующим выводам и заключениям:
Дошкольный возраст является наиболее восприимчивым для осуществления педагогического воздействия с целью формирования коммуникативных умений, и вовремя осуществленная деятельность педагогов в данном направлении является залогом того, что в будущем ребенок сумеет успешно адаптироваться в социальной среде.
Игровая деятельность представляется очень перспективным инструментом, позволяющим сформировать и расширить представления и навыки ребенка, связанные с выстраиванием коммуникаций. Кроме того, что она дает широкий перечень готовых коммуникационных моделей, способных стать обучающим базисом и образцом для подражания, но и сам игровой процесс можно организовать таким образом, чтобы он способствовал укреплению межличностных связей и учил детей общаться.
Методологической основой определения коммуникативных умений в большинстве случаев является психологический аспект. Коммуникативные умения рассматриваются в рамках общей теории умений и навыков и теории коммуникативной деятельности во взаимосвязи.
По структуре коммуникативные умения являются сложными, высокого уровня, включающими в себя простейшие элементарные умения. Простейшие коммуникативные умения на основе знания путем осознанного многократного повторения преобразуются и доводятся до навыка. Это обеспечивает возможность формирования более сложных умений, т. е. качественно более высокого уровня. По операционному составу данные умения имеют навыковую основу. Они включают в себя более простые умения и навыки, основываются и возникают на их базе. Коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умении, своим содержанием конкретизируют их.
Коммуникативные умения - это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению.
Базой для проведенного исследования в рамках данной работы стало МБДОУ «Детский сад № 11 «Солнышко». Участниками исследования стали 16 детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5 лет). Цель исследования следует сформулировать следующим образом: теоретическое обоснование и исследование уровня развития коммуникативных навыков и умений у дошкольников (4-5 лет), воспитывающихся в МБДОУ «Детский сад № 11 «Солнышко», и возможность развития этих навыков и умений посредством игровой деятельности.
Анализ результатов первичной диагностики показывает, что группа испытуемых нуждается в целенаправленном педагогическом воздействии, направленном на формирование социальной компетентности, развитию навыков общения, повышению самостоятельности в коммуникации, формированию новых поведенческих моделей. При этом решено было в качестве основного инструмента развития использовать игровую деятельность, а оценивать результаты по трем основным критериям: умение вступить в разговор, умение поддерживать разговор и умение завершить разговор. Был разработан комплекс игр, направленных на развитие необходимых в данном контексте коммуникационных навыков.
Проведенная диагностика по результатам реализации разработанной программы развития показала, что нужные коммуникативные навыки детей значительно повысились, дети охотно взаимодействуют со сверстниками, адекватно оценивают ситуации, способны принять самостоятельные решения в рамках необходимых коммуникативных процессов.
Таким образом, задачи исследования выполнены.



1. Алексанова Е.Д. Роль игры с правилами в становлении совместной игровой деятельности дошкольников // Современная педагогика. 2013. № 3 (57). С. 34-36.
2. Алешина И.Н. Диагностика способностей личности и межличностных отношений дошкольника: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. 57 с.
3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: сб. изб. тр. / сост. Н.Н.Фомина, вступительные статьи Н.Н.Фомина,
4. Т. А. Копцева. М.: Карапуз, 2009. 304 с.
5. Блинов Ю.А., Мордич Л.Н. Основные принципы психологического развития дошкольников // Вестн. психосоциал. и коррекц.- реабилитац. работы. 2015. № 1. С. 17-20.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.
Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. 672 с.
7. Вердербер Р. Психология общения: тайны эффективного взаимодействия / Р. Вердербер, К. Вердербер. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. 416 с.
8. Волков Б.С. Детская психология: Лог. схем.: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: ВЛАДОС, 2014. 251 с.
9. Волшебный мир игры: учеб. пособие для подгот. детей к шк.; в 2 ч. Ч. 1 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 2015. 80 с.
10. Волшебный мир игры: учеб. пособие для подгот. детей к шк.; в 2 ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 71 с.
11. Зацепина М.Б. Культура - основа развития ребенка дошкольного возраста: монография. М.: РИЦ МГГУ 377 им. М. А. Шолохова, 2015. 184 с.
12. Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3.: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 225-233.
13. Защиринская О.В. Психология детей дошкольного возраста: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2016. 168 с.
14. Исаев Д.Н. Интеллектуальное развитие детей и подростков. СПб.: Речь, 2013. 389 с.
15. Исмаилова И.С. Психологические особенности развития коммуникативной сферы у дошкольников: монография. Армавир: АГПА, 2015. 187 с.
16. Калашникова В.А. Формирование межличностных отношений
детей 4 - 7 лет в процессе игровой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Калашникова. Владикавказ, Северо-Осетинский
государственный педагогический институт 2015. 172 с.
17. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика воспитанников ДОУ: учебное пособие. Екатеринбург: Азимут, 2013. 154 с.
18. Кахнович С.В. Ценностное отношение к другому человеку в контексте творческого воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2014. № 5. С. 30-41.
19. Кахнович С.В. Формирование культуры межличностных
отношений у детей дошкольного возраста в совместной деятельности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / С.В. Кахнович. Саранск, Мордовский
гуманитарный институт 2014. 485 с.
20. Колобова О.А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса общению у детей среднего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Молодой ученый, 2015. С. 37-45.
21. Комарова Т.С. Игровая деятельность в детском саду // Творчество в детском саду. 2012. № 1. С. 3-7.
Т1. Краснова С.Г. Взаимосвязь психических состояний и межличностных отношений дошкольников в социальном окружении: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / С.Г. Краснова. Нижегородский
государственный педагогический университет, г.Нижний Новгород 2011. 25 с.
23. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях современного образования: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2013. 143 с.
24. Медведева И.Я. Дети нашего времени: Размышления детских психологов. М.: Логос, 2011. 534 с.
25. Морозова В.В. Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. 48 с.
26. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2013. 443 с.
27. Образование и воспитание дошкольников в условиях поликультурного региона / Всероссийская науч.-практ. конф. с международным участием, 22-23 сентября 2014 г. [материалы] // редкол.: И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2015. 378 с.
28. От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
29. Погодина С.В. Влияние игры на «предтворческое» и творческое развитие дошкольников // Детский сад от А до Я. 2011. № 5. С. 129-137.
30. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие /
Е.И. Изотова [и др.]; ред. Е.И. Изотова. М.: Академия, 2013. 272 с.
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 665 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html(дата обращения: 20.09.2017).
32. Пронина Е. Развитие коммуникативных навыков дошкольника // Детский сад от А до Я. 2014. № 3. C. 111-119.
33. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Собрание законодательств Российской Федерации 2013,№4,ст.293.
34. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
35. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 -х т. Т. 2 / гл. ред.
B. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с.
36. Сокольникова Н.М. Развитие дошкольников: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 6-е изд. стер. М.: Академия, 2013. 251 с.
37. Сокольникова Н.М. Игры для детей дошкольного возраста: книга для семейного чтения и творческого досуга / Н.М. Сокольникова,
C. П. Ломов. М.: АСТ : Астрель, 2016. 141 с.
38. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/(дата обращения 03.09.2017).
39. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон от 1 декабря 200 7 г. N 309-ФЗ (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164353/ (дата обращения 03.09.2017).
40. Федоров С.С. Игровая деятельность в дошкольном учреждении М.: Издательство Владос, 2013г.324стр.
41. Шайдурова Н.В. Методика развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 160 с.
42. Шапанько Е.Б. Взаимосвязь свойств темперамента и
межличностных отношений в дошкольном возрасте: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07 / Е.Б. Шапанько. Новосибирск, Новосибирский
гос.пед.университет, 2016. 24 с.
43. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования: монография. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011. 220 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ