Логопедическая работа по коррекции нарушений поверхностной синтаксической структуры у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФРАЗЫ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Психолингвистические аспекты изучения состояния поверхностной
синтаксической структуры фразы 8
1.2. Становление лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе ... 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ
СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФРАЗЫ У МЛАШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 30
2.1. Организация и принципы изучения поверхностной синтаксической структуры у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
и псевдобульбарной дизартрией легкой степени 30
2.2. Методика изучения состояния поверхностной синтаксической
структуры и анализ полученных данных 32
2.3. Взаимосвязь компонентов речеязыковой системы 51
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФРАЗЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 55
3.1. Принципы и организация логопедической работы по коррекции нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 55
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии 58
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Общеизвестным фактом является то, что у детей с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты речеязыковой системы. Данный факт подтверждается в работах многих ученых, исследовавших нарушения детской речи: А. Н. Гвоздева, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. С. Ляпидевского, Е. М. Мастюковой, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной, А. В.
Ястребовой и др. Отечественными учеными (Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.) выделяются следующие компоненты речеязыковой системы:
• Звуковая сторона речи (фонетическая);
• Смысловая сторона речи, которая включает в себя лексический и грамматический строй речи.
Среди обучающихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи наиболее часто встречается легкая степень псевдобульбарной дизартрии (Е. Ф. Архипова, А. Н. Корнев, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). При этом нарушении первичным речевым дефектом является нарушение произносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевого аппарата (Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Соботович и др.), что влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в дальнейшем, влияет на становление лексико-грамматической стороны речи.
Согласно содержанию и организации изучения предметной области «Русский язык и литературное чтение», в школах и классах для детей с тяжелыми нарушениями речи, которое основывается на адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, в первом и втором классах на первое место выходят такие предметы как «Обучение грамоте» и «Письмо», а также коррекционно-развивающая область, куда входят следующие уроки: индивидуальные и фронтальные уроки произношения, уроки по развитию речи. В третьем классе базовыми уроками становятся «Русский язык» и «Литературное чтение».
Если рассматривать лексико-грамматическую сторону речи с позиций психолингвистики, то можно сказать, что она проявляется в синтаксической структуре фразы (Т. В. Ахутина, В. П. Глухов, А. Р. Лурия, А. А. Потебня, Н. Хомский, A. M. Шахнарович, Л. В. Щерба).
Психолингвисты выделяют глубинную и поверхностную синтаксическую структуру фразы. При этом под первой понимают такие структуры, которые отражают общие схемы выражения мысли и связанные со смыслом высказывания.
Под поверхностной синтаксической структурой понимается структура фразы, которую мы непосредственно слышим в момент её произнесения собеседником и воспринимаем при чтении.
Работ, посвященных анализу состояния поверхностной синтаксической структуры фразы у лиц с тяжелыми нарушениями речи, в том числе у обучающихся младших классов школ для детей с ТНР, крайне мало. В основном этими вопросами занимались ученые в рамках психолингвистики. Однако, вопросы становления поверхностной синтаксической структуры фразы у детей с ТНР описала в своей работе Д. Р. Заимцян [8].
Актуальность исследования заключается в том, что при общем недоразвитии речи III уровня у школьников с дизартрией нарушается поверхностная синтаксическая структура фразы, при том, что глубинная структура является сохранной. Так как поверхностная синтаксическая структура проявляется в понимании устного сообщения, организуя понимание оттенков смысла, то, соответственно, ее нарушение будет оказывать отрицательное влияние на восприятие текстов. Можно предположить, что в дальнейшем это будет влиять на понимание грамматически усложненных текстов в средних и старших классах и появление аграмматизмов на письме, но данное предположение требует дальнейшего исследования.
Для обучающихся третьего класса школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые были задействованы в исследовании в рамках выпускной квалификационной работы, наиболее показательным, возможно, будет не собственно логопедическое обследование грамматической стороны речи, а специально организованная ситуация общения на интересную для ребенка тему и анализ речевой продукции.
Среди обучающихся в школах для детей с ТНР у большинства фиксируется легкая степень псевдобульбарной дизартрии.
Объектом данного исследованияявляется состояние поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет - коррекционная работа по преодолению выявленных нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель - на основе теоретических и экспериментальных данных обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
• Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования;
• Изучить становление лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе;
• Определить уровень сформированности поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством проведения констатирующего эксперимента;
• Определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
• Экспериментально апробировать выбранные методики логопедической работы и коррекции нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по теме исследования;
• констатирующий и формирующий эксперимент;
• наблюдение;
• анализ результатов исследования.
Исследование осуществлялось на базе государственного казённого общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургской школы-интерната №6, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 9-10 лет. По заключению ПМПК у всех детей «ОНР III ур. у ребенка с дизартрией (ТНР)».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - наиболее распространенная форма патологии в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. При данной патологии первичным речевым дефектом является нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, что влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, оказывает негативное влияние на становление лексико-грамматической стороны речи.
При данной форме клинической патологии наиболее часто сопутствующим дефектом является общее недоразвитие речи, вследствие которого нарушаются все компоненты речеязыковой системы, а именно, звукового и лексико-грамматического строя речи.
Лексико-грамматическая сторона речи, с точки зрения
психолингвистики, проявляется в синтаксической структуре фразы: глубинной и поверхностной.
Исходя из результатов анализа научно-методической литературы в рамках данного исследования, мы можем сказать, чтов условиях нормального речевого развития глубинная и поверхностная синтаксическая структура формируется поэтапно, с постепенным усложнением структуры предложения, и к 7 годам ребенок овладевает практически всей системой грамматики, что дает ему возможность к моменту поступления в школу перейти к осознанию законов грамматики при изучении русского языка.
При общем недоразвитием речи III уровня и легкой степени псевдобульбарной дизартрии, вследствие недоразвития фонематического слуха (обусловленного нарушением звукопроизношения), дети затрудняются в дифференциации фонем и морфем, что затрудняет нормальное формирование поверхностной синтаксической структуры фразы, при том что глубинная структура является сохранной. Таким образом, коррекция нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы у младших 78
школьников должна учитывать взаимосвязь всех компонентов речеязыковой системы.
С целью подтверждения данных выводов нами был проведен констатирующий эксперимент, описанный во второй главе, где обследовался уровень состояния поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Данное обследование включало в себя следующие направления: обследование состояния моторных навыков, обследование фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, обследование понимания речи и активного словаря, обследование уровня сформированности поверхностной синтаксической структуры фразы, которое включало в себя стандартное логопедическое обследование грамматического строя речи и специально организованное наблюдение в ситуации свободного общения с ребенком.
По данным анализа результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента нами было подтверждено заключение: общее недоразвитие речи III уровня и легкая степень псевдобульбарной дизартрии.
В ходе констатирующего эксперимента ми были зафиксированы нарушения в состоянии общей моторики, мелкой моторике пальцев рук, артикуляционной и мимической моторике.
Обследование фонетической стороны речи показало, что уровень сформированности звукопроизношения у детей характеризуется мономорфными нарушениями, а также преобладанием антропофонических дефектов над фонологическими.
Нарушение фонематических процессов было отмечено у 100% детей, детям доступны наиболее простые формы звукового анализа.
Обследование пассивного словаря показало, что наибольшие трудности у детей вызывает понимание предложений инверсионного типа. Активный словарь, по результатам исследования, у младших школьников ограничен.
Изучение состояния поверхностной синтаксической структуры фразы включало в себя исследование понимания и употребления грамматических форм различных категорий, а также наблюдение за речью ребенка в ситуации свободного общения. В ходе обследования нами было выявлено, что у детей имеется большое количество нарушений в согласовании и управлении. По итогам наблюдения за речью детей в ситуации свободного общения нами было выявлены нарушения, которых не было замечено при стандартном логопедическом обследовании. Так, например, в ходе беседы дети используют преимущественно короткие фразы, состоящие не более чем из 34 слов, однородные члены в предложении чаще оказывались не согласованны друг с другом. Нарушена причинно-следственная связь между предложениями и частями высказывания, в речи отмечается большое количество слов, не несущих смысловую нагрузку. В результате полученных данных нами был сделан вывод о том, что у школьников глубинная синтаксическая структура сохранна, но при этом имеются значительные отклонения в состоянии поверхностной синтаксической структуре.
По результатам констатирующего эксперимента нами были определены направления и составлен перспективный план для дальнейшей коррекционной работы, которая должна сочетать в себе системный и комплексный подход.
Логопедическая работа по коррекции нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии включала в себя следующие направления:
1) Развитие статической и динамической организации движений общей моторики;
2) Совершенствование мелкой моторики пальцев рук;
3) Развитие артикуляционной моторики;
4) Коррекция нарушений звукопроизношения;
5) Развитие навыков фонематического слуха и восприятия;
6) Расширение активного и пассивного словаря;
7) Коррекция нарушений поверхностной синтаксической структуры фразы, а именно грамматического строя речи, которая включала в себя:
• развитие навыка словоизменения и словообразования;
• устранение ошибок при согласовании и управлении;
• развитиесвязной речи и грамматического оформления высказывания;
С целью эффективности проведенной логопедической работы нами был проведен контрольный эксперимент, который показал, что подобранные упражнения оказались эффективными, что положительно повлияло на динамику развития учащихся. Проведенная коррекционная работа позволила скорректировать нарушения поверхностной синтаксической структуры фразы у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степень псевдобульбарной дизартрии, но для полной коррекции требуется больше времени, чем было отведено на эксперимент.
Таким образом, поскольку поверхностная синтаксическая структура проявляется в понимании устного сообщения, организуя понимание оттенков смысла, то, соответственно, при ее нарушениях будет оказыватьсянегативное влияние на восприятие текстов. На основе чего можно предположить, что в дальнейшем такое нарушение будет влиять на понимание грамматически усложненных текстов в средних и старших классах, а также способствовать появлению аграмматизмов на письме, но данное предположение требует дальнейшего исследования.
1. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1989. - 215 с.
2. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
3. Волкова, Л. С.Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. Л. С. Волковой [и др.]. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 1961. - 467 с.
6. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. П. Глухов. - М. : ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
7. Гриншпун, Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов [Текст] / Б. М. Гриншпун // Нарушение речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М. : Просвещение, 1975. - С. 71-80.
8. Заимцян, Д. Р. Формирование глубинных и поверхностных синтаксических структур языка у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Д. Р. Заимцян ; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2013. - 180 с.
9. Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией [Текст] : методические рекомендации / Л. А. Зайцева. - Мн. : НМЦентр, 1994. - 20 с.
10. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, А. Л. Усова. - М. : АПН РСФСР, 1963. - 228 с.
11. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : Сов. Россия, 1973. - 159 с.
12. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
13. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология [Текст] : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 462 с
14. Левина, Р. Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь) [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Наука, 1936. - 134 с.
15. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. - М. : Наука, 1974. - 368 с...