Ведение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к сущности психологопедагогической компетентности консультанта по управлению 9
1.1. Теоретический анализ феномена психолого-педагогической
компетентности консультанта по управлению 9
1.2. Значение компетентностного подхода в формировании компетентности
консультанта по управлению 20
1.3. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности
консультанта в области управления 26
Глава 2. Разработка программы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления 38
2.1. Диверсификация методов развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 38
2.2. Алгоритм моделирования программы развития психолого
педагогической компетентности консультанта в области управления 53
2.3. Цели и содержание программы развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 62
2.4. Оценка и управление уровнем развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 66
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 83
Управленческое консультирование в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей на российском рынке, что обусловлено, прежде всего, повышением конкуренции практически во всех сферах предпринимательской деятельности и, соответственно, непрерывным поиском владельцев и управляющих бизнесом новых методов повышения эффективности своего производства.
Повышенный спрос на специалистов по управленческому консультированию в значительной степени влияет на эффективность и качество предоставляемых услуг, которые должны удовлетворять требованиям клиентов и рыночной среды. При этом сама профессиональная деятельность консультанта в области управления может быть результативной, лишь в том случае, если реализованы ее главные цели - удовлетворить потребности клиента и повысить эффективность собственной деятельности.
В этой связи проблема совершенствования профессиональной компетентности консультанта в области управления в последние годы приобрела особое значение.
Компетентностный подход предполагает создание модели компетенций, в содержание которой включаются профессиональные и личностные качества, обладание которыми позволяет консультанту осуществлять свою деятельность эффективно и результативно. Модель компетенций дает возможность определить и обосновать, какие компетенции консультанту необходимо развивать, чтобы повысить эффективность деятельности консалтинговой организации.
В настоящий момент существует много исследований, посвященных построению модели компетенции консультанта в области управления, однако их анализ показывает, что все описанные модели профессиональной компетенции консультанта не могут дать полного и развернутого описания всех способностей и свойств, которыми должен обладать специалист по управленческому консультированию, что связано, прежде всего, со спецификой деятельности в каждой из сфер консультирования. Однако во всех моделях обязательно указываются способность понимать людей и работать с ними, и это позволяет констатировать факт того, что обладание психолого-педагогическими знаниями и умениями является неотъемлемым элементом общей профессиональной компетентности консультанта в любой области управления.
Однако существующие в настоящий момент системы повышения квалификации специалистов в области консалтинга не обеспечивают развития психолого-педагогических навыков консультанта, делая, прежде всего упор на формирование и развитие деловых качеств по решению проблем клиентов.
Обозначенное противоречие вполне может быть разрешено в сфере образования, где имеется возможность учитывать принцип системного подхода к процессу обучения.
Компетентность есть степень освоения компетенции субъектом профессиональной деятельности, результат развития компетенции. Если понимать развитие как процесс качественного изменения феномена, то развитие психолого-педагогической компетенции предполагает динамику перехода от одного уровня освоения компетенции к более высокому, следовательно, программы развития психолого-педагогической компетенции необходимо обязательно включать в систему дополнительного профессионального образования и программы повышения квалификации для консультанта в области управления.
Таким образом, значимость и недостаточная разработанность в теоретическом и методологическом аспектах обуславливают актуальность данной темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и разработать программу развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) изучить существующие подходы к проблеме профессиональной компетенции;
2) определить значение компетентностного подхода в формировании компетентности консультанта по управлению;
3) определить сущность и содержание психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
4) рассмотреть особенности формирования и развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
5) разработать программу развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
6) предложить и обосновать методику оценки уровня развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Объект исследования - приемы и методы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Предметом исследования выступает психолого-педагогическая компетентность консультанта в области управления.
Гипотеза исследования: профессиональная деятельность консультанта в области управления будет эффективной, если будут реализованы условия развития психолого-психологической компетенции, включающие:
1) диагностирование и учет психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
2) создание и реализацию программы развития профессионально важных качеств личности консультанта в области управления.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых и практиков в области управленческого консультирования (А.О. Блинов, В.Л. Дресвянников, Ю.Н. Лапыгин), компетентностного подхода в образовании (В. И. Байденко, А. В. Бачурина, В.Н. Веденский, И. А. Зимняя, М. М. Кашапов, Н.И. Лукьянова и др.), работы ученых в области формирования и развития психолого-педагогической компетентности (Д.Л. Фельдштейн, С.М. Шингаев и др.), исследования, посвященные правилам моделирования и анализа методов и приемов обучения (Б.Е. Андюсев, А. Долгоруков, Т.С. Панина, А.А. Тюков), другая психолого-педагогическая литература.
Методы и методики исследования: анализ, обобщение и систематизация литературных источников по проблеме исследования, методы анализа и синтеза, метод сравнения.
Научная новизна исследования. Впервые выделена психолого-педагогическая компетентность консультанта по управлению как самостоятельный элемент профессиональной компетенции специалистов данной сферы...
В процессе исследования был проведен теоретический анализ существующих подходов к понятиям «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция», в результате чего было выявлено наличие значительного количества статей в научных журналах, монографий, диссертационных исследований, в которых позиция ученых по данному вопросу неоднозначна.
На основе анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что компетенция представляет собой динамический процесс овладения знаниями, умениями, навыками. Компетенции связаны со способностью и готовностью личности осваивать профессиональные знания. Компетентность рассматривается как уже присвоенное качество личности, результат интериоризирования совокупности знаний, умений, навыков успешно и эффективно выполнять профессиональную деятельность.
В этой связи был сделан вывод о том, что понятие «профессиональная компетентность» в педагогической науке можно рассматривать как комплекс знаний и умений, которые определяют результативность труда; как объем имеющихся навыков для исполнения трудовых задач; как комбинация личностных характеристик и качеств; как взаимодополняющая теоретическая и практическая готовность к труду и др.
В рамках данного исследования был изучен принятый в 2017 году Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Консультант по вопросам управления организацией», анализ которого позволил сформулировать содержание обобщенной трудовой функции «Консультирование в области управления» которая состоит, из семи трудовых функций: контрактации, диагностики управленческой ситуации, разработки решений, проектирования деятельности, сопровождения реализации управленческих решений, управления консалтинговым проектом, коммуникации с заказчиком.
Исследование компетентности специалиста по управленческому консультированию позволило сделать вывод, что сущность консультирования в области управления заключается не только в обладании специальными знаниями и практическими навыками, но и в умении логично и убедительно доносить до клиента свои рекомендации, которое невозможно без обладания психолого-педагогической компетентностью.
Исследование выявило дефицит научных знаний и практик, раскрывающих потенциал образовательных возможностей в развитии психолого-педагогической компетентности консультантов в области управления, поэтому в работе предложено авторское определение данному понятию: психолого-педагогическая компетентность консультантов в области управления - это совокупность взаимосвязанных личностных и профессиональных качеств личности консультанта в области управления, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие с клиентами в процессе осуществления своей деятельности.
Были выделены следующие ключевые элементы психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления: педагогические знания, и в первую очередь - андрагогические; социально-психологические знания об особенностях коммуникативной деятельности конкретной личности, о закономерностях общения; психологические знания о сильных и слабых сторонах своей профессиональной деятельности, специфических особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Было установлено, что одним из условий эффективного развития профессиональной компетентности специалистов является оптимальный выбор необходимых и достаточных средств и методов для развития профессиональной компетентности специалистов в рамках курсов дополнительного профессионального образования.
На смену транслированию теоретических знаний приходят активные и интерактивные формы обучения, в процессе которых у слушателей есть возможность отработки практических навыков в области управленческого консультирования. На достоверном уровне доказана эффективность активных методов обучения в целях развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления: имитационного (тренинги, ситуационные задачи, case-study и т.п.) и дискуссионного типов (дискуссии, круглые столы, фокус-группы и т.п.).
В процессе исследовательской работы выделены основные принципы моделирования процесса развития психолого-педагогической компетентности специалистов в области управленческого консультирования и на их основе предложен алгоритм моделирования программы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления, состоящий из четырех этапов - диагностического, организационного, практического и аналитического.
На основе предложенного алгоритма разработана программа развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления, реализация которой позволяет создать условия для приобретения консультантом в области управления принципиально нового образовательного опыта, пересмотра профессионального мировоззрения, формирования нового поведения, а также содействует развитию психолого-педагогической компетентности в целом и профессионально значимых личностных качеств в частности.
Разработаны формы активных методов обучения, входящих в содержание программы развития: семинары-дискуссии, тренинги и casestudy.
Продолжительность обучения по разработанной программе - 22 часа.
Предложена методика оценки уровня развития педагогической компетентности консультанта в области управления, позволяющая управлять процессом развития.
В состав методики входит диагностика личностных компетенций консультантов в области управления методом case-stady, а также психодиагностический комплекс, включающий диагностику пяти основных взаимосвязанных видов психологической компетентности, обладать которыми должны консультанты в области управления: социально-перцептивную, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную и общую психолого-педагогическую компетентность.
1. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения / О. А. Коряковцева, Л. В. Плуженская, И. Ю. Тарханова, П.С. Федорова - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.
2. Андреев Л.А. На перекрестке мнений / Л.А. Андреев //Высшее образование в России. - 2014. - № 3.
3. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. - 2010. - № 4.
4. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
5. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. - № 11.
6. Бачурина, А. В. Помогающие профессии в контексте
компетентностного подхода. / А. В. Бачурина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия,
социология, культурология, социальная работа. - 2011. - Выпуск № 4.
7. Безуглова, Л. П. К вопросу о развитии и измерении общекультурной компетенции у студентов в рамках дисциплины «Развитие культуры мышления». / Л. П. Безуглова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2011. - №2.
8. Бекоева Д. Д. Активные методы в обучении менеджеров // Психология обучения. — 2016. — № 9.
9. Блинов А.О., Дресвянников В.Л. Управленческое консультирование. Учебник. - М.: Изд-во Дашков и Ко, 2014.
10. Бочарникова М. А. Компетентностный подход: история,
содержание, проблемы реализации // Начальная школа (журнал). - 2015. - №3.
11. Введенский, В.Н. Регулятивная компетенция специалиста как проявление регулятивной функции психики личности // Инновации в образовании.- 2014.- №1.
12. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода: материалы к шестому
заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. М, 2015.
13. Грудзинский, А. О., Палеева, О. А. Компетентностный подход как основа функционального высшего образования США и Германии: опыт для России. / А. О. Грудзинский, О. А. Палеева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаческого. - 2014. - №2(1).
14. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: studopedia.ru > 14_76115_metod_keys_studi.html
15. Дудченко В.С. Нарушение этических норм в управленческом консультировании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ngpc. ru/text/dudchenko. htm...