ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления» 5
1.2. Особенности формирования эстетических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Возможности изобразительной деятельности в формировании
эстетических представлений у детей 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование сформированности
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
эстетических представлений у детей в изобразительной деятельности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 44
Формирование эстетических представлений у детей - актуальная проблема педагогики детства. Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте - понимание красоты окружающего его мира. К развитию эстетических качеств особенно сенситивно дошкольное детство. В современном дошкольном образовании процесс эстетического воспитания рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. В современном мире особое внимание уделяется проблемам теории и практики эстетического воспитания. Он воспринимается как один из важных средств формирования отношения к действительности, средств нравственного и умственного воспитания, т.е. как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В формировании эстетических представлений у детей изобразительная деятельность обладает большим потенциалом. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, развивают способность видеть прекрасное в окружающей жизни.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1) Раскрыть содержание понятия «эстетические представления».
2) Выявить психолого-педагогические особенности формирования эстетических представлений у старших дошкольников.
3) Раскрыть возможности изобразительной деятельности в формировании эстетических представлений у старших дошкольников.
4) Разработать комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и провести его в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
-педагогический эксперимент, который предусматривает констатирующий и формирующий этапы.
Теоретико-методологическая основа исследования.
В работах современных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Б.С. Волкова, Н.С. Боголюбова, А.С. Белкина, В.В. Давыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Г.С. Абрамовой и других анализируются особенности развития психических процессов, дается классификация периодов развития ребенка в соответствии с возрастом. Проблемы формирования эстетических представлений рассматриваются А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других авторов. Проблемы развития возможностей изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Прасловой, М.А. Оразалиевой, В.А. Деркунской и др.
База исследования: МБДОУ Детский сад №38 «Чебурашка», г. Алапаевск. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
Таким образом, на основании изученной литературы А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, А.В. Тутолмин, Н.Е. Щурковой и др., сделаем следующие выводы:
1. Эстетическое представление - это результат эстетического восприятия, который закреплен в образе воспринятого объекта (по Л.П. Печко). В рамках нашего исследования формируемыми эстетическими представлениями, являются представления об изобразительном искусстве, и красоте в природе и в искусстве.
Формирование эстетических представлений - это процесс направленный на обогащение наглядного образа и обобщение отражений о сущности и формах прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе, в жизни, искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления (по А.В. Тутолмину). Сформированность эстетических представлений можно представить в единстве трех критериев (по А.В. Тутолмину): когнитивный критерий; эмоционально-чувственный критерий; деятельностный критерий.
2. Полноценное эстетическое формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего мира, к предметам изобразительного искусства. Это способствуют получений знаний о мире, красоте природы, красоте и уникальности человека. Эстетическая отзывчивость ребенка, проявляется в закреплении положительных эмоций, развитию желаний творить.
3. В процессе комплекса занятий организовываются благоприятные условия развития эстетических интересов, способностей у дошкольников. Педагог, систематически осуществляет личностный подход к каждому воспитаннику, содействует наиболее полноценному развитию общих эстетических и специально художественных талантов ребенка. Педагог постепенно и целенаправленно проводить работу по развитию эстетического восприятия, эстетического суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д. С раннего детства необходимо готовить детей к творчеству для формирования образного начала в художественной деятельности.
4. В результате диагностического исследования были получены следующие результаты:
Высокий уровень был раскрыт у 1 воспитанника (10%),
Средний уровень был раскрыт у 2 воспитанников (30 %).
Низкий уровень был раскрыт у 7 воспитанников (60 %).
Что говорит о недостаточном уровне сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты сориентировали нас в направлении разработки комплекса занятий по изобразительной деятельности.
5. На занятиях использовались словесные методы: метод художественного слова (загадывание загадок, чтение произведения), беседы (для развития эмоциональной отзывчивости), метод опроса (для развития знаний, развития наблюдательности, становление причинно-следственных связей, для развития умения высказывать о произведении, своих чувств), метод объяснения (для раскрытия особенностей художественного произведения). Наглядные методы: рассматривание репродукций картин, видеофрагмента выступления, рассматривание образца. Практический метод: выполнения детьми творческой работы.
1. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании / Е.А.Аркин // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С.29-30.
2. Аюева, И.С. Воспитывай личность/ И.С.Аюева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №2. - С. 8-9.
3. Бочарова,Н.Е. Как приобщить детей к искусству/ Н.Е.Бочарова //Дошкольное образование. - 2015. - № 11. - С. 22-23.
4. Ванюшкина, Л.Ю Мир открываем заново: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Кругозор» / Л.Ю.Ванюшкина //Дошкольное воспитание. -2014. - №5. - С. 28.
5. Ветлугина,Н.А. Художественное творчество и ребенок/
Н.А.Ветлугина. - М, 2015. - С.190.
6. Волошкина,М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений / М.И.Волошкина // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 13-20.
7. Воробьева, Д.И. Гармония: Интегрированная программа
интеллектуально-художественного развития личности дошкольника / Д.И.Воробьева./ - СПб., 2015. - С. 230.
8. Гуревич, Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Л.М.Гуревич, Т.Н. Бабаева, З.А.Михайловой. /- СПб.,2016.- С. 180.
9. Дронова,О.А. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте /О.А.Дронова.//Дошкольное воспитание. - 2016. - №6. - С.97.
10. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой./- М., 2014 - С. 115
11. Дремов, А.К. Основы эстетического воспитания/А.К.Дремов/- М., 2015 - С. 128.
12. Жданова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей //Ребенок в детском саду/Т.В.Жданова./ - 2015. - №2. - С.62.
13. Золочевский, С.А. Какого цвета мир: Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет / С.А.Золочевский /- М., 2014.- С. 320.
14. Зубарева, К.Е. Хрестоматия по эстетическому воспитанию/К.Е.Зубарева/- М.: Высшая школа, 2016 - С. 150.
15. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество:
Методическое пособие для воспитателей / Т.Г. Казакова /- М., 2015 - С.148.
16. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке/ Л.В.Компанцева/ - М., 2015. - С. 165.
17. Копцева, Т.А. Природа и художник: Программа по
изобразительному искусству/Т.А.Копцева/ - М., 2014. - С. 135.
18. Комарова, Т.С. Красота. Радость. Творчество /Т.С. Комаровой./ - М., 2015.- С. 158.
19. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании / Н.К.Крупская/ - М.: Учпедгиз, 2015. - С. 280.
20. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту / Н.А.Курочкина// - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - С.185.
21. Малыгина, Е.Ю. Уметь видеть прекрасное /Е.Ю. Малыгина//Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - С.25-26.
22. Доронова,Т.Н. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада / Т.Н. Дороновой. - М., 2015.- С.156.
23. Савушкина, Е.С. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться/ Е.С.Савушкина//Дошкольное воспитание - 2016. - №6.- С. 26.
24. Скатерщиков, В.С. Об эстетическом вкусе /В.С.Скатерщиков.// - М.: Знание, 2015. - С. 320.
25. Ерофеев, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеевой. //- М., 2014.- С.125.
26. Соломенникова,О.С. О некоторых парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников / О.С.Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С.15.
27. Столович,Л.Н. Природа эстетической ценности/ Л.Н.Столович// - М.,2015. - С.212.
28. Флерина, А.Е. Эстетическое воспитание
дошкольника/А.Е.Флерина// - М., 2014. - С. 185.
29. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи /Р.М.Чумичева// - М., 2015 - С. 124.
30. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты / Г.С.Швайко/ - М., 2015. - С.89.
31. Шеронова, А.С. Дороги к прекрасному/ А.С.Шеронова //Детский мир. - 2015. - №1. - С.32.
32. Энциклопедический словарь юного художника - М., 2016. - С.565.
33. Эркенова, А.Ш. В мастерской художника / А.Ш. Эркенова //Ребенок в детском саду. - 2014. - №1. - С. 147.
34. Радугина, А.А. Эстетика / А.А.Радугина.// - М., 2014. - С.322.
35. Беляева, А.А. Эстетика. Словарь / А.А. Беляева./- М.: Политиздат, 2014. - С. 187.
36. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина./ - М., 2015. - С. 125.
37. Колокольникова, В.В. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства / В.В. Колокольникова./ - М., 2014. - С. 198.
38. Капустина, Р.И. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства /Р.И. Капустина./ - Шадринск, 2015. - С.178.