ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Изучение формирования навыков звукового анализа в онтогенезе 6
1.2. Формирования навыков звукового анализа у младших школьников с
дизартрией 10
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 15
2.1.Организация и методики логопедического обследования младших школьников 15
2.1.1 .Методика обследования навыков звукового анализа 16
2.2. Анализ результатов изучения навыков звукового анализа у младших
школьников с дизартрией 20
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 31
3.1. Теоретическое обосновании формирования звукового анализа у
младших школьников с дизартрией 31
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыков
звукового анализа у младших школьников с дизартрией на уроках русского языка 33
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ результатов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Сейчас, на этапе становления образования, стоит большая сложность в большом увеличении детей как с речевыми нарушениями так и другими. Трудностью для детей младшего школьного возраста с дизартрией является преодоление школьной неприспособленности. Которая проявляется в низкой степени успешности, в несоответствии с нормами поведения, в затруднении отношений с окружающими людьми. Кроме того, социоэкономические изменения говорят о необходимости формирования сформированной личности.
Рассматривая одну из значительных проблем в логопедии это проблема усовершенствования методов и приемов, направленных на предотвращение дисграфии у детей с дизартрией. У младших школьников наблюдаются характерные ошибки, которые представляют признаки любой формы дисграфии. Она в свою очередь обусловлена нарушением звукового анализа. Такая форма нарушения очень часто встречается у школьников, в частности, у младших школьников. Данное нарушение является стойким, поэтому с трудом поддается коррекции. Дисграфия, негативно влияет на развитие и изменение ребенка, для нее характерна неприспособленность, тем самым уменьшает продуктивность обучения и усложняет сам процесс вообще.
Вопрос о формировании навыка звукового анализа занимает большое место в исследованиях разных ученых. Многие аспекты разрабатывали в своих трудах большое количество педагогов и психологов, как например, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Г.А.Каше, Р.И.Левина, Л.К.Назарова, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Т.Б.Филичева и другие.
Как результат несформированности представлений о дисграфии, обусловленая нарушением операций анализа у младших школьников с дизартрией.
Овладение навыками звукового анализа прежде всего способствует предупреждению появлений нарушений в письменной речи(замены, смешения,искажения).
Цель исследования: определить содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у младших школьников с дизартрией на уроках русского языка.
Объект исследования: состояние навыков звукового анализа у младших школьников с дизартрией и их формирование.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у младших школьников с дизартрией на уроках русского языка.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по вопросу формирования навыков звукового анализа у детей, в том числе у младших школьников с дизартрией на уроках русского языка.
2. Подобрать методики логопедического обследования младших школьников, в том числе методики логопедического обследования навыков звукового анализа.
3. Изучить состояние звукового анализа у детей с дизартрией на уроках русского языка.
4. Проанализировать результаты логопедического обследования навыков звукового анализа у младших школьников с дизартрией.
5. Определить содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у младших школьников с дизартрией, на основе полученных результатов.
6. Провести обучающий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались такие методы как:
1. Теоретические методы - анализ педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической литературы;
2. Эмпирические методы - наблюдение, эксперимент;
3. Статистические методы - количественная и качественная обработка результатов исследований, их анализ и теоретическое обобщение.
Организация исследования: исследование проводилось на базе государственного казённого общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В нем принимали участие 10 детей в возрасте от 8 - 9 лет, обучающиеся во 2 классе.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема, связанная с изучением формирования навыков звукового анализа младших школьников с дизартрией на логопедических занятиях и уроках русского языка является весьма актуальной на сегодняшний день. Целью данной работы являлось определить содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у младших школьников с дизартрией на уроках русского языка.
Данная цель была достигнута благодаря решению всех поставленных задач, а именно:
• проанализировать теоретическую и методическую литературу по вопросу формирования навыков звукового анализа у детей, в том числе у младших школьников с дизартрией на уроках русского языка;
• подобрать методики логопедического обследования младших школьников, в том числе методики логопедического обследования навыков звукового анализа;
• изучить состояние звукового анализа у детей с дизартрией на уроках русского языка;
• проанализировать результаты логопедического обследования навыков звукового анализа у младших школьников с дизартрией;
• определить содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у младших школьников с дизартрией, на основе полученных данных;
• провести обучающий эксперимент и проанализировать полученные результаты;
С помощью теоретической и методической литературы нам удалось проанализировать данные, которые позволили выделить, что звуковой анализ является базой всей сложной речевой системы, а также позволяет выделять и различать фонемы в слове по определению звукового состава слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что от развития звукового анализа будет во многом зависеть развитие прежде всего функций фонематического слуха, а так же фонематического восприятия. Обязательно зависит развитие и формирование фонематической стороны речи, лексикограмматической стороны речи, навык чтения и письма, высших психических функций, личностных качеств и социальной адаптации ребенка.
Обследование звукового анализа слов у младших школьников с дизартрией, в свою очередь было направлено на поиск того, какой из компонентов, участвующих в его формировании, окажется нарушенным или недостаточно сформированным. Звуковой анализ формируется постепенно. Следовательно, он не может протекать без участия процессов фонематического восприятия, потому что требуется полная сохранность фонематического слуха.
Исходя из наших выводов у всех детей подтверждается
логопедическое заключение, которое звучит как, общее недоразвитие речи II - III уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии.
Анализируя все данные полученные при изучении полной характеристики навыков звукового анализа у учащихся с дизартрией, можно говорить о необходимости разработки специальных коррекционно-логопедических направлений для обучения и освоения грамоте.
На всех этапах коррекционного обучения происходит закрепление правильного произношения звуков, у младших школьников развивается дикция и в частности усваивается произношение слов сложного звукового состава.
Проведенное экспериментальное изучение было проведено на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения
Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат №6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы". В
исследовании принимали участие 10 обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии. Анализ речевых нарушений проводился с учетом следующих принципов: общедидактические принципы: научность;
доступность; наглядность; прочность; воспитывающий характер обучения; индивидуальный подход. Специфические принципы: принцип развития, принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода.
При проведении процедуры обследования опора была сделана на учебно-методическое пособие «Структура и содержание речевой карты» Н. М. Трубниковой. В частности, разделы обследования фонетической стороны речи, обследования фонематического слуха, обследования звукового анализа слова. У всех обучающихся второго класса был выявлен полиморфный дефект звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, что означает, не достаточная сформированность звукового анализа и синтеза.
На основе данных полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента для участников данной группы был разработан план коррекционной работы. Реализация этой программы проходила в течение восьми недель в форме индивидуальных и фронтальных занятий...
1. Абрамович, О. Д. Домашний логопед: полный справочник [Текст] / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. — М. : Эксмо, 2007. — 496 с.
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] — Спб.: Детство-Пресс, 2001. — 48 с.
3. Архипова, Е. Ф. Псевдобульбарная дизартрия у детей [Текст] — М. : АСТ: Астрель, 2007. — 331 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие (высшая школа) / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
5. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов вузов . / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — М.: ПАРАДИГМА, 2010. — 96 с.
6. Бумарскова, К. П. История логопедии в лицах. Персоналии [Текст] : методическое пособие. — Саратов: изд. «Наука образования», 2014. — 70 с.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : Просвещение, 1987. — 223 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Волковой Л. С. — М. : ВЛАДОС, 2008. — С. 24- 30.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] — М. : Просвещение, 1973. — 321 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев.
• СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 472 с.
11. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] — М. : Учпедгиз, 1968. — 342 с. 54
12. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] — М. : ВЛАДОС, 2008.
• 279 с.
13. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. — М. : Гном и Д, 2000. — 15 с.
14. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. / В.В. Коноваленко, С. В, Коноваленко: пособие для логопедов. — М. : Гном- Пресс : Новая школа, 1996. — 16 с.
15. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение [Текст] : Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. — СПб. : Литера, 2009. — 42 с...