Подготовка детей мигрантов к обучению в российских школах
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ 7
1.1. Особенности детей-мигрантов старшего дошкольного возраста 7
1.2. Сущность понятия «подготовка детей-мигрантов к обучению в
школе» 19
1.3. Возможности дошкольной образовательной организации в
подготовке детей-мигрантов к обучению в российских школах 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ 34
2.1. Организация опытно-поисковой работы 34
2.2. Основные направления и содержание работы по подготовке к
обучению в школе детей-мигрантов 47
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
1.1. Особенности детей-мигрантов старшего дошкольного возраста 7
1.2. Сущность понятия «подготовка детей-мигрантов к обучению в
школе» 19
1.3. Возможности дошкольной образовательной организации в
подготовке детей-мигрантов к обучению в российских школах 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ 34
2.1. Организация опытно-поисковой работы 34
2.2. Основные направления и содержание работы по подготовке к
обучению в школе детей-мигрантов 47
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
В настоящее время происходящие во всем мире изменения значимо усиливают процессы миграции населения. Кардинальное изменение обычных условий жизни, которое вызвано переездом семьи в другой регион или страну, в которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит дезориентация ребенка-дошкольника из семьи мигрантов, поэтому данная проблема для педагогики становится все более актуальной. В этой связи актуализируется проблема реализации образования и воспитания детей мигрантов. Задачей детского сада становится не только помощь в адаптации детей-мигрантов в новой среде, но и удаление внимание вопросам преемственности при подготовке к обучению в школе, данной категории детей.
В ходе всеобщих процессов глобализации и гуманизации в социуме перед мировым сообществом встает вопрос об эффективной политике в сфере интеграции и адаптации мигрантов. Миграционная политика в настоящее время выступает как неотъемлемая часть общей социально-демографической политики государства. Миграция так или иначе оказывает влияние на все сферы общественной жизни, воздействует на сохранение стабильности, обеспечение национальной безопасности, прав и свобод каждого отдельного человека и социума в целом.
Самыми незащищёнными в данной ситуации являются дети, составляющие огромную долю в миграционном потоке. Для России, как и для других развитых стран, в настоящий момент особенно важным становится решение вопросов разработки образовательных программ, в том числе для дошкольного образования, в которых учитывается ситуация и особенности детей-мигрантов, с учетом их социокультурных особенностей. В связи с тем, что дошкольное образование признается первой ступенью непрерывного образовательного процесса, особое внимание в этих программах должно быть уделено подготовке мигрантов к школьному обучению. Аргументировать этот факт можно опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором проблема социализации и адаптации всех детей имеет выраженный приоритет, а их воспитание предполагается осуществлять с учетом социокультурной ситуации. В ФГОС ДО определен обязательный минимум содержания программы, реализуемой в детском саду, описывается ряд требований к социальному развитию детей дошкольного возраста, которые следует учитывать при работе с детьми-мигрантами: в ходе работы идет воспитание позитивного отношения детей к окружающим вне зависимости от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания; приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; создание коммуникативной компетентности детей; развитие у детей социальных навыков взаимодействия; развитие позитивного отношения дошкольника к себе, другим людям, окружающему миру, социальной компетентности детей; создание условий для развития личности детей, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста к поликультурной среде представляет собой сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование толерантности, представлений об этнической идентичности в соответствии с новыми для них социокультурными условиями. Для того, чтобы подготовка к обучению в школе у детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства дошкольной образовательной организации проходила успешно, необходимо определить и изучить проблемы детей- мигрантов, а также изучить состояние работы, проводимой дошкольным образовательным учреждением по социальной адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста.
Анализируя литературу по данной проблематике, можно отметить, что вопросы, связанные с педагогической поддержкой детей-мигрантов и родителей в иной социально-педагогической среде представлены в работах Д.В. Александрова, З.З. Галиуллина, О.В. Гукаленко, В.В. Гриценко, С.А. Дудко, В.Ф. Захарова, O.A. Кравцовой, Е.Л. Омельченко, Г.У. Солдатовойи др. исследователей, выделивших основные проблемы социализации и социальной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательных учреждениях России. Такие ученые, как М. Баярмангай, Т.А. Гайдук, рассмотрели особенности организации сопровождения детей, организации взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении. Е.Н. Дьякина, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Горячев, А.В. Можейко и др. - анализировали специфику реализации отдельных условий адаптации и обучения детей данной группы. Н.И. Ковалева описала психолого¬педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации. Е.В. Бондаревская, Л.А. Шайгеровой - занимались вопросами подготовки педагогов к работе с детьми- мигрантами.
Однако, остаются недостаточно исследованными вопросы подготовки детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе.
Цель исследования: обосновать этапы подготовки детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в российской школе.
Объект исследования - подготовка детей-мигрантов старшего
дошкольного возраста к школе.
Предмет исследования - готовность детей-мигрантов старшего
дошкольного возраста к обучению в российской школе.
Задачи исследования:
1) выявить особенности детей-мигрантов старшего дошкольного возраста;
2) выявить возможности дошкольной образовательной организации подготовке детей-мигрантов к школьному обучению;
3) разработать программу по подготовке детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
4) провести опытно-поисковую работу и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, систематизация; опытно-поисковая работа; количественный и качественный анализ полученных данных.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации МК ДОО ГО Заречный Радуга (детский сад комбинированного вида). В эксперименте участвовали две группы по 10 человек, из них одна группа - дети-мигранты, вторая группа - их сверстники, коренные жители населенного пункта.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
В ходе всеобщих процессов глобализации и гуманизации в социуме перед мировым сообществом встает вопрос об эффективной политике в сфере интеграции и адаптации мигрантов. Миграционная политика в настоящее время выступает как неотъемлемая часть общей социально-демографической политики государства. Миграция так или иначе оказывает влияние на все сферы общественной жизни, воздействует на сохранение стабильности, обеспечение национальной безопасности, прав и свобод каждого отдельного человека и социума в целом.
Самыми незащищёнными в данной ситуации являются дети, составляющие огромную долю в миграционном потоке. Для России, как и для других развитых стран, в настоящий момент особенно важным становится решение вопросов разработки образовательных программ, в том числе для дошкольного образования, в которых учитывается ситуация и особенности детей-мигрантов, с учетом их социокультурных особенностей. В связи с тем, что дошкольное образование признается первой ступенью непрерывного образовательного процесса, особое внимание в этих программах должно быть уделено подготовке мигрантов к школьному обучению. Аргументировать этот факт можно опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором проблема социализации и адаптации всех детей имеет выраженный приоритет, а их воспитание предполагается осуществлять с учетом социокультурной ситуации. В ФГОС ДО определен обязательный минимум содержания программы, реализуемой в детском саду, описывается ряд требований к социальному развитию детей дошкольного возраста, которые следует учитывать при работе с детьми-мигрантами: в ходе работы идет воспитание позитивного отношения детей к окружающим вне зависимости от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания; приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; создание коммуникативной компетентности детей; развитие у детей социальных навыков взаимодействия; развитие позитивного отношения дошкольника к себе, другим людям, окружающему миру, социальной компетентности детей; создание условий для развития личности детей, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста к поликультурной среде представляет собой сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование толерантности, представлений об этнической идентичности в соответствии с новыми для них социокультурными условиями. Для того, чтобы подготовка к обучению в школе у детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства дошкольной образовательной организации проходила успешно, необходимо определить и изучить проблемы детей- мигрантов, а также изучить состояние работы, проводимой дошкольным образовательным учреждением по социальной адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста.
Анализируя литературу по данной проблематике, можно отметить, что вопросы, связанные с педагогической поддержкой детей-мигрантов и родителей в иной социально-педагогической среде представлены в работах Д.В. Александрова, З.З. Галиуллина, О.В. Гукаленко, В.В. Гриценко, С.А. Дудко, В.Ф. Захарова, O.A. Кравцовой, Е.Л. Омельченко, Г.У. Солдатовойи др. исследователей, выделивших основные проблемы социализации и социальной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательных учреждениях России. Такие ученые, как М. Баярмангай, Т.А. Гайдук, рассмотрели особенности организации сопровождения детей, организации взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении. Е.Н. Дьякина, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Горячев, А.В. Можейко и др. - анализировали специфику реализации отдельных условий адаптации и обучения детей данной группы. Н.И. Ковалева описала психолого¬педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации. Е.В. Бондаревская, Л.А. Шайгеровой - занимались вопросами подготовки педагогов к работе с детьми- мигрантами.
Однако, остаются недостаточно исследованными вопросы подготовки детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе.
Цель исследования: обосновать этапы подготовки детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в российской школе.
Объект исследования - подготовка детей-мигрантов старшего
дошкольного возраста к школе.
Предмет исследования - готовность детей-мигрантов старшего
дошкольного возраста к обучению в российской школе.
Задачи исследования:
1) выявить особенности детей-мигрантов старшего дошкольного возраста;
2) выявить возможности дошкольной образовательной организации подготовке детей-мигрантов к школьному обучению;
3) разработать программу по подготовке детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
4) провести опытно-поисковую работу и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, систематизация; опытно-поисковая работа; количественный и качественный анализ полученных данных.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации МК ДОО ГО Заречный Радуга (детский сад комбинированного вида). В эксперименте участвовали две группы по 10 человек, из них одна группа - дети-мигранты, вторая группа - их сверстники, коренные жители населенного пункта.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
Целью данной работы было проанализировать проблемы подготовки детей мигрантов к обучению в российских школах.
Анализ теоретических основы проблемы подготовки детей-мигрантов к школьному обучению позволил заключить, что в настоящий момент в связи с происходящими мировыми социальными изменениями существенно усиливаются процессы миграции населения. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты в измененном месте жительства, мы можем назвать сложности социокультурной адаптации. Очень большую роль играет владение мигранта языком страны, в которую он прибыл. Культура и традиции мигрантов вызывают непонимание и неприятие среди значительной части населения. Культурная дистанция между детьми- мигрантами и местными детьми в некоторых случаях перерастает в культурный шок. Дети-мигранты часто сталкиваются с целым комплексом проблем: недостаточная сформированность навыков общения, проявления негативного к ним и их семьям отношения, трудности освоения образовательной программы, сниженная самооценка.
В условиях детского сада подготовка к школе обеспечивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основное значение для подготовки к школе имеет целостная система физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания во всех возрастных группах детского сада. Подготовка детей к школе — комплексная задача, охватывающая все стороны жизни ребенка и тесно связанная со всем содержанием коррекционно-воспитательной работы в детском саду.
Подготовка к школе ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении предусматривает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех работников детского сада. Психологическая компонента сопровождения организуется педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития дошкольника, его личностных особенностей, характеристик интересов и склонностей; помощи в преодолении стресса, формировании коммуникативных способностей и пр. Педагогическая компонента предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы интеграции ребенка в детский коллектив, применение активных средств обучения для освоения русской речи как средства общения, взаимодействие детского сада с семьей ребенка для помощи в освоении нового социального опыта, возможности самореализации. Эффективными средствами адаптации ребенка-мигранта выступает игра и творческая деятельность. Планирование работы должно также предусматривать систематичную работу с педколлективом и семьями.
Эксперимент был проведен в Детском саду комбинированного вида «Радуга», города Заречный. В эксперименте участвовали две группы по 10 человек, из них одна группа - дети-мигранты, вторая группа - их сверстники, коренные жители населенного пункта.
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что уровни готовности к обучению в школе к детей-мигрантов заметно отличаются по исследуемым показателям от тех результатов, что показали дети-коренные жители населенного пункта. Это говорит о том, что требуется проведение развивающей работы в обозначенном направлении.
Целью формирующего эксперимента было организовать и провести опытно-экспериментальное исследование по подготовке старших дошкольников-мигрантов к обучению в школе. Работа осуществлялась по блокам: развитие фонематических процессов, развитие зрительно¬
пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, формирование графических навыков, развитие ритмической стороны.
Кроме этого, с детьми-мигрантами проводились:
- беседы о школе и школьном обучении;
- экскурсия в школу;
- совместное оформление выставок «Рисуем о школе» и «Школы разных стран и народов»
- сюжетно-ролевые игры «Школа», «Мы школьники»
- подвижные и хороводные игры на школьную тематику;
- дидактические игры «Подбери все предметы для школы», «Подходит-не подходит» и др.
С родителями детей-мигрантов были проведены:
- беседы о выборе школы для ребенка;
- консультации на темы возможных трудностей при переходу к школьному обучению у детей-мигрантов;
- консультации по сбору детей-мигрантов в школу;
- беседы о программах школьного начального образования в РФ;
- родительские собрания «Готовность детей к школьному обучению», «Направления подготовки детей-мигрантов к школе».
По окончанию работы была проведена контрольная диагностика экспериментальной группы, которая показала, что после проведения коррекционно-развивающей работы у многих дошкольников-мигрантов заметно улучшились показатели по всем исследуемым критериям.
Таким образом, была реализована цель и решены все задачи.
Анализ теоретических основы проблемы подготовки детей-мигрантов к школьному обучению позволил заключить, что в настоящий момент в связи с происходящими мировыми социальными изменениями существенно усиливаются процессы миграции населения. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты в измененном месте жительства, мы можем назвать сложности социокультурной адаптации. Очень большую роль играет владение мигранта языком страны, в которую он прибыл. Культура и традиции мигрантов вызывают непонимание и неприятие среди значительной части населения. Культурная дистанция между детьми- мигрантами и местными детьми в некоторых случаях перерастает в культурный шок. Дети-мигранты часто сталкиваются с целым комплексом проблем: недостаточная сформированность навыков общения, проявления негативного к ним и их семьям отношения, трудности освоения образовательной программы, сниженная самооценка.
В условиях детского сада подготовка к школе обеспечивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основное значение для подготовки к школе имеет целостная система физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания во всех возрастных группах детского сада. Подготовка детей к школе — комплексная задача, охватывающая все стороны жизни ребенка и тесно связанная со всем содержанием коррекционно-воспитательной работы в детском саду.
Подготовка к школе ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении предусматривает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех работников детского сада. Психологическая компонента сопровождения организуется педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития дошкольника, его личностных особенностей, характеристик интересов и склонностей; помощи в преодолении стресса, формировании коммуникативных способностей и пр. Педагогическая компонента предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы интеграции ребенка в детский коллектив, применение активных средств обучения для освоения русской речи как средства общения, взаимодействие детского сада с семьей ребенка для помощи в освоении нового социального опыта, возможности самореализации. Эффективными средствами адаптации ребенка-мигранта выступает игра и творческая деятельность. Планирование работы должно также предусматривать систематичную работу с педколлективом и семьями.
Эксперимент был проведен в Детском саду комбинированного вида «Радуга», города Заречный. В эксперименте участвовали две группы по 10 человек, из них одна группа - дети-мигранты, вторая группа - их сверстники, коренные жители населенного пункта.
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что уровни готовности к обучению в школе к детей-мигрантов заметно отличаются по исследуемым показателям от тех результатов, что показали дети-коренные жители населенного пункта. Это говорит о том, что требуется проведение развивающей работы в обозначенном направлении.
Целью формирующего эксперимента было организовать и провести опытно-экспериментальное исследование по подготовке старших дошкольников-мигрантов к обучению в школе. Работа осуществлялась по блокам: развитие фонематических процессов, развитие зрительно¬
пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, формирование графических навыков, развитие ритмической стороны.
Кроме этого, с детьми-мигрантами проводились:
- беседы о школе и школьном обучении;
- экскурсия в школу;
- совместное оформление выставок «Рисуем о школе» и «Школы разных стран и народов»
- сюжетно-ролевые игры «Школа», «Мы школьники»
- подвижные и хороводные игры на школьную тематику;
- дидактические игры «Подбери все предметы для школы», «Подходит-не подходит» и др.
С родителями детей-мигрантов были проведены:
- беседы о выборе школы для ребенка;
- консультации на темы возможных трудностей при переходу к школьному обучению у детей-мигрантов;
- консультации по сбору детей-мигрантов в школу;
- беседы о программах школьного начального образования в РФ;
- родительские собрания «Готовность детей к школьному обучению», «Направления подготовки детей-мигрантов к школе».
По окончанию работы была проведена контрольная диагностика экспериментальной группы, которая показала, что после проведения коррекционно-развивающей работы у многих дошкольников-мигрантов заметно улучшились показатели по всем исследуемым критериям.
Таким образом, была реализована цель и решены все задачи.





