ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Патриотическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Психолого-педагогические условия патриотического воспитания
старших дошкольников 18
1.3. Роль народной культуры в патриотическом воспитании старших
дошкольников 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.. 38
2.1. Изучение начального уровня патриотического воспитания у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.2. Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста средствами народной культуры 50
2.3. Анализ уровня патриотического воспитания у детей старшего
дошкольного возраста на контрольном этапе исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность исследования. Сложные и неоднозначные процессы, происходящие в последнее время в России и в мире, обусловили необходимость усиления воспитательной работы по всем значимым направлениям духовной жизни общества.
Усиление процессов глобализации, расширение границ и увеличение темпов социальной и культурной мобильности объективно снижают степень, характер и другие параметры личностной идентичности, способствуют нарастанию нигилистических настроений. Развитие СМИ, сети Интернет, социальных сетей усилило влияние инокультурных образцов мышления и поведения, что привело к определенной переоценке традиционных российских духовных ценностей.
Нельзя игнорировать тот факт, что снижение и утрата патриотического сознания молодого поколения, его социальная апатия, нежелание молодежи содействовать экономическому, политическому, культурному прогрессу России является угрозой национальной безопасности страны. В этой связи проблема формирования и развития патриотизма на уровне общества, социальной группы, отдельной личности сегодня стоит как никогда остро. Об этом свидетельствует ряд Государственных программ, направленных на воспитание патриотизма.
В то же время воспитание патриотизма представляет особую сложность, что выделяет его из других направлений воспитания. Это обусловлено тем, что патриотизм представляет собой сложное единство рационального и иррационального, когнитивного и аффективного, экспрессивного и инструментального, объективного и субъективного,
осознаваемого и неосознанного, эмоционально-оценочных и регулятивно-поведенческих компонентов.
Патриотическое воспитание осуществляют различные социальные институты, такие, как семья, школа, СМИ, церковь и т. д. Приоритет, безусловно, принадлежит семье и школе, которые имеют возможность влиять на ребенка на ранних этапах жизненного цикла, когда закладываются базовые основания его духовной и интеллектуальной сфер.
В процессе совершенствования системы патриотического воспитания огромную роль играет народная культура. Ее воспитательные возможности могут быть успешно реализованы, если педагоги сумеют с детского возраста заложить в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры - сказками, пословицами, поговорками, загадками, играми, инструментальной музыкой, традиционными обрядами, декоративно-прикладным искусством.
Степень разработанности проблемы. Отечественная теория и практика патриотического воспитания опирается на традиции отечественной педагогической мысли, в рамках которых народность и патриотизм рассматриваются как базовая основа культуры, ценностный ориентир просвещения и воспитания гражданина (данный подход объединяет труды таких различных по своим идейно-политическим воззрениям авторов, как Н. А. Бердяев, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, А. В. Водовозов, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, В. О. Ключевский, Н. А. Корф, П. Ф. Лесгафт, А. А. Мусин- Пушкин, Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, В. В. Розанов, И. А. Сикорский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский и др.).
Огромный жизнеутверждающий потенциал научного и методического обеспечения патриотического воспитания открывается в средствах народной культуры. В работах В. Ф. Афанасьева, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, А. З. Измайлова, и др. раскрывается своеобразие разных культур, богатство воспитательных средств устного и изобразительного фольклора, традиций, обрядов, ритуалов.
Однако воспитательный потенциал детского сада на практике реализуется не в полной мере, что обусловлено теоретической не разработанностью данного направления в системе педагогического знания, а также слабой технологической оснащенностью воспитательного процесса.
Это диктует необходимость поиска новых средств, способных компенсировать и восполнить воспитательный дефицит образовательных учреждений ресурсами инновационных форм и методов организации патриотического воспитания.
Таким образом, актуальность проблемы данного исследования выявила противоречие между существующими исследованиями и
сформировавшимися технологиями патриотического воспитания, с одной стороны, и несоответствием их новым социально-политическим, экономически, социально-культурным условиям воспитания в современной России, с другой.
Проблема исследования состоит в необходимости патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности народной культуры в
патриотическом воспитании старших дошкольников.
Цель исследования - раскрыть педагогический потенциал народной культуры в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи исследования:
1. Обобщить теоретико-методологические подходы к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть психолого-педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников;
3. Раскрыть роль народной культуры в патриотическом воспитании старших дошкольников;
4. Разработать и апробировать педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры;
5. Определить результаты опытно-поисковой работы, сформулировать выводы об эффективности проведенного исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: теоретические - изучение, анализ и сопоставление философской, психолого-педагогической, научно-методической, справочной литературы, сравнение, обобщение, систематизация; и эмпирические - наблюдение, беседа, психодиагностические методики.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 51 источник.
В современной науке сложилось несколько подходов к исследованию патриотизма, трактующих его адекватно сложившейся научной парадигме. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что патриотизм рассматривается как социально-гуманистическое явление, нравственное чувство, социальная ценность, как высший уровень развития и проявления личности на благо Отечества.
По мнению исследователей, патриотическое сознание - это совокупность знаний об Отечестве, его культуре, традициях, нормах морали и поведения, формирующиеся в обществе идеи, убеждения, взгляды на жизнь, а также идеология, определяющая развитие патриотических чувств и патриотической деятельности. Патриотические чувства: любовь к Родине, родной земле, культурной и социальной среде, в которой человек живет; уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданию, к политическому строю, политическим учреждениям государства; гордость за страну, её историю и культуру, красоту речи, мастерство народных умельцев, ратные подвиги героев; сострадание; чувство долга и личной ответственности перед обществом; чувство личной сопричастности к судьбам мира, страны и своего народа.
Патриотическое воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, ориентированный на формирование патриотического сознания, патриотической направленности личности, устойчивых форм патриотического поведения, становление патриотических качеств личности, готовности реализовывать их в интересах общества и государства. Анализ различных подходов к характеристике направлений патриотического воспитания позволил трактовать их как взаимосвязанные этапы целостного процесса патриотического воспитания, интегрирующие цели, содержание, средства реализации данного процесса с его результатами. Опыт воспитания патриотизма свидетельствует о том, что высокая эффективность этого процесса достигается, если в него включаются все основные виды деятельности образовательного заведения: учебная, внеучебная, научная и др.
Анализируя роль народной культуры в патриотическом воспитании старших дошкольников, мы установили, что традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям. Главная задача патриотического воспитания старших дошкольников средствами народной культуры - посеять и взрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Практическая часть исследования была проведена на базе МБДОУ- детского сада комбинированного вида № 511. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста. Проведенная нами диагностика на начальном уровне исследования показала, что уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста сформирован на среднем уровне. Патриотические представления зачастую носят поверхностный, неосознанный и бессистемный характер. Также нами было проведено анкетирование среди родителей детей старшего дошкольного возраста, которое показало, что большинство родителей не понимают, что очень важно начать формировать у детей любовь и уважение к своей Родине уже в дошкольном возрасте. Выявлены неполные знания и понимание родителей о том, что такое патриотическое воспитание. Большинство родителей не понимают роль семьи в патриотическом воспитании.
Учитывая полученные результаты диагностики, нами был разработан педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры. Основная цель проекта заключалась в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры. В ходе реализации проекта были использованы разнообразные формы и методы работы, в частности игра, беседа, рассказ, рассматривание, интегративная деятельность, физкультурные досуги, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера и др. К проектной деятельности были также привлечены родителей детей старшего дошкольного возраста, они принимали активное участие в мероприятиях в рамках реализации педагогического проекта.
При анализе уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования был повторно применен диагностический инструментарий, использованный на констатирующем этапе эксперимента. В ходе проведенного исследования с помощью беседы с дошкольниками установлено, что сформированность патриотических чувств (любовь к родине, гордость за свою страну, область, город) у большинства дошкольников имеет средний уровень развития или высокий уровень развития, низкий уровень не отмечен ни у одного ребенка. Повторное анкетирование родителей показало, что в условиях семьи они стали обращать внимание на вопрос расширения культурного и патриотического кругозора своих детей, стали вместе с детьми посещать выездные экскурсии по достопримечательным местам. Большинство родителей понимают, что очень важно начать формировать у детей любовь и уважение к своей Родине в дошкольном возрасте, к своему городу, к своей семье.
По итогу проведенной работы можно сделать вывод о результативности использования педагогического проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами народной культуры. Результаты опытно-поискового исследования показали, что уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста значительно вырос.
Цель исследования достигнута, а исходящие из нее задачи - решены.
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - М. : Статут, 2014. - 568 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. [Текст] // сост. П. А. Лебедев. - М. : Академия, 2015. - 603 с.
3. Белинский, В. Г. О детских книгах //Педагогическое наследие. Белинский, В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. [Текст] // сост. А. Ф. Смирнов. - М. : Сфера, 2012. - С. 22-59.
4. Беспалова, Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества [Текст] / Т. В. Беспалова. - СПб: Речь, 2014. - 318 с.
5. Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике [Текст] / И. И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2015. - № 6. - С. 3-81.
6. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Кн. для учителя / сост. С. Я. Карп. - М. : АСТ, 2012. - 287 с.
7. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие [Текст] // Т. Я. Шпикалова [и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 212 с.
8. Гегель, Г. Ф. Работы разных лет в 2-х т. [Текст] // сост., общ. ред. и вступ. статья А. В. Гулыги. Т. 2 - М. : АСТ, 2013. - 630 с.
9. Герасимова, О. Люби и знай родной свой край [Текст] / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 4-14.
10. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. - 2013. - N 2. - С. 21-26.
11. Детям - о традициях народного творчества. Осень [Текст] // под ред. Т. Я Шпикаловой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Ч. 2. - 272 с.
12. Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст] / Н. С. Ефимова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 191 с.
13.Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: старшая группа [Текст] / Н. Г. Зеленова. - М. : Издательство Скрипторий, 2013. - 109 с.
14. Иванова, Е. И. Народная педагогика духовно-нравственного воспитания [Текст] / Е. И. Иванова // ОБЖ. - 2012 . - № 12. - С. 27-30.
15. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации) [Текст] // сост. Ю. Е. Антонов и др. - М. :АРКТИ, 2013. - 168 с.
...