Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №98543

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 5
1.1. Проблема приобщения к чтению старших дошкольников 5
1.2. Ведущие характеристики читательского интереса дошкольников 15
1.3. Роль дидактической игры в формировании интереса к чтению у детей
старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика уровня сформированности интереса к чтению у детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию интереса к
чтению у старших дошкольников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70


В наш век высоких информационных технологий люди стали гораздо меньше читать, книга утратила свое воспитательное значение. Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением на сегодняшний день стоит задача возродить стойкий интерес детей к книге с целью развития духовно-культурных и гражданско- патриотических ценностей.
Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Чтобы читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился устойчивый интерес к книге. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер, вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого и ребенка.
Степень разработанности проблемы. Методические вопросы приобщения дошкольников к книге можно найти в исследованиях Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко и др. Идеи развития эстетического восприятия дошкольников изучали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович. Теоретическими основами организации детского чтения занимался В.А. Зеленко.
Одно из эффективных средств развития интереса к чтению, наряду с другими методами и приемами, используемыми на занятиях - дидактическая игра. Еще К. Д.
Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был продуктивным.
Дидактические игры - сложные, многогранные явления. Они могут выступать в качестве метода обучения, так как выполняют обучающие, развивающие, воспитывающие, мотивационные функции.
По мнению ряда ученых, изучающих развитие игровой деятельности старших дошкольников (Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова), именно в игре формируется устойчивый познавательный интерес у дошкольников, в том числе к чтению. В тоже время, возможности применения дидактической игры в качестве средства формирования интереса старших дошкольников к чтению недостаточно изучено.
Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Проблема исследования: заключается в поиске эффективных средств,
обеспечивающих формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить ведущие характеристики читательского интереса дошкольников.
2) Раскрыть роль дидактической игры в формировании интереса к чтению у старших дошкольников.
3) Провести диагностику уровня сформированности интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
4) Апробировать комплекс дидактических игр по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
5) Оценить результаты проведенного исследования.
Методологической базой исследования выступают разные подходы приобщения к чтению дошкольников - Н.Н. Койкова-Подшивалова и Е.Л. Николаева - в контексте внеклассного чтения; С. А. Икрамова - через выразительное чтение; И. Г. Жукова - средствами этнопедагогики; С.В. Евтюшкин, Е.С. Салахутдинова - в процессе обучения чтению; И.П. Сметанкина - посредством чтения научно-популярной литературы о природе.
Методы:
- теоретические: анализ литературы, ретроспективный (исторический) метод, сравнение, сопоставление;
- эмпирические: интервьюирование, опрос, анкетирование, опытно-поисковая работа.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Список литературы состоит из 60 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре наиболее быстро происходит развитие интереса к чтению. Книга является важным средством в жизни ребенка т.к. способствует развитию таких функций как мышление, речь, чувства и т.д. Если не развивать читательский интерес то у ребенка не возникнет интереса к чтению и книгам.
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и в своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Основной признак читательского интереса это значимость определенной литературы для ребенка и положительное эмоциональное отношение к ней.
Читательский интерес формируется постепенно, поэтапно. Для успешного формирования читательского интереса нужно соблюдать следующие условия: принцип системности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, принцип наглядности, а также принцип доступности.
Дидактическая игра - вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Для развития читательского интереса нужно подобрать такие игры что бы они были связаны с детской литературой и интересны детям.
С целью диагностики читательских интересов детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование в старшей группе детского сада №133. Используемые методики позволили оценить начальный уровень сформированности интереса к чтению у детей, а также изучить особенности читательских интересов у детей (устойчивость, широта, осознанность). Анализ результатов диагностического этапа опытно-поисковой работы показал, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован читательский интерес.
Далее, разработан комплекс дидактических игр, включающий в себя следующие игры: «Угадай сказочного героя», « В гостях у сказки», «Литературное лото», «Волшебные предметы» и др.
Апробация комплекса игр в старшей группе детского сада подтвердила его результативность.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. В ходе исследования было доказано, что дидактическая игра может выступать в качестве самостоятельного средства формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.



1. Акулова, О. В. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Как работать по программе «Детство» [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» / О. В. Акулова, Л. М. Гурович. - СПб.: Детство-Пресс; М. : Творч. центр «Сфера», 2012. - 187 с.
2. Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Текст] / Л.И. Афанасьева. - 2005. - № 2. - 36 с.
3. Бердяшкина, Т. П. Власова, Г. А. Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга - лучший друг» [Текст] : Вопросы дошкольной педагогики / Т. П. Бердяшкина, Г. А. Власова. 2015. - № 1. 9-11 с.
4. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] : Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова М. Р. Битянова, Е. Г. Королева, О. М. Пяткова; под общей ред. М. Р. Битяновой. - СПб. : Питер, 2004. - 547 с.
5. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М. : 1991. - 322 с.
6. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст]: Детский сад от А до Я / С. Болотская, Т. Сквирер. 2008. - № 4. 150-153 с.
7. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Воронеж : 2010. - 176 с.
8. Бородина, В. А. Психологические методы в изучении читательского развития. Методология исследовательской работы [Текст] / В. А. Бородина. - СПб. : СПбГУКИ, 2011. - № 5. 18-27 с.
9. Васильева, М. А., Гербова, В. В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : учеб.пособ. под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 460 с.
10. Винокурова, Н. В., Мазуренко, О. В. Роль внетекстовой информации детской книги в воспитании читательского интереса у дошкольников [Текст] / Н. В. Винокурова, О. В. Мазуренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 30. - С.431-435.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АСТ, 2007. - 667 с.
12. Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести[Текст] : Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : 1996. - 377 с.
13. Герасимов, С. В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С. В. Герасимов. - Вопросы психологии, 1993. - №4. 33-39 с.
14. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.
15. Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е.Н. Гончарова. - Воспитание школьников, 2005. - № 12. 45-56 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ