Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1. Сущность и виды метапредметных результатов обучения 7
1.2. Проектная деятельность: понятие, содержание, особенности
интегрированных проектов 14
1.3. Требования и основные этапы реализации интегрированных с
информатикой проектов в условиях современной школы 25
Глава II. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ С ИНФОРМАТИКОЙ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 34
2.1 Методические рекомендации по реализации интегрированных с информатикой исследовательских проектов 34
2.2. Реализация интегрированного с информатикой исследовательского
проекта по истории с использование ресурсов сети Интернет 43
2.3. Апробация результатов исследования 51
Заключение 62
Список литературы 66 Приложение 71
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на деятельностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями [40] и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. В связи с этим, в рамках стратегии модернизации общего образования отмечается, что важными целями образования являются:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- формирование высокого уровня правовой культуры;
- развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
- толерантность, терпимость к чужому мнению;
- умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы [7, с.45].
Кроме того, ученик должен не только владеть знаниями, полученными на конкретных уроках, но и уметь применять полученные умения в ходе изучения других предметов школьной программы и, главное - в реальных жизненных ситуациях. Когда история «работает» на математику, математика, на физику, физика на географию, география снова на историю - в голове ученика возникает не мозаика знаний, а живая сеть, которая легко может обрасти любыми новыми знаниями [3]. В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий»[38]. Таким образом, результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, групповому взаимодействию [7, с.48]. Можно высказать предположение, что данный метод, а именно через использование интегрированных проектов, просто незаменим на различных уроках, в том числе и информатики.
Интегрированный проект - не просто соединение разных предметов, это их объединение на основе общего подхода, средство интенсификации обучения, форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Познавательная деятельность здесь происходит на всех этапах работы, так как решение проблемы требует привлечения интегрированных знаний. В результате учащиеся начинают понимать, что для того, чтобы овладеть научными и культурными достижениями, нужно уметь перекидывать мостики от прошлого к современности, устанавливать связи между различными областями знаний, что, в свою очередь, помогает представить картину мира как целостный и непрерывный процесс [15, с.76].
Кроме того, интеграция учит самостоятельно систематизировать и обобщать знания. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, все учащиеся обращаются к учебно-методической литературе [15, с.78]. Ни одна исследовательская работа сегодня не обходится без сети Интернет. Его ресурсы помогают в сборе сведений, наборе и структурировании материала. Неоценима роль компьютера и для создания презентаций по заданной теме, где учащиеся могут реализовать свои знания по информатике.
Проблема применения метода проектов как средства формирования метапредметных результатов обучения еще не до конца изучена и, как следствие, возникают трудности в его практической реализации. Этим и продиктован выбор данной темы.
Противоречие связано с тем, что с одной стороны на сегодняшний день метод проектов широко используется в рамках предметной деятельности учителей основной школы, но с другой стороны интегрированные проекты не достаточно активно используются как средство формирования метапредметных результатов обучения.
Цель работы: разработать методику реализации интегрированных с информатикой проектов для формирования у учащихся метапредметных результатов обучения.
Задачи:
1. Изучить сущность и виды метапредметных результатов обучения.
2. Проанализировать сущность и структуру интегрированных проектов.
3. Изучить опыт реализации проектов, интегрированных с информатикой, в современной школе.
4. Теоретически обосновать и разработать методику реализации интегрированных с информатикой проектов для формирования метапредметных результатов обучения.
5. Провести апробацию разработанной методики.
Объект исследования: процесс обучения информатике и ИКТ в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование метапредметных результатов обучения в процессе обучения информатике.
При написанияивыпускной квалификационной работы предполагается использование следующих методов: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили работы таких ученых, педагогов и психологов как: Дж. Дьюи, М.М. Пистрак, П.А. Маслов, Е.С. Полат и других.
Структура исследования соответствует поставленным задачам и общим требованиям оформления и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность не появляется стихийно, она формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия, обеспечивающего приобретения школьниками таких знаний, на которые они могут широко опереться в дальнейшем.
Метод проектов - занимает значительное место наряду с другими активными методами обучения, формирует умения самостоятельной работы, реализует творческий потенциал учащихся, креативность, нестандартность мышления, учит отбору и анализу информации, т.е. тем ориентирам, которые определяют современное качество образования и позволяют применять знания для решения конкретных проблем [27, с.11, 39].
Цель настоящей работы заключалась в следующем: разработать методику реализации интегрированных с информатикой проектов для формирования метапредметных результатов обучения.
Изучая сущность и виды метапредметных результатов обучения в работе, было установлено, что формирование метапредметных результатов является центральной задачей любого обучения, главная цель которого - формирование полноценной, всесторонне развитой личности. В основе формирования метапредметных результатов, как принципа интеграции содержания образования, лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельностии выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Решая задачу, проанализировать сущность и структуру интегрированных проектов, было выявлено следующее: для эффективной организации исследовательской деятельности требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в учебном заведении педагогами-организаторами. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Интегрированный с информатикой проект позволяет использовать все воспитательные дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и углубляющий познания, во-вторых, как метод позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в- третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся. При правильной организации работа учащихся в рамках такого проекта будет осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной, а самое главное, результативной с точки зрения каждого из выбранных для интеграции предметов.
При изучении опыта реализации проектов, интегрированных с информатикой, в современной школе, были получены выводы о том, что при реализации проектного метода педагог перестает быть носителем готовых знаний, а становится организатором исследовательской, поисковой и творческой деятельности учащихся, а общийстиль взаимодействия меняет свой характер насодружество и сотрудничество. Но для того, чтобы добиться качественного результата, необходимо пройти каждый из структурных этапов проекта, оформить соответствующим образом и, как итог работы, не просто представить свой проект, а публично его защитить, как всякое настоящее исследование. Применяя метод проектов результатов всегда минимум два: во-первых, это тот продукт, который учащиеся создают прилагая собственные усилия и знания, и второй, самый важный, бесценный воспитательный опыт творческой деятельности отличной от привычного механического исполнения.
Теоретически обосновывая и разрабатывая методику реализации интегрированных с информатикой проектов для формирования метапредметных результатов обучения, было показано, что включение интегрированной проектной деятельности в учебный процесс побуждает учителей-предметников к творческой совместной работе. Каждый проект уникален и требует индивидуального подхода в подборе методов реализации, педагогических технологий, психологических приёмов. Для эффективной организации деятельности необходимо создать условия для самостоятельной работы школьников. В этом могут помочь такие приемы и методы, как «Ромашка Блума», таблица «Толстые и тонкие вопросы», можно создать «Дневник проекта», «Отчет о проделанной работе» и т.п. Все эти приемы будут способствовать повышению уровня сформированности УУД и приведут к тому, что практические знания преобразуются в увлекательные, целенаправленные действия с положительным результатом.
Проводя апробацию разработанной методики, был реализован интегрированный с информатикой проект по учебной дисциплине «История России» «История хоккейного клуба «Звезда» д. Усть-Баяк». В рамках работы обучающиеся получили возможность не только закрепить и апробировать в практической деятельности свои знания и навыки по информатике, но и расширить их по отдельным темам. А так же, при таком подходе каждый ученик, не выходя за рамки учебного плана, смог продуктивно и результативно работать над вопросами, которые заинтересовали именно его, то есть делать все «по-своему». Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает предметные и метапредметные результаты, что подтверждается результатами педагогического наблюдения и анкетирования участников на предмет выявления уровня сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД по итогам применения метода интегрированного с информатикой проекта.
Интеграция учит самостоятельно систематизировать и обобщать знания. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, все учащиеся обращаются к учебно-методической литературе. Ни одна исследовательская работа сегодня не обходится без сети Интернет. Его ресурсы помогают в сборе сведений, наборе и структурировании материала. Неоценима роль компьютера и для создания презентаций по заданной теме, где учащиеся могут реализовать свои знания по информатике.
Таким образом, в качестве результата дипломного исследования был выявлен ряд эффективных подходов к реализации интегрированных с информатикой проектов школьниками общеобразовательной школы, продемонстрированы возможности и эффективность применения интегрированных с информатикой проектов в практической деятельности педагога.
Ценность данной работы заключается в том, что обобщение приведенного в ней опыта работы по реализации интегрированных проектов может показать необходимость более широкого применения данного метода в современной школе. В целом приведенный пример проекта, и результаты исследования могут быть использованы учителями в своей педагогической деятельности.
1. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
3. Баричева Т.И., Павлухина Т.М. Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся // Электронный журнал Экстернат.РФ: [2014]. URL: http://www.din.ext.spb.ru/index.php/2011- 03-29-09-03-14/95-maths/1670-2012-10-14-14-18-56.pdf
4. Бреднева H.A. Дидактические возможности метода учебного проекта / H.A. Бреднева // Педагогические науки. - М.: Спутник, 2008. - № 4 (32). - с. 109-112.
5. Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе// Электронный журнал Экстернат.РФ: [2014]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899- 2014-03-23-16-33-40.html
6. Бунеева Е.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3 класс [Текст] / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова и др.-М.:Баласс, 2010.-80 с.
7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2014. - 135
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., АСТ, 2008. - 671с.
9. Гершунский Б.С., Полат Е. С., Кулашкина В. В. и др. Современная гимназия:Взгляд теоретика и практика - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 321с.
10. Глазунова О.С. Метапредметный подход, Что это?//Учительская газета 2011. №9 [Электронный ресурс] http://www/ug/ru/article/644
11. Громыко Н.В. Метапредмет "Знание". Учебное пособие - М.: Пушкинский институт, 2001.- 540 с.
12. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. [Электронный ресурс] http://1314.ru/node/24
13. Громыко Ю.В. Метапредмет "Проблема". Учебное пособие - М.: Пушкинский институт, 1998. - 376 с.
14. Громыко Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009». - С - Пб, 2009. - 30 с.
15. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. - 2011. - №6. - с. 76-90.
...