ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Общая характеристика средств народной педагогики 18
1.3. Влияние детского фольклора на развитие речи детей младшего
дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 30
2.1. Диагностика уровня сформированности речи детей младшего
дошкольного возраста 30
2.2. Проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
средствами народной педагогики - детского фольклора 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Актуальность исследования. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает особую актуальность в связи с модернизацией дошкольного образования, обновлением содержания, совершенствованием форм, методов и технологий обучения детей родному языку, развития культуры речи и речевого общения. В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении отводится существенное место. Согласно ФГОС ДО речевого развития включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Младший дошкольный возраст - ответственный период в жизни ребенка, поскольку в это время закладывается фундамент будущей речевой личности. Существенным новообразованием младшего дошкольного возраста является вещание, которое развивается двумя линиями: совершенствуется понимание речи взрослых (ребенок понимает значение слов, фраз, анализирует речи взрослых) и формируется собственная активная речь ребенка (интенсивно растет словарь, появляется грамматическое оформление предложений, создается основа описательным рассказам, самостоятельное вещание приобретает статус регулятора поведения).
Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д., бедность речи, недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, плохая дикция.
Важное место в системе средств речевого развития, обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста занимает средства народной педагогики. В последнее время народная педагогика является предметом подлинного научного исследования. Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические и практические поиски в области речевого развития детей младшего дошкольного возраста отражено в трудах А.А. Богуш, М.Р. Львова, Г.М.Ляминой, Т.И. Науменко, Л.Н. Павловой, Т.М. Юртайкиной и др. Влияние фольклора как средства народной педагогики на языковое образование детей было раскрыто в работах выдающихся ученых, педагогов, писателей (В .А. Духнович, С.Ф.Русова, Г.С. Сковорода, И.И. Срезневский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, И. Франко и др.).
Анализ фольклорных жанров показал, что им присущ ряд специфических черт, которые чрезвычайно привлекают ребенка, а именно: небольшой объем текста, доступность содержания, захватывающий игровой сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка. Фольклорные произведения отличаются красочностью, выразительностью, ритмичностью, легкостью для запоминания.
Фольклор, использование его различных жанров является
эффективным средством и важным фактором успешного обучения речи.
Колыбельные песни, пестушки, мирилки, потешки, сказки обогащают словарь новыми понятиями, грамматическими конструкциями, воспитывают интерес и любовь к родному слову. Фольклор играет важную роль в ознакомлении детей с окружающим миром и помогает сформировать национально сознательную личность с духовно-нравственными и эстетическими качествами. В тоже время, педагоги дошкольных образовательных учреждений недостаточно используют потенциальные возможностями средств народной педагогики, в том числе - детского фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каково влияние средств народной педагогики - детского фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста?
Цель - теоретически обосновать и разработать проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики - детского фольклора.
Объект - развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет- средства народной педагогики, способствующие развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования ограничен изучением влияния детского фольклора как важнейшего средства народной педагогики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить влияние средств народной педагогики - детского фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
3. Организовать деятельность по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики - детского фольклора на базе НДОУ ЦРР «Нектаринка».
4. Оценить результаты проведенной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: диагностическая игра, тестирование, анкетирование, методы математической и графической обработки данных.
База исследования -Негосударственное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Нектаринка», г. Екатеринбург.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В рамках данной работы нами была сформулирована цель исследования - теоретически обосновать и разработать проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики - детского фольклора. Для реализации поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи. Так, нами была дана характеристика особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста, охарактеризованы средства народной педагогики, изучена специфика влияния фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Как показал проведенный нами анализ большинство детей неспособны грамматически правильно строить предложения, имеют недостаточный словарный запас, неспособны строить диалог, монолог, отсутствуют навыки культуры речи, не умеют использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп вещания, имеют плохую дикцию. В ходе теоретического анализа литературы мы установили, что под народной педагогикой понимают совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народно поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. В целом народная педагогика является важной составляющей общей воспитательной системы в образовательных учреждениях и способствует решению сложных и актуальных задач воспитания детей.
Народная педагогика - это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народно поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми
Средствами народной педагогики являются виды народного творчества, различные виды трудовой деятельности, родное слово, игры, обычаи, праздники. Одним из действенных средств народной педагогики на протяжении многих веков служит фольклор. Используя различные жанры детского фольклора в доступной форме, мы знакомим детей с окружающей средой, вводим их в взрослую жизнь, развиваем детское вещание, обогащаем словарь образными выражениями и поэтическими строками, способствуем выработке дикции и интонационной выразительности, положительно влияем на эмоциональное состояние и настроение детей.
Использование в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста фольклора является одним из эффективных способов содействия развитию речи у детей. Различные жанры детского фольклора помогают в доступной форме познакомить детей с окружающей средой, ввести их во взрослую жизнь, обогатить словарь образными выражениями и поэтическими строками, способствуют выработке дикции и интонационной выразительности, положительно влияют на эмоциональное состояние и настроение детей.
Колыбельные песни, потешки, пестушки, скороговорки и т.п. неотрывны от воспитания, и играют важную роль в передаче знаний об окружающей действительности, в формировании ребенка как национально сознательной личности с высокими духовно-нравственными и эстетическими качествами, в частности, в ее развитии родной речи. Они поражают разнообразием и своеобразием строения, широким использованием фонетических, лексико-семантических, словообразовательных средств языковой выразительности, актуализируя неоценимую целесообразность использования детского фольклора в работе с детьми.
Этот вид работы полностью соответствует личностно-ориентированной модели обучения, при которой учитываются индивидуальные особенности ребенка, помогает воспитателю установить с воспитанниками оптимальные - партнерские отношения, создать атмосферу эмоциональной доверия и раскрепощенности.
Исходя из этого, мы решили начать целенаправленную работу над выявлением эффективных путей развития речи. Дети овладевают родной речью, подражая языковой речи окружающих. В конце XX века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов из иностранных языков, что грозит языку, а значит и культуре. Дети младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
В практической части работы мы организовали и провели диагностику уровня сформированности речи детей младшего дошкольного возраста. Диагностика проводилась с детьми в возрасте 3-4 лет, участниками исследования 6 девочек и 3 мальчика. Проведенная нами диагностика показала, что дошкольники имеют высокий уровень понимания речи, однако активный словарный запас у них еще недостаточно развит. 2 ребёнка продемонстрировали низкий уровень развития словарного запаса, 2 ребёнка - средний, 1 ребенок - высокий. С целью развития речи детей младшего дошкольного возраста нами был разработан и реализован проект ««развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора».
Основная идея проекта заключалась в том, что использование средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.
В ходе работы нами были использованы разнообразные формы работы, в частности внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей, проведение праздников совместно с музыкальным руководителем, согласно календарным народным праздникам, организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя речи детей, проведение совместных с родителями мероприятий. Кроме этого, с родителями мы использовали такие формы работы, как консультации, беседы, наглядная информация: буклеты, памятки, участие в праздниках, составлении альбома «Поговорки и пословицы». С педагогами мы проводили консультации.
В целом реализация данного проекта способствовала получению позитивных сдвигов в речевом развитии детей. Результатом работы стали следующие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно¬ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры- забавы с помощью считалок; повысился уровень развития речи детей; появился интерес к развитию речи своих детей родителями через использование фольклорных жанров.
Цель, задачи исследования достигнуты.
1. Аксёнова, Л. И., Лисеев А. А. Программа ранней комплексной диагностики развития ребёнка от рождения до 3 лет [Текст] / Л. И. Аксенова // Дефектология. - 2012. - № 5.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений [Текст] / М. М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
3. Андриеш, В. А. Словарь ребёнка 2-3 лет [Текст] / В. А.
Андриеш// Онтолингвистика: современное состояние и перспективы развития. - СПб. 2010.
4. Арушанова, А.Г., Коренблит С.С., Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Веселого дня дошкольника (ВеДеДо) рактико-ориентированная монография Научный редактор д-р филол. наук [Текст] / Сигал К.Я., М. : ФЛИНТА: Наука, 2015. - 320 с.
5. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
6. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. - М. : Астрель, 2009. - 143 С.
7. Богданова В. Г. Индивидуальные особенности детей //
Социальная сеть работников образования /nsportal.ru. [Электронный ресурс]. -URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya- roditeley/2012/02/24/individualnye-osobennosti-detey (дата обращения:
18.11.2017)
8. Богданова В. Г. Программа группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающей с использованием Монтессори метода // Социальная сеть работников образования /nsportal.ru. [Электронный ресурс].
— URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/24/programma-gruppy- vmeste-s-mamoy-dlya-detey-ot-8-m-do-3-let. (дата обращения: 18.05.2017)
9. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М. : Олма - пресс, 2014. - 666 с.
10. Бурочкина, Н. Н., Никонова А. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры [Текст] / Н. Н. Бурочкина// Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 15-16.
11. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. —495-497 С.
12. Величкова, Л. В, Абакумова О.В. Путь к языку: Данные речевого онтогенеза. Билингвизм. Пособие по психолингвистике. Выпуск 1 [Текст] / под редакцией доктора филологических наук, профессора Л. В. Величковой.
— Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. — 58 с.
13. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 С.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
15. Губанихина, Е. В., Шикина К. Д. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений [Текст] / Е. В. Губанихина// Молодой ученый. — 2015. — №23.2.
— С. 3-5.
...