Реферат 4
Введение 6
1 Теоретические основы организации закупочной деятельности на предприятии 9
1.1 Сущность, содержание и основные понятия закупочной деятельности 9
1.2 Особенности организации закупочной деятельности на современных
торговых предприятиях 13
1.3Оценка эффективности закупочной деятельности 20
1.4 Современные подходы к совершенствованию (повышению эффективности) закупочной деятельности 22
2 Анализ закупочной деятельности предприятия ООО «Селена» 26
2.1Характеристика деятельности ООО «Селена» 26
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности
ООО «Селена» 37
2.3 Исследование процесса эффективности закупок на предприятии 47
3 Рекомендации по повышению эффективности закупок 62
3.1 Система мероприятий по усовершенствованию закупочной
деятельности 62
3.2 Обоснование эффективности реализуемых мероприятий по
совершенствованию закупочной деятельности 66
4 Социальная ответственность предприятия 80
Заключение 85
Список используемых источников 89
Приложение А Бухгалтерский баланс ООО «Селена» на 31 декабря 2015 г 92
Приложение Б Отчет о финансовых результатах ООО «Селена»
на 31 декабря 2015 г 94
В процессе развития российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля. Одна из форм организации розничной торговли - сетевой ритейл-заслуживает особого внимания. Эта сфера национальной экономики демонстрирует наиболее высокие темпы роста, очень привлекательна с точки зрения инвестиций, так как обеспечивает их быструю возвратность и высокую доходность. Успешное развитие сетевого ритейла, во многом связано и с приходом в нашу страну ритейлеров мирового уровня, что обеспечило, уже на этапе становления, внедрение мировых стандартов организации ритейлерской деятельности, с применением всех новейших разработок и достижений в сфере обеспечения высокоэффективного товародвижения. Именно с приходом в нашу страну таких крупных игроков, как «Метро», «Ашан», «ЛеруаМерлен», мы открыли для себя такой формат торговли, как сеть розничных супермаркетов с единым складом - РЦ (распределительный центр). Розничная торговля стала передовой отраслью народного хозяйства, демонстрирующей самые высокие темпы роста, рост капитальных вложений и постоянное увеличение объемов инвестиций.
Розничная торговля - сфера, в которой раньше остальных внедряются различные ноу-хау в сфере логистики, программного обеспечения, систем учета и контроля, норм безопасности и прочее. Раньше всех остальных прочих отраслей хозяйства, торговля внедряет и применяет новые методы и разработки в сфере транспортной, товарной, закупочной логистики, так как уровень потребления в мире неуклонно растет. Постоянная модернизация логистических и закупочных схем -залог успешного существования торгового предприятия любого уровня и размера.
Закупочная деятельность современных торговых предприятий строится в основном по образцу зарубежных торговых предприятий. Закупка товара за рубежом в настоящее время практически полностью автоматизированный
процесс, формирование заказа на закуп формирует система, в которой объединены: складская логистика, логистика продаж, логистика поставщика. Система построена таким образом, что в ней учтены возможности поставщика, запросы продавца и потребности конечного потребителя. Стоить отметить, что уровень и характер потребления в зарубежных странах существенно отличатся от российского. Современные российские торговые предприятия должны обязательно учитывать этот факт, а также множество других: геополитическая ситуация в мире, протяженность транспортных путей в России, особенности менталитета и многое другое. Правильная организация закупочной деятельности существенно повышает конкурентоспособность торговых предприятий, их товарооборот и прибыль.
Актуальность темы данной дипломной работы заключается в том, что в настоящее время многие крупные торговые предприятия региона ведут серьезную работу по модернизации и совершенствованию своей закупочной деятельности. Правильность организации закупочной деятельности является основой успешной деятельности любого торгового предприятия.
Закупочная деятельность представляет собой приобретение товаров различного назначения для их конечной реализации. В этом случае торговые предприятия являются эффективным помощником для производителей товаров, так как помогают наиболее полно и точно удовлетворять потребности конечного потребителя. Правильно организуя закупочную деятельность, предприятие не только способствует удовлетворению потребительского спроса, но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.
Цель дипломной работы наиболее полно и глубоко изучить все аспекты закупочной деятельности современного торгового предприятия и выявить возможности для его модернизации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации и основные направления развития закупочной деятельности современного торгового предприятия.
2. Изучить и проанализировать механизм организации закупочной деятельности и закупочной логистики на примере ООО «Селена»; проанализировать основные коэффициенты закупочной деятельности ООО «Селена».
3. На основе изученных и полученных данных разработать комплекс мероприятий повышающих эффективность закупочной деятельности.
Методической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативноправовые акты, инструктивные материалы.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
В первой главе - теоретической рассматривается закупочная логистика, как один из видов логистики.
Во второй главе анализируется финансово-хозяйственное положение и деятельность по организации закупок конкретного предприятия.
В третьей главе выявляются проблемы предприятия в области организации закупочной деятельности и вносятся предложения по совершенствованию комплекса закупочной логистики предприятия.
В четвертой главе дается характеристика предприятия в рамках реализации «Концепции социальной ответственности».
В заключении делаются выводы по теме работы.
Закупочная логистика как сфера деятельности, подвергается в последнее время серьезным изменениям и модернизации. Она охватывает не только сферу закупки товара на склад, для продажи или на предприятие, но и процессы формирования товарного ассортимента предприятия. В сфере закупочной логистики скрыты возможности для более эффективного использования оборотных средств, увеличения товарооборота, снижения операционных и общих издержек, повышения конкурентоспособности компании. В нашей стране, система закупочной логистики сформировалась под влиянием опыта зарубежных стран. С приходом иностранного бизнеса в Россию и наши предприниматели стали активно использовать все достижения иностранных мероприятий в этой сфере: организация закупочной и складской логистики на базе распределительного центра, внедрение автоматизированных систем учета при организации склада.
Закупочная деятельность современных торговых предприятий строится в основном по образцу зарубежных торговых предприятий. Закупка товара за рубежом в настоящее время практически полностью автоматизированный процесс, формирование заказа на закуп формирует система, в которой объединены: складская логистика, логистика продаж, логистика поставщика. Система построена таким образом, что в ней учтены возможности поставщика, запросы продавца и потребности конечного потребителя. Стоит отметить, что уровень и характер потребления в зарубежных странах существенно отличатся от российского. Современные российские торговые предприятия должны обязательно учитывать этот факт, а также множество других: геополитическая ситуация в мире, протяженность транспортных путей в России, особенности менталитета и многое другое. Правильная организация закупочной деятельности существенно повышает конкурентоспособность торговых предприятий, их товарооборот и прибыль.
Закупочная деятельность в ООО «Селена» реализуется Отделом Закупа, который находится в прямом подчинении Коммерческому директору. Отдел закупа в ООО «Селена» осуществляет работу по закупке товаров для сети гастрономов, формирует ассортиментную, товарную и ценовую политику сети магазинов. Отдел состоит из Начальника отдела закупа, категорийных менеджеров, каждый из которых ведет профильную товарную категорию (Алкоголь, Бытовая химия, Чай и кофе, Гастрономия и др.). Деятельность отдела контролирует и оценивает Коммерческий директор, его решение окончательное, он осуществляет кадровые перестановки и ротацию в отделе, выставляет цели и задачи. Процессную часть закупочной логистики осуществляют при помощи программного обеспечения компании «1С: АСТОР- Торговый дом». В настоящий момент, данное программное обеспечение в полной мере способно удовлетворить все потребности и запросы современного торгового предприятия.
Структура процесса закупа в ООО «Селена» делится на 3 части:
1. 1 .Работа с ассортиментом:
- закупки по графику на регулярной основе, согласно данным программы у тех поставщиков, с кем есть договорные отношения;
- ввод нового товара, подписание нового договора поставки;
- составление ассортиментных матриц по товарным категориям. Ассортиментная матрица представляет собой перечень товаров с присвоенным статусом («Пассив» - товар не заказывается или выводиться по разным причинам; «Актив» - товар находится в активной работе, попадает в регулярные заказы, в программе есть его габаритные характеристики, показатели наполняемости, размер переходящего остатка, размер минимально допустимого стока, за отсутствие данного товара в продаже и на складе, для менеджера предусмотрен штраф).
2. Текущая закупочная деятельность представляет собой работу по бесперебойному обеспечению точек товарами, согласно матрицам, правильному формированию заказа с учетом остатков, работа с товарами, которые демонстрируют слабую динамику продаж.
3. Аналитическая работа категорийного менеджера - это подготовка и обработка на регулярной основе профильных отчетов по своей категории. Раз в 2 недели каждый категорийный менеджер готовит 4 отчета: Отчет по неликвидным товарным позициям; Отчет по продажам товаров, находящихся на специальных условиях реализации в данный период (скидка от поставщика, промо период от производителя и пр.);Отчет о продажах товаров со статусом «Пассив»; Отчет о превышенных товарных остатков (перезаказ).
Разработана в соответствии с целью и система коэффициентов показателей эффективности закупочной деятельности:
1) отсутствие неликвидных товарных позиций в ассортиментных матрицах магазинов;
2) ввод и вывод новых товарных позиций только путем ротации;
3) достижение показателей роста объема продаж, рентабельности каждой товарной категории;
4) увеличение глубины и ширины ассортиментной матрицы по каждой товарной категории;
5) заказ товара только в электронном виде и только по матрице;
6) коэффициенты эффективности закупочной деятельности:
Коэффициент оборачиваемости товарного запаса:
(Товарный запас, шт./ усредненные продажи 1 дня, шт.)= число дней , которым соответствует товарный запас
Характеризуя систему закупочной логистики ООО «Селена» можно сделать следующие выводы:
- размеры торговой сети, количество торговых точек, объемы продаж находятся в явном несоответствии с количеством сотрудников, их обслуживающих. Их явно недостаточно для осуществления эффективной закупочной деятельности;
- для эффективной реализации закупок необходима частичная автоматизация процесса закупок, для того чтобы снизить воздействие «человеческого фактора» и тем самым избежать потерь;
- внедрение частичной автоматизации закупок позволит сосредоточиться на вопросах стратегического планирования и избежать необходимости ежедневного контроля за правильностью процесса закупок;
- руководству компании необходимо пересмотреть систему оценки качества работы категорийного менеджера и его системы мотивации, так у генерального и коммерческого директора компании разные взгляды на этот вопрос;
- преобразования системы закупок повысит конкурентоспособность торговой сети, что очень актуально в условиях прихода на томский рынок федеральных игроков.