ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - КАК ОСНОВА ИСКУССТВА
ХОРЕОГРАФИИ 6
1.1. Вклад Мариуса Петипа и Джорджа Баланчина в лексику
классического танца 7
1.2. Творческие достижения ведущих хореографов современного балетного
театра конца XX начала XXI века
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ СТИЛЕВОЙ ИНТЕРПРИТАЦИИ
2.1. Вариация «La Flurett» 23
2.2. Хореографическая композиция «Кто же я на самом деле?» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
ПРИЛОЖЕНИЕ
Классическая хореография фундамент всех сценических видов танца. Подготовка профессионала возможна только, через классическую базу. Эта система движений способна сделать тело танцовщика: дисциплинированным, грациозным, пластичным. Вся эта система появилась тогда, когда балет (([^.ballet от лат. ballo танцую) стал полноправным жанром музыкального тетра, то есть, начиная с 17 века, когда Людовик XIV носивший прозвище «Король Солнце», (За свою роль солнца в придворном балете). Он же стал основателем первой в мире балетной школы - «Королевской Академии Танца».
С тех пор балет вышел на профессиональную сцену и отделился от других жанров театрального искусства. В это же время появляется термин «Классический танец». Придворный бальный танец начал замещаться элементами виртуозной техники. Вершиной действа стал именно танец. Танец, который мог бы воплотить через движение и пластику различные эмоции и чувства героев. Тогда же окончательно закрепилась и французская терминология классического танца, существующая и на сегодняшний день. Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обусловливающих самую природу классического танца. [20]
Эта терминология, несмотря на свою условность, почти всегда позволяет обнаружить корни, установить генетические истоки того или иного движения, позы или положения. Все движения построены на выворотности ног.В теории существуют такие термины как (fermc - закрывать), (ouvert открывать), (en dehors - внутрь), (en dedans - наружу). Большинство названий определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц. Таковы разнообразные battement tendu, которые представляют значительную часть урока классического танца и, как многие другие упражнения, видоизменено присутствуют в сценических танцевальных формах.
В 19 веке в связи с усложнением техники танец стал именоваться «благородным», «высоким», «элитарным». В отличие от демихарактерного , комического и пасторального. Целью введения термина «Классический» была необходимость защитить его благородство и академизм от влияния новых форм танца пришедших с Запада. Во многом этому поспособствовал Мариус Петипа. Именно в его балетах собраны и упорядочены все те каноны классического танца существующие и на сегодняшний день. Тематика его балетов сказочная и мифологичная. Фабулы шаблонны, одни и те же коллизии повторялись из балета в балет.
Внешнее действие излагалось средствами пантомимы, насыщенной условной жестикуляцией. Драматургия была стереотипна. Построение каждого из актов, последовательность танцев - сольных, групповых, массовых - подчинялись единому порядку. Необходимым элементом являлись в последнем акте общая парадная кода и апофеоз.
Поговорим о хореографической лексике. Лексика в хореографии это набор многообразных движений, которые хореограф использует для воплощения своей идеи в какой либо постановке. Лексика отражает индивидуальность, фантазию автора, его уровень подготовки и знаний. В противовес классической хореографии стоит современная хореография.
Современный танец (Contemporary Dance) - направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики.
Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца
характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Свободный пластический танец - новый вид танца рождается на рубеже XIX-XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан.
Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремиться сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей - отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов - музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства. [26]
Цель художественно-творческого проекта: постановка двух танцевальных номеров.
Объект художественно-творческого проекта: процесс создания хореографической композиции на основе классики и неоклассики.
Предмет художественно-творческого проекта: приемы воплощения стилевой интерпретации творческого замысла в постановках танцевальных композиций.
В соответствии с указанной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Уточнить сущность понятий «классическая» и «современная» хореография.
3. Выявить возможные пути стилевой интерпретации в постановках танцевальных композиций.
4. Создать хореографическую миниатюру.
Методологической основой художественно-творческого проекта явились:
• философско-культурологические идеи преемственности в культуре, искусстве и педагогике (В.Г. Афанасьев, М.В. Богуславский, А.Н. Сохор);
• основные положения теории хореографического образования (А.Я. Ваганова, Т.К. Барышникова, Э.Чекетти.);
• отдельные работы в области создания современных хореографических композиций ( Иржи Килиан, Пол Лайтфут,Пина Бауш)
В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ научной литературы по теме
исследования, моделирование содержания хореографической композиции и выбор художественных средств его воплощения, проектирование этапов работы над хореографической миниатюрой, прогнозирование результатов реализации художественно-творческого проекта;
• Эмпирические: наблюдение за репетиционной деятельностью педагогов-хореографов, постановка хореографических миниатюр, эскизный поиск художественных выразительных средств, создание костюмов.
Базой исследования явились занятия студенческой группы по предмету «Искусство балетмейстера».
Практическая значимость проекта: данные хореографические композиции можно использовать в репертуаре детских танцевальных коллективов учреждений общего и дополнительного образования, танцевальных студий.
Ключевые слова - КЛАССИЧЕСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ, СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ, НАСЛЕДИЕ, МАРИУС ПЕТИПА, СВОБОДНАЯ ПЛАСТИКА, БАЛЕТ, БАЛЕТМЕЙСТЕР, ДЖОРДЖ БАЛАНЧИН,ПИНА БАУШ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Балет всегда был и остается элитной формой искусства. Лишь хорошо воспитанный и эрудированный человек, может понять всю суть и глубину балетного спектакля и восхититься трудом танцовщиков. Балет - одна из самых элегантных форм искусства, проявление которой строго, подчинено собственным законам и правилам классического танца. Он основан на точных, грациозных и всегда утонченных, движениях. Как и любой другой тип танцевального искусства, балет находит свой источник в народном искусстве, только зрители изначально были высшими классами общества. Еще одной причиной воспевания балета является его коммуникативная универсальность. Спектакль, можно понять без слов. Все действия, эмоции выражаются движениями тела к музыке, которые, в свою очередь, понятны всем.
В России огромный вклад в искусство хореографии внесли зарубежные хореографы. Это не парадоксально, но именно талант российских исполнителей и вымысел западных хореографов привел наш балет на тот уровень, которого в то время невозможно было достичь какой-либо западной культуре. Это была наша «плодородная сцена» и талантливый русский народ, который помог реализовать идеи многих европейских хореографов, композиторов и импресарио. В мировой культуре XIX века балет занимал столь же важное место, как Российская Империя на географической карте мира. И это не случайно.
Действительно, в нынешнем кризисе балета в середине века это были российские композиторы, хореографы и, конечно же, художники, которым удалось достичь вершины, которая привела мировой балет к новому этапу развития. В ХХ веке в период инноваций и прогресса, балетное искусство не стояло на месте, продолжая трансформироваться под дух эпохи. В это время современный балет набрал обороты и крепко укоренил свои позиции на современной сцене. Зритель по-разному реагирует на современные постановки. Кто то же воспринимает только классику и отказывается понимать и принимать новые веяния, считая, что это временное явление и лишь дань моде. Некоторые зрители, наоборот, с радостью и большим удовольствием ходят на современные балеты. Считая, что будущее за современным танцем. Сейчас в России проходит множество конкурсов и фестивалей современного танца. Разного уровня подготовки от любителей до профессионалов, с разными целями и задачами. От выявления талантливых детей и молодежи, до сотрудничества с Государственными Театрами Оперы и Балета и не только.
Одним из таких фестивалей является « Context.Diana Vishneva». Это международный фестиваль, во главе которого стоит мировая знаменитость, заслуженная артистка России Диана Вишнева. Для профессионалов в сфере театрального искусства фестиваль дает шанс расширить свои творческие способности и карьерные горизонты, а для молодых хореографов и исполнителей — возможность выйти на мировой уровень. На фестивале существует образовательная программа, мастер классы, лекции и фильмы о современном танце. Фестиваль существует 5 лет, и за это время из трехдневного фестиваля в Санкт Петербурге он вырос до недели событий в нескольких городах. Обширная программа хореографов и исполнителей, определяющих международную арену танца на сегодняшний день. За это время зрителям было представлено 35 работ от лучших хореографов мира, демонстрирующих все разнообразие современного танца. Так же открывается множество школ и студий современной и классической хореографии. Современная хореография, становится популярной. Все это ведет к новой эпохе искусства танца в России.
1. Ванслов В.В., Статьи о балете. - Л.: Музыка. Ленингр.
отд-ние, 1980.
2. Захаров Р.В., Искусство балетмейстера. - М.: Искусство,
1954.
3. Мариус Петипа. - Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1971.
4. Мастера большого балета. - М.: Искусство, 1976. 48 с.
5. Новер Ж.Ж., Письма о танце и балетах. - Л.: Искусство, 1965 - 18 с.
6. Слонимский Ю.И., Жизель: этюды. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1969. -
7. Ильичева М.А. «Неизвестный Петипа»: Композитор
Санкт-Петербург, 2015.12с.
8. Красовская В.М. «Русский балетный театр начала ХХ века» : Лань, 2009.
9. Бахрушин Ю.А., История русского балета. - М.: Просвещение, 1977. - 287 с.10. Вальберх И.,
10. Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. - М. П.: Искусство, 1988. - .
11. Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII века. - Л.: Тритон, 1935.
12. Слонимский Ю.И., Дидло: вехи творческой биографии. - Л.: Искусство, 1958.
13. Слонимский Ю.И., Драматургия балетного театра XIX века. - М.: Искусство, 1977.
14. Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн: пособие для начинающих. Спб.: Лань, Планета музыки, 2007.67с.
15. Захаров Р.В., Искусство балетмейстера. - М.: Искусство, 1954...