ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия социализации детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Социальное развитие детей в условиях дошкольной
образовательной организации 15
1.3. Игра и её роль в социальном развитии детей старшего
дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 35
2.1. Констатирующий этап 35
2.2. Формирующий этап 45
2.3. Контрольный этап 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
В XXI веке в России произошли существенные изменения в дошкольном образовании. Дошкольное образование получило статус первого уровня системы образования наряду с начальным и средним звеньями образования. Основанием преемственности дошкольного и начального общего образования являются целевые ориентиры, которые «представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования» [51].
Проанализировав целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, можно отметить, что большое значение отводится социальному развитию ребенка. Это обусловлено, прежде всего, тем, что дошкольное детство-это уникальный период, когда закладываются основы личности, усваиваются нормы социального поведения, что способствует в дальнейшем успешной реализации человека в обществе.
Если учитывать количество времени, которое дети проводят в детском саду, то очевидным становится, что детский сад является важным институтом социализации для подрастающего поколения. Однако практика показывает, что социальное развитие ребенка в дошкольной организации протекает спонтанно, исходя из возможностей и уровня профессиональной компетентности воспитателя. В большинстве программ отсутствует система социального развития детей, подкрепленная методическими рекомендациями и пособиями, которые воспитатель смог бы использовать в работе. Центральной фигурой в организации процесса социализации становится педагог, «способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития» [8].
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни человека-это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание, и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы [67].
Современные проблемы социального развития в контексте образования и воспитания нашли отражение в работах Ш.Г. Алиевой, Н.Ф. Головановой, А.В. Коломийчинко, В.Т. Кудрявцевой, Л.В. Мардахаев, Д.Б. Эльконина и др.
В современной педагогической науке огромная роль отводится исследованиям, связанным с изучением разных подходов к условиям педагогического процесса: A.C. Белкин, М.А. Галагузова, A.B. Мудрик, В.Д. Семенов и др.
В области дошкольного образования и воспитания требуется решение актуальной проблемы, поиска путей совершенствования педагогического процесса и социального воспитания детей дошкольного возраста как основного фактора социализации.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для социального развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) [66].
Современные исследования в области дошкольной педагогики, раскрывающие особенности социализации дошкольников, научный и практический опыт педагогов по социальному развитию дошкольников позволили выявить противоречие: между необходимостью применения современных игровых приемов и форм для социализации детей старшего дошкольного возраста и неготовность педагогов дошкольных образовательных организаций практически их применять.
Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы: доказать эффективность использования современных игровых технологий в процессе социализации старших дошкольников в современном дошкольном учреждении.
Цель выпускной квалификационной работы: обосновать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника.
Достижение сформулированной цели потребовало постановки решения следующих задач:
1. раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы социализации детей;
2. определить основные направления социального развития детей в дошкольном образовательном учреждении;
3. изучить особенности влияния игровой деятельности на процесс социализации дошкольников;
4. разработать и внедрить социально-педагогическую программу для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект: процесс социализации личности.
Предмет: социализация как средство социального развития
дошкольников.
Эмпирическая база исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы явилось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 168.
Методы исследования: качественный и количественный анализ социологической информации, вторичный анализ психолого - педагогической литературы опирающейся на данные социологической, философской, психологической, педагогической литературы, прямое наблюдение с репрезентативностью выборки контингента; эмпирический метод, опросные методы (беседы, интервью, анкеты), статистические методы оценки результатов, валидные, взаимодополняющие методы и др.
Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений
Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностной - ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности.
Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил.
Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольника. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста не речевые способы общения играют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.
Игра используется и как форма взаимодействия взрослого с ребенком на условиях последнего, когда ребенку предоставляется возможность свободного самовыражения. Игра представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступления в значимую личную связь с взрослым. Обучающие функции игры состоят в перестройке отношений, расширении диапазона общения, адаптации и социализации.
Важнейшими из личностных качеств, в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования, а также психологической литературы, выделяют самостоятельность, инициативность и ответственность, поэтому именно эти качества были выбраны как социально-значимые качества в процессе игровой деятельности для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики свидетельствуют, что дети старшего дошкольного возраста показали разные особенности проявления социальных качеств личности. Уровень социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста имеет средний и низкий показатели (47% и 29%). Большинство детей имеет представления о моральных нормах и правилах поведения, но не всегда их осознанно соблюдают при общении с взрослыми и сверстниками. Не всегда ориентированы на правильное и безопасное поведение. Ребенок с удовольствием играет со сверстниками, но в игре не всегда использует средства эмоциональной выразительности.
Следует констатировать, что в педагогической практике не созданы условия для конструктивного общения детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследований показали, что педагоги не считают процесс развития социальных умений одной из приоритетных задач образовательного процесса в дошкольном учреждении. Результаты анализа деятельности педагога показали, что работа над развитием социальных навыков у дошкольников бессистемна, носит недостаточно целенаправленный характер. Большинство родителей не имели понятий о вопросах социализации детей старшего дошкольного возраста, другие вовсе не были заинтересованы в особенностях социального развития своих детей.
Результаты опытно - поисковой работы убедили в необходимости проведения педагогического исследования, поиска содержания, форм и методов развития социально-значимых умений, а значит, и оптимизировать процесс социализации старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, появилась необходимость в разработке и внедрения социально-педагогической программы для детей старшего дошкольного возраста. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит.
Социальное развитие детей в дошкольной организации во многом зависит от самой дошкольной организации: выбор образовательной и парциальной программы, с учетом которых будет составлена основная образовательная программа дошкольной организации, создание условий для ее реализации, контроль и мониторинг образовательного процесса.
Разработанная программа предусматривает конструктивное сотрудничество с социальными партнёрами: государственные органы управления образованием; родители; педагоги дошкольного образовательного учреждения; воспитанники старшего дошкольного возраста, специалисты.
При проведении развивающей работы с воспитанниками, необходимо использовать основные формы непосредственно-образовательной деятельности: игры, игровые технологии (коммуникативные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, квест-игры) и т.д.
Особенностью данной программы является то, что процесс оптимизации социального опыта детей направлен на социализацию ребенка как личности на основе формирования социально-значимых качеств, духовно-нравственных ценностей, развитие познавательных способностей, но и на формирование коммуникативных умений у детей через взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Основные достижения игры как формы работы с детьми, связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, освоением форм позитивного общения; освоением новых социальных ролей; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
В ходе исследования установлено, что старшие дошкольники группы №1, отнесённые к высокому уровню (38%),не испытывают страха, сомнения, застенчивости и т.д. при вступлении в общение, не проявляют враждебности, детской зависти. Старшие дошкольники перечисляют мотивы, побуждающие их к вступлению в общение. Дети способны управлять своим поведением при выполнении творческой работы рядом с другими детьми. Дети с удовольствием играют со сверстниками, в игре использует средства эмоциональной выразительности. Адекватно реагирует на эмоциональные переживания других людей. Самостоятельно ставит цель деятельности и планирует ее результаты, самостоятельно выбирает материалы для ее достижения.
После проведения специальной работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения на формирующем этапе, на контрольном этапе исследования наблюдается высокий процент педагогов показавших высокий уровень по проявлению предложенных составляющих профессиональных качеств. Значительно возросло количество педагогов, находящихся на высоком уровне и осознающих, что развитие социальных качеств в игровой деятельности способствует в свою очередь успешной социализации детей (59,2%).
Повысился уровень знаний у родителей, как важно помочь ребенку развивать его социальные качества для успешной социализации. Благодаря внедрению программы «Игра» более 50 % родителей используют игру в совместной деятельности, у 17% семей присутствует необходимая литература для изучения вопросов социального развития детей и использования игровых методик в процессе социального становления личности старшего дошкольника.
Обобщая проделанную работу, можно констатировать что, контрольный этап работы, решая специфические задачи исследования диагностическими методиками, выявил положительную динамику в критериях, показателях и уровнях социального развития детей старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективным направлением педагогической деятельности в социальном развитии старших дошкольников выступила социально - педагогическая программа, которая включила в себя уникальный сборник игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.
1. Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа [Текст] / Г.В. Акопов. - Самара, 2002. - 206 с.
2. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Аршунова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 10-14.
3. Берн, Э. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. - М., 2004. - 167 с.
4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре [Текст] / А.К.
Бондаренко. - М., Просвещение, 2009. - 112с.
5. Бондаревская, Е.В., Методологическая сфера образования: Монография [Текст] / Е.В. Бондаревская, - Ростов н/Д, 2007. - 121 с.
6. Вайнер, М. Э. Игровые технологии коррекции поведения
дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.Э. Вайнер. - М., 2004. - 215 с.
7. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст]: книга для логопедов / Г.А. Волкова. - СПб., 2003. - 264 с.
8. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб., 2008. - 187 с.
9. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.В. Волосовец, О.Н. Сазонова. - М., 2004. - 164 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 2011. - 536с.
11. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
12. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1992. - 155 с.
13. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М., 2010. - 206 с.
14. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб. 2004. - 308 с.
15. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов [Текст] / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М., 2002. - 251 с.
...