Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности организации дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Работа №98579

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «интеллектуальные способности» с точки зрения
различных авторов 6
1.2. Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
старшего дошкольного возраста 10
1.3. Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И
РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 27
2.1. Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Разработка комплекса дидактических игр для развития
интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81

Актуальность исследования. Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, физиологов, философов, социологов и т.д. При этом наибольший интерес вызывает исследование путей формирования интеллектуальных способностей, влияющих на решение мыслительных задач различных типов. Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни интеллектуальные способности.
Сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей является старший дошкольный возраст. На протяжении дошкольного детства у ребенка происходит закладка общего фундамента способностей. Как известно, успешное решение задач связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, классифицировать, сравнивать, систематизировать, обобщать и т.д. Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволили бы не только усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в другой ситуации и даже другой сфере деятельности, то есть творчески.
Одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является дидактическая игра - это незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. В дидактической игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
Работа считается актуальной, так как в практике развития интеллектуальных способностей старших дошкольников имеются противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у старших дошкольников интеллектуальные способности и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основе выделенных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих развитию высокого уровня интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности организации дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможностей дидактической игры как средства развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра, способствующая развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка». В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 60 источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Особенности организации дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие «интеллектуальные способности» с точки зрения различных авторов» дано понятие «интеллектуальные способности» разных авторов. Интеллектуальные способности - это комплексное образование, главным компонентом которого являются обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно- логической сторон; гибкость и устойчивость мыслительной деятельности.
В параграфе «Особенности развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» показано, что в возрасте 5-7 лет, дети 73
отличаются достаточно высоким уровнем интеллектуального развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
В параграфе «Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» доказано, что дидактическая игра является эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно-поисковой работы выделены показатели развития интеллектуальных способностей детей: овладение ребенком перцептивными действиями; овладение действиями идентификации; овладения действия, отнесения свойств предметов к заданным эталонам; степень сформированности действий наглядно-образного мышления; степень сформированности действий логического мышления.
Для диагностики уровня развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников мы использовали следующие методики, автором которых является Л.А. Венгер: «Перцептивное моделирование»; «Найти такой же квадрат» (того же цвета и оттенка); «Эталоны»; «Схематизация»; «Систематизация».
Диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных способностей детей показало, что уровень их развития оказался преимущественно средний. С низким уровнем развития 10% детей. Вместе с тем, по методике «Систематизация» на выявление уровня развития логического мышления результаты оказались ниже, доля детей с низким уровнем развития составила 40%. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей детей по направлению развития логического мышления с помощью дидактических игр на логику.
В практической части нашей работы были разработаны дидактические игры на развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников, ориентированных на повышение уровня развития логического мышления, памяти, мышления, воображения и других психических процессов.
Цель и задачи достигнуты.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) // Российская газета. Федеральный выпуск. 25 ноября 2013. № 6241.
2. Айрумян, Г. С., Нагорнова, Л. В. Дидактическая игра в дошкольном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита : Молодой ученый, 2013. - 60-62с.
3. Анисимова, Г. И. 100 игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы [Текст] / Г. И. Анисимова. - М. : Академия развития, 2011. - 96 с.
4. Бабкина, Н. В. Логические задачи для развития интеллекта дошкольников [Текст] / Н. В. Бабкина. - М. : Школьная пресса, 2016. - 24с.
5. Барр, С. Россыпи головоломок [Текст] / С. Барр. - М. : Мир, 1987. - 415с.
6. Большая энциклопедия обучения и развития дошкольника [Текст]. - М.: Литература, Оникс, 2011. - 240 с.
7. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст] / С. Е. Гаврина. - М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2013. - 240 с.
8. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст] / С. Е. Гаврина - М. : Академия развития, 2015. - 247 с.
9. Большая книга развития интеллектуальных способностей для детей 3-6 лет [Текст] / С. Е. Гаврина. - М. : Мир, 2013. - 176 с.
10. Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста [Текст]. - М. : АСТ, 2016. - 382 с.
11. Бражников, А. И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению [Текст] / А. И. Бражников. М. : Чистые пруды, 2012. - 32с.
12. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика
дошкольника. Для занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.
13. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] /Л. М. Веккер - М. : Смысл, 2011. - с. 208.
14. Венгер, Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Венгер. - М. : Академия, 2011.
15. Венгер, Л. А. Развитие. Основные положения [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Академия, 2013.
16. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Наука, 2010.
17. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]/ Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т., Т.2. /Л. С. Выготский - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
18. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения
[Электронный ресурс] - М.: государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0011.htm.
19. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - 36-46 с.
20. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» [Текст] / П. Я. Гальперин. М. : Академия, 2011.
21. Гольдстейн, М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания [Текст] / М. Гольдстейн, И. Ф. Гольдстейн. - М. : Знание, 2003. - 259 с.
22. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие [Текст] / А. Н. Давидчук, Л. Г.
Селихова. - M.: Сфера, 2013. - 176 с.
23. Диагностика и развитие дошкольников [Текст]. - М.: Рид Групп, 2011. - 80 с.
24. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 2010. - 416 с.
25. Дружинин, В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 368с.
26. Дубровина, И. В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М.: Академия, 2011. - 464 с.
27. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) [Текст]: перевод с англ. Н. М. Никольский. - М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.
28.Зак, А. З. Как определить различия в мышлении детей 6-10 лет. [Текст] / А. З. Зак. - М.: НПО «Модэк», 199. - 144 с.
29.Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - Екатеринбург, 2015. - с. 192.
30. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей
дошкольного возраста. - М. : Наука, 2016. - 368 с.
31. Карпова, Е. В. Дидактические игры [Текст] /Е. В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 180 с.
32. Кислинская, Т. А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников [Текст] / Т. А. Кислинская. - М.: Скрипторий 2013, 2012. - 72 с.
33. Комлева, В. В. Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Комлева В. В. М. , 2010. - 26 с.
34. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей
дошкольников [Текст] / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 2011. - 431с.
35. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Наука, 2012.
36. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших
школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам
психологического развития [Текст] / Н. П. Локалова. - М.: Ось-89, 2011.-160 с.
37. Макарова, В. Н. Диагностика развития дошкольников [Текст] / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. - M.: Педагогическое общество России, 2013. - 80 с.
38. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Б. Л. Яковлева. - Петрозаводск, 2012. - с. 199
39. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. М. : МГФ: Знание, 2012. -308 с.
40. Михалёва, С. Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Университетское образование: традиции и инновации: материалы международного молодежного научного форума: 26 января 2010 г. Россия, Часть I / Отв. Ред. А. В. Ильина. / С. Г. Михалёва. - Ульяновск : УлГПУ, 2010. С. 136-141.
41. Микляева, Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст] / Н. В. Микляева. М.: Айри - пресс, 2012.
42. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. М. : ВЛАДОС, 2013.
43. Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. [Текст] / Р. С Немов. - М.: Владос, 2003. - 687с.
44. Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л. Г. Нисканен. М. : Академия, 2012.
45. Нищева, Н. Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Нищева. - М.:
Детство-Пресс, 2014. - 623 с.
46.Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. [Текст] /Т. Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2014. - 208 с.
47. Пасяева, К. З. Развитие внимания и логического мышления [Текст] /К. З. Пасяева // Начальная школа. - 2015. - №7. - с. 38-40.
48. Петровский, А. В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский - М.: Академия, 2001. - 512 с.
49. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. [Текст] / Ж. Пиаже - М.: Педагогика, 2001. - с. 589
50. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. М. : Академия, 2010.
51. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / авт. - сост. Е. В. Доценко. Волгоград: Учитель, 2011- 297с.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2010.
53. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / В. О. Скворцова. - М. : Гостехиздат, 2014. - 224 с.
54. Скиллер, П. 750 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста [Текст] / Пэм Скиллер, Джоан Россано. - М. : ИЛ, 2013. - 416с.
55. Смоляр, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей
дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Смоляр. - Минск : Национальный институт образования, 2012. - 104 с.
56. Стожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности [Текст]: монография / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалёва. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 128 с.
57. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. М. : Просвещение, 2011.
58. Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль : Сфера, 2012.
59. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Сфера, 2011.
60. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - М. : Рольф, 2010. 160с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ