Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника

Работа №98569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1. Характеристика содержания понятия «патриотическое воспитание»
1.2. Особенности патриотического воспитания у детей 7-ми - 8-ми летнего возраста
1.3. Возможности школьного праздника в патриотическом
воспитании учащихся
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА
2.1. Диагностика патриотической воспитанности детей 7-
ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно- поисковой работы
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию
младших школьников в проведении школьного праздника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач современной педагогики. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и обязанности личности, обладающих высокой нравственностью». Все это поможет вырастить поколение, готовое отстаивать интересы своей страны, нести ответственность за ее настоящее и будущее.
Патриотическое воспитание в школе позволяет сформировать у детей уважение к культуре и истории своей страны, познакомить с современными достижениями нашего народа. Реализация такой задачи невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Детям необходимо знать уклад жизни, традиции, историю своих предков, их культуру.
Большим потенциалом в патриотическом воспитании детей обладают праздники. Праздники несут радость общения, реализует возможность эмоционально пережить события, значимые в жизни общества. Значимо не только само присутствие ребенка на празднике, но и подготовка к этому событию, в процессе которой происходит освоение социально значимой информации, эмоциональное погружение в нее.
На основании актуальности проблемы сформулирована тема исследования «Патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике цикл занятий по патриотическому воспитанию первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания обучающихся первого класса.
Предмет исследования - цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Выявить особенности патриотического воспитания обучающихся первого класса.
3. Раскрыть возможности школьного праздника в патриотическом воспитании детей.
4. Провести диагностику патриотической воспитанности детей 7-ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника, и апробировать его в опытно-поисковой работе.
Методологическими основами исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах таких ученых, А.С. Макаренко. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского. Я.Л.. Коменский И.Ф Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амона вили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А. Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноармейская средняя общеобразовательная школа, Нижнесергинского района, Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 12 детей, обучающихся в 3классе, по УМК «Школа России».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы формы и направления работы по патриотическому воспитанию. Описан опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе подготовки и проведения праздников в школе.
Решены поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание». Под патриотическим воспитанием понимается формирование любви к родине и гражданских основ поведения ребенка.
2. Выявлены особенности патриотического воспитания обучающихся первого класса. Они заключаются в формировании знаний о родной стране, об особенностях ее культуры, о специфике проявления патриотизма. Обязательным атрибутом патриотического воспитания становится формирование толерантности.
3. Раскрыты возможности школьного праздника в патриотическом воспитании детей. В нашей работе мы исходим из того. Что история праздника станет прекрасным способом развития знаний, а введение в культурный контекст его укрепит в любви к родине.
4. Проведена диагностику патриотической воспитанности детей 7-ми - 8-ми летнего возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Результаты позволили сделать вывод о том, что патриотические чувства у детей практически не выражены - они имеют минимальные знания, которые не реализуются в семейных историях и названии страны. Это определило необходимость проведения ряда мероприятий для развития патриотического воспитания.
Разработан цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника, и апробировать его в опытно-поисковой работе. Была разработана программа праздников (День Знаний; Начало, прорыв, снятие блокады Ленинграда, День народного единства; День Защитника Отечества, -Международный женский день, День Космонавтики, День земли, Юбилейные даты жизни и деятельности русских учёных, полководцев, деятелей литературы и искусства, День Победы). Каждый праздник реализовывался на основе информирования детей и закреплении знаний при помощи викторин и заданий.
В качестве основных выводов по работе, можно отметить следующие:
- возможности школьного праздника в патриотическом воспитании учащихся является одним из способов воспитания патриотизма в начальной школе, которые основываются на сопричастности детей к осмыслении и эмоциональной активности, достигнутых творческой деятельностью, одухотворением красоты, значимостью целей и задач. Тема красоты подвига и любви к Родине, к её героям и её культуре. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине.
- опытно - поисковая работа по патриотическому воспитанию первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника на развитие деятельностного критерия по патриотическому воспитанию, показывают положительную динамику у большинства детей. Это говорит о том, что различные занятия, направленные на частоту проявляемых стремлений к практической деятельности по применению знаний о своей «малой родине» необходимо также планировать в деятельности каждого учителя.



1. Агапова И., Давыдова М. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: М.: Айрис-пресс, 2002.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе [Текст]: М.: Айрис-пресс, 2012 - 224 с.
3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России [Текст]: // Народное образование - 2005. - № 4. - с. 23.
4. Адаменко С. Экологическое воспитание младших школьников [Текст]: // Народное образование - 2014 - №4 - с. 23
5. Амонашвили Ш.А. Школа жизни [Текст]: М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили,1998. - 80с.
6. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования [Текст]: // Педагогика. -2000. - №2.- с. 11-16.
7. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину [Текст]: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). - М.: АРКТИ, 2003.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: М.: Просвещение, 1983. - 222с.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. [Текст]: М.: Просвещение, 1992. - 192с.
10. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники) [Текст]: Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003.
11. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст]: М. : Народное образование, 2002 - 112с.
12. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст]: // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 1998.
13. Библиотека Гумер// электронная частная библиотека. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/nemov2/04.php.[Электронный ресурс] (Дата обращения 25.04.2017.)
14. Бодина Е.А, Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ [Текст]: // Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная Пресса, 2005.
15. Боровская Л.А. Наш Пермский край [Текст]: учеб. пособие для
нач.шк.: сборник интегр. заданий / авт.сост.Л.А.Боровская (отв.ред.),
Ю.Л.Балашова, Е.В.
16. Вартанова И., Орехова Н. «Ни за что на свете я не хотела бы переменить Отечество» [Текст]: //Воспитание школьников. -2001. -№5. -с. 12-15.
17. Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды о нар.творчестве ХХвв. [Текст]: М.: Сов. художник, 1974. - 294с.
18. Василькевич Х.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1982. - 19с.
19. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор [Текст]: Кн.1 -
Иркутск, 1930. -223с.
20. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы [Текст]: Монография. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
21. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст]: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования - М.: Глобус, 2009. - 330 с.
22. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан [Текст]: // М.:2005 - №6 - С. 59
23. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости [Текст]: //Педагогика. -2001. -№4. -С. 24-30.
24. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в
современном мире [Текст]: М.: Наука, 2003. - 256с.
25. Горбацевич Н.П., Софьин Д.М., Власова О.В., Кормилин Д.А. Мой Пермский край. Странички далёких и близких времён [Текст]: учеб.пособие. - «Книжный мир» - Пермь, 2015. - 152 с.
26. Гражданин и патриот: Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников [Текст]: // Учительская газета. 2009.№ 23 (10260). 9.06.
27. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: М.: Пашков дом, 2004.
28. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: М.: Просвещение, 2009 г. - 24с.
29. Демидова Е. И., Криворученко В. К Патриотизм в своей идее неизменен. Знание. Понимание. Умение [Текст]: Издательство: Школьная Пресса . - 2008. - № 6.
30. Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся [Текст]: М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 84с.
31. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17
32. Ефремова Г. Формы и методы патриотического воспитания младших школьников [Текст]: // Воспитание школьников - 2014 №11 - С. 21 - 25.
33. Загвязинский В.И. Образование и культура [Текст]: // Педагогика. - 2000. -№5.-С. 104-206.
34. Закон РФ Об образовании [Текст]: М.: ИНФРА - М., 2000. - 52с.
35. Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное
краеведение [Текст]: Пособие по краеведению для детей младшего и среднего школьного возраста - 2-е изд. перераб. и доп. - Пермь: Пермский писатель, 2013. - 176 с.
36. Зимняя И.А., Боденк Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта [Текст]: // - М., 1999. - 66с.
37. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся [Текст]: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.— 2 - е изд., доп. — Шадринск: ШГПИ, 2005. — 84 с.
38. Ипполитова Н.В. Подготовка студентов педвуза к деятельности по организации здорового образа жизни школьников [Текст]: учебное пособие / Н.В. Ипполитова, Ю.И. Шашкина; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2011. - 111 с.
39. История России http://pandia.ru/[Электронный ресурс] (Дата обращения 08.05.2017)
40. Князева Н.А. Маленький пермяк. Азбука краеведа. Учебное пособие по краеведению [Текст]: // Издательство «Книжный мир» - Пермь, 1999.
41. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма[Текст]: // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 52.
42. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст]: // Обруч. - 2003. - № 6. - С. 8-12.
43. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст]: Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12) -П4 от 21 мая 2003 г.
44. Крившенко Л.П. Педагогика [Текст]: учеб./ Л.П.Крившенко [и др.];под ред.Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 432 с.
45. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание -
верноподданническое или гражданское [Текст]: // Педагогика. - 2003. - № 9.
- С. 77-83.
46. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование [Текст]: // Начальная школа- 2002. - № 4. - С. 4-6.
47. Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций. - М., Юрайт, 2009-607 с.
48. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст]: // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52-56.
49. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст]: // Воспитание школьников. - 2002. - № 6. - С. 6-11.
50. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков [Текст]: // Воспитание школьников. - 2003. - № 5. - С. 12-13.
51. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. [Текст]: М.: Изд-во ЦГЛ, 2009.
52. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема [Текст]: Дис. д-ра филос. наук. - М., 1990. - 300с
53. Мальгин А.С., Мальгин М.А. Ратная слава Отечества [Текст]: М.: Экзамен, 2009.
54. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно- методическое пособие [Текст]: // В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013 - 156 с.
55. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания [Текст]: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 255с.
56. Никандров Н.Д. Рождественским чтениям - 10 лет: Успехи и проблемы [Текст]: // Педагогика. - 2002. - №8. - С. 3-8.
57. Образовательный сайт [Электронный ресурс] Оригинал:
http://refleader.ru/(Дата обращения 17.03.2017.)
58. Патриотизм в своей идее неизменен [Текст]: // Знание.
Понимание. Умение. - 2008. - № 6.
59. Православие и мир//http://www.pravmir.ru[Электронный ресурс] (Дата обращения 08.05.2017)
60. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи [Текст]: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. - Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2008.
61. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. [Текст]: // Воспитание школьников. - 2003. - № 5. - С. 17-18.
62. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,
63. Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века [Текст]: // Ориентир. - 1996. - № 12. - С.31.
64. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи [Текст]: // СЗ РФ. - 1996. - № 21. - Ст. 2470.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: // М-во обр. и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011г. - 31 с.
66. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / И. Ф. Харламов - 7 - е издание - МН.: Университетское, 2012 - 560 с.
67. Чудопредки // сайт для родителей [Электронный ресурс]
Оригинал:http://www.chudopredki.ru/(Дата обращения 14.03.2017.)
68. Школа жизни. ru // познавательный журнал. [Электронный ресурс]http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26866/.(Дата обращения 17.03.2017.)
69. Шпенов Е.Н - 4 - е издание [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.
70. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (ЭСБЭ) [Текст]:. Ф.А. Брокгауз, И.А.Ефрон. - С.Петерб. - В 86 полутомах с илл. и доп.матер. 1890 - 1907 гг..


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ