Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста (на материале сказок)

Работа №98636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК
1.1. Особенности психологического развития детей среднего дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 14
1.3. Метод сказкотерапии в работе с детьми среднего дошкольного
возраста 22
1.4. Формирование коммуникативных умений детей среднего
дошкольного возраста средствами сказки 26
1.5. Особенности использования сказки, как средства по формированию
коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста 29
1.6. Методы приемы организации деятельности педагога по
ознакомлению со сказкой по формированию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста на материале сказок 31
Выводы по первой главе: 41
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
2.1. Диагностика коммуникативных умений у детей среднего
дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой 42
2.2. Комплекс занятий по формированию коммуникативных умений у
детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой 47 
2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста на материале сказок 48
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

В работе с детьми среднего дошкольного возраста наилучшим средством диагностики и одновременно коррекции являются различного рода проективные методики, игротерапия, арттерапия. Наряду с такими средствами стоит сказкотерапия, сказка позволяет изучить внутренние переживания детей посредством игры, преодолеть трудности, формирует нравственные качества, влияет на эмоциональное, социальное и коммуникативное развитие ребенка. В виду этого сказкотерапия является результативным методом работы, поскольку основными видами работы в сказкотерапии являются образность, символизм, игровые ситуации. Кроме того, этот метод является способом общения с ребенком дошкольного возраста на его языке.
Однако, использование сказки при формировании коммуникативных навыков дошкольников должно быть спроектировано. Несмотря на то, что данный метод кажется простым в использовании, существует ряд технологий работы со сказкой, для реализации одной из целей развития.
Наиболее актуальной целью развития в среднем дошкольном возрасте, является развитие коммуникативных навыков, так как посредством этого происходит социализация дошкольника. Собственно и сам дошкольник испытывает потребность в общении, однако для этого ему требуется специфические знания и умения. Актуальность формирования коммуникативных умений детей среднего дошкольного периода обусловлена и особенностями развития - именно в данном возрасте формируются все основные психологические компоненты, соответственно, если не организовывать деятельность по формированию коммуникативных умений, в дальнейшем с этим могут возникать определенные трудности. Этим обозначена актуальность данной работы.
Как мы писали ранее, развитию коммуникативных навыков в этом возрасте способствует материал сказок. Чтение сказок формирует у детей усидчивость, способность к звуковому восприятию информации, умение слушать и слышать. Сказка оказывает без преувеличения огромное влияние на формирование как активного, так и пассивного словаря дошкольников. Она учит детей согласовывать слова, правильно строить предложения, развивает фонематический слух. Также в сказке ребенок находит не только готовые языковые формы, но и способы построения диалогов с другими людьми - сверстниками и взрослыми.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. Значение формирования коммуникативных умений становится более очевидным на этапе среднего дошкольного возраста (Г. Г. Кравцов, М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Е. Е. Шулешко), поскольку именно в этом возрасте возможно наиболее активное формирование навыков общения у детей. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Таким образом, нами была определена проблематика исследования и разработан методологический аппарат исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Содержание цели исследования позволяет нам определить объект и предмет работы.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику психического развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности речевого развития детей среднего
дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
4. Изучить роль сказки в речевом развитии ребенка.
5. Раскрыть программное содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказкой.
6. Изучить методы и приемы организации деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказкой.
7. Провести диагностику коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
8. Разработать комплекс занятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками.
Теоретическая основа исследования заключается в концепции деятельности, разработанной В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
Методы исследования. В работе применялись методы: изучение и анализ литературы, общенаучные методы индукции и дедукции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в рамках работы разработан комплекс занятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой, который может быть использован в практике организации работы ДОУ.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложений. Во введении обосновываются актуальность, цель, задачи и методический аппарат исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со сказкой. Во второй главе приведен анализ проектировочной работы по организации деятельности по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со сказкой. В заключении даны общие выводы по работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, по итогам работы можно сделать нижеследующие выводы.
Во-первых, средний дошкольный возраст является значимым этапом в психическом и личностном развитии ребенка. Рассматриваемый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного развития личности ребенка. В среднем дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии.
Во-вторых, было определено, что в данном возрасте развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.
В-третьих, было установлено, что сказка - это незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
В-четвертых, сказка - это интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Именно поэтому она способствует речевому развитию ребенка в следующих аспектах:
- развитие словаря;
- развитие грамматического строя;
- развитие диалогической и монологической речи;
- совершенствование звуковой стороны речи.
В-пятых, для детей среднего дошкольного возраста сказки становятся объемнее и сложнее. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала.
В-шестых, при ознакомлении со сказкой используются такие методы литературного развития детей как: словесные, наглядные, практические.
Также нами была проведена проектировочная работа.
В процессе ознакомления со сказкой мы выделили следующие коммуникативные умения:
1. Умение учитывать коммуникативную ситуацию.
2. Умение учитывать партнера по ситуации.
3. Умение задавать и отвечать на вопросы в различных
коммуникативных ситуациях.
Так же нами были выделены критерии и уровни развития коммуникативных умений детей:
I уровень - высокий
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.
III уровень - низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.
Диагностика показала преобладание в группе низкого уровня умения учитывать коммуникативную ситуацию - 11 человек или 44 %.
Проведя обследование по обсуждению знакомых детям сказок, мы обнаружили преобладание в группе среднего уровня умения учитывать партнера по ситуации - 56 % (14 чел.).
Кроме того, было выявлено, что 36% детей в группе обладают высоким уровнем умения задавать вопросы и отвечать на них в различных коммуникативных ситуациях. У 40% детей - средний уровень. Они не всегда участвуют в обсуждении, путаются в ответах на вопросы. Также у 24% был выявлен низкий уровень: дети плохо воспринимают вопросы.
По итогам диагностики нами была выявлена необходимость разработки комплекса занятий по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Цель комплекса: организовать работу по развитию коммуникативных умений детей, обучать составлению пересказов и репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок.
Развитие речи средних дошкольников в рамках занятий осуществлялось через разнообразные формы организации занятий на материале сказок. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.
На занятиях были использованы сказки Е. В. Белинской, Ш. Перро, Е. О. Смирновой, С. А. Черняева и др.
Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод, что для успешного процесса формирования коммуникативных компетенций у средних дошкольников, необходимо:
- максимально использовать различные мероприятия с включением сказок;
- использовать приёмы, направленные на анализ сказок и их интерпретацию;
- привлекать родителей к проведению различных мероприятий с включением сказок;
- проводить беседы о сказках с включением направляющих вопросов.



1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. М.: ТЦ «Учитель», 2010. 144 с.
2. Акулова О.В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2012. 240 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 400 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 400 с.
5. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 194 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2012. 352 с.
7. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. М.: Просвещение, 2014. 80 с.
8. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Детство-Прес, 2009. 128 с.
9. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л. А. Парамоновой М.: Сфера, 2011. 320 с.
10. Капасова Б.К. Возрастные особенности произведений для детей // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25. С. 83-86.
11. Кошелева А.Д. Детский практический психолог. М.: Academia, 2011. 256 с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Книга по Требованию, 2012. 392 с.
13. Мажирина Н.И. Влияние сказок на жизнь детей и взрослых [Электронный ресурс] //Азбука для родителей. 2010. Режим доступа: http://www.roditeli.ua/semya/psy_family/fairytales (дата обращения: 11.08.2017)
14. Максакова В.И. Организация воспитания младших
дошкольников: методическое пособие для воспитателей [Электронный ресурс] // Изд. Просвещение. Режим доступа:
http://www.prosv.ru/metod/maksakova/index.htm (дата обращения: 16.08.2017)
15. Маслоу А.Х. Новые рубежи человеческой природы. М.: Альпина Диджитал, 2011. 289 с.
16. Мудрая Т.А. Общение детей со сверстниками в раннем возрасте [Электронный ресурс] // Авторский блог. 2013. Режим доступа: http://mrspsyhology.ru (дата обращения: 31.07.2017)
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2010. 456 с.
18. Равкин З.И. Воспитание детей в семье [Электронный ресурс] / З.И. Равкин // Маркетинговые услуги и исследования V-RATIO. 2006. Режим доступа:http://www.v-ratio.ru/deti/ (дата обращения: 11.08.2017)
19. Родионова А.В. Педагогический глоссарий [Электронный ресурс]
// НЭС. 2010. Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1055 (дата
обращения: 13.08.2017)
20. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М.: Академия, 2011. 356 с.
21. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2011. 420 с.
22. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. М.: Академия Развития, 2010. 416 с.
23. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие [Электронный ресурс] // КулЛиб. Режим доступа:http://coollib.Com/b/257031/read (дата обращения: 02.08.2017)
24. Смирнова Е.О., Гударева О.В., Современные дети: особенности игры и психологического развития // Дошкольное воспитание. 2010. №10. С. 63-71.
25. Солнцева Н.В. Любимая сказка как отражение актуальной жизненной ситуации ребенка [Электронный ресурс] / Н.В. Солнцева, А.А. Бобурова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИНН», 2009. 78 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru/articles/family-3/03-14-Solntseva-Boburova.pdf
(дата обращения: 12.08.2017)
26. Сомкова О.Н. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2009. 240 с.
27. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: МОДЭК, 2014. 224 с.
28. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МПСИ, 2009. 640 с.
29. Тимофеева И.Н. Что и как читать ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей. СПб.: РНБ, 2009. 512 с.
30. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи : методическое пособие. М.: Сфера, 2015. 288 с.
31. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2015. 192 с.
32. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010. 240 с.
33. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2010. 288 с.
34. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Ярославль, ГЦРО, 2011. 108 с.
35. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие / сост.: Алексеева М.М., Яшина В.И.. М.: Academia, 2010. 560 с.
36. Храмцова А.Б. Какие сказки читать детям? [Электронный ресурс] // Социальная сеть для мам. 2012. Режим доступа:http://posobie.info (дата обращения: 17.08.2017)
37. Черкасова Е.Л. Работаем по ФГОС основного общего образования. Программа коррекционной работы. М.: Перспектива, 2010. 88 с.
38. Чиндилова О.В. Чтение художественной литературы
дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации // Дошкольное воспитание. 2011. №1. С. 155-158.
39. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Academia, 2011. 384 с.
40. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. М.: Академия, 2009. 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ