ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКАРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 6
1.1. Анализ понятия «эстетическое воспитание» средствами искусства 6
1.2. Психолого - педагогические особенности восприятия младшими
школьниками произведений искусства 18
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного
декоративно-прикладного искусства в процессе внеурочной
деятельности 23
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика сформированности эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно - прикладного
искусства 30
2.2 Разработка программы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно - прикладного искусства 38
2.3. Результаты обучения внеурочной работы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно - прикладного
искусства 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 92
Актуальность темы. В последнее время увеличилось внимание к проблемам эстетического воспитания, как к средству многосторонне развитой, духовно богатой личности. Формировать личность необходимо в наиболее благоприятном для этого - младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей формирует в ребенке особенные эмоционально - психические состояния пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, формирует мышление, память, волю и другие психологические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в находящийся вокруг реальности призвана система эстетического воспитания. Чтобы данная система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.
Однако, у любой системы есть основа, на которой она основывается. Такой основой эстетического воспитания мы можем считать искусство: архитектуру, музыку, скульптуру, кино, театр, танец, живопись и прочие виды художественного творчества. Искусство включает в себя огромный потенциал для развития личности. Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в ребенке эстетическое отношение к действительности наиболее успешно можно в общеобразовательной школе.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества накопленному в искусстве, можно воспитать в ребенке высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Это предположение и определило тему нашего исследования:
«Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства».
Объект исследования — эстетическое воспитание младших
школьников.
Предмет исследования — использование средств народного декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Цель исследования — разработка программы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно прикладного искусства.
С учетом поставленной цели, были выделены основные задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-поисковую работу по исследованию уровня эстетического воспитания младших школьников к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно - прикладного искусства.
Практическая значимость исследования: разработка программы, способствующая развитию эстетического воспитания средствами искусства и повышению уровня знаний младших школьников.
База исследования: МАОУ Лицей №12 города Екатеринбурга, 3 «Ж» класс, в количестве 22 учащихся.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
используемой литературы, представленный 48 источниками.
Общее количество страниц: 74
На современном этапе развития человеческого общества, востребованы люди творчески мыслящие, поэтому эстетическое воспитание играет немаловажную роль в развитии ребенка с ранних лет.
Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель, который может заложить прочный фундамент эстетически развитой личности. Посредством эстетического воспитания учитель формирует мировоззрение ребёнка, ведь именно в этом возрасте формируется отношение к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
В наше время привлечь детей к восприятию искусства и творчества затруднительно, так как очень активно используются информативные технологии. Ребенку самостоятельно сложно познавать красоту окружающего мира, потому, что музей и выставки они посещают очень редко.
Поэтому учитель призван приобщить и пробудить интерес детей к прекрасному.
Существуют много разных средств формирования эстетического воспитания, но нами было выбрано народное искусство, как наиболее яркий, доступный для восприятия младших школьников вид искусства. Тем более, что дети, проживающие в уральском регионе должны знать особенности своего национального искусства. Приобщение, к которому, как показывает практика преподавания, уделяется мало внимания.
Целью нашего исследования являлось выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания. В ходе диагностического исследования нами были выявлено, что младшие школьники плохо знакомы с искусством нашего региона. Не владеют знаниями о народном искусстве, в частности уральской росписи, как более доступной для творчества. Для повышения уровня знаний в области народного искусства нами была разработана и апробирована программа «Расписные узоры» для младших школьников 3 класса.
В результате проведенной работы мы получили положительную динамику освоения младшими школьниками декаративно - прикладного искусства средствами уральской росписи. Количественный и качественный анализ повторного диагностического исследования позволил нам сделать вывод об эффективности апробации разработанной программы «Расписные узоры». В итоге, учащиеся умеют распознавать уральскую роспись среди других, владеют знаниями об истории возникновения уральской росписи, освоили прием «двойного мазка» на доступном для них уровне, узнали на каких предметах быта применялась уральская роспись в прошлом, научились современной техники рисования акрилом.
Таким образом, гипотеза экспериментального исследования подтвердилась, что эстетическое воспитание обогащается использованием материала народного искусства. Целевые установки реализованы, все исследования решены. Данную программу могут использовать педагоги в своей педагогической практике.
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа [Текст] : кн. для учителя / А. Д. Алехин. - М. : Просвещение, 1984. - 451 с.
2. Андреевич, Б. Художники Худояровы [Текст] / Б. Андреевич // Нижний Тагил : сб. материалов / отв. ред. К. Рождественская. - Свердловск, 1945. - С. 42-50.
3. Барадулин, В. А. Народная живопись Урала и Приуралья [Текст] : сборник : в 4 кн. / В. А. Барадулин. - Л. : Художник РСФСР, 1979-1988.
4. Барадулин, В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом [Текст] / В. А. Барадулин. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 199 с.
5. Бирюков, В. П. Уральская копилка [Текст] / В. П. Бирюков. - Свердловск : Сред.-Урал. книж. изд-во, 1969. - 192 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
7. Возникновение и распространение уральской росписи [Электронный ресурс]. - URL : http://slavyanskaya-kultura.ru (дата обращения: 11.03.2017).
8. Волков, И. Д. Художественная студия в школе [Текст] : кн. для учителя / И. П. Волков. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
9. Гончаров, И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников [Текст]: из опыта работы учителя / И. Ф. Гонча-ров. - М. : Просвещение, 1978. - 160 с.
10. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. - М. : Просвещение, 2011. - 76 с.
11. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. Д. Давыдова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2003. - 305 с.
12. Дмитриева, А. А. Художественное слово и детский рисунок
[Текст] /
А. А. Дмитриева // Искусство и образование. - 1998. - № 5. -
С. 47-54.
13. Зиннатуллина, Э. Х. «Волшебное искусство» [Текст] : (декоратив.- приклад. искусство) для учащихся 1-4-х кл. / Э. Х. Зиннатуллина, И. Ф. Зиннатуллина // Завуч начальной школы. - 2015. - № 3. - С. 83-99.
14. Изобразительное искусство. Начальная школа [Текст] : программно-метод. материалы / сост. В. С. Кузин, Е. О. Яременко. - М. : Дрофа, 2001. - 224 с.
15. Изобразительное искусство. 1-9 классы [Текст] : программы общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин [и др.]. - М. : Просвещение, 1994. - 160 с.
...