Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка детей мигрантов к обучению в российских школах

Работа №98558

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ 7
1.1. Особенности детей-мигрантов старшего дошкольного возраста 7
1.2. Сущность понятия «подготовка детей-мигрантов к обучению в
школе» 19
1.3. Возможности дошкольной образовательной организации в
подготовке детей-мигрантов к обучению в российских школах 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ 34
2.1. Организация опытно-поисковой работы 34
2.2. Основные направления и содержание работы по подготовке к
обучению в школе детей-мигрантов 47
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

В настоящее время происходящие во всем мире изменения значимо усиливают процессы миграции населения. Кардинальное изменение обычных условий жизни, которое вызвано переездом семьи в другой регион или страну, в которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит дезориентация ребенка-дошкольника из семьи мигрантов, поэтому данная проблема для педагогики становится все более актуальной. В этой связи актуализируется проблема реализации образования и воспитания детей мигрантов. Задачей детского сада становится не только помощь в адаптации детей-мигрантов в новой среде, но и удаление внимание вопросам преемственности при подготовке к обучению в школе, данной категории детей.
В ходе всеобщих процессов глобализации и гуманизации в социуме перед мировым сообществом встает вопрос об эффективной политике в сфере интеграции и адаптации мигрантов. Миграционная политика в настоящее время выступает как неотъемлемая часть общей социально-демографической политики государства. Миграция так или иначе оказывает влияние на все сферы общественной жизни, воздействует на сохранение стабильности, обеспечение национальной безопасности, прав и свобод каждого отдельного человека и социума в целом.
Самыми незащищёнными в данной ситуации являются дети, составляющие огромную долю в миграционном потоке. Для России, как и для других развитых стран, в настоящий момент особенно важным становится решение вопросов разработки образовательных программ, в том числе для дошкольного образования, в которых учитывается ситуация и особенности детей-мигрантов, с учетом их социокультурных особенностей. В связи с тем, что дошкольное образование признается первой ступенью непрерывного образовательного процесса, особое внимание в этих программах должно быть уделено подготовке мигрантов к школьному обучению. Аргументировать этот факт можно опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором проблема социализации и адаптации всех детей имеет выраженный приоритет, а их воспитание предполагается осуществлять с учетом социокультурной ситуации. В ФГОС ДО определен обязательный минимум содержания программы, реализуемой в детском саду, описывается ряд требований к социальному развитию детей дошкольного возраста, которые следует учитывать при работе с детьми-мигрантами: в ходе работы идет воспитание позитивного отношения детей к окружающим вне зависимости от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания; приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; создание коммуникативной компетентности детей; развитие у детей социальных навыков взаимодействия; развитие позитивного отношения дошкольника к себе, другим людям, окружающему миру, социальной компетентности детей; создание условий для развития личности детей, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста к поликультурной среде представляет собой сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование толерантности, представлений об этнической идентичности в соответствии с новыми для них социокультурными условиями. Для того, чтобы подготовка к обучению в школе у детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства дошкольной образовательной организации проходила успешно, необходимо определить и изучить проблемы детей- мигрантов, а также изучить состояние работы, проводимой дошкольным образовательным учреждением по социальной адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста.
Анализируя литературу по данной проблематике, можно отметить, что вопросы, связанные с педагогической поддержкой детей-мигрантов и родителей в иной социально-педагогической среде представлены в работах Д.В. Александрова, З.З. Галиуллина, О.В. Гукаленко, В.В. Гриценко, С.А. Дудко, В.Ф. Захарова, O.A. Кравцовой, Е.Л. Омельченко, Г.У. Солдатовойи др. исследователей, выделивших основные проблемы социализации и социальной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательных учреждениях России. Такие ученые, как М. Баярмангай, Т.А. Гайдук, рассмотрели особенности организации сопровождения детей, организации взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении. Е.Н. Дьякина, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Горячев, А.В. Можейко и др. - анализировали специфику реализации отдельных условий адаптации и обучения детей данной группы. Н.И. Ковалева описала психолого¬педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации. Е.В. Бондаревская, Л.А. Шайгеровой - занимались вопросами подготовки педагогов к работе с детьми- мигрантами.
Однако, остаются недостаточно исследованными вопросы подготовки детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе.
Цель исследования: обосновать этапы подготовки детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в российской школе.
Объект исследования - подготовка детей-мигрантов старшего
дошкольного возраста к школе.
Предмет исследования - готовность детей-мигрантов старшего
дошкольного возраста к обучению в российской школе.
Задачи исследования:
1) выявить особенности детей-мигрантов старшего дошкольного возраста;
2) выявить возможности дошкольной образовательной организации подготовке детей-мигрантов к школьному обучению;
3) разработать программу по подготовке детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
4) провести опытно-поисковую работу и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, систематизация; опытно-поисковая работа; количественный и качественный анализ полученных данных.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации МК ДОО ГО Заречный Радуга (детский сад комбинированного вида). В эксперименте участвовали две группы по 10 человек, из них одна группа - дети-мигранты, вторая группа - их сверстники, коренные жители населенного пункта.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы было проанализировать проблемы подготовки детей мигрантов к обучению в российских школах.
Анализ теоретических основы проблемы подготовки детей-мигрантов к школьному обучению позволил заключить, что в настоящий момент в связи с происходящими мировыми социальными изменениями существенно усиливаются процессы миграции населения. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты в измененном месте жительства, мы можем назвать сложности социокультурной адаптации. Очень большую роль играет владение мигранта языком страны, в которую он прибыл. Культура и традиции мигрантов вызывают непонимание и неприятие среди значительной части населения. Культурная дистанция между детьми- мигрантами и местными детьми в некоторых случаях перерастает в культурный шок. Дети-мигранты часто сталкиваются с целым комплексом проблем: недостаточная сформированность навыков общения, проявления негативного к ним и их семьям отношения, трудности освоения образовательной программы, сниженная самооценка.
В условиях детского сада подготовка к школе обеспечивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основное значение для подготовки к школе имеет целостная система физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания во всех возрастных группах детского сада. Подготовка детей к школе — комплексная задача, охватывающая все стороны жизни ребенка и тесно связанная со всем содержанием коррекционно-воспитательной работы в детском саду.
Подготовка к школе ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении предусматривает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех работников детского сада. Психологическая компонента сопровождения организуется педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития дошкольника, его личностных особенностей, характеристик интересов и склонностей; помощи в преодолении стресса, формировании коммуникативных способностей и пр. Педагогическая компонента предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы интеграции ребенка в детский коллектив, применение активных средств обучения для освоения русской речи как средства общения, взаимодействие детского сада с семьей ребенка для помощи в освоении нового социального опыта, возможности самореализации. Эффективными средствами адаптации ребенка-мигранта выступает игра и творческая деятельность. Планирование работы должно также предусматривать систематичную работу с педколлективом и семьями.
Эксперимент был проведен в Детском саду комбинированного вида «Радуга», города Заречный. В эксперименте участвовали две группы по 10 человек, из них одна группа - дети-мигранты, вторая группа - их сверстники, коренные жители населенного пункта.
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что уровни готовности к обучению в школе к детей-мигрантов заметно отличаются по исследуемым показателям от тех результатов, что показали дети-коренные жители населенного пункта. Это говорит о том, что требуется проведение развивающей работы в обозначенном направлении.
Целью формирующего эксперимента было организовать и провести опытно-экспериментальное исследование по подготовке старших дошкольников-мигрантов к обучению в школе. Работа осуществлялась по блокам: развитие фонематических процессов, развитие зрительно¬
пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, формирование графических навыков, развитие ритмической стороны.
Кроме этого, с детьми-мигрантами проводились:
- беседы о школе и школьном обучении;
- экскурсия в школу;
- совместное оформление выставок «Рисуем о школе» и «Школы разных стран и народов»
- сюжетно-ролевые игры «Школа», «Мы школьники»
- подвижные и хороводные игры на школьную тематику;
- дидактические игры «Подбери все предметы для школы», «Подходит-не подходит» и др.
С родителями детей-мигрантов были проведены:
- беседы о выборе школы для ребенка;
- консультации на темы возможных трудностей при переходу к школьному обучению у детей-мигрантов;
- консультации по сбору детей-мигрантов в школу;
- беседы о программах школьного начального образования в РФ;
- родительские собрания «Готовность детей к школьному обучению», «Направления подготовки детей-мигрантов к школе».
По окончанию работы была проведена контрольная диагностика экспериментальной группы, которая показала, что после проведения коррекционно-развивающей работы у многих дошкольников-мигрантов заметно улучшились показатели по всем исследуемым критериям.
Таким образом, была реализована цель и решены все задачи.



1. Арапова, Н. А. «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика [Текст] : монография / под ред. С. А. Расчетиной, В. Э. Зюсса. - СПб. : Росток, 2010. - 264 с.
2. Абраменкова, B. B. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : Воронеж, 2000. - 500 с.
3. Айрумян, Г. С. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию [Текст] / Г. С. Айрумян, Н. Ф. Борисова, А. Н. Колесникова // Молодой ученый. - 2014. - № 17. - С. 462-464.
4. Александров, Д. А. Дети и родители - мигранты во взаимодействии с Российской школой [Текст] / Д. А. Александров, В. В. Баранова, В. А. Иванюшина // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 176-199.
5. Александров, Д. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт- Петербурга : предварительные данные : рабочие материалы НУЛ СОН [Текст] / Д. А. Александров, В. В. Баранова, В. А. Иванюшина. - СПб. : Политехн., ун-т., 2011. - 100 с.
6. Аленкина, Ж. Р. Особенности развития преемственности детского сада и школы [Текст] / Ж. Р. Аленкина, А. А. Токарев // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 36-38.
7. Аллерборн, С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС [Текст] / С. Н. Аллербон, О. Ю. Чащина // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 842-844.
8. Андреева, Ю. В. Адаптация детей мигрантов в школе [Текст] / Ю. В. Андреева, Е. Л. Омельченко. - М., Изд-во Ульяновского государственного университета, 2010. - 104 с.
9. Афанасьева, А. Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы [Текст] / А. Б. Афанасьева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб, 2011. - № 142. - С. 134-143.
10. Баринова, А. К. О реализации идей культуры мира в школе /
А. К. Баринова // Альманах «Этнодиалоги». - 2002. - № 1. - С. 53-56.
11. Баярмагнай М. Особенности взаимоотношений педагогов и
родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] / М. Баярмагнай // Знание. Понимание. Умение. - М., 2008. - № 4. - С. 237-240. - URL :
https://elibrary.ru/download/elibrary_11675018_79492318.pdf (дата обращения
12.10.2017) .
12. Безруких, М. М. Портрет будущего первоклассника [Текст] / М. М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - С. 94-99.
13. Бережная, О. Н. Развитие речи старшего дошкольника как средство социальной адаптации [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. наук / О. Н. Бережная, Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2005. - 21 с.
14. Библер, В. С. Культура: диалог культур [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии. - 2009. - № 6. - С. 33-38.
15. Бондаревская, Е. В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании [Текст] / Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко. - Тирасполь, 2000. - 89 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ