ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема воспитания культуры межнационального общения у
старших дошкольников в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания
культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
2.1. Результаты констатирующего этапа исследования 38
2.2. Содержание работы по воспитанию культуры межнационального
общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх 55
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
Актуальность исследования. Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальным уровнем образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием культуры межнационального общения.
Проблема воспитания культуры межнациональных отношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. N 1666 отмечается, что «в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов)» [48, с. 49].
В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня, подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.).
Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников в детских дошкольных организациях через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том случае, когда ребенок полностью включен в учебно-игровую ситуацию, когда его личная деятельность направлена, прямо или косвенно, на выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру межнационального общения, адекватную данной возрастной группе. Другими словами, в число основных педагогических задач педагогов детских дошкольных организаций входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют. Обеспечить это может и должна соответствующая педагогическая методология.
Степень разработанности. Значительный вклад в разработку различных аспектов воспитания культуры межнационального общения внесли исследования И. Л. Набок, А. Д. Семеновой, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, О. В. Хухлаевой, А. Эткинда и др.
В педагогике исследователями (А. Г. Асмолов, М. И. Богомолова, Г.Н. Волков, Л. М. Захарова, Н. Н. Матросова, Р. З. Хайруллин и др.) разработаны исходные методологические основания и накоплен значительный теоретико¬экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по воспитанию культуры межнационального общения у дошкольников.
Анализ имеющихся исследований позволил выделить ряд противоречий между: провозглашением ценностей толерантности и
национального равноправия в современном обществе и слабой разработкой педагогических механизмов их развития у детей дошкольного возраста; требованиями ФГОС в области социально-коммуникативного развития к организации педагогического процесса, обеспечивающего формирование основ понимающего, принимающего и уважительного отношения к иным национальным культурам, и отсутствием концептуально обоснованных программ и технологий интернационального воспитания детей в современном поликультурном образовательном пространстве.
Данные противоречия определили проблему нашего исследования: необходимость выявления путей воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность воспитания культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Объект исследования: воспитание культуры межнационального
общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс воспитания культуры
межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить возможности сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста;
4. Определить уровень культуры межнационального общения детей дошкольного возраста, осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов;
5. Разработать содержание работы по воспитанию культуры межнационального общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх;
6. Провести количественный и качественный анализ результатов воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх.
Методологическая база исследования: теории личностного развития детей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); культурологический подход, позволяющий рассматривать развитие ребёнка как основу его успешности, способности к творческому самовыражению и выбору личной жизненной стратегии, направленной на самосохранение, самопознание,
самосовершенствование; теория генезиса детского общения (А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.); положения о взаимосвязи деятельности и общения (Б.Т. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.С. Рубинштейн).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов при разработке комплекса мер, направленных на воспитание культуры межнационального общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх в практике дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической и справочной литературы, сравнение, обобщение, систематизация;
- практические - анкетирование, беседа, диагностика.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 61 источник.
Изучение теоретических основ воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста показало, что феномен «культуры межнационального общения» можно рассматривать как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
Задачи, содержание и средства воспитания культуры межнационального общения старших дошкольников в разные периоды развития нашего государства обусловливались социально-политической ситуацией, уровнем развития психолого-педагогической науки, мировыми тенденциями. На современном этапе развития рассматриваемая проблема анализируется с точки зрения личностного развития, осуществления деятельностного подхода, вырабатывания общей культуры поведения, накапливания социального опыта детей, развития эмоциональной сферы.
Дошкольный возраст имеет особенно важное значение в воспитании культуры межнационального общения, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. К психическим особенностям старших дошкольников, являющихся сензитивными для воспитания культуры межнационального общения, относятся развитие произвольного внимания, планирующей функция речи (ребенок делается способным заблаговременно настроить свое внимание на предстоящую деятельность), совершенствование словарного запаса ребенка, вырабатывание возможности подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности.
Воспитание у дошкольников культуры межнационального общения - это интегрированный процесс включения детей в мир отношений людей - представителей различных культур и вырабатывания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, формирование национального самосознания, склонности понять и принять другую этнокультуру, воспитание на данном основании доброжелательного отношения к людям различных национальностей, к конструктивному диалогу и сотрудничеству.
Опытно-поисковая работа по воспитанию культуры межнационального общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх проводилась на базе МБДОО «Детский сад №102» города Екатеринбурга. Результаты показали, что у большинства детей, участвующих в исследовании, наблюдается средний уровень сформированности культуры межнационального общения.
По результатам констатирующего этапа был разработан проект по реализации целостной системы мероприятий по воспитанию основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Дети с удовольствием приняли участие во всех предлагаемых исследователями мероприятиях.
Повторная диагностика на контрольном этапе опытно-поисковой работы доказала эффективность разработанных мероприятий, так как были улучшены показатели знаний детей о других национальностях, повысилось проявление доброжелательности детей к представителям других национальностей. Больше ответов детей соответствовало действительности: дети больше знали, на каком языке мы разговариваем; больше детей стали называть свыше 2-х народностей.
Дети показали более полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. У дошкольников повысился уровень развития умения общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения; дети стали чаще проявлять способность к сочувствию и положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей.
Полученные в ходе исследований результаты еще раз подчеркнули эффективность проведенной системы мероприятий по воспитанию культуры межнационального общения средствами сюжетно-ролевой игры.
1. Абдулатипов, Р. Г. Мой дагестанский народ: историко-философские очерки [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. - Махачкала : Эпоха, 2013. - 125 с.
2. Акулова, А. А. Толерантность и культура межнационального общения: учебно методическое пособие [Текст] / А. А. Акулова. - Краснодар : «Просвещение Юг», 2013. - 305 с.
3. Андреева, В. А. Краткий педагогический словарь [Текст] / В. А. Андреева. - М. : «Дидактика», 2012. - 217 с.
4. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Текст] / А. Г. Асмолов; Министерство образования и науки РФ; Федеральный институт развития образования. - М. : ФГАУ ФИРО, 2012. - 55 с.
5. Бабейко, Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии [Текст] / Ф. С. Бабейко. - М. : Академия,
2013. - 205 с.
6. Балицкая, И. В. Поликультурное образование: учеб.пособие для студ. вузов [Текст] / И. В. Балицкая. - Южно Сахалинск : Изд во СахГУ, 2013. - 60 с.
7. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. Н. Бережнова. - М. : Академия, 2012. - 240 с.
8. Берк, Л. Развитие ребенка [Текст] / Л. Берк. - СПб. : Питер, 2015. - 1056 с.
9. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. - М. : Флинта, 2013. - 176 с.
10. Бурмистрова, Т. Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения [Текст] / Т. Ю. Бурмистрова, О. А. Дмитриев.- М. : Мысль, 2015. - 205 с.
11. Верещака, О. П. Особенности межэтнического восприятия в системе межгрупповых отношений [Текст] / О. П. Верещака // Инновации в образовании. - 2013. - № 12. - С.55 -65.
12. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. Н. Волков. - М. : Академия, 2013. - 176 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 672 с.
14. Гаврилова, Т. В. Рекомендации по прогнозированию возникновения и развития межэтнических конфликтов [Текст] / Т. В. Гаврилова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2012. - № 1. - С.7-14
15. Гасанов, З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения [Текст] / З. Т. Гасанов. - Спб. : Речь, 2016. - 305 с.
...