ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ 5
1.1. Предпроектный анализ ситуации 5
1.2. Анализ аналогов и прототипов 8
1.3. Портрет потребителя 17
1.4. Структура книги 20
ГЛАВА 2. ФОРМУЛИРОВКА ПРОЕКТНОЙ КОНЦЕПЦИИ 25
2.1. Проектная концепция 25
2.2. Проектные проблемы и задачи 29
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ 32
3.1. Формальное и цветографическое решение 32
3.2. Решение проектных проблем 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Рост возможностей компьютерных технологий открывает новые грани дизайну текста и книжных иллюстрации, а так же способствует увеличению тиражей книгоиздания. На сегодняшний день книжные иллюстрации привлекают интереса читателя не меньше, чем само произведение, т.к. искушенные покупатели, которым понравятся талантливые иллюстрации, есть и по сей день.
Есть мнения, что иллюстрация вообще не нужна, потому что она разбивает у человека создавшийся образ книжных героев, не считая детской литературы, потому что, безусловно, визуальный ряд детям обязательно нужен. Некоторые писатели (Гоголь, Флобер, Роллан) считали иллюстрации «вмешательством» в свои произведения и категорически запрещали художникам это делать. Другие же признавали, что многие литературные тексты получили признание читателей не без помощи иллюстраций.
Книжные иллюстрации помогает детям ознакомиться с книгой, а также дополняют эмоциональные впечатления от прочитанного, идейно и эстетически обогащая их. Именно хорошие иллюстрации способны воспитывать любовь к чтению и изобразительному искусству.
В различных художественных образах иллюстрация наглядно отражает мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Она обогащает эмоции, стимулирует развитие воображения. Перед автором детских иллюстраций ставится сложная задача. Иллюстратор должен достоверно изображать эпоху, картинки к которой он создает. Для лучшего восприятия прошлого детьми, художнику придется знать очень точно многие детали, от архитектуры до предметов быта, до мельчайших подробностей.
«Книга Джунглей» одна из тех книг, которая помогают детям в освоение общественных норм, морали, культурных образцов, позволяет познакомиться с культурными наследиями чужой страны, увидеть другую среду обитания и зверей другого континента. В этой книге приведены все проблемы актуальные и современном обществе: законы, кровные узы, любовь, вражда, ненависть, месть и т.д. Но, не смотря, на это даже в джунглях были законы. Каждый из зверей в произведении является олицетворением мудрости, по средствам который, они смогли воспитать из Маугли настоящего человека. Что является важнейшей составляющей книги: научить человека быть человеком, познать нормы взаимоотношениях в обществе, понимать и уважать законы. Из всего выше сказанного «Книга Джунглей» Киплинга является актуальной и в наши дни. Следовательно, такая книга нуждается в переиздание и, конечно же, современность требует новой подачи.
Актуальность создания уникальных иллюстраций и оформления макета книги «Книги джунглей. Рассказы о Маугли» состоит в том, что итоговый продукт будет узнаваемым, запоминающимся, привлекательным и современным. Эти качества обеспечат конкурентоспособность книги среди других книг на рынке печатной продукции.
Достижению соответствующих результатов способствует
использование современных технологий иллюстрирования, таких как компьютерная графика. Компьютерная графика — область деятельности, в которой компьютерные технологии используются для создания изображений . Любой современный человек взаимодействует с различными цифровыми средствами передачи информации. Они значительно влияют на его восприятие окружающего мира, что приводит к снижению интереса к книжным печатным изданиям. Использование компьютерной графики для создания образов героев в современной иллюстрации позволяет лучше усвоить содержание произведения на основе распространенного на сегодняшний день способа подачи информации. С помощью графических редакторов можно визуализировать выразительные, оригинальные образы.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать макет книги с уникальных и узнаваемых иллюстраций к произведению средствами компьютерной графики.
Объект художественно-творческого проекта: «Книга джунглей. Рассказы о Маугли» Киплинга Редьярда.
Предмет художественно-творческого проекта: иллюстрации к книге.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1) провести анализ литературы по теме исследования;
2) проанализировать проектную ситуацию;
3) изучить портрет потребителя;
4) проанализировать аналоги и прототипы;
5) рассмотреть пути решения проектных проблем;
6) разработать иллюстрации к книге средствами компьютерной графики.
Ключевые слова: ИЛЛЮСТРАЦИЯ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, КНИГА ДЖУНГЛЕЙ, КИПЛИНГ РЕДЬЯРД, ДИЗАЙН, ИЗОБРАЖЕНИЕ, КНИГИ, ИСКУССТВО, ШРИФТ, УЗОРЫ, ОБЛОЖКА, ЖИВОТНЫЙ МИР.
К основным методам, которые были использованы в процессе работы над художественно-творческим проектом, относятся:
• теоретические: изучение литературы по теме проекта, анализ аналогов и прототипов, анализ и синтез составляющих иллюстрации, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, сравнительный анализ, эскизирование, разработка проектного решения, визуализация графического метода.
Для разработки иллюстрации используется растровый графический редактор Adobe Photoshop.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Для проявления активности и заинтересованности чтением книг у школьников необходимо, наличие у каждого из них личного внутреннего мотива. Этим мотивом может служить, как желание узнать продолжение или конец, так и интерес при самом процессе чтения, что частично обеспечивают красочные иллюстрации книги.
В заключение сформулированы основные выводы по теме использования компьютерной графики в создании иллюстраций к произведению Р. Киплинга «Книга джунглей. Рассказы о Маугли». Изучены работы психологов и педагогов по проблеме иллюстрирования детских книг, восприятия детей школьного возраста: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.С. Белкина, В.А. Сластенина, Г.Б. Минервина, О.В. Поздняковой и др.
Изучен портрет потребителя. В ходе проведения опроса у учеников и учителей ДХШ по иллюстрации, были выяснены предпочтения школьников, а также их индивидуальное понимание иллюстрирования.
Так как школьники лучше запоминают наглядный материал, иллюстрации играют ведущую роль в осмыслении прочитанного текста. Эмоциональные впечатления от книги побуждает школьников обращаться к своему личному опыту, к произведениям литературы и искусства, т.к. иллюстрации являются не только источником эстетического наслаждения, а также источником знания. Через них ребенок воспринимает, осознает, изучает и воспроизводит в памяти существенные стороны жизни, человеческие характеры, межличностные отношения людей.
Проанализированы аналоги и прототипы. В качестве прямых аналогов рассматривались иллюстраторов: Н. Мооса, Р. Ингпена, С. Артюшенка. Косвенными аналогами выступили: картины А. Руссо и искусство Индии. Новые изобразительные формы способствуют восприятию школьниками картины современного мира, оказывая влияние на развитие фантазии, образных представлений, способности синтеза и анализа.
Проанализировав проектную ситуацию, были выявлены проектные проблемы. Разработаны образы, доступные для понимания, которые были реализованы в форме целесообразной и конструктивно логичной, эмоционально выразительной композицией. Охарактеризована значимость выразительных средств композиции, влияющих на развитии у детей интереса и любви к искусству и чтению. Грамотное и логичное расположение объектов в композиции иллюстрации, их масштабное соотношение и цветовая насыщенность, а также соотношение текста и иллюстраций в книге эстетически и эмоционально воздействуют на школьника, развивают художественный вкус, а также ряд навыков последовательность, логичность, осознание целостного, чувства меры и равновесия, эргономичности.
Предложены пути решения проектных проблем. Найдены единые пластические решения. На этапе эскизного поиска определены наиболее эффективные способы отображения идеи произведения.
Разработаны уникальные иллюстрации для макета книги средствами компьютерной графики. На примере произведения Р. Киплинга «Книга джунглей. Рассказы о Маугли» представлены варианты внешнего облика персонажей, атрибутики, предметов быта, задние планы. Определена цветовая гамма иллюстраций. Описана технология разработки компьютерных книжных иллюстраций, основанная на синтезе законов и возможностей композиции, которая говорит о том, что компьютерная графика лишь новый способ выражения и подачи, а не враг традиционного иллюстрирования.
Отличительная особенность данного художественно-творческого проекта заключается в оригинальной, новизны и современности идеи. Благодаря средствам компьютерной графики, цифровая визуализация обеспечивает сочетание высокого качества изображения и оперативность их подготовки к печати.
Цифровая графика востребована и активно совершенствуется, развивается и реализуется во многих сферах деятельности. Иллюстрация как вид графического цифрового искусства является актуальным и перспективным направлением графического дизайна.
Таким образом, задачи проекта были выполнены, цель достигнута. Созданы иллюстрации и оформлен макет книги «Книги джунглей. Рассказы о Маугли», которые имеют свой стиль, привлекают внимание и запоминаются.
1. GALLERIX. Интернет Музей. [Электронный ресурс] URL:
https://gallerix.ru/read/anri-russo/
2. Eisner Will. Comics and Sequential Art. Tamarac, FL.: Poorhouse Press, 1985. 166 с.
3. Hopkins John. Basic Fashion Design Fashion Draw. Switzerland.: AVA Publishing SA, 2010. 178 с.
4. Rob Alexander. How to Draw and Paint Fantasy Architecture. New York, NY.: Barron’s Educational Series, 2011. 130 с.
5. Studbooks.net. Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс] URL: http://studbooks.net/721037/zhurnalistika/struktura knigi
6. Айсмен Л. Дао цвета. М.: Эксмо, 2005. 176 с.
7. Анхель Фернандес, Габриэль Мартин Ройг. Рисунок для
модельеров. М.: Арт-Родник, 2007. 192 с.
8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 386 с.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. 192 с.
10. Билибин Иван Яковлевич // Арт Планета: художественноисторический музей. [Электронный ресурс] URL:
http: //smallbay.ru/artrussia/bilibin.html
11. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
12. Брахатия.ру. Индия. Искусство Иниди. Живопись. [Электронный ресурс] URL: http: //www.bharatiya.ru/india/crafts/art. html
13. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б.&К., 2000. 212 с.
14. Виды иллюстраций // Александр Назайкин. [Электронный
ресурс] URL:
http: //www. nazaykin.ru/lekcii/copywriting/sozdanie texta/vidy ill. htm
15. Возрастная периодизация по Эльконину // Студопедия.
[Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org/6-78991.html...