ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОРТРЕТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.... 6
1.1. Портрет в изобразительном искусстве. История возникновения и
развития жанра в мировой культуре. Развитие русского портрета 6
1.2. Поджанры и виды фотопортретов 20
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
В УСЛОВИЯХ ФОТОСТУДИИ 35
2.1. Технология создания портрета в условиях любительской
фотостудии 35
2.2. Рекомендации к построению композиции при съёмке портретной
фотографии 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
Жизнь в современном обществе сейчас невозможно представить без такого искусства как фотография. Самые различные снимки, а особенно портреты людей, преследуют повсюду - от рекламных щитов до фотовыставок, от глянцевых журналов до собственной фотографии в паспорте. Практически у каждого есть личная коллекция фотографий, и хотя бы половину этой мини-фотогалереи составляют портреты - собственные и близких сердцу людей. Фотопортреты используются практически повсеместно - в рекламе, криминалистике, науке, журналистике и других значимых областях. Портретная фотография глубоко проникла и крепко вплелась в канву жизни современного человека. Именно поэтому, сегодня так популярна профессия фотографа, а в особенности - фотографа- портретиста.
Чтобы создавать качественные снимки и выделяться из внушительного количества фотографов, нужен профессионализм, мастерство, талант и, как ни странно, жизненный опыт. Весь опыт, который остается в человеке, обогащая и развивая личность, неизменно можно увидеть через его творчество. Мало сделать просто технически качественный портрет - нужно уметь вдохнуть жизнь в фотографию. Важно знать и понимать, как помочь человеку раскрыться перед камерой, показать свою истинную суть. Так фотография станет глубже и интереснее, когда через неё можно будет почувствовать личность человека, а не только рассмотреть детали внешности. Из-за недостатка мастерства и таланта могут производиться бездарные портреты самой дорогой и качественной техникой, в то время как человек, вооружённый скромной камерой, будет создавать шедевры.
Главная задача фотографа-портретиста с точки зрения искусства - рассказать зрителю о душе фотографируемого человека, о его внутреннем состоянии и о его эмоциональных переживаниях. В этом и проявляется талант и мастерство фотохудожника.
Всё вышеперечисленное показывает, что хорошим фотографом- портретистом быть непросто, мало взять в руки фотоаппарат и поставить напротив себя человека. Для успешной работы в этом жанре нужно иметь обширные теоретические знания, включая историю развития портрета в различных направлениях изобразительного искусства, и технологию съёмочного процесса. И, конечно, применять знания на практике.
Цель выпускной квалификационной работы: создать серию портретных фотографий в условиях фотостудии.
Объект художественно-творческого проекта: процесс съемки
портретной фотографии в условиях фотостудии.
Предмет художественно-творческого проекта: технология создания портретной фотографии в условиях фотостудии.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по выбранной теме выпускной квалификационной работы.
2. Изучить технологию создания портретной фотографии в условиях фотостудии.
3. Осуществить процесс съемки.
4. Обработать фотографии.
5. Представить в виде серии фотопортретов.
Для осуществления цели и задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение литературы в области фотографии, фотоискусства, жанра «портрет», анализ технологий создания портретной фотографии.
- эмпирические: наблюдение, ознакомление с лучшими работами фотографов-портретистов; осуществление фотосъёмки; обработка фотографий в компьютерных программах.
Для осуществления процесса создания фотопортретов использовалось следующее оборудование:
Фотоаппарат Canon EOS 1100D
Объективов Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II.
Штатив
Софтбокс
А также программа для обработки фотографии Adobe Photoshop CS6
Ключевые слова: ФОТОГРАФИЯ, ПОРТРЕТ, СНИМОК,
ФОТОПОРТРЕТ, ФОТОКАМЕРА, ИЗОБРАЖЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ, СЪЕМКА.
Апробация материалов выпускной квалификационной работы была осуществлена в рамках преддипломной практики на базе МАУК ДО ДШИ № 5 город Екатеринбурга.
Практическая значимость работы: материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы на занятиях по дисциплине «Фотография». Снимки могут послужить в качестве наглядного примера на занятиях в фотостудиях, на курсах по фотографии. Также данная работа может послужить базой для написания других научных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В наш век научно-технического прогресса фотография является самым распространенным и востребованным видом изобразительного искусства, ввиду её актуальности и сравнительной лёгкости в изучении. Работа над реализацией творческого проекта путём создания фотопортрета в студийных условиях, выполненная по рецензированной выше технологии, позволяет сделать нижеперечисленные выводы.
Для того чтобы осуществить создание фоторабот, были проанализированы разнообразные источники информации по теме выпускной квалификационной работы. Преимущественно использовалась научно-популярная литература: научно-познавательные журналы разных лет, сборники статей, книги и интернет источники.
В данной работе была изучена и опробована на практике технология создания портретной фотографии в студийных условиях, а также достаточно подробно раскрыта история портретного жанра от самого его зарождения до современной реальности, что даёт огромную теоретическую базу, способствующую более успешному съёмочному процессу.
Из этого следует, что поставленная в начале работы цель достигнута и все задачи решены. Получившиеся в итоге работы могут быть использованы как образцы на занятиях по дисциплине «Фотография» в различных фотошколах и на курсах по фотографии, а рассмотренная технология может использоваться в практической деятельности подобного типа учреждений дополнительного образования.
1. Акимова Л. Портреты из Фаюма // Наука и жизнь. 2001. № 2. С.8-10.
2. Амирова Г.М. Неоклассические тенденции в творчестве
З.Е. Серебряковой 1910-1930-х гг. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 14. С.181-185.
3. Андроникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. 328 с.
4. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-книга, 2017. 1278 с.
5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Искусство, 1985. 580 с.
6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. XII-XVI века. Т. II. М.: Искусство, 1977. 243 с.
7. Волхов О.В. Художник и время. Илья Глазунов. Альбом. М.: Советская Россия, 1984. 264 с.
8. Габричевский А.Г. Искусство портрета. Сб. статей. М.: 1928.
194с.+илл
9. Ерофеева М. А. Производство и потребление изображений в
цифровую эпоху // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных
исследований. 2014. № 2. С.147-157.
10. Зингер Л. C. Портрет // Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. Т. 20. М.: «Советская Энциклопедия», 1975. С. 382-386.
11. Кузьмина М. Т. История зарубежного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1983. 488 с.
12. Луков В. А. Композиция // Энциклопедия гуманитарных наук. 2009. № 1. С.14.
13. Машковцев Н. Г., Соколова Н. И. Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX вв. М.; Изд-во, 1964. кол-во с. 427.
14. Морозов С. А. Искусство видеть - М.: Искусство, 1963. 272 с
15. Обрамкин И. А. Об истории изучения портрета: вопросы историографии и перспективы исследования //Артикульт. 2014. № 14.С. 6-11...