ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ 8
1.1. Досуговая деятельность как одна из форм дополнительного
образования 8
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся в любительской
театральной студии 13
1.3. Основные направления и формы организации досуговой деятельности в
любительской театральной студии 17
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ
СТУДИИ 35
2.1. Основные направления деятельности любительской театральной студии
«ФЕЕРИЯ» 35
2.2. Организация развлекательно-интерактивного досуга обучающихся студии
в Доме актера 41
2.3. Ход и результаты опытной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса и педагогических исследований. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию (теория ценностей) досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. [2, с. 74].
В виду этого самой актуальной проблемой педагогов и преподавателей, организующих кружки и секции, является организация досуга в системе дополнительного образования как активного, деятельностно-наполненного свободного времени обучающихся. Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности. Преподавателям и педагогам необходимо направлять учащихся на продуктивный отдых. От организации свободного времени детей и подростков во многом зависит их активность в творческой деятельности, трудоспособность и продуктивность. Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Имея возможность выбирать занятия по собственному желанию, дети часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. В то же время, стремясь к самостоятельности в выборе форм досуга, они ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению с взрослыми. Вместе с тем, практика показывает, что дети и подростки не обладают устойчивостью интересов в проведении досуга.
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий эмоциональный оттенок, способствующий развитию личности ребенка. Досуговая сфера, кроме того, дает ребенку возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. Вопросы, касающиеся свободного времени детей, очень актуальны и волнуют сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.
Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в проведении досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития. С другой, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям.
Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.
Проблема организации досуга и воспитания личности детей и подростков была актуальна всегда. К ней обращались отечественные ученые: Л. Акимова, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов, В.
Чижиков, Т.Б. Горшечникова и др. Вопросы педагогической организации досуга, формирование культуры личности в досуговой деятельности разрабатывали Р. Азарова, А. Вишняк, И. Зязюн, Н. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, И. Шевчук. Существенный вклад в осмысление сущности досуга, внесли ученые как М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, Б.А. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, В.Т. Лисовский.
Исследования указанных ученых показали, что культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Поэтому одним из способов организации досуга ученые выделяют занятость в кружках, секциях, студиях и т.д...
Деятельность организатора досуга направлена на активное содействие гармоничному развитию личности обучающегося, формированию его личностного роста.
Среди множества учреждений, занимающихся организацией досуга детей, лидирующее место занимают учреждения культуры. Дети и подростки в силу своих возрастных психологических особенностей готовы воспринимать все новое и непознанное.
Также необходимо всегда и во всем прививать ребенку что-то новое, развивать его способности. Поэтому даже досуг должен быть направлен на обучение, просто в завуалированной форме, чтобы ребенок не понимал, что его учат. В такой ситуации помогают методы организации досуга в форме игры, соревнования и т.п. Важно помнить психологические наклонности ребенка, если ребенок творческий, он более эмоционален и раним, соответственно к такому ребенку необходим определенный подход. Творческий ребенок, возможно, не заинтересуется такой формой досуга, как футбольный матч, борьба и т.д.
Именно поэтому основной задачей учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и разнообразие перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений молодого населения.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что досуговая деятельность обучающихся в любительской театральной будет способствовать развитию их творческих способностей при условии предоставления детям и подросткам свободы в выборе мероприятий, реализации индивидуального подхода и продуктивного сотрудничества с профессиональными актерами.
Изучение проблемы выбора формы досуга для учащихся театральной студии позволило выявить методы, основанные на совокупном совмещении 53
учебного и развлекательного процесса. Данные методы и формы позволяют учащимся, гармонично развиваться в театральном направлении, параллельно отдыхая и совершенствуя свои навыки.
В ходе исследования, достигнута поставленная цель данной исследовательской, работы, были решены поставленные задачи. Это значит, что изученная научная и методическая литература по проблеме исследования сформировала базу, на основе которой были выявлены оптимальные методы и формы досуга для учащихся любительской театральной студии: мастер- классы, театральные экскурсии, игры и праздники.
Опытным путем была проверенна эффективность используемых на досуговых мероприятиях методов и приемов в развитии различных театральных навыков у детей и подростков. В процессе проведения опытной работы, уровень указанных навыков детей на занятиях в театральной студии значительно вырос. Высокие показатели в группе, связаны, прежде всего, с ранним началом обучения в студии, с созданием творческой среды, которая способствовала и стимулировала деятельность ребенка. Учащимся была обеспечена свобода выбора действий, а также сотрудничество педагога в творческом процессе вместе с детьми. Взаимодействие в процессе досуга основывалось на дисциплине, взаимопонимании и интересе к творческой деятельности.
Подводя общий итог, можно сказать, что методы, приемы и мероприятия, изученные в данной исследовательской работе показали себя эффективными, и могут быть рекомендованы, к использованию в образовательном процессе.
Студия достаточно молода и продолжает развиваться. Все достижения студии сохраняются и являются несомненным показателем высоко профессионализма преподавательского состава.
1. Андрейчук В. А. Организация и руководство любительским театральным коллективом. Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2016. 18 с.
2. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для вузов. М.:Московский психолого-социальный институт, 2007. 480с.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Изд-во, 2010. 223 с.
4. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. 284 с.
5. Горшечникова Т. Б. Научная статья Результаты социально
психологического исследования// Открытый урок, 2005-2006. с. 2
6. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. 176 с.
7. Кудриков М. А. Общеобразовательная программа студии сценического искусства отделения дополнительного образования. М. : ГБОУ ЦЛПДО, 2014. 53 с.
8. Крутых А. В., Крутых Е. В. Научный журнал Современные наукоемкие технологии//Психологические науки, 2013: №7 (часть 2) - с. 184-185
9. Ладыжец Н. С. Тренинги со студентами как форма организации образовательного аудиторного процесса и развивающего досуга //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2010. с. 3-17
10. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Изд-во, 2013. 448 с.
11. Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.
12. Пахомова Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта // Методист. 2005. № 2. с. 46
13. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. М. : АПКиППРО, 2006. 168 с.
14. Попов В. В., Попова Ф. Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. Тюмень: ТГУ, 2014. 176 с.
15. Салахутдинов Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. Казань: РИЦ «Школа», 2002. 216 с...