ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВННОЕ КИНО КАК ВИД КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 7
1.1. История развития художественного кино 7
1.2. Специфика работы сценариста, режиссера и оператора
в процессе создания короткометражного художественного фильма 14
ГЛАВА II. ПОЭТАПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА 18
2.1. Основные этапы работы над художественным фильмом 18
2.2. Литературный и режиссерский сценарий, монтажный лист
фильма «Кто есть кто?» 22
2.3. Организация съемочного процесса и
монтаж фильма «Кто есть кто?» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Кино - это целый мир, без которого сейчас невозможно представить нашу жизнь. Оно привносит в нашу жизнь те краски, которых нам не хватает в реальности: любовь, страсти, душевность, умиление, простоту общения или, наоборот, погружение в мир философских размышлений, психологических загадок и многое другое.
Вместе с героями на экране мы переживаем те же эмоции и погружаемся в атмосферу фильма. Персонажи становятся нам близкими и родными, когда в их судьбах мы узнаем свои собственные.
Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история по сравнению историей музыки, живописи или театра коротка. С появлением телевидения и интернета, фильмы сейчас можно смотреть в неограниченном количестве. Вместе с тем новые фильмы выпускаются практически каждый день. Киноиндустрия развивается невероятно быстро. Кино оказывает мощное воздействие на культурное воспитание молодежи. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия.
Великий английский режиссёр Альфред Хичкок однажды сказал: «Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки». Действительно, хорошее кино завораживает, удивляет, заставляет задуматься над происходящими в жизни человека явлениями. Кино для режиссёра - это способ выражения собственных мыслей, чувств и желаний.
Создать свою кино-историю сегодня стало как никогда доступно. Фотоаппарат в наши дни есть практически у каждого и все владеют фотовидео-техникой, что позволяет легко начать съёмочный процесс. Сегодня камеры мобильных телефонов по качеству не уступают профессиональным камерам, что очень удобно для съёмки в любом месте. Техника не так важна, как важна сама история и смысл заложенный автором.
Образование в области экранных искусств, или кинообразование, является одним из важных направлений современной художественной педагогики. Это направление в наши дни чрезвычайно актуально, поскольку современная культура общества становится все более зрелищной и экранные искусства занимают в ней значительное место.
О возросшем интересе к видео-творчеству свидетельствует быстрый рост всевозможных кино-клубов и любительских киностудий, а также конкурсов и фестивалей экранного творчества - международных, региональных, городских, окружных, школьных.
Кино-клуб является одной из альтернативных форм организации досуга молодежи в условиях современного города и одновременно формой реализации задач медиаобразования. Кинематограф, который сам по себе является системой и обладает сложной структурой, реализует все функции массовой коммуникации: информирования, воспитания, организации
поведения, развлечения, общения.
С развитием массовой профессиональной киноиндустрии развивается и малобюджетное кино, ориентированное на творческие эксперименты с непрофессиональными актёрами и кинооператорами, на желание обычного человека зафиксировать хронику важных событий своей жизни.
Любительские киностудии оказывают большое влияние на общее воспитание детей и также на развитие их творческих способностей. В этом случае происходит не только личностный рост ребёнка, но и его развитие в социуме - ребёнок проявляет свой талант, но при этом учиться работать в коллективе.
Необходимо, чтобы в учреждениях дополнительного образования - кино-клубах, кружках, студиях, работали квалифицированные педагоги, соблюдающие педагогическую технологию создания произведений, т.к. очень важно в самом начале творческого пути дать основы предмета и замотивировать на дальнейшую работу.
Цель художественно-творческого проекта - разработать технологию создания короткометражного художественного фильма в условиях любительской киностудии.
Объект художественно-творческого проекта - процесс создания короткометражного художественного фильма.
Предмет художественно-творческого проекта - технология создания художественного короткометражного фильма.
Задачи художественно-творческого проекта:
1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать работу режиссёра, сценариста, оператора при создании художественного кино.
3. Определить специфику создания художественных кинопроизведений.
4. Написать литературный и режиссерский сценарии художественного фильма «Кто есть кто».
5. Осуществить видеосъемку и монтаж материала для художественного фильма «Кто есть кто».
Ключевые слова: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО, ЖАНР, СЦЕНАРИЙ, ТЕХНОЛОГИЯ, МОНТАЖ, ВИДЕОРЯД, РЕЖИСЁР.
Для решения поставленных задач художественно-творческого проекта использовались следующие методы:
• теоретические: анализ литературы по теме исследования, анализ и систематизация теоретических сведений по данной теме, моделирование этапов работы над художественным фильмом, проектирование технологии создания художественного кино;
• эмпирические: написание литературного и режиссерского сценария, съемка кадров, необходимых для создания фильма, монтаж отснятого материала.
Практическая значимость художественно-творческого проекта:
Данный проект способствует продвижению и популяции художественного короткометражного кино и может быть использован в качестве учебно-иллюстративного материала на занятиях в любительских киношколах, студиях, киноклубах. Разработанная технология создания короткометражного художественного фильма может широко использоваться в образовательном процессе любительских киностудий.
Апробация материалов ВКР осуществлялась на базе МАУК ДО ДТТТИ №5.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Кино - искусство синтетическое, пространственно-временное, аудиовизуальное, фотографическое, техническое, монтажное. Кино возникло и основывается на нескольких видах искусств.
Кинематограф появился не только достижениями научно-технического прогресса, но и прежде всего потребностями развития художественной культуры. Кинематограф был в качестве социально-педагогической основы. У общества появилась потребность в массовых формах культуры как средстве социализации и организации досуга, что стало особенно актуальным в связи с огромными масштабами миграции населения. Кино стало важным фактором социализации, а после и доступным развивающимся видом искусства для широкой аудитории.
Художественный фильм - игровой фильм, т.е. фильм, создаваемый на основе литературного сценария с подробно разработанным сюжетом, организованной и композиционно выстроенной драматургией, детальными характеристиками персонажей, и обстоятельными описаниями мест действия. На основе литературного сценария, который затем и воплощается в экранной постановке средствами режиссёрской концепции, актерской игры, искусства оператора, художника, композитора и др.
Кинорежиссура начинается в тот момент, когда перед внутренним взором человека, делающего фильм и называемого режиссером, возник образ этого фильма: будь то точно детализированный ряд эпизодов или только ощущение фактуры и эмоциональной атмосферы, должное быть воссозданным на экране. Кинематографист, который явно видит свой замысел и затем, работая со съемочной группой, умеет довести его до окончательного и точного воплощения, может быть назван режиссером.
Подготовительному периоду следует уделять самое серьезное внимание, так как от его проведения во многом зависит решение художественных задач. Во время подготовительного периода надо представить себе весь будущий фильм по всем составляющим его элементам. Нужно определить средства выполнения творческих задач, запастись всей необходимой техникой, предметами обстановки, костюмами, реквизитом.
За время работы над выпускной квалификационной работой был снят короткометражный художественный фильм «Кто есть кто?». В фильме один актёр играет две роли. В истории действие протекает в двух пространствах: в нереальном времени, т.е. во сне и после наяву. Главный герой встречает собственное отражение, но в другом амплуа. Данный фильм можно воспринимать как фантастический сюжет, ни на что не опирающийся. Но также можно объяснить данную историю в стиле символизма, как метафору.
Для работы над фильмом был написан режиссёрский и литературный сценарий. Съёмки фильма в сумме проходили околии 5 часов. Во время съёмочного процесса вспомогательным средством была сделана раскадровка и режиссерский сценарий.
Затем был произведён монтаж фильма. Особенности монтажных склеек уже заложены в монтируемых кусках, всё это продумано в момент самой съёмки. Фильм «Кто есть кто?» успешно завершён.
Исходя из всей проделанной работы, можно сделать вывод, что фильм может быть сделан в простых условиях, без применения дорогого и сложного оборудования, без бюджетных затрат и большой съёмочной группы. Главное при таких условиях: главная тема фильма и качественный проработанный сценарий.
Создать свою кино-историю сегодня стало как никогда доступно. Фотоаппарат в наши дни есть практически у каждого и все владеют фотовидео техникой, что позволяет легко начать съёмочный процесс. Ведь техника не так важна, как важна сама история и смысл заложенный автором.
С развитием массовой профессиональной киноиндустрии, ориентированной на большую публику в кинотеатрах, развивается и малобюджетное кино, ориентированное на творческие эксперименты с непрофессиональными актёрами и кинооператорами, на желание обычного человека зафиксировать хронику важных событий своей жизни.
О возросшем интересе к видео-творчеству свидетельствует быстрый рост всевозможных кино-клубов и любительских киностудий, а также конкурсов и фестивалей экранного творчества. Любительские киностудии оказывают большое влияние на общее воспитание детей и также на развитие их художественных способностей.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы - создание художественного короткометражного фильма, достигнута. Задачи решены в полном объеме. Снятый фильм может быть использован в качестве учебноиллюстративного материала на занятиях в любительских киношколах, студиях, кино-клубах. Данная технология съёмочного процесса может применяться для съёмки подобных художественных фильмов. Выпускная квалификационная работа может применяться на занятиях по дисциплинам «Сценарное мастерство», «Монтаж», а также может послужить базой для написания других работ.
1. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. 384 с.
2. Баскаков В. Фильм - движение эпохи. М.: Искусство, 1989. 222 с.
3. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968. 328 с.
4. Брессон Р. Заметки о кинематографе / пер. с фр. М. Одэль; отв. ред. В. Зацепин. М.: 2017. 100 с.
5. Вайсфельд, И. В. Азбука кино / И. В. Вайсфельд, И. И. Чанышев М.: Киноцентр, 1990. 64 с.
6. Гейтс Р. Управление производством кино- и видеофильмов», под ред. Б.И.Криштула и В.С.Калинина, М.: ГИТР, 2005 г. 253 с.
7. Гамалей В.А. Мой первый видеофильм от А до Я. М.: Искусство. 2006. 268 с.
8. Дёмин В. П. Кино в системе искусств // Вайсфельд И. В., Демин В. П., X музой: Беседы о киноискусстве: Для учащихся старших классов.
М.: Просвещение, 1981. С.108-166.
9. Долинин Д.А. Киноизображение для «чайников»: Учеб. пособие для студентов, обучающихся специальности кинорежиссера и кинооператора, а также для абитуриентов / Д. А. Долинин. 10-е изд., доп. СПб.: Издание автора, 2011. 118 с.
10. Добин Е.С. Поэтика киноискусства. М.: Искусство, 1961. 228 с.
11. Ежи Тёплиц. История киноискусства 1895—1928. М.: Прогресс, 1967. 347 с.
12. Зак М. Кино как искусство, или Настоящее кино. М.: Материк, 2004. 439 с.
13. Ильин Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973. 255 с
14. Козловский Ю.А Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино. М.: Радуга, 1985. 525 с.
15. Коноплев Б. Основы фильмопроизводства. 2-е изд. М.: "Искусство", 1975. 448 с...