Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления» 5
1.2. Особенности формирования эстетических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Возможности изобразительной деятельности в формировании
эстетических представлений у детей 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование сформированности
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
эстетических представлений у детей в изобразительной деятельности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 44
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления» 5
1.2. Особенности формирования эстетических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Возможности изобразительной деятельности в формировании
эстетических представлений у детей 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование сформированности
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
эстетических представлений у детей в изобразительной деятельности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 44
Формирование эстетических представлений у детей - актуальная проблема педагогики детства. Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте - понимание красоты окружающего его мира. К развитию эстетических качеств особенно сенситивно дошкольное детство. В современном дошкольном образовании процесс эстетического воспитания рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. В современном мире особое внимание уделяется проблемам теории и практики эстетического воспитания. Он воспринимается как один из важных средств формирования отношения к действительности, средств нравственного и умственного воспитания, т.е. как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В формировании эстетических представлений у детей изобразительная деятельность обладает большим потенциалом. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, развивают способность видеть прекрасное в окружающей жизни.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1) Раскрыть содержание понятия «эстетические представления».
2) Выявить психолого-педагогические особенности формирования эстетических представлений у старших дошкольников.
3) Раскрыть возможности изобразительной деятельности в формировании эстетических представлений у старших дошкольников.
4) Разработать комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и провести его в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
-педагогический эксперимент, который предусматривает констатирующий и формирующий этапы.
Теоретико-методологическая основа исследования.
В работах современных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Б.С. Волкова, Н.С. Боголюбова, А.С. Белкина, В.В. Давыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Г.С. Абрамовой и других анализируются особенности развития психических процессов, дается классификация периодов развития ребенка в соответствии с возрастом. Проблемы формирования эстетических представлений рассматриваются А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других авторов. Проблемы развития возможностей изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Прасловой, М.А. Оразалиевой, В.А. Деркунской и др.
База исследования: МБДОУ Детский сад №38 «Чебурашка», г. Алапаевск. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
В формировании эстетических представлений у детей изобразительная деятельность обладает большим потенциалом. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, развивают способность видеть прекрасное в окружающей жизни.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1) Раскрыть содержание понятия «эстетические представления».
2) Выявить психолого-педагогические особенности формирования эстетических представлений у старших дошкольников.
3) Раскрыть возможности изобразительной деятельности в формировании эстетических представлений у старших дошкольников.
4) Разработать комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и провести его в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
-педагогический эксперимент, который предусматривает констатирующий и формирующий этапы.
Теоретико-методологическая основа исследования.
В работах современных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Б.С. Волкова, Н.С. Боголюбова, А.С. Белкина, В.В. Давыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Г.С. Абрамовой и других анализируются особенности развития психических процессов, дается классификация периодов развития ребенка в соответствии с возрастом. Проблемы формирования эстетических представлений рассматриваются А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других авторов. Проблемы развития возможностей изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Прасловой, М.А. Оразалиевой, В.А. Деркунской и др.
База исследования: МБДОУ Детский сад №38 «Чебурашка», г. Алапаевск. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
Таким образом, на основании изученной литературы А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, А.В. Тутолмин, Н.Е. Щурковой и др., сделаем следующие выводы:
1. Эстетическое представление - это результат эстетического восприятия, который закреплен в образе воспринятого объекта (по Л.П. Печко). В рамках нашего исследования формируемыми эстетическими представлениями, являются представления об изобразительном искусстве, и красоте в природе и в искусстве.
Формирование эстетических представлений - это процесс направленный на обогащение наглядного образа и обобщение отражений о сущности и формах прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе, в жизни, искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления (по А.В. Тутолмину). Сформированность эстетических представлений можно представить в единстве трех критериев (по А.В. Тутолмину): когнитивный критерий; эмоционально-чувственный критерий; деятельностный критерий.
2. Полноценное эстетическое формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего мира, к предметам изобразительного искусства. Это способствуют получений знаний о мире, красоте природы, красоте и уникальности человека. Эстетическая отзывчивость ребенка, проявляется в закреплении положительных эмоций, развитию желаний творить.
3. В процессе комплекса занятий организовываются благоприятные условия развития эстетических интересов, способностей у дошкольников. Педагог, систематически осуществляет личностный подход к каждому воспитаннику, содействует наиболее полноценному развитию общих эстетических и специально художественных талантов ребенка. Педагог постепенно и целенаправленно проводить работу по развитию эстетического восприятия, эстетического суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д. С раннего детства необходимо готовить детей к творчеству для формирования образного начала в художественной деятельности.
4. В результате диагностического исследования были получены следующие результаты:
Высокий уровень был раскрыт у 1 воспитанника (10%),
Средний уровень был раскрыт у 2 воспитанников (30 %).
Низкий уровень был раскрыт у 7 воспитанников (60 %).
Что говорит о недостаточном уровне сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты сориентировали нас в направлении разработки комплекса занятий по изобразительной деятельности.
5. На занятиях использовались словесные методы: метод художественного слова (загадывание загадок, чтение произведения), беседы (для развития эмоциональной отзывчивости), метод опроса (для развития знаний, развития наблюдательности, становление причинно-следственных связей, для развития умения высказывать о произведении, своих чувств), метод объяснения (для раскрытия особенностей художественного произведения). Наглядные методы: рассматривание репродукций картин, видеофрагмента выступления, рассматривание образца. Практический метод: выполнения детьми творческой работы.
1. Эстетическое представление - это результат эстетического восприятия, который закреплен в образе воспринятого объекта (по Л.П. Печко). В рамках нашего исследования формируемыми эстетическими представлениями, являются представления об изобразительном искусстве, и красоте в природе и в искусстве.
Формирование эстетических представлений - это процесс направленный на обогащение наглядного образа и обобщение отражений о сущности и формах прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе, в жизни, искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления (по А.В. Тутолмину). Сформированность эстетических представлений можно представить в единстве трех критериев (по А.В. Тутолмину): когнитивный критерий; эмоционально-чувственный критерий; деятельностный критерий.
2. Полноценное эстетическое формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего мира, к предметам изобразительного искусства. Это способствуют получений знаний о мире, красоте природы, красоте и уникальности человека. Эстетическая отзывчивость ребенка, проявляется в закреплении положительных эмоций, развитию желаний творить.
3. В процессе комплекса занятий организовываются благоприятные условия развития эстетических интересов, способностей у дошкольников. Педагог, систематически осуществляет личностный подход к каждому воспитаннику, содействует наиболее полноценному развитию общих эстетических и специально художественных талантов ребенка. Педагог постепенно и целенаправленно проводить работу по развитию эстетического восприятия, эстетического суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д. С раннего детства необходимо готовить детей к творчеству для формирования образного начала в художественной деятельности.
4. В результате диагностического исследования были получены следующие результаты:
Высокий уровень был раскрыт у 1 воспитанника (10%),
Средний уровень был раскрыт у 2 воспитанников (30 %).
Низкий уровень был раскрыт у 7 воспитанников (60 %).
Что говорит о недостаточном уровне сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты сориентировали нас в направлении разработки комплекса занятий по изобразительной деятельности.
5. На занятиях использовались словесные методы: метод художественного слова (загадывание загадок, чтение произведения), беседы (для развития эмоциональной отзывчивости), метод опроса (для развития знаний, развития наблюдательности, становление причинно-следственных связей, для развития умения высказывать о произведении, своих чувств), метод объяснения (для раскрытия особенностей художественного произведения). Наглядные методы: рассматривание репродукций картин, видеофрагмента выступления, рассматривание образца. Практический метод: выполнения детьми творческой работы.
Подобные работы
- Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Развитие нравственных чувств у дошкольников в художественной (изобразительной, музыкальной, театральной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



