ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . 6
1.1. Понятие о творческих способностях детей в педагогике и психологии . 6
1.2. Общая характеристика игровой деятельности как средства развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность игровой
деятельности в качестве средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 39
2.2. Организация деятельности по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности 47
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
Актуальность исследования. Творчество - это одно из важнейших элементов развития личности ребенка, формирование которого напрямую зависит от заинтересованности взрослых и их влиянии на ребенка с раннего детства. Дошкольный возраст - самый оптимальный для проявления первых творческих экспериментов, формирования развития способностей и закладки для дальнейшего развития и определения себя в жизненной позиции и социуме.
Творчество называют универсальным средством для развития ребенка, его индивидуальности. Творчество обеспечивает комфортные условия для адаптации ребенка к новым условиям, к окружающему социуму.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с дошкольного детства, при этом разнообразие видов детской деятельности, реализуемых в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) представляет широкие возможности для осуществления этой задачи.
Современные исследователи психологических и педагогических направлений приходят к единому мнению, что развитие творческих способностей ребенка не происходит само по себе, а определяется успешностью взаимодействия взрослого и ребенка. Особая роль в этой связи отводится игровой деятельности, так как игровая деятельность и сама игра в дошкольном возрасте является основой становления личности дошкольника, в том числе -ребенка старшего дошкольного возраста.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, которые опираются на труд Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, А.Н. Леонтьева, Р.И. Жуковской и Д.В. Менджерицкой. На сегодняшний день научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом вызваны желанием психологов и педагогов, разрешить первичные противоречия, которые были заложены в фундаментальных основаниях данной теории (Д.Б. Эльконин, Т.А. Маркова).
Исследование влияния творческих процессов на игровую, и учебную деятельность детей, и факторы их гармоничного личностного развития, отражены в работах отечественных авторов традиционной психологической мысли, а также в диссертационных исследованиях в области педагогики и психологии, выполненных в последние годы (А.В. Быков, В.Е. Дружинин, Е.А.Пуртова, А.Г. Асмолов, С.А. Шапкин, В.А. Иванова, А.И. Фролов, А.Э. Пасниченко, Е.П. Ильин, Ю.А. Васильева, Т.И. Шульга) [2], [3], [9], [11], [24].
Задачи развития игровой деятельности в сочетании с развитием творческих способностей детей рассматриваются в качестве важнейших в современной дошкольной педагогике. В тоже время, при работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги отдают приоритет развитию элементов учебной деятельности, не используя весь потенциал игровой деятельности для развития творческих способностей детей. Часто воспитатели в старшей группе не выделяют необходимого времени для игр, не заботятся о создании соответствующей среды. В итоге, игровая деятельность старших дошкольников становится фрагментарной, однообразной, что не способствует развитию творческих способностей детей.
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
обеспечивающие эффективность игровой деятельности как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования -теоретически и практически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность игровой деятельности как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования данной работы - процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе выполнения работы мы ставим перед собой такие задачи:
1. Изучить представления о творческих способностях детей в психологии и педагогике.
2. Раскрыть роль игры в развитии творческих способностей у старших дошкольников.
3. Охарактеризовать педагогические условия, которые обеспечивают эффективность игровой деятельности как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
5. Оценить результативность исследования.
В работе мы использовали такие методы научно-педагогического исследования: теоретические - анализ и обобщение научно - теоретических источников по данной теме, синтез, сравнение; эмпирические - наблюдение, диагностическая игра, методы математической и графической обработки данных.
Работа изложена на 63 страницах и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 59 источников, в том числе, печатных изданий, справочной литературы и интернет источников. Работа включает приложение.
В ходе данной исследовательской работы удалось раскрыть актуальность темы: исследования особенностей творческого развития детей.
В теоретических исследованиях о развитии творчества и творческих способностей у дошкольников в игре мы опиралась на следующие положения: творчество - есть создание нечто качественно нового, и не относится только к художественно-гуманитарной сфере развития. Развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта ребенка; а также воображения, которое имеет особую форму, вид у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа литературы, было установлено, что многие исследователи отводят ведущую роль в развитии творческих способностей у детей игровой деятельности. При этом, игровая деятельность оказывает влияние на все сферы развития: художественная деятельность -
художественная игра; театрализованная деятельность - театрализованная игра; физическое развитие - игры соревнования и т.д. Каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование процесса развития творческих способностей. Таким образом, в ходе решения второй задачи было установлено, что игровая деятельность может рассматриваться и как средство развития творческих способностей. Но значимым средством она становится тогда, когда осуществляется педагогическое руководство, создается эмоционально - положительная обстановка, не разрушается инициатива и свобода выбора ребенка. То есть анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно при создании следующих условий:
1) Гарантия самостоятельности и свободы в игре дошкольника в условиях педагогического руководства ею;
2) Создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе дошкольного учреждения;
3) Специальная проводимая взрослым работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре.
Именно на создании этих трех педагогических условий и была направлена опытно-поисковая работа, которая привела нас к анализу и интерпретации полученных в ходе исследования результатов:
На первом этапе опытно-поисковой работы было выявлено: на основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено 3 уровня развития творческих способностей у старших дошкольников: низкий, средний, высокий. На основе анализа результата проведенных методик, был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников среднего уровня развития творческих способностей. Были выявлены и установлены для исследования, критерии развития творческих способностей, такие как: оригинальность, быстрота, гибкость, вариативность. Именно на основании этих критериев позже была проведена исследовательская работа.
Основой работы служила поставленная цель - создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность, то есть игру.
Для наиболее эффективного результата, выше перечисленные педагогические условия, влияющие на игровую деятельность, были успешно созданы. Нами было установлено, что дети старшего дошкольного возраста, которые принимали участие в опытно-поисковой работе, чувствовали себя достаточно комфортно, проявляли высокую творческую активность и творческую деятельность; приняли педагога как партнера в игровой деятельности, принимая наиболее полно его руководство в игре, и применяя полученные знания и правила уже в свободной игровой деятельности, апробируя и развиваясь дальше, то есть проявляя свободу выбора и действия в целом.
Анализ результатов исследования подтвердил эффективность проведенных мероприятий. Сравнительная таблица результатов по критериям творческих способностей показала заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то оригинальное, новое, вовлекали в деятельность других детей и взрослых также, не как наблюдателей, как полноценных партнеров по игре.
Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что развитие творческих способностей у старших дошкольников в игре возможно при соблюдении следующих условий: гарантии самостоятельности и свободы в игре дошкольника в условиях педагогического руководства ею; создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе дошкольного учреждения; специальная проводимая взрослым работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре.
1. Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения
преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Астраханцева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2002. - 190 с.-URL:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-obespecheniya- preemstvennosti-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostei-#ixzz3nkd1D3rK/(дата обращения: 05.10.2017).
2. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: [б. и.], 1994. - 152 с..
3. Белозерцев, В. И. Техническое творчество [Текст] / В. И. Белозерцев. -Ульяновск : Приволж.книж. изд-во, 1975.- 312 с.
4. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. - СПб. : Изд-во Буковского,
1995. - 60 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
6. Бугрименко, Е. А. Формирование осознанного отношения к слову [Текст] / Е.А. Бугрименко // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988. - С. 73-76.
7. Васильева, А. И. Совершенствование обучения в детском саду [Текст] / А. И. Васильева. - Минск : Нар.асвета, 1980. - 95 с.
8. Воробьева, Д.И. Гармония развития [Текст] : интегриров. программа интеллектуал., худож. и творчес. развития личности дошкольника / Д. И. Воробьева. - СПб.: ЛГОУ, 1996. - 112с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка[Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. -1966. -№ 6.- С. 62-76.
11. Гуткина, Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития [Текст] / Н. И. Гуткина// Активные методы в работе школьного психолога : сб. науч. тр. / отв. ред. И. В. Дубровина. - М., 1990. - С. 11-31.
12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
13. Диагностика в детском саду [Текст] : содерж. и орг. диагност. работы в дошкол. образоват. учреждении : метод. пособие / Л. А. Баландина [и др.]; под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 287 с.
14. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - М. : Академия, 1996. - 216 с.
15. Екжанова, Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях [Текст] : методика коррекц.-пед. работы в нач.кл. образоват.шк. : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, О. А. Фроли-кова. - М.: КАРО, 2007. - 271 с.
...