ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Семья младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья в
отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи младшего школьника с
ограниченными возможностями здоровья: содержательный
аспект 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ 38
2.1. Организация и проведение опытно-поисковой работы по выявлению
типичных трудностей семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья 38
2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения семьи младшего
школьника с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном автономном общеобразовательном учреждение лицей №12 47
2.3. Анализ результатов реализации психолого-педагогического
сопровождения семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном автономном
общеобразовательном учреждение лицей №12 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования. Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка, которое обусловлено его особыми потребностями.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок с ОВЗ, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с ОВЗ, в сочетании с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Таким образом, семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка с ОВЗ.
Проблема исследования - каково содержание психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Степень разработанности проблемы. Проблеме комплексного подхода к вопросу о психолого-психологической адаптации семей с ребенком с ОВЗ, посвящены исследования зарубежных авторов Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк-Хобсон и др. Рассмотрение проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, частично представлено в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Н. Смирновой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких отечественных авторов, как Т.А. Добровольской, М.М. Семаго, И.Ю. Левченко, В.В. Ткаченко, Е.Р. Баенской и др. Эти исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются разработки специальных мер, направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий, т. е. они ориентированы на узкопрофильную помощь. Однако вопросом содержания психолого¬педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ, в научной литературе уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание.
Актуальность и проблема исследования определили тему: «Психолого-педагогическое сопровождение семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья».
Объект исследования - семья младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - содержание психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - выявить, определить и обосновать содержание психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть семью младшего школьника с ОВЗ в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Раскрыть содержание психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ.
3. Организовать и провести опытно-поисковую работу по выявлению типичных трудностей семьи младшего школьника с ОВЗ.
4. Реализовать психолого-педагогическое сопровождение семьи
младшего школьника с ОВЗ в школе.
5. Провести анализ результатов реализации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении лицей №12.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение систематизация; эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении представлена актуальность рассматриваемой проблемы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования. Первая глава посвящена обзору аспектов психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ. Во второй главе представлено эмпирическое исследование, направленное на реализацию содержания психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ в школе. В заключении подведены итоги исследования.
Актуальность исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ обусловлена, во-первых, нарушением структуры и функций данной категории семей, во-вторых, падением их жизненного уровня, ухудшением условий содержания детей, в-третьих, нарастанием психоэмоциональных перегрузок у родителей.
Семья ребенка с ОВЗ - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех её членов и спецификой взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у одного из родителей, что обуславливает необходимость ее психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ - это область научно-практической деятельности ряда специалистов: педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов и др.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ базируется на 5 ключевых принципах:
- мультидисциплинарность процесса сопровождения;
- приоритет интересов сопровождаемого;
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- непрерывность процесса сопровождения;
- стремление к автономизации.
Теоретический анализ научных концепций М.Р. Битяновой, Н.Н. Васягиной, В.С. Мухиной, Г.В. Безюлевой позволил в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи выделить: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное, просветительское и социально-диспетчерское.
С целью организации психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в образовательной организации, направленного на решение ее типичных сложностей, нами была проведена эмпирическая часть исследования.
В исследовании приняло участие 15 семей детей с ОВЗ, обучающихся в МАОУ лицей№12. В нашей выборке семьи были представлены только одним родителем - матерью. Диагностика проводилась с использованием двух методик: «Кинетический рисунок семьи», авторы Р. Бернс и С.Кауфмани «Тест-опросник родительского отношения», авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.
Эмпирическим путем были выявлены следующие типичные сложности, характерные для семьи детей с ОВЗ:
- резко повышенная тревожность отмечается в 33% семей;
- выраженная конфликтность отмечается в 17% семей;
- чувство неполноценности в семейной ситуации ощущают дети в 27% семей;
- чувство враждебности в семейной ситуации отмечается в 20% семей;
- 27% семей отвергают своего ребенка, воспринимая его не приспособленным, неудачливым, не доверяют ему;
- 13% семей демонстрируют симбиотические отношения с
ребенком;
- 13% семей демонстрируют высокую степень контроля, т.е. родители авторитарны по отношению к детям и требуют от них безоговорочного послушания и дисциплины;
- 20% семей видят ребенка не приспособленным и не успешным, поэтому пытаются отгородить его от трудностей жизни;
С учетом цели и задачей психолого-педагогического сопровождения семьи детей с ОВЗ и выявленных типичных сложностей в детско- родительских отношениях нами использовались стандартные направления, описанные в теории (диагностическое, коррекционно-развивающее и просветительское), предложено и содержательно наполнено специфическое направление - реабилитационное.
С целью проверки эффективности описанных направлений была проведена повторная диагностика респондентов и получены следующие результаты:
- благоприятная ситуация в семье улучшилась на 15%;
- повышенная тревожность сократилась на 20%;
- выраженная конфликтность уменьшилась на 10%;
- чувство неполноценности сократилось на 14%;
- чувство враждебности уменьшилось на 13%.
- по шкале, интерпретируемой как «отвержение», сократилось количество семей на 14%;
- по шкале, интерпретируемой как «кооперация», увеличилось количество семей на 20%, то есть наблюдается заинтересованность в делах и планах своего ребенка;
- по шкале, интерпретируемой как «симбиоз», сократилось количество семей на 7%, то есть, мы наблюдаем у родителей стремление к автономизации отношений с ребенком;
- по шкале, интерпретируемой как «контроль», не произошло изменений, т.е. большая часть родителей остается авторитарна по отношению к детям и требуют от них безоговорочного послушания и дисциплины;
- по шкале, интерпретируемой, как «отношения к неудачам», сократилось количество семей на 13%.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что предложенное и апробированное содержание психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ позволяет оптимизировать детско-родительские отношения, решая их типичные сложности.
Данное исследования не является исчерпывающим, в дальнейшем планируется более детальное изучение форм, методов и средств психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ.
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] / А. Адлер. - М. : Ростов-на-Дону, 1998. - 151 с.
2. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Астрель, 2000. - 137 с.
3. Баранова, О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье [Текст] / О. Баранова. - М. : Школьный психолог 2011. - 138 с.
4. Бахуташвили, Т.В. Роль социального работника в формировании педагогической культуры родителя неполной семьи [Текст] / Т.В. Бахуташвили // Общественные науки: сб. ст. : в 2 т. / гл. ред. Т.В. Бахуташвили. - Ставрополь, 2014. - Ч. 1. - С 315-317.
5. Безюлева, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов [Текст] / Г.В. Безюлева: монография. - М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 320 с.
6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Электронный ресурс] // Практическая психология образования. 2009. URL:http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm (дата обращения: 10.11.2016).
7. Бодалев, А.А. Субъективные условия реализации смысла жизни выдающимися людьми [Текст] /А.А. Бодалев // Субъект действия, взаимодействия, познания: психол., филос., социокультур. Аспекты / Моск.психол.- социал. ин- т; под ред. С.К. Бондыревой [и др.]. - М.: Воронеж, 2001. - С. 102- 108.
8. Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби - М. : Гардарики, 2003. - 224 c.
9. Белоусова, Н.С. Психолого-педагогическая технология
коррекции детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков как фактор предупреждения и профилактики аддиктивного поведения [Текст] / Н. С. Белоусова // Журнал Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С.85.
10. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М. : Мысль, 2014. - 312 с.
11. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2010. - 286 с.
12. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский; отв.ред. В.В. Знаков. - М. : Ин- т психологии РАН; СПб. : Алетейя, 2003. - 272 с.
13. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. - М. : Аркти, 2013. - 288 с.
14. Васильева, Н.Л. Особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста из неполных семей [Текст] / Н.Л. Васильева, О.П. Кравченко // Дошкольное воспитание. - 2012. - №12. - С. 10-19.
15. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М.: «Академия», 2011. - 316 с.
...