ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Самостоятельная работа школьников: сущность, цели, функции, виды .... 7
1.2. Дидактические возможности облачных технологий 13
1.3. Анализ опыта использования облачных технологий
в образовательном процессе 33
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ
СЕРВИСОВ 37
2.1. Использование облачного сервисов Google для организации
самостоятельной работы 37
2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
деятельности учащихся в процессе обучения информатике на основе облачного сервисов Google 42
2.3. Апробация результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Облачные технологии - это новый сервис, который подразумевает удаленное использование средств обработки и хранения данных. С помощью облачных сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, используя только подключение к Интернету и веб-браузер.
Такие сложные проекты государственного уровня как "Электронная Россия" и ГАС "Выборы" переводятся в "облако". Облачные технологии развиваются стремительно и охватывают все больше и больше сфер деятельности. Стремительное распространение облачных технологий ставит перед задачу интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения. Облачные вычисления имеют широкие перспективы применения в сфере образования, научных исследованиях и прикладных разработках, а также для дистанционного обучения. Таким образом, в период перехода на новые образовательные стандарты облачные технологии помогают формированию новой информационной культуры учителя и ученика, и дают уникальную возможность соединить проектную методику и информационно - коммуникационные технологии. Использование облачных технологий в учебном процессе позволяет сделать образовательное пространство открытым.
Наиболее эффективным изучение любого предмета становится тогда, когда занятие приносит удовольствие, является интересным и захватывающим.
А обучение, осуществляемое в "антимотивационных" условиях, скажем так, малоэффективно. Данное противоречие лишает процесс обучения главного - смысла деятельности ученика, его личной ориентированности на цель. А если цель задана кем-то извне, и мотива по разным причинам не возникает, то нет и смысла.
Не стоит забывать, что сегодня нам приходится иметь дело с учениками - века компьютерных технологий. Ученикам уже недостаточно книг и простого общения. Им необходимы современные гаджеты, Интернет и мобильный учитель, владеющий современными технологиями. Вот здесь и приходят на помощь облачные технологии, как средство повышения мотивации школьников к обучению, как источник их неиссякаемого интереса.
Примерно с конца первого десятилетия XXI века ИТ-мир переживает глобальную трансформацию, связанную со все более широким использованием облачных ИТ-моделей в дополнение к традиционной схеме "On-Premise" или вместо неё.
Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствует методика использования облачных технологий в музыкально-образовательном процессе, не достаточно разработаны и систематизированы компьютерные музыкально-развивающие игры, пособия, не сформулированы единые программно-методические требования к использованию облачных технологий на уроках.
Актуальность темы обусловлена тем, что технический прогресс оказывает значительное влияние на все индустрии. Образование не является исключением. Как и вся мировая экономика и другие отрасли деятельности, образовательная сфера подвержена тем же глобальным объективным преобразованиям и процессам - унификации, стандартизации и гармонизации уровневой системы образования в новых условиях реальной экономики. Изменение образовательного процесса в последнее десятилетие главным образом связано с внедрением облачных технологий.
Новые технологические изменения в настоящее время доступны всем участникам образовательного процесса - учащимся и студентам, учителям и преподавателям. Очевидно, что гораздо удобнее и эффективнее выполнять учебные задания при помощи планшетов, смартфонов и персональных компьютеров, а облачные технологии увеличивают эти преимущества. Образование будущего - это онлайн доступ ко всей необходимой информации для всех обучаемых, находящихся в любой части страны и мира.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной деятельности учащихся.
Предмет исследования: организация самостоятельной деятельности учащегося средствами облачных технологий в процессе обучения информатике.
Цель исследования: разработать методику организации
самостоятельной работы учащихся по информатике на основе использования облачных сервисов.
Задачи исследования:
1. Изучить самостоятельную работа школьников: сущность, цели,
функции, виды
2. Рассмотреть дидактические возможности облачных технологий
3. Проанализировать опыта использования облачных технологий в образовательном процессе
4. Разработать учебные задания для организации самостоятельной работы учащихся на основе облачного сервисов Google, а также методические рекомендации по их использованию.
5. Провести апробацию разработанных материалов.
Методы исследования: наблюдение, теоретический анализ научно-методической литературы, ее систематизация, проведение эксперимента.
Основой для написания работы послужили труды таких ученых, как: Андреев И. А., Боричевская В. И., Буряк В. К. Вапрян Н. Ф., Васильева Р. А., Суворова Г. Ф., Гаврилычева Г. Ф., Гобарева Я. Л., Гобарева Я. Л., Голант Е. Я., Дайри Н. Г., Есипов Б. П., Еипов Б. П., Жарова А. В., Жрова А. В., Золотарюк А. В., Зотов Ю. Б., Исаев Л. Н., Ковальская М. К., Лында А. С., Макаров С. В., Макаров С. В., Мельников М. А., Микельсон Р. М., Моро М. И., Пидкасистый П. И., Пименова Л. М., Срода Р. Б., Стрезикозин В. П., Шамова Т. И., Южаков С. М., Еникеев М. И., Шамова Т. И., Черняк Л., Газейкина А. И., Кувина А. С., Сидорова Е. В., Лисичкина Е. А.
Сопоставив результаты работы с поставленными задачами позволяет сделать вывод что:
1. На основе анализа научно-педагогической и методической литературы было выявлено, что организация самостоятельной работы характеризуется по таким существенным признакам как дидактическая направленность, особенность (тип) познавательной деятельности учащихся, форма организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная), вид источника знаний.
2. Проанализированы возможности применения облачных технологий в школьном курсе информатика, которые включают совместное использование и публикацию документов различных видов; выполнение учащимися практических работ в условиях отсутствия на "время проведения занятий"; организация групповых, парных и самостоятельных работ не только на уроке, но и во внеурочное время; организация интерактивных занятий и коллективного преподавания; организация разных форм контроля.
3. Установлено, что облачные сервисы Google, как сервисы для самостоятельного обучения имеют возможность организовать как дистанционное обучения, так и работу в ходе учебного процесса в индивидуальной или коллективной форме.
4. На основе установленных возможностей сервиса были разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной деятельности школьника, разработаны учебные задания.
5. Апробация методом экспертных оценок среди учителей и учащихся школы показала, что разработанные учебные задания являются актуальными для организации самостоятельной деятельности с помощью облачных технологий, способствуют заинтересовать современного школьника к обучению и поднять эффективность результатов самостоятельной работы.
Таким образом, следует считать, что все поставленные задачи исследования в полной мере выполнены, цель достигнута.
1. Андреев И. А. О реализации пилотного проекта по использованию облачных сервисов в процессе обучения / И. А. Андреев, И. А. Гладштейн, Д. В. Чистов // Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 14-й международной научно-практической конференции "Применение технологий "1С" для повышения эффективности деятельности организаций образования" 28¬29 января 2014 г. - Ч. 1. - М.: 1С-Паблишинг, 2014. - стр. 26-30.
2. Гобарева Я. Л. Проблемы образовательного процесса и их решение с применением облачных технологий / Я. Л. Гобарева, А. В. Золотарюк, Е. Р. Кочанова // Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 15-й международной научно - практической конференции "Применение технологий "1С" для формирования инновационной среды образования и бизнеса" 3-4 февраля 2015 г. / Под редакцией Д. В. Чистова. - Ч. 1. - М.: ООО "1С - Паблишинг", 2015. - стр. 210-213.
3. Гобарева Я. Л. Проблемы образовательного процесса и их решение с применением облачных технологий / Я. Л. Гобарева, А. В. Золотарюк, М. Б. Медведева // Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2015. - №5. - стр. 55-62.
4. Драгунов А. В. О некоторых подходах к быстрой разработке систем облачных приложений // Информатика и образование. - 2013. - стр. 82.
5. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / И. В. Дубравина. - М.: Академия, 2012.
6. Ершов А. П. Социальная информатика. Основания, методы,
перспективы / А. П. Ершов. Изд-е 2-е. - М.: Ком. Книга, 2016. - стр. 428.
7. Есипов Б. П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке// Сов. педагогика, 2014. - стр. 610.
8. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М., 2015. - стр. 312.
9. Золотарюк А. В. Облачные технологии как фактор разрешения проблем глобализации образования / А. В. Золотарюк // Инновационные технологии в финансово-экономической сфере: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научной конференции / Под ред.
О. В. Голосова, Д. В. Чистова. - М.: ООО "1С - Паблишинг", 2013. - стр. 68-73.
10. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. - М., 2014. - стр. 245.
11. Зудилова Т. В., Одиночкина С. В. Опыт создания прототипа частного учебного облака // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №6. - стр. 29.
12. Иванов Р. Н. Перспективы использования облачных баз данных в системе образования // Информатика и образование. - 2013. - №7. - стр. 80.
13. Исаев Л. Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой// Сов. Педагогика, 2015. - стр. 378.
14. Косенко, И. И. Изучение социальной и отраслевых информатик в общеобразовательной школе // Информатика и образование. - 2015. - №12. - стр. 94-105.
15. Макаров С. В. За "Облачные вычисления" // Креативная экономика. - 2014. - стр. 350.
...