Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии

Работа №98605

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Закономерности формирования фонетико-фонематической стороны
речи у детей в норме 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с легкой
степенью дизартрии 14
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
детей 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты обследования моторной сферы 24
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 35
2.4. Результаты обследования фонематического слуха 36
2.5. Результаты обследования фонематического восприятия 39
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 42
3.1. Анализ научно-методической литературы по вопросу коррекции
фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией.... 42
3.2. Планирование и организация обучающего эксперимента по
коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией 47
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

В настоящее время вопросы изучения произносительной стороны речи у детей с дизартрией в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены достаточно подробно. Научной разработкой данной проблемы занималось огромное количество отечественных ученых, такие как Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова и другие. Но несмотря на подробное описание проблемы, этот вопрос остается актуальным, так как группа детей с дизартрией является самой многочисленной по сравнению с другими формами речевых нарушений. Е. Ф. Архипова отмечает, что распространенность дизартрии среди дошкольников — от 3 до 6%, а среди дошкольников, имеющих речевые нарушения — до 40 - 60%, поэтому выбранную тему можно считать актуальной.
О. В. Правдина дает следующую трактовку понятию дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [35].
Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова утверждают, что псевдобульбарная дизартрия легкой степени является самым
распространенным дефектом фонетической стороны речи, ведущими нарушениями которой является расстройство всей моторики в целом. Моторная сфера важна для развития речи, поскольку страдает иннервация органов артикуляции, которые напрямую связаны со звукопроизношением. Это, в свою очередь, приводит к первичному нарушению звукопроизношения. Эти расстройства имеют стойкий и трудно исправимый характер.
Речь - один из самых главных составляющих компонентов нашей жизни. С помощью нее мы можем адекватно получать, хранить, перерабатывать и передавать информацию. Одной из наиболее важных сторон речи является ее фонетико-фонематическая сторона. Вопросами формирования этого значимого компонента речи занимались такие известные авторы как А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Д. Б Эльконин, В. И. Бельтюков, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова.
Огромное количество исследований посвящено фонетико­фонематическому недоразвитию речи и различным способам его коррекции. Это связано с довольно частотым возникновением данного расстройства у детей. (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Оно характеризуется сочетанием дефекта звукопроизношения с недоразвитием фонематического слуха и звукового анализа. Первично нарушается звукопроизношение, этот дефект является стойким, требующим длительного коррекционного воздействия. Неустраненные дефекты звукопроизношения негативно влияют на формирование и развитие фонематического слуха, это проявляется в ошибках дифференциации звуков, схожих по месту, способу образования и акустическим признакам.
По данным Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной нарушения звукопроизношения, свою очередь, влияют на фонематические процессы (слух и восприятие), а это главная составляющая успешного обучения грамоте в школе. В настоящее время общепринят тот факт, что нарушения письма и чтения существует непосредственно связаны с недоразвитием произносительной стороны речи. Но как показывают многочисленные исследования известных дефектологов (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, А.К.Маркова, Г.В.Чиркина и др.) трудности при обучении грамоте наблюдаются не у всех учащихся с дефектами устной речи, а лишь у тех, недостатки произношения которых являются показателем незаконченного фонемообразования. К данной категории относятся дети с ФФНР и легкой степенью дизартрии, следовательно, данная категория детей составляет группу риска как потенциально неуспевающие в начальной школе. Отсюда можно сделать вывод, что своевременное выявление данной категории детей и осуществление с ними логопедической работы по устранению недостатков фонетико-фонематической стороны речи способствует предупреждению в будущем нарушений письма и чтения и является актуальной проблемой.
Объектом исследования является фонетико-фонематическая сторона речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - выбор направлений и содержания работы для коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель работы - определение системы коррекции фонетико­-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме
исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление причин, механизма и симптоматики ФФНР у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
3. Осуществить планирование коррекционной работы с учетом индивидуальных потребностей детей.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на коррекцию ФФНР.
5. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили
• положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова);
• современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, В. К. Орфинская, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин);
• положения о формировании правильного звукопроизношения у детей с дизартрией (Л. B. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы 1, главы 2, главы 3, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период дошкольного детства является самым важным периодом в жизни ребенка. Именно в этот период ребенок активно овладевает нормами родного языка. Активно проходит становление всех сторон речи, в частности фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [33].
Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, В.К. Орфинская и другие отмечают, что недостатки фонетико­фонематической стороны речи являются одними из самых распространенных в структуре речевого дефекта у детей с легкой степенью дизартрии.
Недостатки звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии имеют стойкий характер. Такие нарушения провоцируют недоразвитие фонематического слуха, и как следствие, негативно сказываются на сформированности навыков звукового анализа. Всё это в совокупности затрудняет подготовку ребенка к школе и говорит о том, что данная категория детей нуждается в грамотной логопедической помощи.
Определение эффективных путей коррекции фонетико­фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии является актуальной проблемой в настоящее время. Для планирования и осуществления логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по данной проблеме, были определены направления исследования и был организован констатирующий эксперимент. Во время констатирующего эксперимента у испытуемых были выявлены нарушения общей, мелкой, артикуляционной
моторики. Нарушения моторной сферы, в свою очередь, повлияли на звукопроизношение. Мономорфные и полиморфные дефекты
звукопроизношения составили равное количество. Наиболее
распространенным дефектом звукопроизношения был фонологический дефект, а именно - смешения звуков. Так же были отмечены замены, искажения и отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения оказывали влияние на состояние функций фонематического слуха, который был нарушен у всех детей. Это, в свою очередь, отражалось на сформированности навыков звукового анализа. Таким образом, анализ данных констатирующего эксперимента продемонстрировал необходимость проведения
логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии. По данным констатирующего эксперимента были составлены индивидуальные планы работы на каждого ребенка, была проведена коррекционная работа на основе рекомендаций, изложенных в трудах Р.И. Лалаевой, Е. Ф. Архиповой, Т.Б. Филичевой. Также в работе были использованы пособия С. В. Коноваленко, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой, которые помогли осуществлять работу в интересной для детей форме, повышали стремление детей к работе на занятии. Для оценки эффективности логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали улучшение результатов, в некоторых случаях незначительное. У большинства детей улучшилось состояние моторной сферы. Состояние звукопроизношения также показало изменения в лучшую сторону у большинства детей. Состояние фонематического слуха и навыков звукового анализа также показало улучшенные результаты.
Таким образом, проведенная логопедическая работа по преодолению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии оказалась эффективной для большинства детей.


1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2007. - 320 с.
2. Базжина, Т. В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития [Текст] / Т.В. Базжина. - М., 1986. - 218 с.
3. Беккер, К. П. Логопедия: учебник / К. П. Беккер, М. Совак ; под ред. Н. А. Власовой. - М. : МЕДИЦИНА, 1981. - 288 с.
4. Белова-Давид, Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением [Текст] / Р. А. Белова-Давид. - М. : Просвещение, 1967. - 121с.
5. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : АПН РСФСР, 1964. - 168с.
6. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова - М. : Академия, 1997. - 221 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2006. - 141 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия учеб. пособие для студентов дефектол. фак. педвузов : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. педвузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 472с.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение, 1958. - 370 с.
12. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Эксмо, 2011. - 288 с. 59
13. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2016. - 120 с.
14. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Журова, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1963.
15. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 206 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ