ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 2
1.1. Понятие и виды учебной деятельности (УД) 2
1.2. Организация самостоятельной деятельности на разных этапах урока
2
1.3. Организация различных видов самостоятельной деятельности на
уроках математики 2
1.4. Организация самоконтроля и самодиагностики учащихся 2
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПЛАНИМЕТРИИ 2
2.1. Организация самостоятельной деятельности обучающихся при
решении планиметрических задач 2
2.2. Методические рекомендации для решения задач по теме
«Окружность» 2
2.3. Организация самостоятельной деятельности обучающихся при
решении задач по теме «Окружность» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Глубокие социальные преобразования, происходящие в нашей стране, привели к значительным изменениям в сфере образования: разрабатываются новые концепции как образования в целом, так и построения отдельных учебных предметов. Обучающимся гарантируется качественное образование, которое отвечает современному уровню развития науки, производства, новых технологий в обществе. В соответствии с ФГОС ООО, одна из важнейших целей школьного образования - это развитие способности учащихся самостоятельно строить планы, конструировать их реализацию, самостоятельно контролировать и ставить оценку результатам своей деятельности. В настоящее время общество испытывает потребность в молодых специалистах, способных к творческому освоению имеющегося социального опыта, использующих в своей профессиональной деятельности исследовательский подход к познанию окружающего мира, владеющих способами его преобразования.
Одна из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта в субъект деятельности и управления, т. е. в результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Самостоятельность может быть понята и как показатель активности человека, и как свойство личности, и как критерий его зрелости (гражданской, социальной, политической, нравственной, познавательной, профессиональной и т.п.) и социализации.
Самостоятельность рассматривается в современной психологии как одна из самых существенных характеристик личности и связывается с умением субъекта ставить перед собой цели как результат деятельности для их достижения собственными силами. Самостоятельность ума, критический подход к получаемой информации являются одними из главных критериев оценки человека в обществе. Общеобразовательная школа должна формировать личность, готовую к самообразованию в течение всей жизни, успешно работающую в информационном обществе; обеспечить развитие рефлексивных умений и творческих способностей.
В связи с этим проблема развития самостоятельности мышления обучающихся посредством организации самостоятельной работы является одной из наиболее актуальных.
В работах советских психологов А. Н. Боголюбова, Д. Н. Богоявленской, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. И. Зыковой, Н. А. Менчинской, C. JI. Рубинштейна, К. А. Славской, Н. Ф. и др. исследовались приемы формирования и развития самостоятельной умственной деятельности школьников. Проблема самостоятельной работы при обучении математике в процессе решения задач изучалась методистами Ц. И. Моро, В. А. Гусевым, Ю. М. Калягиным, В. М. Монаховым, P.C. Черкасовым и другими.
При традиционном обучении гиперболизация функции учителя как источника информации, его излишняя информационная активность сужают поле информационного потребления учащегося и существенным образом блокируют полноценное развитие самостоятельной деятельности ребенка. Самостоятельность как качество личности в силу своей природы не может развиваться в условиях постоянной опеки.
Необходимо сформировать у обучающихся умение оперировать приобретенными знаниями и применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях, ситуациях.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение, вторая - научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Математика, в том числе и геометрия, обладает особенностями, создающими благоприятные условия для приобщения учащихся к самостоятельной деятельности и развитию самостоятельности в процессе обучения.
В связи с этим для исследования выбрана тема «Организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения курса планиметрии».
Объектом исследования является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования являются приемы организации самостоятельной деятельности учащихся при решении задач по планиметрии.
Цель исследования: разработка комплекса заданий для организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Окружность».
Исходя из цели исследования в работе ставились следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать виды самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения математике.
3. Раскрыть основные приемы организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математике, с учетом самоконтроля и самодиагностики.
4. Рассмотреть организацию самостоятельной деятельности обучающихся при решении планиметрических задач.
5. Сформулировать методические рекомендации для решения задач по теме «Окружность».
6. Проиллюстрировать организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении планиметрических задач и разработать комплекс заданий для организации самостоятельных работ по теме «Окружность».
В соответствии с поставленными задачами результатами данной дипломной работы можно считать следующее:
1. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме организации самостоятельной деятельности в процессе изучения курса планиметрии; выделены особенности самоконтроля и самодиагностики учащихся в процессе их самостоятельной работы.
2. Раскрыта сущность понятий учебная деятельность и самостоятельная деятельность. Под учебной деятельностью мы понимаем форму активности учащегося, которая является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развивая у него специфические способности, которые в этих знаниях кристаллизованы. Самостоятельную деятельность будем определять как умение учащегося ставить перед собой цели как результат деятельности для их достижения собственными силами.
3. Выделены основные приемы организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математике.
4. Рассмотрены различные классификации самостоятельных работ. Наиболее полной и точной является классификация Ю.Б.Зотова.
5. На основе выделенных приемов организации самостоятельной деятельности, особенностей организации итогового самоконтроля и самодиагностики разработан комплекс заданий по теме «Окружность», охватывающий самостоятельные работы каждого вида.
Таким образом, следует считать, что задачи работы выполнены и цель исследования достигнута.
1. Айзенберг, М. И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником и математической книгой [Текст]/ М. И. Айзенберг // Математика в школе. -—1982. - № 6.- с. 19 - 20.
2. Атанасян, Л.С. Геометрия [Текст]: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2000.—384 с.
3. Базылев, В.Т. Геометрия [Текст]: Учеб. пособие для студентов 1 курса физ.мат. фак-тов пед. ин-тов / В.Т. Базылев и др. - М.: Просвещение, 1974.¬351 с.
4. Блинова, Т.Л. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике [Текст]: Учеб. пособие / Т.Л. Блинова -¬Екатеринбург, 2005.- 100 с.
5. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - с. 21-23.
6. Вопросы организации творческой деятельности учащихся в процессе изучения математики [Текст]: методич. рекомендации и дид. мат. / Под ред. И.Н.Семеновой. - УрГПУ, Екатеринбург, 2000.- 53 с.
7. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов [Текст]/ В.В.Давыдов.- 2-е изд.- М.: Пед. общество России, 2000.- 480 с.
8. Давыдов, В. В. Учебная деятельность [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: 1986.-318 с.
9. Далингер, В.А. Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения [Текст] / В.А. Далингер // Математика в школе- 1994 -. № 6. -с. 17-21.
10. Далингер, В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике [Текст]: Учебное пособие / В.А.Далингер. - ОмИПКРО. Омск, 1993.- 156 с.
11. Далингер, В.А. Чертеж учит думать[Текст] / В.А.Далингер // Математика в школе.- 1990.-№4. -с.32-36.
12. Дебашина, Е. Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е.Ю. Дебашина // Начальная школа.- 2003.- № 7.- с. 101 - 103.
13. Декарт, Р. Избранные произведения [Текст] / Р Декарт. - М.: 1950.-148 с.
14. Демидова, С.И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике [Текст] / С.И.Демидова. - М.: Просвещение, 1985.- 256 с.
15. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А.Дистервег. // Сост. В.А. Ротенберг.- Издательство министерства просвещения РСФСР, М.,1956.- 375 с.
...