Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией

Работа №98596

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Становление письма в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ОНР III уровня и дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушений письма у младших школьников с ОНР
III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Принципы и организация изучения письма у младших школьников
с ОНР III уровня и дизартрией 24
2.2. Методика изучения нарушений неречевых функций, звукопроизношения и письма у младших школьников с ОНР III уровня
и дизартрией. Анализ полученных результатов 27
2.3. Анализ взаимосвязи нарушений неречевых функций,
звукопроизношения и письма 41
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 45
3.1. Организация и принципы логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием
речи III уровня и дизартрией 45
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
и дизартрией 48
3.3. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов ... 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что нарушение звукопроизношения на сегодняшний день является одним из самых распространенных дефектов школьников младшего возраста. Среди этой группы детей наиболее частым нарушением речи является ОНР III уровня и легкая степень псевдобульбарной дизартрии. В большинстве случаев дети с данным нарушением имеют специфические ошибки на письме.
К данной группе принято относить детей с нарушением формирования произносительной стороны родного языка вследствие нарушения иннервации речевого аппарата. Изучением этой проблемы занимались такие авторы, как Р. И. Лалаева, Г. В. Чиркина, Е. М. Мастюкова, Р. Е. Левина, Т. В. Волосовец, И. Н. Садовникова, Л. Н. Ефименкова, Т. Б. Филичева, и другие.
Выбранная тема требует более детального изучения, так как исследована в недостаточной степени. Поиск эффективных методов коррекции письма у школьников с ОНР III уровня и дизартрией имеет особое значение в практической деятельности.
В основе правильного письма лежит анализ звукослоговой структуры слов, который формируется достаточно длительное время, поэтому недостаточное внимание к устранению нарушений звукопроизношения и звукоразличения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям в дальнейшей коррекционной работе. Развитие речи, включающее в себя умение четко произносить и различать звуки, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, высказывание - одна из основных задач, стоящих перед школьным учреждением. Правильная речь влияет на уровень грамотности письменной речи ребенка, а также на чтение. По данным, полученным в ходе изучения работ Б. М. Гриншпуна, Н. С. Жуковой, В. К. Воробьевой и других, было выявлено, что преодоление письменных нарушений достигается путем целенаправленной логопедической работы, включающей в себя работу над моторной сферой в целом, коррекцию звукопроизношения, развития фонематических процессов.
При псевдобульбарной дизартрии дисграфия будет иметь форму артикуляционно-фонематической. Это объясняется тем, что у детей нарушена артикуляционная моторика, на фоне которой страдают фонематические процессы. Нарушения письма напрямую связаны с устной речью. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому. Сначала ребенок представляет или воспринимает на слух те звуковые комплексы, которые подлежат записи. Затем он соотносит их с соответствующими графемами. Так как ребенок неверное воспринимает и воспроизводит фонему, это нарушение отразится на письме. Данную проблему исследовали такие авторы как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Корнев, А. А. Леонтьев и другие.
Проблема данного исследования заключается в выявлении необходимых методов и приемов по выявлению и устранению нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня (далее ОНР) с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - состояние письма у младших школьников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет - процесс логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - на основе изучения состояния письма у младших школьников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией подобрать содержание работы по коррекции выявленных нарушений у этих детей и проверить ее эффективность.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по закономерностям формирования навыка письма у детей с нормальным развитием речи и детей с дизартрией.
2. Изучить состояние письма у младших школьников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией и проанализировать полученные результаты.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией, оценить ее эффективность.
Исследование проводилось на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургской школы-интерната № 6, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». В эксперименте приняло участие 10 обучающихся в возрасте 9-10 лет с логопедическим заключением «ОНР III уровня и дизартрия», согласно протоколам ПМПК(комиссии).
Теоретико-методологическим основанием исследования явились следующие научные теории и положения: психофизические механизмы нарушения письма (Н. Г. Андреева, Д. Б. Эльконин, А. Н. Корнев); положение соотношение речи и других психических функций в процессе онтогенеза и дизонтогенеза (И. Т. Власенко, Н. И. Жинкин, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, О. Н. Усанова); значимость комплексного и системно­структурного подхода при коррекции нарушений речи (Е. Н. Винарская, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская).
В ходе исследования были применены следующие методы: анализ учебной и методической литературы, наблюдение за детьми, эксперимент, описание, а также сравнение полученных данных...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследования многих научных деятелей, в том числе Р. И. Лалаевой, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюковой, И. Н. Садовниковой, А. Н. Корнева и других, доказали, что нарушения письма у детей с ОНР III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии являются распространенной проблемой, требующей комплексного коррекционного воздействия.
Исследование детей с данным логопедическим заключением проводилось на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургской школы-интерната № 6, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». В эксперименте приняло участие 10 обучающихся в возрасте 9­10 лет. В ходе исследования подтвердилось заключение ПМПК(комиссии): ОНР III уровня и легкая степень псевдобульбарной дизартрии. Также были проведены письменные пробы и выявлена артикуляционно-фонематическая форма дисграфии.
На основе констатирующего этапа эксперимента нами была определена стратегия и технология формирующего этапа. По данным исследования на каждого ребенка экспериментальной группы составлялся перспективный план работы. Логопедические занятия проводились в рамках формирующего этапа эксперимента в течение двух месяцев. За это время было проведено 79 индивидуальных и 6 групповых занятий. Коррекционная работа велась по следующим направлениям: коррекция моторной сферы, фонематических процессов, нарушений звукопроизношения и специфических ошибок письма.
Коррекционное воздействие строилась, исходя из основных логопедических принципов:
• онтогенетический принцип,
• принцип развития,
• патогенетический принцип,
• принцип опоры на сохранные функции,
• принцип системности,
• принцип поэтапного формирования умственных действий,
• принцип комплексного лечебно-педагогического подхода.
В результате проведения контрольной диагностики была выявлена положительная динамика в сформированности корригируемых процессов у дошкольников с ОНР III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Значительно сократилось количество письменных ошибок, удалось скоррегировать дефекты звукопроизношения, улучшить состояние фонематического слуха.
Таким образом, в ходе проведенного исследования поставленная цель была достигнута, задачи выполнены. Результаты исследования показали, что предложенные методы приемы коррекции нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии достаточно эффективны и могут быть использованы в дальнейшей учебно-воспитательной работе с детьми.


1. Агаркова, Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / Н. Г. Агаркова // Начальная школа, плюс, минус. - 1999. - №9. - С. 3-10.
2. Азова, О. А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. А. Азова. - М., 2006. - 392 с.
3. Балыхина, Т. М. Учебный словарь терминов и понятий культуры речи [Текст] / Т. М. Балыхина, М. В. Лысякова, М. А. Рыбаков. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. - 126 с.
4. Безруких, М. М. Обучение письму [Текст] / М. М. Безруких. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2009. - 608 с.
5. Визель, Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод.пособие / Т. Г. Визель. - М. : Астрель, 2007. - 127 с.
6. Габай, Т. В. Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [Электронный ресурс] // URL : http://www.hr- portal.ru/article/koncepciya-poetapnogo-formirovaniya-umstvennyh-deystviy- pyagalperina (дата обращения: 18.03.2018).
7. Городилова, В. И. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения [Текст] : пособие для занятий с детьми младшего школьного возраста / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. - СПб. : КАРО, 2008. - 384 с.
8. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - М. : Сфера, 2006. - 192 с.
9. Елецкая, О. В. Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией [Текст] / О. В. Елецкая // Логопед: Научно­методический журнал. - 2007. - №5. С.16-37.
10. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : Просвещение, 1972. - 205 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Национальный книжный центр, 2017.- 131 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 335с.
13. Зубарева, Л. В. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Практические и тренировочные задания и упражнения [Текст] / Л. В. Зубарева /под ред. Г. П. Поповой. - Волгоград : Учитель, 2017 г. - 67 с.
14. Ивановская, О. Г. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников [Текст] : учеб.-метод.пособие / О. Г. Ивановская, Н. С. Куликова, О. А. Хвостова / под. ред. О. В. Елецкой. - М. : Форум, 2016. - 160 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 279 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ