Развитие психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления
|
Ведение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к сущности психологопедагогической компетентности консультанта по управлению 9
1.1. Теоретический анализ феномена психолого-педагогической
компетентности консультанта по управлению 9
1.2. Значение компетентностного подхода в формировании компетентности
консультанта по управлению 20
1.3. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности
консультанта в области управления 26
Глава 2. Разработка программы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления 38
2.1. Диверсификация методов развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 38
2.2. Алгоритм моделирования программы развития психолого
педагогической компетентности консультанта в области управления 53
2.3. Цели и содержание программы развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 62
2.4. Оценка и управление уровнем развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 66
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 83
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к сущности психологопедагогической компетентности консультанта по управлению 9
1.1. Теоретический анализ феномена психолого-педагогической
компетентности консультанта по управлению 9
1.2. Значение компетентностного подхода в формировании компетентности
консультанта по управлению 20
1.3. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности
консультанта в области управления 26
Глава 2. Разработка программы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления 38
2.1. Диверсификация методов развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 38
2.2. Алгоритм моделирования программы развития психолого
педагогической компетентности консультанта в области управления 53
2.3. Цели и содержание программы развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 62
2.4. Оценка и управление уровнем развития психолого-педагогической
компетентности консультанта в области управления 66
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 83
Управленческое консультирование в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей на российском рынке, что обусловлено, прежде всего, повышением конкуренции практически во всех сферах предпринимательской деятельности и, соответственно, непрерывным поиском владельцев и управляющих бизнесом новых методов повышения эффективности своего производства.
Повышенный спрос на специалистов по управленческому консультированию в значительной степени влияет на эффективность и качество предоставляемых услуг, которые должны удовлетворять требованиям клиентов и рыночной среды. При этом сама профессиональная деятельность консультанта в области управления может быть результативной, лишь в том случае, если реализованы ее главные цели - удовлетворить потребности клиента и повысить эффективность собственной деятельности.
В этой связи проблема совершенствования профессиональной компетентности консультанта в области управления в последние годы приобрела особое значение.
Компетентностный подход предполагает создание модели компетенций, в содержание которой включаются профессиональные и личностные качества, обладание которыми позволяет консультанту осуществлять свою деятельность эффективно и результативно. Модель компетенций дает возможность определить и обосновать, какие компетенции консультанту необходимо развивать, чтобы повысить эффективность деятельности консалтинговой организации.
В настоящий момент существует много исследований, посвященных построению модели компетенции консультанта в области управления, однако их анализ показывает, что все описанные модели профессиональной компетенции консультанта не могут дать полного и развернутого описания всех способностей и свойств, которыми должен обладать специалист по управленческому консультированию, что связано, прежде всего, со спецификой деятельности в каждой из сфер консультирования. Однако во всех моделях обязательно указываются способность понимать людей и работать с ними, и это позволяет констатировать факт того, что обладание психолого-педагогическими знаниями и умениями является неотъемлемым элементом общей профессиональной компетентности консультанта в любой области управления.
Однако существующие в настоящий момент системы повышения квалификации специалистов в области консалтинга не обеспечивают развития психолого-педагогических навыков консультанта, делая, прежде всего упор на формирование и развитие деловых качеств по решению проблем клиентов.
Обозначенное противоречие вполне может быть разрешено в сфере образования, где имеется возможность учитывать принцип системного подхода к процессу обучения.
Компетентность есть степень освоения компетенции субъектом профессиональной деятельности, результат развития компетенции. Если понимать развитие как процесс качественного изменения феномена, то развитие психолого-педагогической компетенции предполагает динамику перехода от одного уровня освоения компетенции к более высокому, следовательно, программы развития психолого-педагогической компетенции необходимо обязательно включать в систему дополнительного профессионального образования и программы повышения квалификации для консультанта в области управления.
Таким образом, значимость и недостаточная разработанность в теоретическом и методологическом аспектах обуславливают актуальность данной темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и разработать программу развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) изучить существующие подходы к проблеме профессиональной компетенции;
2) определить значение компетентностного подхода в формировании компетентности консультанта по управлению;
3) определить сущность и содержание психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
4) рассмотреть особенности формирования и развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
5) разработать программу развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
6) предложить и обосновать методику оценки уровня развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Объект исследования - приемы и методы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Предметом исследования выступает психолого-педагогическая компетентность консультанта в области управления.
Гипотеза исследования: профессиональная деятельность консультанта в области управления будет эффективной, если будут реализованы условия развития психолого-психологической компетенции, включающие:
1) диагностирование и учет психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
2) создание и реализацию программы развития профессионально важных качеств личности консультанта в области управления.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых и практиков в области управленческого консультирования (А.О. Блинов, В.Л. Дресвянников, Ю.Н. Лапыгин), компетентностного подхода в образовании (В. И. Байденко, А. В. Бачурина, В.Н. Веденский, И. А. Зимняя, М. М. Кашапов, Н.И. Лукьянова и др.), работы ученых в области формирования и развития психолого-педагогической компетентности (Д.Л. Фельдштейн, С.М. Шингаев и др.), исследования, посвященные правилам моделирования и анализа методов и приемов обучения (Б.Е. Андюсев, А. Долгоруков, Т.С. Панина, А.А. Тюков), другая психолого-педагогическая литература.
Методы и методики исследования: анализ, обобщение и систематизация литературных источников по проблеме исследования, методы анализа и синтеза, метод сравнения.
Научная новизна исследования. Впервые выделена психолого-педагогическая компетентность консультанта по управлению как самостоятельный элемент профессиональной компетенции специалистов данной сферы...
Повышенный спрос на специалистов по управленческому консультированию в значительной степени влияет на эффективность и качество предоставляемых услуг, которые должны удовлетворять требованиям клиентов и рыночной среды. При этом сама профессиональная деятельность консультанта в области управления может быть результативной, лишь в том случае, если реализованы ее главные цели - удовлетворить потребности клиента и повысить эффективность собственной деятельности.
В этой связи проблема совершенствования профессиональной компетентности консультанта в области управления в последние годы приобрела особое значение.
Компетентностный подход предполагает создание модели компетенций, в содержание которой включаются профессиональные и личностные качества, обладание которыми позволяет консультанту осуществлять свою деятельность эффективно и результативно. Модель компетенций дает возможность определить и обосновать, какие компетенции консультанту необходимо развивать, чтобы повысить эффективность деятельности консалтинговой организации.
В настоящий момент существует много исследований, посвященных построению модели компетенции консультанта в области управления, однако их анализ показывает, что все описанные модели профессиональной компетенции консультанта не могут дать полного и развернутого описания всех способностей и свойств, которыми должен обладать специалист по управленческому консультированию, что связано, прежде всего, со спецификой деятельности в каждой из сфер консультирования. Однако во всех моделях обязательно указываются способность понимать людей и работать с ними, и это позволяет констатировать факт того, что обладание психолого-педагогическими знаниями и умениями является неотъемлемым элементом общей профессиональной компетентности консультанта в любой области управления.
Однако существующие в настоящий момент системы повышения квалификации специалистов в области консалтинга не обеспечивают развития психолого-педагогических навыков консультанта, делая, прежде всего упор на формирование и развитие деловых качеств по решению проблем клиентов.
Обозначенное противоречие вполне может быть разрешено в сфере образования, где имеется возможность учитывать принцип системного подхода к процессу обучения.
Компетентность есть степень освоения компетенции субъектом профессиональной деятельности, результат развития компетенции. Если понимать развитие как процесс качественного изменения феномена, то развитие психолого-педагогической компетенции предполагает динамику перехода от одного уровня освоения компетенции к более высокому, следовательно, программы развития психолого-педагогической компетенции необходимо обязательно включать в систему дополнительного профессионального образования и программы повышения квалификации для консультанта в области управления.
Таким образом, значимость и недостаточная разработанность в теоретическом и методологическом аспектах обуславливают актуальность данной темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и разработать программу развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) изучить существующие подходы к проблеме профессиональной компетенции;
2) определить значение компетентностного подхода в формировании компетентности консультанта по управлению;
3) определить сущность и содержание психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
4) рассмотреть особенности формирования и развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
5) разработать программу развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
6) предложить и обосновать методику оценки уровня развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Объект исследования - приемы и методы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления.
Предметом исследования выступает психолого-педагогическая компетентность консультанта в области управления.
Гипотеза исследования: профессиональная деятельность консультанта в области управления будет эффективной, если будут реализованы условия развития психолого-психологической компетенции, включающие:
1) диагностирование и учет психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления;
2) создание и реализацию программы развития профессионально важных качеств личности консультанта в области управления.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых и практиков в области управленческого консультирования (А.О. Блинов, В.Л. Дресвянников, Ю.Н. Лапыгин), компетентностного подхода в образовании (В. И. Байденко, А. В. Бачурина, В.Н. Веденский, И. А. Зимняя, М. М. Кашапов, Н.И. Лукьянова и др.), работы ученых в области формирования и развития психолого-педагогической компетентности (Д.Л. Фельдштейн, С.М. Шингаев и др.), исследования, посвященные правилам моделирования и анализа методов и приемов обучения (Б.Е. Андюсев, А. Долгоруков, Т.С. Панина, А.А. Тюков), другая психолого-педагогическая литература.
Методы и методики исследования: анализ, обобщение и систематизация литературных источников по проблеме исследования, методы анализа и синтеза, метод сравнения.
Научная новизна исследования. Впервые выделена психолого-педагогическая компетентность консультанта по управлению как самостоятельный элемент профессиональной компетенции специалистов данной сферы...
В процессе исследования был проведен теоретический анализ существующих подходов к понятиям «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция», в результате чего было выявлено наличие значительного количества статей в научных журналах, монографий, диссертационных исследований, в которых позиция ученых по данному вопросу неоднозначна.
На основе анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что компетенция представляет собой динамический процесс овладения знаниями, умениями, навыками. Компетенции связаны со способностью и готовностью личности осваивать профессиональные знания. Компетентность рассматривается как уже присвоенное качество личности, результат интериоризирования совокупности знаний, умений, навыков успешно и эффективно выполнять профессиональную деятельность.
В этой связи был сделан вывод о том, что понятие «профессиональная компетентность» в педагогической науке можно рассматривать как комплекс знаний и умений, которые определяют результативность труда; как объем имеющихся навыков для исполнения трудовых задач; как комбинация личностных характеристик и качеств; как взаимодополняющая теоретическая и практическая готовность к труду и др.
В рамках данного исследования был изучен принятый в 2017 году Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Консультант по вопросам управления организацией», анализ которого позволил сформулировать содержание обобщенной трудовой функции «Консультирование в области управления» которая состоит, из семи трудовых функций: контрактации, диагностики управленческой ситуации, разработки решений, проектирования деятельности, сопровождения реализации управленческих решений, управления консалтинговым проектом, коммуникации с заказчиком.
Исследование компетентности специалиста по управленческому консультированию позволило сделать вывод, что сущность консультирования в области управления заключается не только в обладании специальными знаниями и практическими навыками, но и в умении логично и убедительно доносить до клиента свои рекомендации, которое невозможно без обладания психолого-педагогической компетентностью.
Исследование выявило дефицит научных знаний и практик, раскрывающих потенциал образовательных возможностей в развитии психолого-педагогической компетентности консультантов в области управления, поэтому в работе предложено авторское определение данному понятию: психолого-педагогическая компетентность консультантов в области управления - это совокупность взаимосвязанных личностных и профессиональных качеств личности консультанта в области управления, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие с клиентами в процессе осуществления своей деятельности.
Были выделены следующие ключевые элементы психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления: педагогические знания, и в первую очередь - андрагогические; социально-психологические знания об особенностях коммуникативной деятельности конкретной личности, о закономерностях общения; психологические знания о сильных и слабых сторонах своей профессиональной деятельности, специфических особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Было установлено, что одним из условий эффективного развития профессиональной компетентности специалистов является оптимальный выбор необходимых и достаточных средств и методов для развития профессиональной компетентности специалистов в рамках курсов дополнительного профессионального образования.
На смену транслированию теоретических знаний приходят активные и интерактивные формы обучения, в процессе которых у слушателей есть возможность отработки практических навыков в области управленческого консультирования. На достоверном уровне доказана эффективность активных методов обучения в целях развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления: имитационного (тренинги, ситуационные задачи, case-study и т.п.) и дискуссионного типов (дискуссии, круглые столы, фокус-группы и т.п.).
В процессе исследовательской работы выделены основные принципы моделирования процесса развития психолого-педагогической компетентности специалистов в области управленческого консультирования и на их основе предложен алгоритм моделирования программы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления, состоящий из четырех этапов - диагностического, организационного, практического и аналитического.
На основе предложенного алгоритма разработана программа развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления, реализация которой позволяет создать условия для приобретения консультантом в области управления принципиально нового образовательного опыта, пересмотра профессионального мировоззрения, формирования нового поведения, а также содействует развитию психолого-педагогической компетентности в целом и профессионально значимых личностных качеств в частности.
Разработаны формы активных методов обучения, входящих в содержание программы развития: семинары-дискуссии, тренинги и casestudy.
Продолжительность обучения по разработанной программе - 22 часа.
Предложена методика оценки уровня развития педагогической компетентности консультанта в области управления, позволяющая управлять процессом развития.
В состав методики входит диагностика личностных компетенций консультантов в области управления методом case-stady, а также психодиагностический комплекс, включающий диагностику пяти основных взаимосвязанных видов психологической компетентности, обладать которыми должны консультанты в области управления: социально-перцептивную, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную и общую психолого-педагогическую компетентность.
На основе анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что компетенция представляет собой динамический процесс овладения знаниями, умениями, навыками. Компетенции связаны со способностью и готовностью личности осваивать профессиональные знания. Компетентность рассматривается как уже присвоенное качество личности, результат интериоризирования совокупности знаний, умений, навыков успешно и эффективно выполнять профессиональную деятельность.
В этой связи был сделан вывод о том, что понятие «профессиональная компетентность» в педагогической науке можно рассматривать как комплекс знаний и умений, которые определяют результативность труда; как объем имеющихся навыков для исполнения трудовых задач; как комбинация личностных характеристик и качеств; как взаимодополняющая теоретическая и практическая готовность к труду и др.
В рамках данного исследования был изучен принятый в 2017 году Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Консультант по вопросам управления организацией», анализ которого позволил сформулировать содержание обобщенной трудовой функции «Консультирование в области управления» которая состоит, из семи трудовых функций: контрактации, диагностики управленческой ситуации, разработки решений, проектирования деятельности, сопровождения реализации управленческих решений, управления консалтинговым проектом, коммуникации с заказчиком.
Исследование компетентности специалиста по управленческому консультированию позволило сделать вывод, что сущность консультирования в области управления заключается не только в обладании специальными знаниями и практическими навыками, но и в умении логично и убедительно доносить до клиента свои рекомендации, которое невозможно без обладания психолого-педагогической компетентностью.
Исследование выявило дефицит научных знаний и практик, раскрывающих потенциал образовательных возможностей в развитии психолого-педагогической компетентности консультантов в области управления, поэтому в работе предложено авторское определение данному понятию: психолого-педагогическая компетентность консультантов в области управления - это совокупность взаимосвязанных личностных и профессиональных качеств личности консультанта в области управления, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие с клиентами в процессе осуществления своей деятельности.
Были выделены следующие ключевые элементы психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления: педагогические знания, и в первую очередь - андрагогические; социально-психологические знания об особенностях коммуникативной деятельности конкретной личности, о закономерностях общения; психологические знания о сильных и слабых сторонах своей профессиональной деятельности, специфических особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Было установлено, что одним из условий эффективного развития профессиональной компетентности специалистов является оптимальный выбор необходимых и достаточных средств и методов для развития профессиональной компетентности специалистов в рамках курсов дополнительного профессионального образования.
На смену транслированию теоретических знаний приходят активные и интерактивные формы обучения, в процессе которых у слушателей есть возможность отработки практических навыков в области управленческого консультирования. На достоверном уровне доказана эффективность активных методов обучения в целях развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления: имитационного (тренинги, ситуационные задачи, case-study и т.п.) и дискуссионного типов (дискуссии, круглые столы, фокус-группы и т.п.).
В процессе исследовательской работы выделены основные принципы моделирования процесса развития психолого-педагогической компетентности специалистов в области управленческого консультирования и на их основе предложен алгоритм моделирования программы развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления, состоящий из четырех этапов - диагностического, организационного, практического и аналитического.
На основе предложенного алгоритма разработана программа развития психолого-педагогической компетентности консультанта в области управления, реализация которой позволяет создать условия для приобретения консультантом в области управления принципиально нового образовательного опыта, пересмотра профессионального мировоззрения, формирования нового поведения, а также содействует развитию психолого-педагогической компетентности в целом и профессионально значимых личностных качеств в частности.
Разработаны формы активных методов обучения, входящих в содержание программы развития: семинары-дискуссии, тренинги и casestudy.
Продолжительность обучения по разработанной программе - 22 часа.
Предложена методика оценки уровня развития педагогической компетентности консультанта в области управления, позволяющая управлять процессом развития.
В состав методики входит диагностика личностных компетенций консультантов в области управления методом case-stady, а также психодиагностический комплекс, включающий диагностику пяти основных взаимосвязанных видов психологической компетентности, обладать которыми должны консультанты в области управления: социально-перцептивную, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную и общую психолого-педагогическую компетентность.
Подобные работы
- Формы взаимодействия ДОО с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (СКАЗКИ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018 - Управление педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019





