ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Понятие «конфликт» и «межличностный конфликт» в педагогическом
процессе 8
1.2. Особенности межличностного взаимодействия учащихся младшего
школьного возраста 20
1.3. Направления профилактики межличностных конфликтов в начальной
школе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИОИСЖОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 38
2.1. Диагностическое исследование уровней конфликтности у детей
младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 38
2.2. Реализация комплекса мероприятий по профилактике межличностных
конфликтов в начальной школе 43
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время проблема конфликта является открытой как в повседневной жизни, так и в педагогическом процессе. В общеобразовательной школе, как и в любом другом социальном институте, есть место противоречиям и конфликтам. Межличностный конфликт - весьма значимое явление в сфере образования, игнорировать которое нельзя.
Ю.Ф. Лукин считает школу одной из самых конфликтных сфер в жизнедеятельности социума и говорит о том, что проблемы взаимодействия участников педагогического процесса набирают всё большую остроту для современной школы, что является причиной многих негативных явлений [37, с. 58].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
ФГОС НОО выдвигает следующие требования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Личностные результаты:
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
2. Метапредметные:
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [52].
В современной школе возникают противоречия между возрастающими требованиями к результатам учебного процесса и недостаточными функциональными возможностями обучающихся начальных классов. К тому же, в научной литературе нет точных данных о том, как конструктивно разрешать межличностные конфликты; не выработана основная стратегия педагогической и психологической помощи ребенку, находящемуся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая бы позволила нормализовать его психологическое состояние и развитие.
В связи с этим, именно в начальных классах, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности конструктивного разрешения межличностных конфликтов, так как, оказавшись в конфликтной ситуации, младшие школьники не готовы к ее разрешению.
На наш взгляд проблема профилактики межличностных конфликтов в начальных классах достаточно актуальна, так как именно в младшем школьном возрасте дети делают первые шаги в процессе формирования умений конструктивно выстраивать сферу межличностного общения. Они учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания, усваивают образцы поведения и морально-нравственные ценности и др. Именно поэтому младших школьников необходимо целенаправленно учить конструктивно разрешать конфликты и находить выходы из различных конфликтных ситуаций.
Таким образом, в педагогической практике существует противоречие между необходимостью снижения уровня конфликтности младших школьников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста.
Из изложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить снижение уровня конфликтности у детей младшего школьного возраста в учебной и внеучебной деятельности?
Актуальность проблемы, а так же изложенное выше противоречие определили тему исследования: «Профилактика межличностных конфликтов в начальной школе».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - межличностные конфликты детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - направления профилактики межличностных конфликтов в начальной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать понятия «конфликт» и «межличностный конфликт»;
2. Изучить особенности межличностного взаимодействия учащихся младшего школьного возраста;
3. Выявить и определить направления профилактики межличностных конфликтов в начальной школе;
4. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление исходного уровня конфликтности у детей младшего школьного возраста;
5. Разработать и провести комплекс мероприятий, направленный на профилактику межличностных конфликтов в начальной школе, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения педагогов и психологов, изучающих вопросы межличностных конфликтов в начальной школе, связанных с отклонениями от так называемого нормативного поведения, нарушающего нравственные и правовые нормы (Л. Козер, А.Н. Личко), конфликты в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (А.С. Белкин, В.Н. Гуров, Д.И. Фельдштейн), а так же положения А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова о сущности конфликтов детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что учитель начальных классов может использовать в своей профессиональной практике положения и выводы, полученные в ходе данной работы, а также применять комплекс мероприятий, разработанный в процессе выполнения данной работы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: теоретические - изучение, анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация, и эмпирические - наблюдение, беседа, психодиагностические методики.
База опытно-поисковой работы: муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 25 учеников в возрасте 9 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (59 источников), приложений.
В ходе исследования на тему: «Профилактика межличностных конфликтов в начальной школе» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятия «конфликт» и «межличностный конфликт»;
2. Изучить особенности межличностного взаимодействия учащихся младшего школьного возраста;
3. Выявить и определить направления профилактики межличностных конфликтов в начальной школе;
4. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление исходного уровня конфликтности у детей младшего школьного возраста;
5. Разработать и провести комплекс мероприятий, направленный на профилактику межличностных конфликтов в начальной школе, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
В ходе решения первой, второй и третьей задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература, что позволило определить, что же такое «конфликт» и «межличностный конфликт», выделить особенности межличностного взаимодействия учащихся младшего школьного возраста и определить направления профилактики межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста.
Итак, конфликт - это обоюдное отрицательное психическое состояние двух и более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Межличностный конфликт - это трудноразрешимая ситуация, проявляющаяся между различными субъектами (личностями), вызванная противостояниями, разногласиями, столкновениями между ними.
Педагогический конфликт, это одна из разновидностей межличностного конфликта, который охватывает разные уровни взаимодействия обучающихся, родителей, учителей. Межличностные конфликты в школе несут серьёзную социально-педагогическую проблему, которая влечет за собой негативные последствия, оказывающие влияние не только на личность обучающегося и его успехи в учебной деятельности, но и на взаимоотношения со сверстниками и психологический климат группы в целом.
Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте приобретают определенный характер. В жизни младших школьников, помимо родителей, появляется еще один авторитетный взрослый - учитель. Ребенок с поступлением в школу приобретает новый социальный статус - обучающегося, ведущий вид деятельности которого - учебный.
Появление учителя в жизни младшего школьника не говорит о том, что родители «отходят на второй план», напротив, детям младшего школьного возраста наиболее важна оценка родителей их труда и поведения. Учитель в 1 и во 2 классах начинает формировать нравственные качества личности, т.к. в этот период школьного обучения дети в большей степени слушают его, нежели учитывают мнение своих товарищей. Но, начиная с третьего класса, роль учителя становится менее значимой в жизни ребенка, а вперед выдвигается общение со сверстниками, приобретение друзей и вступление в определенную детскую группу.
Профилактика - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска [1]. Профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь с возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Профилактика конфликта представляет собой, по своей сути, воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы.
Можно выделить три направления работы по профилактике межличностных конфликтов: работа с учителями, работа с родителями, работа с обучающимися. Они включают в себя создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; оптимизацию организационно-управленческих условий работы школы; устранение социально-психологических причин, способствующих конфликту; блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Формы профилактики конфликтов: массовые мероприятия, экскурсии, диспуты, деловая игра, интеллектуальный марафон, кружки, секции. Методы профилактики: словесный, наглядный, вовлечение в деятельность, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуаций, метод положительного примера, метод вмешательства «авторитетного третьего», стимулирование.
Для решения 4 задачи были использованы методики, направленные на выявление уровня конфликтности у детей младшего школьного возраста, и на поведение детей в конфликте и конфликтной ситуации.
Проведя качественный и количественный анализ полученных результатов, мы выявили, на каком уровне находится каждый обучающийся экспериментального класса.
Благодаря полученным данным, мы доказали актуальность исследования, заключающуюся в том, что младшие школьники, наряду с подростками, нуждаются в профилактике конфликтов; определили содержание педагогической работы по профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста, и разработали комплекс мероприятий, который может осуществляться в форме классный часов или тренингов.
Реализация разработанного комплекса мероприятий на практике подтвердила, что занятия, включающие в себя методы и приемы, направленные на снижение уровня конфликтности младших школьников, вовлечение детей в совместную деятельность, является эффективным способом профилактики конфликтов в начальной школе. Так, высокий уровень конфликтности не был выявлен ни у одного ребенка, количество человек, находящихся на среднем уровне, увеличилось с 17 до 24, количество человек, находящихся на низком уровне конфликтности, уменьшилось с 4 до 3.
Сравнительный качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствуют о снижении уровня конфликтности и подтверждают эффективность разработанного нами комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в начальной школе.
Таким образом, цель исследования достигнута, а исходящие из нее задачи решены.