Патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1. Характеристика содержания понятия «патриотическое воспитание»
1.2. Особенности патриотического воспитания у детей 7-ми - 8-ми летнего возраста
1.3. Возможности школьного праздника в патриотическом
воспитании учащихся
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА
2.1. Диагностика патриотической воспитанности детей 7-
ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно- поисковой работы
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию
младших школьников в проведении школьного праздника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1. Характеристика содержания понятия «патриотическое воспитание»
1.2. Особенности патриотического воспитания у детей 7-ми - 8-ми летнего возраста
1.3. Возможности школьного праздника в патриотическом
воспитании учащихся
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА
2.1. Диагностика патриотической воспитанности детей 7-
ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно- поисковой работы
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию
младших школьников в проведении школьного праздника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач современной педагогики. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и обязанности личности, обладающих высокой нравственностью». Все это поможет вырастить поколение, готовое отстаивать интересы своей страны, нести ответственность за ее настоящее и будущее.
Патриотическое воспитание в школе позволяет сформировать у детей уважение к культуре и истории своей страны, познакомить с современными достижениями нашего народа. Реализация такой задачи невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Детям необходимо знать уклад жизни, традиции, историю своих предков, их культуру.
Большим потенциалом в патриотическом воспитании детей обладают праздники. Праздники несут радость общения, реализует возможность эмоционально пережить события, значимые в жизни общества. Значимо не только само присутствие ребенка на празднике, но и подготовка к этому событию, в процессе которой происходит освоение социально значимой информации, эмоциональное погружение в нее.
На основании актуальности проблемы сформулирована тема исследования «Патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике цикл занятий по патриотическому воспитанию первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания обучающихся первого класса.
Предмет исследования - цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Выявить особенности патриотического воспитания обучающихся первого класса.
3. Раскрыть возможности школьного праздника в патриотическом воспитании детей.
4. Провести диагностику патриотической воспитанности детей 7-ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника, и апробировать его в опытно-поисковой работе.
Методологическими основами исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах таких ученых, А.С. Макаренко. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского. Я.Л.. Коменский И.Ф Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амона вили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А. Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноармейская средняя общеобразовательная школа, Нижнесергинского района, Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 12 детей, обучающихся в 3классе, по УМК «Школа России».
Патриотическое воспитание в школе позволяет сформировать у детей уважение к культуре и истории своей страны, познакомить с современными достижениями нашего народа. Реализация такой задачи невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Детям необходимо знать уклад жизни, традиции, историю своих предков, их культуру.
Большим потенциалом в патриотическом воспитании детей обладают праздники. Праздники несут радость общения, реализует возможность эмоционально пережить события, значимые в жизни общества. Значимо не только само присутствие ребенка на празднике, но и подготовка к этому событию, в процессе которой происходит освоение социально значимой информации, эмоциональное погружение в нее.
На основании актуальности проблемы сформулирована тема исследования «Патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике цикл занятий по патриотическому воспитанию первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания обучающихся первого класса.
Предмет исследования - цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Выявить особенности патриотического воспитания обучающихся первого класса.
3. Раскрыть возможности школьного праздника в патриотическом воспитании детей.
4. Провести диагностику патриотической воспитанности детей 7-ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника, и апробировать его в опытно-поисковой работе.
Методологическими основами исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах таких ученых, А.С. Макаренко. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского. Я.Л.. Коменский И.Ф Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амона вили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А. Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноармейская средняя общеобразовательная школа, Нижнесергинского района, Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 12 детей, обучающихся в 3классе, по УМК «Школа России».
В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы формы и направления работы по патриотическому воспитанию. Описан опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе подготовки и проведения праздников в школе.
Решены поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание». Под патриотическим воспитанием понимается формирование любви к родине и гражданских основ поведения ребенка.
2. Выявлены особенности патриотического воспитания обучающихся первого класса. Они заключаются в формировании знаний о родной стране, об особенностях ее культуры, о специфике проявления патриотизма. Обязательным атрибутом патриотического воспитания становится формирование толерантности.
3. Раскрыты возможности школьного праздника в патриотическом воспитании детей. В нашей работе мы исходим из того. Что история праздника станет прекрасным способом развития знаний, а введение в культурный контекст его укрепит в любви к родине.
4. Проведена диагностику патриотической воспитанности детей 7-ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Результаты позволили сделать вывод о том, что патриотические чувства у детей практически не выражены - они имеют минимальные знания, которые не реализуются в семейных историях и названии страны. Это определило необходимость проведения ряда мероприятий для развития патриотического воспитания.
Разработан цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника, и апробировать его в опытно-поисковой работе. Была разработана программа праздников (День Знаний; Начало, прорыв, снятие блокады Ленинграда, День народного единства; День Защитника Отечества, -Международный женский день, День Космонавтики, День земли, Юбилейные даты жизни и деятельности русских учёных, полководцев, деятелей литературы и искусства, День Победы). Каждый праздник реализовывался на основе информирования детей и закреплении знаний при помощи викторин и заданий.
В качестве основных выводов по работе, можно отметить следующие:
- возможности школьного праздника в патриотическом воспитании учащихся является одним из способов воспитания патриотизма в начальной школе, которые основываются на сопричастности детей к осмыслении и эмоциональной активности, достигнутых творческой деятельностью, одухотворением красоты, значимостью целей и задач. Тема красоты подвига и любви к Родине, к её героям и её культуре. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине.
- опытно - поисковая работа по патриотическому воспитанию первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника на развитие деятельностного критерия по патриотическому воспитанию, показывают положительную динамику у большинства детей. Это говорит о том, что различные занятия, направленные на частоту проявляемых стремлений к практической деятельности по применению знаний о своей «малой родине» необходимо также планировать в деятельности каждого учителя.
Решены поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание». Под патриотическим воспитанием понимается формирование любви к родине и гражданских основ поведения ребенка.
2. Выявлены особенности патриотического воспитания обучающихся первого класса. Они заключаются в формировании знаний о родной стране, об особенностях ее культуры, о специфике проявления патриотизма. Обязательным атрибутом патриотического воспитания становится формирование толерантности.
3. Раскрыты возможности школьного праздника в патриотическом воспитании детей. В нашей работе мы исходим из того. Что история праздника станет прекрасным способом развития знаний, а введение в культурный контекст его укрепит в любви к родине.
4. Проведена диагностику патриотической воспитанности детей 7-ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Результаты позволили сделать вывод о том, что патриотические чувства у детей практически не выражены - они имеют минимальные знания, которые не реализуются в семейных историях и названии страны. Это определило необходимость проведения ряда мероприятий для развития патриотического воспитания.
Разработан цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника, и апробировать его в опытно-поисковой работе. Была разработана программа праздников (День Знаний; Начало, прорыв, снятие блокады Ленинграда, День народного единства; День Защитника Отечества, -Международный женский день, День Космонавтики, День земли, Юбилейные даты жизни и деятельности русских учёных, полководцев, деятелей литературы и искусства, День Победы). Каждый праздник реализовывался на основе информирования детей и закреплении знаний при помощи викторин и заданий.
В качестве основных выводов по работе, можно отметить следующие:
- возможности школьного праздника в патриотическом воспитании учащихся является одним из способов воспитания патриотизма в начальной школе, которые основываются на сопричастности детей к осмыслении и эмоциональной активности, достигнутых творческой деятельностью, одухотворением красоты, значимостью целей и задач. Тема красоты подвига и любви к Родине, к её героям и её культуре. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине.
- опытно - поисковая работа по патриотическому воспитанию первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника на развитие деятельностного критерия по патриотическому воспитанию, показывают положительную динамику у большинства детей. Это говорит о том, что различные занятия, направленные на частоту проявляемых стремлений к практической деятельности по применению знаний о своей «малой родине» необходимо также планировать в деятельности каждого учителя.



