Особенности организации дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «интеллектуальные способности» с точки зрения
различных авторов 6
1.2. Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
старшего дошкольного возраста 10
1.3. Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И
РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 27
2.1. Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Разработка комплекса дидактических игр для развития
интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «интеллектуальные способности» с точки зрения
различных авторов 6
1.2. Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
старшего дошкольного возраста 10
1.3. Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И
РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 27
2.1. Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Разработка комплекса дидактических игр для развития
интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Актуальность исследования. Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, физиологов, философов, социологов и т.д. При этом наибольший интерес вызывает исследование путей формирования интеллектуальных способностей, влияющих на решение мыслительных задач различных типов. Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни интеллектуальные способности.
Сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей является старший дошкольный возраст. На протяжении дошкольного детства у ребенка происходит закладка общего фундамента способностей. Как известно, успешное решение задач связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, классифицировать, сравнивать, систематизировать, обобщать и т.д. Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволили бы не только усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в другой ситуации и даже другой сфере деятельности, то есть творчески.
Одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является дидактическая игра - это незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. В дидактической игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
Работа считается актуальной, так как в практике развития интеллектуальных способностей старших дошкольников имеются противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у старших дошкольников интеллектуальные способности и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основе выделенных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих развитию высокого уровня интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности организации дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможностей дидактической игры как средства развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра, способствующая развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка». В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 60 источников и приложения.
Сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей является старший дошкольный возраст. На протяжении дошкольного детства у ребенка происходит закладка общего фундамента способностей. Как известно, успешное решение задач связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, классифицировать, сравнивать, систематизировать, обобщать и т.д. Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволили бы не только усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в другой ситуации и даже другой сфере деятельности, то есть творчески.
Одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является дидактическая игра - это незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. В дидактической игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
Работа считается актуальной, так как в практике развития интеллектуальных способностей старших дошкольников имеются противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у старших дошкольников интеллектуальные способности и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основе выделенных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих развитию высокого уровня интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности организации дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможностей дидактической игры как средства развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра, способствующая развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка». В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 60 источников и приложения.
В ходе исследования по теме «Особенности организации дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие «интеллектуальные способности» с точки зрения различных авторов» дано понятие «интеллектуальные способности» разных авторов. Интеллектуальные способности - это комплексное образование, главным компонентом которого являются обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно- логической сторон; гибкость и устойчивость мыслительной деятельности.
В параграфе «Особенности развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» показано, что в возрасте 5-7 лет, дети 73
отличаются достаточно высоким уровнем интеллектуального развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
В параграфе «Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» доказано, что дидактическая игра является эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно-поисковой работы выделены показатели развития интеллектуальных способностей детей: овладение ребенком перцептивными действиями; овладение действиями идентификации; овладения действия, отнесения свойств предметов к заданным эталонам; степень сформированности действий наглядно-образного мышления; степень сформированности действий логического мышления.
Для диагностики уровня развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников мы использовали следующие методики, автором которых является Л.А. Венгер: «Перцептивное моделирование»; «Найти такой же квадрат» (того же цвета и оттенка); «Эталоны»; «Схематизация»; «Систематизация».
Диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных способностей детей показало, что уровень их развития оказался преимущественно средний. С низким уровнем развития 10% детей. Вместе с тем, по методике «Систематизация» на выявление уровня развития логического мышления результаты оказались ниже, доля детей с низким уровнем развития составила 40%. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей детей по направлению развития логического мышления с помощью дидактических игр на логику.
В практической части нашей работы были разработаны дидактические игры на развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников, ориентированных на повышение уровня развития логического мышления, памяти, мышления, воображения и других психических процессов.
Цель и задачи достигнуты.
1. Проанализировать проблему развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие «интеллектуальные способности» с точки зрения различных авторов» дано понятие «интеллектуальные способности» разных авторов. Интеллектуальные способности - это комплексное образование, главным компонентом которого являются обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно- логической сторон; гибкость и устойчивость мыслительной деятельности.
В параграфе «Особенности развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» показано, что в возрасте 5-7 лет, дети 73
отличаются достаточно высоким уровнем интеллектуального развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
В параграфе «Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» доказано, что дидактическая игра является эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно-поисковой работы выделены показатели развития интеллектуальных способностей детей: овладение ребенком перцептивными действиями; овладение действиями идентификации; овладения действия, отнесения свойств предметов к заданным эталонам; степень сформированности действий наглядно-образного мышления; степень сформированности действий логического мышления.
Для диагностики уровня развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников мы использовали следующие методики, автором которых является Л.А. Венгер: «Перцептивное моделирование»; «Найти такой же квадрат» (того же цвета и оттенка); «Эталоны»; «Схематизация»; «Систематизация».
Диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных способностей детей показало, что уровень их развития оказался преимущественно средний. С низким уровнем развития 10% детей. Вместе с тем, по методике «Систематизация» на выявление уровня развития логического мышления результаты оказались ниже, доля детей с низким уровнем развития составила 40%. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей детей по направлению развития логического мышления с помощью дидактических игр на логику.
В практической части нашей работы были разработаны дидактические игры на развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников, ориентированных на повышение уровня развития логического мышления, памяти, мышления, воображения и других психических процессов.
Цель и задачи достигнуты.
Подобные работы
- Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Логико-математические игры как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях (Нижневартовский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021



