Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звуко - буквенного анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи и врожденной расщелиной губы и неба

Работа №98606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Фонематические процессы как основа развития речи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с врожденной
расщелиной губы и неба 10
1.3. Особенности формирования звуко-буквенного анализа и синтеза у детей
с ОНР 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКА ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР И ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И
НЕБА 18
2.1. Принципы и организация констатирующего эксперимента 18
2.2. Методика и результаты обследования неречевых функций у детей
экспериментальной группы 23
2.3. Методика и результаты обследования речевых функций у детей
изучаемой группы 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКО­БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР И ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА 39
3.1. Содержание логопедической работы по формированию звуко-буквенного
анализа и синтеза у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба 39
3.2. Индивидуальное планирование коррекционной работы 44
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Актуальность. Отечественные и зарубежные специалисты выделяют ринолалию как одну из сложных клинических форм. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо­физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии артикуляция и фонация существенно отличаются от нормы.
Методологические приемы по ринолалии разрабатывались А. Г. Ипполитовой [7], С. Г. Таптаповой [14], З. А. Репиной [10],
Т. Н. Воронцовой [5], Сереброва Н. А. [11], Л. И. Вансовской [2], И. И.
Ермаковой [6].
В коррекционной работе важно знать специфику логопедического воздействия.
Важнейшей разработкой является система, разработанная А. Г. Ипполитовой. Данная система предполагает использование сочетаний упражнений по развитию просодики и артикуляционной моторики, а так же соблюдение определенной последовательности отработки звуков. Занятия будут включать в себя формирование речевого дыхания, дифференциацию вдоха и выдоха, воспитание длительного ротового выдоха при реализации гласных артикулем (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных, дифференциацию короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных фонем и аффрикат, постановку мягких звуков [7].
Еще одна важная разработка - рентгенографический метод, предложенный Н. И. Серебровой. Данный метод позволяет составить прогноз возможности восстановления функций мягкого неба логопедическими приемами. Сравнение информации, полученной данным методом до и после логопедической работы, позволяет увидеть степень компенсаторных возможностей ребенка и оценить эффективность коррекционного воздействия [11].
С. Л. Таптапова предложила необычный метод устранения
назализации. Согласно ее разработке, при ринолалии необходим режим молчания, при котором гласные должны произноситься про себя [14].
И. И. Ермакова занималась изучением возрастных особенностей функциональных расстройств голосообразования. На основе изученного ею были составлены специальные ортофонические упражнения, а так же разработана методика коррекции звукопроизношения и голоса. И. И. Ермаковой была доказана взаимосвязь между временем начала логопедического воздействия и качеством дегенеративных изменений в мышцах глотки [6].
Согласно разработкам Л. И. Вансовской устранение назализации должно начинаться с передних гласных [и] и [э], т.к. данные звуки позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха и направляют язык к нижним резцам. При этом усиливается четкость кинестезии при соприкосновении звука и стенки глотки, и мягкое небо участвует более активно. После того, как устранена назализация гласных звуков, начинается работа над сонорами [л] и [р], а после над щелевыми и смычными [2].
Для достижения положительных результатов в коррекционном воздействии необходимо активное участие родителей. Здесь можно выделить следующие рекомендации:
• необходимо общаться с ребенком через простые, понятные предложения, слова должны произноситься медленно и отчетливо;
• необходимо создать условия для общения ребенка с группой сверстников с нормальной речью;
• необходимо создать условия для посещения ребенком занятий музыкой и пением;
• необходимо создание специальных игровых ситуаций на развитие внимания и усидчивости.
Число детей с врожденными расщелинами губы и неба не уменьшается, а увеличивается, т.к. ухудшается экологическая обстановка и в целом снижается уровень жизни семей. Выявление детей с данной патологией необходимо, т.к. они нуждаются в ранней логопедической помощи, от которой зависит их дальнейшая нормальная жизнь.
Объект исследования - уровень сформированности навыка звуко­буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба.
Предмет исследования - логопедическая работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба.
Цель исследования - разработка содержания логопедической работы по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба, проверка эффективности разработанной логопедической работы путем проведения обучающего эксперимента и анализе его результатов.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить особенности онтогенеза речевой деятельности детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба;
2. Изучить особенности формирования звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба;
3. Определить методику обследования неречевых и речевых функций у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба;
4. Определить систему логопедической работы, направленной на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба;
5. Проверить эффективность логопедической работы, направленной на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза и преодоление речевых расстройств у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба.
Методы исследования определились в соответствии с целью и задачами работы:
Теоретические метод - анализ литературы по проблеме исследования
Организационные методы - сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный
Эмпирические методы - обсервационные (наблюдение), экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперимент), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
Математико-статистический метод - качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.
Интерпретационные методы - способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью)
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дипломная работа на тему «Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза» включает три главы.
В первой главе проводился анализ теоретических источников по теме исследования: описаны фонематические процессы и выделена их роль в развитии речи; рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с врожденной расщелиной губы и неба; изучены особенности формирования звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР.
У детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба первично страдают процессы артикуляции и, вторично, не формируются фонематические процессы, являющиеся основой для формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Данные нарушения влекут за собой недоразвитие всех компонентов речевой системы, в том числе письма и чтения. У детей с ОНР прослеживается прямая зависимость между нарушением устной и письменной речи.
Во второй главе с целью выявления уровня сформированности навыков звуко-буквенного анализа и синтеза проведено экспериментальное исследование.
Обследование проводилось на базе двух учреждений: Многопрофильного клинического медицинского центра «Бонум» и Государственного казённого общеобразовательного учреждения
Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат №6" с 15 января по 28 февраля 2018 года.
К обследованию привлечена группа детей в возрасте от 6 до 7 лет в количестве 8 человек. Подбор испытуемых осуществлялся на основе протокола ПМПК и логопедического заключения. У всех детей имеется заключение ОНР II-III уровня и врожденная расщелина губы и неба в анамнезе (послеоперационный период).
Проведение обследования осуществлялось по методике Н.М.Трубниковой, для наглядности привлекался альбом О.Б.Иншаковой.
Целью экспериментального исследования стало комплексное логопедическое обследование и выявление уровня сформированности звуко­буквенного анализа и синтеза у детей с врожденной расщелиной губы и неба и ОНР. Анализ результатов обследования выявил несформированность артикуляторной и фонологический базы речи, что оказывает влияние на лексико-грамматический строй.
По результатам обследования был сделан вывод о необходимости коррекционной работы по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза как основы для становления всех компонентов речи.
Коррекционно-логопедическая работа включала в себя развитие артикуляционной моторики, просодики, фонематического восприятия и формирование звуко-буквенного анализа и синтеза.
Целью логопедической работы было формирование звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба.
Логопедическая работа проводилась с 1 марта по 20 марта 2018 года в форме индивидуальных занятий. Для каждого ребенка был составлен индивидуальный план коррекционной работы, в соответствии с которым было проведено по 8 занятий. Всего было проведено 64 занятия.
По окончании логопедической работы было проведено повторное обследование в период с 21 марта по 5 апреля 2018 года, использованием тех же методов, что и на констатирующем этапе.
По результатам повторного обследования можно сделать вывод, что проведенная логопедическая работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза оказывает положительное влияние на развитие речи детей с ОНР и врожденной расщелиной губы и неба.


1. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб. : «Каро», 2002. - 193 с.
2. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба [Текст] / Л. И. Вансовская. - СПб. : Гиппократ, 2000. - 136 с.
3. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : Учебник для пед. вузов / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 292 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 418 с.
5. Волкова, Л. С. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.]. - М. : Просвещение, 1989. - 528 с.
6. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
подростков [Текст] / И. И. Ермакова. - М. , 1984. - 143 с.
7. Ипполитова, А. Г. Открытая ринолалия [Текст] / А. Г.
Ипполитова - М. , 1983. - 95 с.
8. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза [Текст] / Е. В. Мазанова. - М. , 2006. - 378 с.
9. Мазанова, Е. В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии. Развитие и коррекция [Текст] / Е. В. Мазанова. - М. : ГНОМ, 2001. - 199 с.
10. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов [Текст] / З. А. Репина. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. - 140 с.
11. Сереброва, Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолалитиками в послеоперационный период [Текст] / Н. И. Сереброва // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. - С.113-136.
12. Соболева, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей с врожденной расщелиной губы и неба [Текст] / Е. А. Соболева, Т. В. Волосовец // Практичская психология и логопедия. - 2006. - №2. - С. 34-37.
13. Соломатина, Г. И. Развитие фонематического восприятия у детей с врожденными расщелинами неба [Текст] / Г. И. Соломатина // Логопед. - 2005. - №3. - С40-48
14. Таптапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса [Текст] : Кн. для логопеда / C. Л. Таптапова. - М. : Просвещение, 1984. - 112 с.
15. Ткаченко, Т. А. В первый класс - без дефектов речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб. , 1999. - 48 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ