Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (на материале связного высказывания повествовательного типа)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 15
1.3. Характеристика сформированности связной речи у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 31
2.1. Принципы и организация констатирующего эксперимента 31
2.2. Методика и анализ результатов обследования моторной
сферы 33
2.3. Методика и анализ результатов обследования звукопроизношения и
фонематических процессов 42
2.4. Методика и анализ результатов обследования лексикограмматической стороны речи 47
2.5. Методика и анализ результатов обследования связной речи 52
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 58
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по формированию
связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 58
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента по
формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 61
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Речь является одной из самых важных психических функций в жизни человека. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с его развитием, как умственным, так и физическим, и в большой степени является показателем этого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева) [9].
В научной литературе под псевдобульбарной дизартрией понимают такую форму дизартрии, которая возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Влечёт центральный паралич мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами [1].
Общее недоразвитие речи - такая форма речевого нарушения, при которой имеются недостатки в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к ее фонетической и смысловой стороне [37].
Изучением этиологии общего недоразвития речи, а также описание методов и приемов коррекционной работы данного нарушения занималось большое количество исследователей. Среди них можно выделить работы Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, В. И. Селиверстова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др.
Актуальность. Вопрос формирования и развития связной речи у детей с ОНР является одним из основных направлений в современной логопедии. В первую очередь актуальность проблемы определяется распространенностью данной структуры речевого дефекта среди дошкольников. Степень сформированности связной речи является одним из значимых критериев готовности детей к обучению в школе, тем самым наличие данного нарушения приводит к неуспеваемости и школьной дезадаптации [13].
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации и вступившего в силу 1 января 2014 года. Данный факт также подтверждает то, что проблема формирования связной речи у дошкольников является актуальной.
Объект - уровень сформированности лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет - содержание логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель - теоретически обосновать и спланировать логопедическую работу по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
1) . Изучить научно-методическую литературу по следующим разделам вопросов:
а) развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе;
б) психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией;
в) характеристика сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
2) . Подобрать методики обследования. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3) . Определить направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, провести обучающий эксперимент, оценить его эффективность
В данной работе были использованы следующие методы:
1) . Теоретический метод, который заключался в анализе логопедической, психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) . Эмпирический метод, который заключался в проведении констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов в ходе исследования.
3) . Количественный и качественный анализ полученных данных.
4) . Сравнительный метод, с помощью которого проводился
сопоставительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов.
Базой исследования является «Детский сад комбинированного вида №123» города Екатеринбурга Свердловской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Группа детей, имеющих клинический диагноз псевдобульбарная дизартрия, является одной из самых многочисленных среди детей имеющих нарушения речи. У таких детей имеются нарушения функционирования всех областей моторной сферы: общей, мелкой и артикуляционной моторики. Как следствие у таких детей могут появиться нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Нарушения в развитии всех компонентов речевой системы являются признаком такой структуры речевого дефекта как общее недоразвитие речи. Уровень сформированности связной речи является одним из важных показателей готовности детей к обучению в школе, потому вовремя не проведенная коррекционная работа, может стать причиной школьной неуспеваемости. Целью нашего исследования являлось теоретически обосновать и спланировать логопедическую работу по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В ходе исследования нам удалось провести диагностику дошкольников с ОНР III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, спланировать содержание коррекционной работы по формированию связной речи, провести ее в ходе обучающего эксперимента, а также оценить ее эффективность.
В первой главе был проведен теоретический анализ научной литературы, в результате которого были сделаны выводы о том, что при нормальном речевом развитии дети к 6 годам свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. В связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдаются нарушения в логической последовательности построения высказывания, преобладание употребления простых предложений над сложными, ошибки в грамматическом оформлении высказывания и т.д.
Для проверки теоретической части исследования был проведен констатирующий эксперимент. Во второй главе представлен подробный анализ полученных результатов. В ходе эксперимента мы доказали, что детей общее недоразвитие речи III уровня и псевдобульбарная дизартрия, это подтверждают данные, изложенные во второй главе работы. Также в рамках констатирующего эксперимента нам удалось выявить необходимость коррекционной работы по формированию связной речи у данной группы детей. Был составлен индивидуальный план коррекционной работы для каждого ребенка.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, опираясь на основные принципы коррекционной работы, нами была составлена образовательная программа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Данная программа была реализована в ходе обучающего эксперимента.
Для оценки эффективности проведения коррекционных мероприятий был проведен контрольный эксперимент, в рамках которого проводился сопоставительный анализ данных полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов. Проанализировав результаты, мы сделали вывод о том, что проведенная нами коррекционная работа по формированию связной речи является эффективной, так как у обучающихся наблюдается положительная динамика.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Была достигнута цель работы и решены поставленные задачи исследования.
1. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : Просвещение, 1982. - 382 с.
2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст] : учеб. пособие / В. К. Воробьева - М. : ACT, 2006. - 158 с.
3. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития ребенка - М. : Эксмо, 2004. - 512 с
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : «Детство-пресс», 2007. - 472 с
5. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие / В. П. Глухов. — М. : ACT : Астрель, 2010. — 358 с.
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2002. - 144 с.
7. Горелов, И. Н. Вопросы теории речевой деятельности: психолингвистические основы искусственного интеллекта [Текст] / И. Н. Горелов. - Таллин : Валгус, 1987. - 190 с.
8. Гуровец, Г. В. Медико-педагогическая характеристика сложных форм патологии речи [Текст] / Г. В Гуровец, Л. Р. Давидович, С. И. Маевская // Изучение и коррекция речевых расстройств. - СПб. : Литера, 1986. - 58 с.
9. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М. : «Просвещение», 1973. — 222 с. : с ил.
10. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений [Текст] / А. Г. Зикеев. - М. : Академия, 2007. - 80 с.
11. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Инфра-М, 2001. - 108 с.
12. Комаров, К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / К. В. Комаров. - М. : Союз, 1982. - 230 с.
13. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1975.- 190 с.
14. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 214 с.
15. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Р. Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. - М., 1966. - С. 302-308...