ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 5
1.1. Проблема приобщения к чтению старших дошкольников 5
1.2. Ведущие характеристики читательского интереса дошкольников 15
1.3. Роль дидактической игры в формировании интереса к чтению у детей
старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика уровня сформированности интереса к чтению у детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию интереса к
чтению у старших дошкольников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 5
1.1. Проблема приобщения к чтению старших дошкольников 5
1.2. Ведущие характеристики читательского интереса дошкольников 15
1.3. Роль дидактической игры в формировании интереса к чтению у детей
старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика уровня сформированности интереса к чтению у детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию интереса к
чтению у старших дошкольников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
В наш век высоких информационных технологий люди стали гораздо меньше читать, книга утратила свое воспитательное значение. Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением на сегодняшний день стоит задача возродить стойкий интерес детей к книге с целью развития духовно-культурных и гражданско- патриотических ценностей.
Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Чтобы читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился устойчивый интерес к книге. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер, вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого и ребенка.
Степень разработанности проблемы. Методические вопросы приобщения дошкольников к книге можно найти в исследованиях Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко и др. Идеи развития эстетического восприятия дошкольников изучали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович. Теоретическими основами организации детского чтения занимался В.А. Зеленко.
Одно из эффективных средств развития интереса к чтению, наряду с другими методами и приемами, используемыми на занятиях - дидактическая игра. Еще К. Д.
Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был продуктивным.
Дидактические игры - сложные, многогранные явления. Они могут выступать в качестве метода обучения, так как выполняют обучающие, развивающие, воспитывающие, мотивационные функции.
По мнению ряда ученых, изучающих развитие игровой деятельности старших дошкольников (Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова), именно в игре формируется устойчивый познавательный интерес у дошкольников, в том числе к чтению. В тоже время, возможности применения дидактической игры в качестве средства формирования интереса старших дошкольников к чтению недостаточно изучено.
Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Проблема исследования: заключается в поиске эффективных средств,
обеспечивающих формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить ведущие характеристики читательского интереса дошкольников.
2) Раскрыть роль дидактической игры в формировании интереса к чтению у старших дошкольников.
3) Провести диагностику уровня сформированности интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
4) Апробировать комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
5) Оценить результаты проведенного исследования.
Методологической базой исследования выступают разные подходы приобщения к чтению дошкольников - Н.Н. Койкова-Подшивалова и Е.Л. Николаева - в контексте внеклассного чтения; С. А. Икрамова - через выразительное чтение; И. Г. Жукова - средствами этнопедагогики; С.В. Евтюшкин, Е.С. Салахутдинова - в процессе обучения чтению; И.П. Сметанкина - посредством чтения научно-популярной литературы о природе.
Методы:
- теоретические: анализ литературы, ретроспективный (исторический) метод, сравнение, сопоставление;
- эмпирические: интервьюирование, опрос, анкетирование, опытно-поисковая работа.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Список литературы состоит из 60 источников.
Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Чтобы читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился устойчивый интерес к книге. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер, вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого и ребенка.
Степень разработанности проблемы. Методические вопросы приобщения дошкольников к книге можно найти в исследованиях Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко и др. Идеи развития эстетического восприятия дошкольников изучали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович. Теоретическими основами организации детского чтения занимался В.А. Зеленко.
Одно из эффективных средств развития интереса к чтению, наряду с другими методами и приемами, используемыми на занятиях - дидактическая игра. Еще К. Д.
Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был продуктивным.
Дидактические игры - сложные, многогранные явления. Они могут выступать в качестве метода обучения, так как выполняют обучающие, развивающие, воспитывающие, мотивационные функции.
По мнению ряда ученых, изучающих развитие игровой деятельности старших дошкольников (Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова), именно в игре формируется устойчивый познавательный интерес у дошкольников, в том числе к чтению. В тоже время, возможности применения дидактической игры в качестве средства формирования интереса старших дошкольников к чтению недостаточно изучено.
Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Проблема исследования: заключается в поиске эффективных средств,
обеспечивающих формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить ведущие характеристики читательского интереса дошкольников.
2) Раскрыть роль дидактической игры в формировании интереса к чтению у старших дошкольников.
3) Провести диагностику уровня сформированности интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
4) Апробировать комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
5) Оценить результаты проведенного исследования.
Методологической базой исследования выступают разные подходы приобщения к чтению дошкольников - Н.Н. Койкова-Подшивалова и Е.Л. Николаева - в контексте внеклассного чтения; С. А. Икрамова - через выразительное чтение; И. Г. Жукова - средствами этнопедагогики; С.В. Евтюшкин, Е.С. Салахутдинова - в процессе обучения чтению; И.П. Сметанкина - посредством чтения научно-популярной литературы о природе.
Методы:
- теоретические: анализ литературы, ретроспективный (исторический) метод, сравнение, сопоставление;
- эмпирические: интервьюирование, опрос, анкетирование, опытно-поисковая работа.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Список литературы состоит из 60 источников.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре наиболее быстро происходит развитие интереса к чтению. Книга является важным средством в жизни ребенка т.к. способствует развитию таких функций как мышление, речь, чувства и т.д. Если не развивать читательский интерес то у ребенка не возникнет интереса к чтению и книгам.
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и в своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Основной признак читательского интереса это значимость определенной литературы для ребенка и положительное эмоциональное отношение к ней.
Читательский интерес формируется постепенно, поэтапно. Для успешного формирования читательского интереса нужно соблюдать следующие условия: принцип системности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, принцип наглядности, а также принцип доступности.
Дидактическая игра - вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Для развития читательского интереса нужно подобрать такие игры что бы они были связаны с детской литературой и интересны детям.
С целью диагностики читательских интересов детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование в старшей группе детского сада №133. Используемые методики позволили оценить начальный уровень сформированности интереса к чтению у детей, а также изучить особенности читательских интересов у детей (устойчивость, широта, осознанность). Анализ результатов диагностического этапа опытно-поисковой работы показал, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован читательский интерес.
Далее, разработан комплекс дидактических игр, включающий в себя следующие игры: «Угадай сказочного героя», « В гостях у сказки», «Литературное лото», «Волшебные предметы» и др.
Апробация комплекса игр в старшей группе детского сада подтвердила его результативность.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. В ходе исследования было доказано, что дидактическая игра может выступать в качестве самостоятельного средства формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре наиболее быстро происходит развитие интереса к чтению. Книга является важным средством в жизни ребенка т.к. способствует развитию таких функций как мышление, речь, чувства и т.д. Если не развивать читательский интерес то у ребенка не возникнет интереса к чтению и книгам.
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и в своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Основной признак читательского интереса это значимость определенной литературы для ребенка и положительное эмоциональное отношение к ней.
Читательский интерес формируется постепенно, поэтапно. Для успешного формирования читательского интереса нужно соблюдать следующие условия: принцип системности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, принцип наглядности, а также принцип доступности.
Дидактическая игра - вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Для развития читательского интереса нужно подобрать такие игры что бы они были связаны с детской литературой и интересны детям.
С целью диагностики читательских интересов детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование в старшей группе детского сада №133. Используемые методики позволили оценить начальный уровень сформированности интереса к чтению у детей, а также изучить особенности читательских интересов у детей (устойчивость, широта, осознанность). Анализ результатов диагностического этапа опытно-поисковой работы показал, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован читательский интерес.
Далее, разработан комплекс дидактических игр, включающий в себя следующие игры: «Угадай сказочного героя», « В гостях у сказки», «Литературное лото», «Волшебные предметы» и др.
Апробация комплекса игр в старшей группе детского сада подтвердила его результативность.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. В ходе исследования было доказано, что дидактическая игра может выступать в качестве самостоятельного средства формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сформированности навыка осознанного чтения обучающихся 5-
6 классов с легкой степенью умственной отсталости
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности сформированности навыка осознанного чтения учащихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2018





