Введение 3
Глава I. История и культурное наследие Древнего Египта
1.1. История Древнего Египта 11
1.2. Культура и искусство Древнего Египта 20
1.3. Эстетический идеал и своеобразие древнеегипетского костюма 33
Глава II. Древнеегипетский костюм в современной моде
2.1. Черты древнеегипетского стиля в искусстве и костюме периода Арт Деко 44
2.2. Интерпретация древнеегипетского костюма в творчестве
современных дизайнеров 48
2.3. Разработка моделей и формирование коллекции по мотивам
Древнего Египта 59
Заключение 65
Список использованной литературы 69
Приложение 73
Словарь терминов 104
Египет по праву можно считать колыбелью человечества. Именно в этом древнем государстве зародились такие науки, как астрономия, письмо, математика, медицина и другие. Возникла одна из первых цивилизаций. Египет таит в себе множество секретов, над разгадкой которых бьются ученые со всего света. Лучшим примером служит тайна создания известных всему миру пирамид, которая до сих пор не является полностью разгаданной.
Древний Египет вызывал восхищение у вавилонского народа, гордившегося своей цивилизацией. У египтян учились мудрости учёные из Древней Греции. Древний Рим преклонялся перед организацией государственного строя этой страны.
Прошли века и тысячелетия, но живой интерес к истории древнеегипетского государства не иссяк. Последние двести лет в Египте археологи беспрестанно ведут раскопки и исследования. Возникла даже как отдельная научная ветвь - наука египтология. Она открыла широкий доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных этим древним народом.
Сегодня все научные деятели, занимающиеся исследованием истории и культуры Древнего Египта, сходятся во мнении, что египетская цивилизация внесла неоценимый вклад в развитие всего человечества. Создаваемая в течение тысячи лет культура древних египтян, была унаследована народами, жившими позднее, и положена в основу современной науки, образования и мировой культуры.
Мир полный тайн и загадок, оставленных нашими предками, мир, который был родным домом для прародителей одной из первых цивилизаций в истории, до сих пор привлекает внимание миллионов людей со всего света. Колоссальные архитектурные сооружения и изящные статуи, шедевры разного вида искусств, ювелирные украшения и костюмы, - все наследие, оставшееся после древней цивилизации как память о таланте и мастерстве тех людей, которые все это создали.
Данная работа посвящена интерпретации костюма Древнего Египта в современной моде. Изучение этой темы является актуальным в силу нескольких причин.
Во-первых, актуальность исследования обусловлена особым интересом специалистов в области моды и дизайна одежды к проблеме ретроспективизма в моде и выявления динамики модных циклов.
Во-вторых, модельеры и именитые дизайнеры со всего мира периодически обращаются к стилям прошлого, заново их переосмысливая. В данном контексте, современную моду можно рассматривать как «новое - хорошо забытое старое».
В начале XX века древнеегипетский костюм нашел свое новое отражение в стиле Арт Деко, а сегодня современная мода занимается его интерпретацией. Стиль Арт Деко соединил в себе множество стилей, которые на первый взгляд кажутся совершенно несовместимыми. Древнеегипетские мотивы в стиле Арт Деко имели особенную значимость, придавали этому стилю экзотичность и экстравагантность. В современной моде мы можем видеть сочетание египетского стиля и стиля Арт Деко, которые прекрасно дополняют и обогащают друг друга. Современные дизайнеры по достоинству оценили, как сам стиль Арт Деко, так и египетскую стилистику. В прошлых коллекциях и коллекциях этого года мы видим большое количество обращений к стилю Египта и вариаций на эту тему.
Тема работы актуальна и может представлять интерес, как для широкого круга общественности, так и для искусствоведов, дизайнеров, художников-модельеров. Комплексное изучение особенностей интерпретации костюма Древнего Египта в современной моде помогает более подробному и продуктивному изучению современной моды.
Анализ степени изученности данной темы:
Точкой отсчета для египтологии послужила дешифровка египетских иероглифов Ж.Ф. Шампольоном в 1822 г. Стоит отметить, что вся середина XIX в. отличилась повышенным интересом археологов и историков к культуре Древнего Египта.
После завершения научной экспедиции, во время египетского похода Наполеона, описавшей многие его памятники, важнейшими событиями на этапе изучения истории этого государства стали: экспедиция в Судан и Египет немецким египтологом Карлом Рихаром Лепсиусом (1840-е гг.), создание музея Булак (впоследствии Каирский музеей) и Службой древности Египта Огюстом Мариетта (1821-1881), многообразная работа археолога, исследователя религии Египта Гастона Масперо (1846-1916), культуры и политической истории.
Наиболее важными открытиями археологов конца XIX - начала XX в. стали обнаруженные Жаком де Морганом, Джеймсом Квибеллом, Уильямом Мэттью, Флиндерсом Питри (крупнейшие археологи данного этапа развития египтологии) памятники додинастических времён в истории Египта (рубежа IV-III тыс. до н. э.), а также, гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 г - единственная гробница фараона [1; 17], дошедшая до современных исследователей неразграбленной.
В нашей стране интерес к истории Древнего Египта проявился сразу, как только Шампольон совершил своё открытие. В 1826 г., была заложена основа египетской коллекции в петербургском Эрмитаже. В начале 1830-х гг. в Санкт-Петербурге появились знаменитые сфинксы, установленные на набережной Невы перед самой Академией художеств. Практически в этот же период свои наблюдения, в том числе попытки чтения некоторых царских имен, описания и датировки памятников, [1;27] публикует Авраам Сергеевич Норов, в 1830-е гг. путешествовавший по Египту.
В работах отечественных авторов нашли отражение многие аспекты исследуемой темы.
Основателем российской научной египтологии заслуженно считается Владимир Семёнович Голенищев. Именно он вносил важные вклады в изучение языка Древнего Египта и в период долгих странствий, сумел собрать внушающую частную коллекцию египетских культурных памятников, а также издал ряд папирусов Эрмитажа с литературными текстами.
К основателям российской школы египтологии принадлежит Борис Александрович Тураев, из Санкт-Петербурга. Борис Александрович является автором двухтомной «Истории Древнего Востока» - первого в отечественной науке опыта обобщения материала по древним цивилизациям Египта, Ирана и Передней Азии, а также трудов по эфиопским и коптским текстам, и по египетской религии. Именно труды Тураева служат краеугольным камнем не только российской египтологии, но и науки о Древнем Востоке в целом. [1;8]
Значительный вес в мировой науке имеют работы по культуре Древнего Египта принадлежащие Юрию Яковлевичу Перепелкину, Евгению Степановичу Богословскому. Труды этих ученых направлены на установление важнейших черт египетского социума, представление видения мира древними египтянами и используемых ими понятий, основанное на анализе всех доступных источников. Монографии и статьи Олега Дмитриевича Берлева изображают необычайно яркую и целостную картину египетского общества и его мировоззрения.
Советский археолог Матье Милица Эдвиновна, является хранителем египетской коллекции Государственного Эрмитажа и крупнейшим отечественным исследователем религии Древнего Египта середины ХХ века. В её работах представлены переводы мифологических текстов и очерки по базовым проблемам древнеегипетской религии: космогонические представления, образ солнечного божества, образ бога Осириса.
Но по своему построению и характеру аргументации всех перечисленных исследователей рассчитаны скорее на восприятие специалиста в области египтологии.
Среди профессиональных работ предназначенных для более широкого круга читателей можно выделить следующие.
Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. Книга представляет собой курс истории Египта с древнейших времен до завоевания страны Александром Македонским. Считается лучшей из существующих в мировой литературе Историей Древнего Египта. В книге представлены описания общества древнего Египта и его культуры в реконструируемых категориях собственного мировоззрения египтян. [42; 12]
Коростовцев М.А., Кацнельсон И.С., Кузищин В.И. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В Хрестоматию были включены все документы основных регионов Древнего Востока. Первая часть Хрестоматии по истории Древнего Востока включала материалы юридического, исторического, религиозного и литературного характера, относившейся к странам Передней Азии и Египту. Считается одним из лучших учебников, где материал представлен в наиболее доступной форме.
Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: хрестоматия, составитель И. Химик. Книга представляет собой особым образом отобранные фрагменты работ отечественных и зарубежных ученых, охватывающие разные области истории искусства, эстетики, философии, культурологии Древнего Египта. Здесь представлены в виде отдельных статей работы более чем сотни известных исследователей в области истории становления и развития художественной культуры Древнего Египта и скифского мира.
Костюм Древнего Египта хорошо изучен. В литературе по истории искусства и культуры Древнего Египта достаточное место отведено публикациям, связанным с характеристикой и описанием костюмов древних египтян. Их доля вполне сопоставима с публикациями по другим сферам культуры. Однако большинство публикаций относится к мелким костюмным формам - аксессуарам (ожерельям, браслетам, серьгам, заколкам-фибулам, пряжкам и т.п.) и в меньшей степени одежды. Классификация и подробное описание элементов костюма, и в частности одежды, хорошо представлены в учебной литературе по истории костюма и моды, российских авторов таких как Мария Николаевна Мерцалова, Федр Федорович Комиссаржевский, Надежда Михайловна Каминская, Эльвира Борисовна Плаксина и др. И зарубежных авторов Блейза А.И., Чалтыкьяна Д.А. Брауна В., Тильке М. и др.
В работе Н. Каминской «История костюма» рассматриваются все основные стили в костюме разных эпох. Большое внимание автор уделяет моде эпохи Ар Деко, которая во многом представляет собой ретроспективу древнеегипетского стиля в одежде.
Наиболее полным можно считать труд М. Мерцаловой «История костюма», поскольку это фундаментальная научная работа, посвященная всемирной истории моды. Для исследования были использованы главы, посвященные истории костюма Древнего Египта и эпохи Ар Деко.
В труде Блейза А.И., Чалтыкьяна Д.А. «История в костюмах: от фараона до денди» дана подробная характеристика костюма и аксессуаров Древнего Египта.
Работа Брауна В., Тильке М. «История костюма (от древности до нашего времени)» также дает достаточно полное представление о том, что же представлял собой костюм Древнего Египта, каким образом он отличался в зависимости от сословия и положения в обществе его обладателя, какие аксессуары дополняли костюм, делали его оригинальным и своеобразным.
Направление Арт Деко в искусстве рассматривали в своих трудах многие авторы.
Труд Б. Хилльера «Стиль XX века» рассказывает об основных стилях, господствовавших в искусстве, литературе, моде и дизайне XX века - от Ар Нуво и Арт Деко до психоделии и стиля панков. Автор последовательно описывает каждое десятилетие, выделяя при этом основные стилевые черты времени.
В работе Б. Хилльера и С. Эскритт «Стиль Арт Деко» представлен исторический экскурс о становлении и эволюции стиля Арт Деко в искусстве, а также о его распространении в странах Европы и Америки. Приводится краткая биография крупнейших мастеров этого стиля и описание их работ.
Более подробно представлены художественные течения начала 20-го века в исследовании Сюзанн А. Стерноу, переводчик О. Белошеев. Оно содержит 110 иллюстраций и архивных фотографий. Здесь рассмотрено влияние стиля Арт Деко на мир современного дизайна и его распространение в сферах жизнедеятельности человека.
Публикаций о влиянии древнеегипетского стиля и костюма на современную моду и дизайн одежды выявлено не много. Сюда же можно отнести публикации о моде, посвященные стилю Арт Деко, в котором достаточно активно прослеживаются черты египетского стиля. Среди них статьи, посвященные современной интерпретации стиля Древнего Египта в моде следующих авторов: Шамина Л. «Джон Гальяно разворошил саркофаги», Щербакова Т., Полишкис И. «Зигзаги Ар Деко», О. Михайловская «Бросок на юг».
Объект исследования - история и культурное наследие древнего Египта.
Предмет исследования - интерпретация костюма Древнего Египта в современной моде.
Цель исследования - разработка коллекции современной женской одежды на основе авторской интерпретации костюма Древнего Египта.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить решить следующие задачи:
• рассмотреть историю Древнего Египта;
• изучить культурное наследие Древнего Египта;
• выявить эстетический идеал и художественно-стилистические особенности древнеегипетского костюма;
• провести сбор информации об актуальности древнеегипетского стиля в современной моде;
• выявить принципы интерпретации древнеегипетского костюма (стиля) в творчестве современных дизайнеров;
• выполнить разработку моделей современной женской одежды на основе авторской интерпретации костюма Древнего Египта и формирование коллекции.
Методологической базой исследования послужили работы Перепелкина Ю.Я., Коростовцева М.А., Химика И., Хилльера Б., Мерцаловой М.Н., Каминской Н.М, Блейза А., Чалтыкьян Д., Брауна В., Тильке М., Барта Р., Васильева А., Шаминой Л., Щербаковой Т., Полишкис И. и другие.
Проявление Египетского стиля и Арт-деко в современной моде, проведено на основе анализа коллекций современных дизайнеров, представленных в журналах Vogue, Cosmopolitan и Harper’s Bazaar, СМИ и глобальной сети Internet.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез; исторический метод и метод ретроспективы; приемы типологии, классификации и систематизации материала; анализ материалов профессиональных изданий, СМИ и информационно-аналитических порталов; творческие методы проектирования.
Новизна работы состоит в авторской интерпретации темы при проектировании коллекции.
В процессе работы над дипломным проектом решены следующие задачи.
Произведен экскурс в историю Древнего Египта. История Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитывает более четырех тысячелетий: от конца четвёртого тысячелетия до н.э., когда в нижнем течении Нила возникло первое древнеегипетское государства, до 395 года н.э., когда Древний Египет вошел в состав Византии после распада Великой Римской империи. [52] За время своего существования государство претерпело множество политических, экономический, социальных и иных кризисов, но осталось в глазах мировой истории наиболее богатейшей и развитой цивилизацией. Несмотря на влияние соседних государств и междоусобные войны египтянам длительное время удавалось сохранять свою целостность и аутентичность.
Рассмотрена и проанализирована информация о культурном наследии Древнего Египта. Культура, искусство и наука в этом государстве получили очень большое развитие, считаются наиболее передовыми и наиболее совершенными среди достижений других народов Древнего Востока. Египетские предметы искусства, памятники архитектуры и скульптуры отличаются характерными особенностями и типичными признаками. Они неразрывно связаны с религией, общественным и политическим строем страны. По своей характеристике довольно консервативны, замкнуты, но самодостаточны. Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на последующие развитие культуры всех народов и цивилизаций, вплоть до настоящего времени.
Выявлен эстетический идеал и художественно-стилистические особенности древнеегипетского костюма. Скульптура, рельефы, фрески
Древнего Египта позволяют судить об эстетическом идеале красоты человека, основных типах и формах его одежды. Эстетический идеал в Древнем Египте во многом совпадает с современными представлениями о красоте. Костюм Древнего Египта отличался простотой и неким однообразием, его формы можно считать стабильными, т.к. во времени они не претерпели больших изменений. Основными признаками формообразования костюма Древнего Египта можно назвать геометрическую стилизацию - стремление к прямым четким линиям, а также наличие драпированной одежды образованной на основе куска ткани.
Костюм отличался большой функциональностью и одновременно изяществом, высокой технологичностью в изготовлении, обладал строгой иерархичностью. При этом костюм Древнего Египта стоит особняком в культуре древнейших цивилизаций. Некоторые из специалистов полагают, что Древний Египет является конечной ветвью в истории мирового костюма, поскольку после угасания данной цивилизации угасли и её многочисленные культурные традиции, в том числе и традиции костюмирования.
Проведен сбор информации об актуальности древнеегипетского стиля в современной моде. Цивилизация Древнего Египта не просто подарила миру знания в области науки, математики, религии и управления, но также передала свой неповторимый стиль и оказала художественное влияние на современный мир моды. Из истории известно, что первоначально египтомания и неоегипетский стиль стали реакцией Европы на открытия ^произошедшие в конце XIX начале XX вв. Наиболее ярко черты прикладного и архитектурного искусства Египта вобрал в себя синтетический стиль Арт Деко господствовавший в искусстве в данный период. Арт Деко способствовал стилистическому обогащению костюма этого периода и введению в него характерных черт египетского стиля. Египетский стиль так же, как и Арт Деко достаточно активно проявляется и в современной моде. Анализ моды с начала XX века, наглядно показал, что коллекции европейских дизайнеров приобрели исторические темы и они стали распространенным явлением. [61] Одной из тем которая периодически возникает в моде - это тема Древнего Египта. Первым в ХХ веке, кто обратился к историческому костюму как к источнику вдохновения и к костюму Древнего Египта, был величайший «реформатор» Поль Пуаре. Затем были Мариано Фортуни, Кристиан Диор и др. В настоящее время практически каждый сезон мы можем наблюдать на мировых подиумах использование египетских мотивов, характерных для Арт Деко орнаментики, цветовых решений, геометрических форм. Модные коллекции двухтысячных годов отмечены возрождением интереса к искусству древнего Египта и стиля Арт Деко. Среди них модные дома Giorgio Armani, Dolce & Gabbana, Alexander McQueen, Matthew Williamson, Gucci, Etro, Alice + Olivia, Roberto Cavalli, Collette Dinnigan, Jenny Packham, Kelly Wearstler, Dennis Basso и многие другие посвящающие свои коллекции египетскому стилю и стилю Арт Деко, демонстрируя их во всем великолепии.
Такая популярность египетских мотивов является выражением антиклассических тенденций всей современной эпохи и проявлением их в костюме.
Выявлены принципы интерпретации древнеегипетского костюма (стиля) в творчестве современных дизайнеров. Египетский стиль представлен в современной моде очень разнообразно. От моделей, которые реконструируют образы древних богов, цариц и фараонов, и декоративных форм, напоминающих пирамиды, гробницы и пр., до простых форм характерных для повседневной одежды. В целом модели одежды в египетском стиле отличаются прямыми линиями кроя и простыми силуэтами. В нарядах хорошо прослеживается геометрия форм - это прямоугольники, трапеции, треугольники. Используются драпировки. Основные цвета - белый, золотой, темно-синий, красный, бирюзовый. В качестве принтов используются изображения с геометрическими орнаментами, рисунки в виде цветков лотоса или перьев, изображения пирамид, древних богов, Тутанхамона, Нефертити. Для дизайнерских изделий характерен богатый декор, подражающий массивным украшениям древних цариц.
Выполнена разработка моделей современной женской одежды на основе авторской интерпретации костюма Древнего Египта и формирование коллекции.
Ассортимент коллекции - модели костюмно-плательной группы. Он опирается целиком на творческий источник и тенденции моды. В основном это нарядные платья и комплекты.
Каждая модель в коллекции представляет ансамбль, то есть законченный художественный образ, который включает в себя гармоничное сочетание всех элементов костюма: одежда и обувь, аксессуары и украшения, прическу и макияж.
Название коллекции «Клодетт», это имя актрисы, которая первая в 1934 году сыграла царицу Клеопатру, в полной мере отражает взаимосвязь с источником вдохновения.
Одна из моделей коллекции выполнена в материале.
Т.е. понимание специфики, закономерностей сохранения и развития исторического наследия стало стимулом и источником вдохновения для создания авторской коллекции, обеспечило поиск путей вариативности конструктивного формообразования и художественной образности в разработанных моделях. Осмысление настоящего и его будущее развитие в разных формах костюма, как, впрочем, и в любой из сфер деятельности, невозможно без обращения к уже пройденным ступеням цивилизации. [61]
1. Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В., под ред. Кузищина В.И. 3-е изд., «История древнего Востока» - М, 2003.
2. Вейс Г. «История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации» - М, 2005.
3. Солкин В.В. «Древний Египет. Энциклопедия» - М, 2005.
4. Большаков А. О. «Развитие представлений о загробных мирах в древнем Египте» - М., 1999.
5. Перепелкин Ю.Я. «История Древнего Египта» - СПб, 2001.
6. Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта» - СПб, 2000.
7. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003.
8. Беннет Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство. - М., 2003.
9. Блейз А.И., Чалтыкьян Д.А. История в костюмах: от фараона до денди.
- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 176 с.
10. Борзова Е.П. Мода в мире кросскультурного синтеза./Е.П. Борзова// Мода в контексте культуры- СПб., 2007.
11. Браун В., Тильке М. История костюма- М., 1996.
12. Васильев А.А. Этюды о моде и стиле. - М.: Альпина нон-фикшн, 2010.
- 560 с.
13. Васильев А.А. Европейская мода. Три века. - М.: Слово, 2003. - 440 с. [Ресурс локального доступа]
14. Васильева Е.В. Сборник статей о первой мировой войне: СПб.: СПбГУКИ, 2007.
15. Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб., 1998. В 3-х т. Т. 1
16. Всеобщая история искусства. - М., 1956.
17. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история стиля и моды с древнейших времен. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.
18. Гофман А.Б. Мода и обычай/А.Б. Гофман// Рубеж. №3, 1992.
19. Демшина А.Ю.Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. - СПб., 2007.
20. Дудникова Г.П. История костюма. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 416 с.
21. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. - М.: Рипол Классик, 2008. - 288 с.
22. Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. - М., 1996. Т. 2
23. Иконникова С.Н. Мода в обществе сверхпотребления.- СПб., 2007.
24. Каминская Н.М. История костюма. - М., 1986. [Ресурс локального доступа]
25. Которн Н. История моды в XX веке. - М.: Тривиум, 1998. - 175 с.
26. Кулаева Г.М. Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку: М., 2008. - 32 с.
27. Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 2001. - 600 с.
28. Мерцалова М.Н. История костюма. - М., 1972.
29. Михайловская О. Бросок на юг.//Уодне. Апрель 2012. С. 119-120.
30. Муриан И.Ф. Цикличность как одна из форм осознания реальных процессов в культуре и искусстве. - М., 2004.
31. Окладникова Е.А. Ценности как факторы моды и корпоративной культуры в информационном обществе - СПб., 2007.
32. Попова С.Н. История моды, костюма, стиля. - М.: Астрель, 2009. -
33. Самецкая Э. Завораживающий модерн. /Эльвира Самецкая//Мир музея. № 5, 1995.
34. Свендсен Л. Философия моды. - М., 2003.
35. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и Стиль.//Гл. редактор Володин В.А. - М.: Аванта+; 2002. - 482 с.
36. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. — М., 1994.
37. Такер Э. История моды. - М.: Аст, 2003. - 144 с.
38. Томашевич О.В., Чегодаев М.А. Древние египтяне.- М., 2004.
39. Хиллер Б. Стиль XX века. - М.: Слово, 2004. - 240 с.
40. Шамина Л. Джон Гальяно разворошил саркофаги.//Известия. 20.01.04.
41. Щербакова Т., Полишкис И. Зигзаги Ар Деко.ЖоЬЬКероЧ № 3 Июль- август 2004.
42. Зингаев Г.Х. Истфак 5к. “Архитектура Древнего Египта”. Июнь 2014