ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие гендерной социализации в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Факторы гендерной социализации детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Значение игры в гендерной социализации детей старшего
дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
2.1. Организация исследования гендерной социализации детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2. Практика по созданию условий для гендерной социализации детей
старшего дошкольного возраста средствами игры 46
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 84
В последние десятилетия XX века наблюдалось активное развитие гендерной проблематики в различных областях гуманитарного знания. Пересматривались теоретические постулаты о соотношении женского и мужского «вклада» в социальное устройство, ценностная и мировоззренческая сторона вопроса. Практическая сторона данного явления и сегодня заключается в изменении гендерных поведенческих моделей и гендерного идеала в обществе. Координаты развития данного направления можно охарактеризовать переносом фокуса исследовательского интереса с идеологического аспекта гендерной проблематики (сексизм, дискриминация женщин и их борьба за свои права) - в сферу прикладных вопросов, в частности, изменения полоролевых требований к индивиду и вытекающим отсюда проблемам адекватности системы гендерной социализации.
Сегодня возникла противоречивая ситуация, когда неизбежно устаревшие полоролевые ограничения продолжают транслироваться такими агентами гендерной социализации, как дошкольные и общеобразовательные учреждения. Это, в конечном итоге, приводит к тому, что выпускники средней школы зачастую оказываются неподготовленными к взаимодействию в профессиональной и семейной сферах; транслируемые стереотипы диссонируют с требованиями общества, отсутствует ролевая определенность.
Важнейшим фактором гендерной социализации в рамках дошкольных учреждений является воспитание.
В дошкольных учреждениях гендерные роли усваиваются, прежде всего, в процессе игры. При этом у девочек и мальчиков поощряются различные виды игровой активности, например, игры мальчиков более шумны, масштабны и соревновательны. Гендерные роли в дошкольных учреждениях также усваиваются с помощью игрушек, когда девочек склоняют к игре в куклы, а мальчиков - в машинки; а также с помощью постоянных разъяснений воспитателя, как должна себя вести «хорошая девочка», а как - «будущий мужчина».
Учет гендерного аспекта при организации детской деятельности в детском саду приобретает доминирующее значение потому, что участниками образовательного процесса являются мальчики и девочки - два противоположных пола, которые думают, играют, слушают и слышат по- разному, а, следовательно, для гармоничного развития каждого ребенка необходимо создавать соответствующие условия.
Таким образом, выявилось следующее противоречие:
- между объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и существующей практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в ДОО.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом использовать игру для гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность исследования, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Игра как средство гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности реализации использования игры как средства гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование игры как средства гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие гендерной социализации в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить факторы гендерной социализации детей старшего
дошкольного возраста.
3. Проанализировать значимость игры в процессе гендерной
социализации детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить эффективность организации гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста средствами игры.
Методологической основой исследования стали следующие положения: культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); концепция половой дифференциации (В.Е. Каган); теория полового воспитания детей (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган); идеи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста (Т.А. Репина); теория когнитивного развития (Ф.А. Кац, Л. Кольберг, Ж. Пиаже, Р. Селман).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитания детей в современных дошкольных образовательных организациях.
Методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация.
- эмпирические - анкетирование, беседа, наблюдение, диагностика.
Структура квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (76 источников), приложений.
Теоретический анализ исследований по проблеме привел нас к необходимости сформулировать интегрированное понятие «гендера». Объединяя положения теории полоролевой социализации, гендера как социального конструкта, можно теоретически определить понятие гендера. Под гендером подразумеваются такие социально смоделированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах. Гендерный подход в дошкольном образовании предполагает определение специфического содержания и методов образования, создание гендерно ориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Гендерная социализация выступает способом усвоения индивидом маскулинных или феминных социальных ролей и позиционирования себя как мужчины или женщины. Кроме того, в процессе гендерной социализации у индивида вырабатывается определенная модель поведения в соответствии с его представлениями о приемлемых для мужчин и женщин ценностными образцами. Гендерная социализация человека осуществляется в определенных социокультурных условиях, что определяет ее своеобразие. Гендерная социализация осуществляется рядом социальных институтов, которые способствуют формированию у индивидов определенных социальных характеристик, а также корректируют индивидуальные особенности человека в соответствии с принятой в обществе системой ценностей. Важнейшим механизмом гендерной социализации в рамках дошкольных учреждений является воспитание.
Наиболее сенситивным возрастом для гендерной социализации дошкольников является старший дошкольный, так как именно в рассматриваемом возрасте отмечается консолидация дошкольников со сверстниками своего пола.
Игра для дошкольника обнаруживается особенным миром, где есть вероятность осуществления собственных интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, проявления избирательности, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра разрешает дошкольнику примерить самые разнообразные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), обрести множество позитивных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.
Исследования детской игры и специфики ее развития у мальчиков и девочек дошкольного возраста проводилосьна базе МАДОУ - детский сад №59 п. Первомайский. Определение уровня гендерной социализации дошкольников проводилось по критериям: объединение в игре на основе интереса детей друг другу, инициативность и преобладающий эмоциональный фон во взаимодействии детей вне игры, уровни игровых умений. Результаты исследования показали, что игровая деятельность мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в игровых умениях (сюжетосложении, распределении ролей, ролевом взаимодействии), в игровом творчестве. Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками, было более длительным, чем между мальчиками. Уровень игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры средний. Инициативность вне игры развита на равном уровне, как у мальчиков, так и у девочек. Преобладающий эмоциональный фон более позитивный у девочек, чем у мальчиков. Ролевые действия мальчиков часто носят непредсказуемый и непродолжительный характер. Они не умеют мирно договариваться, проявляют агрессию. Если девочки объединяются по симпатиям, то мальчики в зависимости от интереса к содержанию игры. Но ролевые действия у мальчиков более разнообразны, чем у девочек.
По результатам диагностического исследования была организована практика организации гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста средствами игры. С детьми проводились беседы по гендерной тематике, сюжетно-ролевые игры. С родителями проведены консультации по вопросам гендерного воспитания, осуществлена подборка статей для чтения, проведены «Круглый стол», «Родительские чтения». В процессе игры дети усваивают специфику мужского гендера (предприимчивый, независимый, скрывающий эмоции, любит математику и науку, обладает деловыми навыками, знает, как осваивать мир, легко принимает решения) и женского гендера (нежная, не использует грубых выражений, понимает чувства других, разговорчивая, интересуется собственной внешностью, ценит искусство и литературу, сильно нуждается в защите, аккуратная в привычках, спокойная).
После осуществления формирующего этапа опытно-поисковой работы был проведен контрольный этап по методике констатирующего с целью выявления изменений уровня развития игровых интересов; игровой деятельности детей опытно-поисковой группы; проверки эффективности разработанных и осуществленных педагогической рекомендаций. Результаты контрольного этапа показывают, что в опытно-поисковой группе значительно возрос высокий уровень развития игровой деятельности детей. Дети, которые на констатирующем этапе были отнесены к среднему уровню развития, перешли на высокий уровень. Произошли положительные изменения в развитии игровой деятельности детей, имеющих низкий уровень развития игровой деятельности.
Таким образом, организацию и руководство игрой детей важно строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек. Педагогу при организации игровой деятельности старших дошкольников необходимо ориентироваться: в закономерностях развития игровой деятельности разнополых детей; стереотипном выборе ролей разнополыми детьми в сюжетно-ролевых играх; закономерностях развития навыков общения со сверстниками (большинство игровых объединений в старшем и среднем дошкольном возрасте - однополые); акцентировании традиционных правил этикета для мальчиков и девочек.
Цель исследования, состоящая в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности реализации использования игры как средства гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста, достигута.
1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 285с.
2. Араканцева, Т. А. Гендерная социализация ребенка в семье [Текст] : учебное пособие / Т. А. Араканцева. - М. : НОУ ВПО МПСИ, 2013. - 137 с.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст] // Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - 4-16 с.
4. Беляев, А. В. Социализация и воспитание детей опережающего развития [Текст] / А. В. Беляев // Педагогика. - 2013. - № 2. - С.67-73.
5. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактатпосоциологиизнания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Академия, 2015. - 323 с.
6. Болданова, Н. А. Гендерная социализация дошкольников в процессе работы с родителями [Текст] / Н. А. Болданова // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. - М. : АР- Консалт, 2014. - 18-21 с.
7. Волошина, Н. К.Социализация детей дошкольного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения [Текст] / Н. К. Волошина // Вестник Томского государственного университета, 2014. - № 343 (февраль). - С.170-172.
8. Вопросы социализации детей на предшкольной и школьной ступенях образования: сб. материалов по итогам работы II гор. открытой науч.-практ. конф. Соц. развитие ребенка-дошкольника: вчера, сегодня, завтра / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, Упр. образования г. Екатеринбурга [Текст] . - Екатеринбург : УрГПУ, 2013. - 145 с.
9. Воронцов, Д. В. Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии [Текст] / Д. В. Воронцов // Вестник Омского государственного университета, 2012. - № 8. - С.54-62.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Аспект-Пресс, 2013. - 295 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Книга по Требованию, 2014. - 504 с.
12. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы [Текст] // Пер. с англ. Л. Н. Волков. - М. : Издательство «Весь мир», 2014. - 456 с.
13. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2014. - 272 с.
14. Голубова, С. В. Гендерная социализация дошкольников //
Проблемы и перспективы развития образования: материалы V
Международной научной конференции [Текст] / С. В. Голубова. - Пермь : Меркурий, 2014. - 58 - 60 с.
15. Градусова, Л. В. Диагностический материал по теме «гендерная социализация дошкольников» // Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников [Текст] / Л. В. Градусова. - М. : Флинта, 2015. - 33-44 с.
...