ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 7
1.1 Классификация электронных образовательных ресурсов.
Педагогические требования к созданию электронных образовательных ресурсов 7
1.2 Виды компьютерной графики 19
1.3 Методика обучения студентов компьютерной графике 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ....42
2.1 Характеристика структуры и содержания электронного образовательного ресурса для обучения студентов компьютерной графике...42
2.2 Методические рекомендации по использованию электронного образовательного ресурса для обучения студентов компьютерной графике...42
2.3 Апробация результатов исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
РЕФЕРАТ
Лотова Г.П. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКОЙ, выпускная квалификационная работа: 112 стр., рис. 20, табл. 11, библ. 41 назв., приложений 19.
Ключевые слова: ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР), КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭОР
Объект исследования - обучение студентов среднего профессионального образования компьютерной графике.
Цель работы - разработка, теоретическое обоснование и апробация электронного образовательного ресурса для обучения студентов среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Декоративно¬прикладное искусство и народные промыслы (по видам) компьютерной графике.
В работе описаны теоретические аспекты обучения компьютерной графике, в том числе с применением электронных образовательных ресурсов. Также разработан ЭОР «Компьютерная графика», который размещен в сети Интернет, а также доступен пользователям, работающим на локальном компьютере без доступа к сети. ЭОР создан с помощью языка гипертекстовой разметки HTML с элементами Java Script.
В исследовании описаны правила работы с ресурсом, способы и возможности его использования в образовательном процессе.
Электронный образовательный ресурс внедрен и прошел апробацию в ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», может быть использован студентами и преподавателями, пользователями, занимающимися изучением компьютерной графики.
На современном этапе развития общества информационные технологии (ИТ) являются важной составляющей любой сферы жизни и деятельности человека. Ежедневно в данной сфере происходят значительные изменения: создаются новые высокотехнологичные устройства, новое программное обеспечение, проводятся конференции и выставки, демонстрирующие новообразования науки и техники. Для управления современными устройствами и программами необходимо наличие высокоинтеллектуальной личности, подготовке которой на сегодняшний день уделяется особое внимание в сфере образования.
Согласно пункту 1 статьи 2 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [44, С. 1]. Для реализации главной цели образования в России разработаны различные нормативные документы, в том числе федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для различных ступеней образования, определяющие требования к выпускнику. Анализ разных стандартов позволяет сделать вывод, что одной из необходимых компетенций, сформированных у выпускника, является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной и профессиональной деятельности. Следовательно, одно из перспективных направлений для работы учителя - развитие ИКТ-компетентности у обучающихся.
На сегодняшний день информационные технологии подразделяют на несколько групп: информационные технологии обработки данных, управления, автоматизированного офиса и принятия решений. Рассматривая каждую группу более подробно можно выделить конкретные виды ИТ, к числу которых можно отнести компьютерную графику (КГ).
Компьютерная графика - одно из перспективных и быстро развивающих направлений ИТ, которая предоставляет возможности создания и редактирования 2D изображений, моделирования 3D объектов, визуализации различных процессов и явлений, создания анимационных сюжетов и др. На сегодняшний день данная сфера становится широкодоступной и требует компетентных специалистов. Следовательно, перед системой образования в целом и перед конкретным учителем в частности стоит задача отбора эффективных средств подготовки обучающихся в данном направлении.
Под средством обучения понимают материальный или идеальный объект, который «находится» между учителем и учеником и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. К основным средствам обучения относят: учебники и учебные пособия, визуальные и аудиальные средства, средства автоматизации процесса обучения, учебно-методические материалы [10]. Также к числу часто используемых средств обучения относят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Задача учителя не только правильно использовать ЭОР в своей профессиональной деятельности, но и уметь их разрабатывать. Это подтверждается положениями профессионального стандарта Педагога и ФГОС высшего образования по профилю 44.03.01 Педагогическое образование, определяющими требования к будущему учителю:
• уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
• владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ- компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности);
• формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [32, 42].
Вышесказанное свидетельствует об актуальности направления, связанного с активным внедрением и/ или разработкой ЭОР для организации образовательной деятельности, а, следовательно, и об актуальности исследуемой нами темы «Применение электронных образовательных ресурсов для обучения студентов работе с компьютерной графикой». Для организации исследования по теме нами были сформулированы методологические характеристики.
Объект: процесс обучения студентов компьютерной графике.
Предмет: электронный образовательный ресурс как средство обучения компьютерной графике.
Цель: разработать, теоретически обосновать и апробировать электронный образовательный ресурс для обучения студентов среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) компьютерной графике.
Задачи:
1) охарактеризовать специфику компьютерной графики;
2) проанализировать способы обучения компьютерной графике, в том числе посредством электронных образовательных ресурсов;
3) теоретически обосновать и разработать электронный образовательный ресурс для обучения студентов среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) компьютерной графике;
4) провести апробацию разработанных материалов.
Подводя итог исследования, посвященного направлению использования электронных образовательных ресурсов обучению студентов компьютерной графике, мы можем сформулировать несколько обобщающих выводов:
- в теоретической части нашего исследования обоснована актуальность, описаны ключевые понятия, проанализированы возможные способы решения рассматриваемой проблемы, в целом теоретическая часть представлена необходимыми сведениями о степени разработанности изучаемой проблемы;
- практическая часть исследования представлена электронным образовательным ресурсом «Компьютерная графика», который разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду ресурсов, содержательно соответствует целевым ориентирам учебной дисциплины «ОД.02.07 Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», осваивающих специальность 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам);
- практическая часть исследования также содержит описание правил работы с ресурсом, возможности и способы его использования в образовательном процессе;
- разработанный ресурс удалось апробировать в рамках занятий по учебной дисциплине «ОД.02.07 Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», осваивающих специальность 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам); в ходе апробация были получены положительные результаты, что демонстрирует эффективность и практическую значимость ЭОР.
Вышесказанное свидетельствует о достижении поставленных нами задач.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наше исследование демонстрирует положительный опыт применения электронных образовательных ресурсов в обучении студентов среднего профессионального образования компьютерной графике. Представленные материалы могут быть использованы в образовательном процессе преподавателями и студентами, а также любыми пользователями, проявляющими интерес к компьютерной графике.
1. Алькозина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства и недостатки. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. №3. С.95-97
2. Бесплатные редакторы векторной графики. URL: http://freeanalogs.ru/VectorGraphicsEditor (дата обращения 10.11.2017)
3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
4. Васильченко С. В., Черникова Л. А. Информатика. Школьный курс 1¬
11 класс. URL: http://school.ciit.zp.ua/paint-htm/grafik.htm (дата обращения
9.11.2017)
5. Введение в JavaScript. URL: https://learn.javascript.ru/intro (дата обращения 17.02.2016)
6. Векслер В. А. Эргономические требования к электронным образовательным ресурсам. [Электронный ресурс] Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». [сайт] URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4949 (дата обращения 17.02.2016)
7. ГОСТ 7.0.83-2012 «Электронные издания». Основные виды и выходные данные. Москва : Стандратинформ, 2012г.
8. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. Москва : Стандратинформ, 2011г.
9. Зайцева Е. А., Пунина Т. Г. Компьютерная графика [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие. [сайт] URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/402/47402/23519 (дата обращения
11.11.2017)
10. Зайченко И. B. Педагогика. [Электронный ресурс]. [сайт] URL: http://uchebnikionline.com/index-22.htm (дата обращения 16.01.2016)
11. Ильина Т. В., Ижбаев С. А. Методика преподавания раздела «компьютерная графика» с использованием ролевых игр. Магнитогорск : ФГБОУ «Магнитогорский государственный университет». [Электронный ресурс]. [сайт] URL: https://rae.ru/forum2012/pdf72293.pdf (дата обращения
10.11.2017)
12. Казанцева Л. Н. Компьютерная графика : теоретическая часть к лабораторному практикуму. Ч.2: программа растровой графики Photoshop. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/529/28529/11742 (дата обращения
11.11.2017)
13. Князев С. Т. Методические инструкции по разработке электронных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». 2011г. [сайт] URL: http://pandia.ru/text/77/339/92253.php (дата обращения 17.02.2016)
14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
15. Компьютерная графика и дизайн : электронное учебное издание на CD-ROM по курсу профильной старшей школы. URL: http://www.public- liceum.ru/biblioteka/mediateka/informatika/informatika_239.html (дата обращения
11.11.2017)
...