Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое развитие младших школьников на занятиях оригами

Работа №98487

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность эстетического развития как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности эстетического развития младших школьников 13
1.3. Педагогические условия эстетического развития младших школьников на
занятиях оригами 18
1.4. Учебно-методические рекомендации по эстетическому развитию
учащихся начальной школе на занятиях оригами 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ОРИГАМИ ... 34
2.1 Диагностическое исследование уровня эстетического развития 34
2.2 Содержание и результаты работы по эстетическому развитию младших
школьников на занятиях оригами 44
2.3. Сравнительная характеристика результатов работы на контрольном этапе эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время чтобы учить ребёнка творчеству, нужно сначала передать ему те знания и тот опыт, который накопило человечество за тысячелетия. Это не простая задача, просто копировать то, что делал наши предки невозможно, это многовековой опыт. Поэтому современного ребёнка нужно учить мыслить, искать среди большого потока информации самую важную именно сейчас для решения конкретной задачи. Чтобы определить круг задач, стоящих перед современной школой, чтобы сориентировать педагога были приняты ФГОСы федеральные образовательные стандарты. Теперь вся система школьного обучения должна соответствовать ФГОСам.
В соответствии с требованиями ФГОС, «формирование художественно- творческой активности школьника» является одной из задач художественного труда, «освоение содержания предмета (технологии) осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой» [49].
Таким образом, работа по формированию конструкторско- технологических знаний и умений, а иначе говоря, практических трудовых умений, должна осуществляться с помощью соответствующих для этого технологий и техник. Одним из доступных детям видов такой работы является оригами.
Большой вклад в развитие методики преподавания оригами и применения наглядности в обучении оригами в общеобразовательной школе внесли. Фребель, В.В. Выгонов, С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Э. Кенневей. При изготовлении поделок оригами у учащихся развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и делает изучение использования оригами в школе актуальным для исследования.
В тоже время до сих пор вопрос использования оригами для обучения школьников остаётся неразрешённой педагогической проблемой. Оригами - это искусство, или техника? Если это искусство, то, как научить этому детей? Как от воспроизведения схем перейти к подлинному искусству? Таким образом, существует необходимость изучения проблемы обучения технике оригами на уроках технологии. В связи с вышесказанным в выпускной квалификационной работе хотелось остановиться на особенностях проведения урок оригами в 3 классе.
Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: каковы особенности проведения уроков оригами в 3 классе?
Цель исследования - обосновать, разработать и провести цикл занятий по оригами.
Объектом исследования являлся процесс эстетического развития младших школьников
Предмет исследования: цикл занятий по оригами, направленный на эстетическое развитие младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу о сущности эстетического развития младших школьников;
- выявить педагогические особенности эстетического развития младших школьников;
- разработать цикл занятий по оригами, направленный на эстетическое развитие младших школьников.
Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: уроки оригами будут эффективнее развивать трудовые умения и навыки младших школьников при соблюдении следующих принципов:
- задания направлены на развитие самостоятельности учащихся;
- изучение схем оригами по принципу от простого к сложному;
- индивидуальный и дифференцированный подход при составлении заданий.
Для решения поставленных задач используются следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические (практические); работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование); коллективная и индивидуальная работа учащихся; анализ результатов творческой работы учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уже не первое поколение детей конструирует из цветной бумаги модели предметов и объектов окружающей их действительности: кораблики, шапочки, птицы, кошелёчки. Все эти фигурки потом используются для игры, для этого дети и занимаются оригами. Такие игрушки отсекают второстепенные признаки объектов, отражая характерные признаки в обобщённом виде, выделяются только самые яркие детали. Угловатая, слегка условная форма поделок связана со специфической обработкой исходного материала, бумаги. С помощью приёмов сгибания, складывания частей в определённой последовательности достигается этот образ. Несмотря на то, что некоторые поделки отдалённо напоминают определённые объекты, детское воображение живо воссоздаёт недостающее. Когда ребёнок ещё мал, такие игрушки носят только утилитарный характер, дети их легко воспроизводят снова и снова для другой игры делая новые атрибуты. С возрастом отношение к игре у детей меняется, меняется и образ игрушки в технике оригами. В ней появляется большая художественность, её стремятся украсить и сохранить, тем самым ребёнок вовлекается в активную творческую деятельность. Если в этот момент поддержать ребёнка, помочь ему совершенствовать как техническую сторону процесса, так и показать красоту, то ребёнок вскоре становится творцом, художником.
Вопрос о том, является ли оригами искусством или только техникой, неоднократно возникал за всю историю проникновения оригами в педагогику. Можно ли обучать этому детей, какую ценность для образования и воспитания несёт в себе это мастерство? Поставленная проблема требует длительного и целенаправленного изучения. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, осмыслением, запоминанием, и кончая операциями логического и творческого мышления.
Все эти педагогические задачи легко решает оригами. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, способствует решению многих развивающих и воспитательных задач.
В процессе нашего исследования мы доказали на практике, что оригами - это особое искусство, которое не просто доступно ребёнку, а которому можно и нужно научить школьников.
Обобщая всё сказанное выше, подводя итоги, сделаем некоторые выводы из нашего исследования.
Мы рассмотрели методические особенности проведения уроков по оригами. Вывели такие важные особенности:
- работа должна быть систематической;
- учитель должен хорошо владеть всеми приёмами и методами складывания бумаги, которым обучает детей;
- учитель должен уметь объяснить детям, как сложить ту или иную поделку, при этом пользоваться принятой в оригами терминологией.
Нами был предложен новый приём обучения детей оригами. Этот приём основан на воспроизведении последовательности операций мысленно. Учитель объясняет, как делать ту или иную операцию, дети закрывают глаза и стараются себе представить этот процесс. Открывают глаза, учитель демонстрирует выполнение операции.
Подтвердилась выдвинутая нами ранее гипотеза о том, что систематическая работа, направленная на овладение учащимися трудовыми умениями и навыками эффективна, если соблюдаются:
- принцип «от простого к сложному»;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
- принцип использования заданий, направленных на развитие самостоятельности у школьников.


1. Афонькин С. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома../ Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. - СПб: Издательский дом "Литература", 2001
2. Афонькин С.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. - СПб.: Кристалл, 2011
3. Афонькин С.Ю. Цветы и вазы оригами./ Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. - СПб.: Кристалл, 2002
4. Белим С.Н. Долгоносик / Альфредо Джунта// Журнал Заочная олимпиада - 98 / № 1 (11) 1998
5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.:АСТ. 2011
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. /Д.Б. Богоявленская - М.: Академия. 2002
7. Боно Э. Серьезное творческое мышление. / Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2005
8. Васина Н.С. Бумажные чудеса / Н.С. Васина М.: Айрис-Пресс, 2015
9. Вознесенская Т.Н. Сайт учителя / URL:
https: //infourok.ru/user/voznesenskaya-tatyana-nikolaevna(дата обращения: 12.09.2016)
10. Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выгонов - М.: Издательство «Экзамен», 2011
11. Выгонов В.В. Оригами. 50 лучших моделей самолетов. / Выгонов В.В. - М.: Издательский дом МСП, 2010
12. Выгонов В.В. Трехмерное оригами. / Выгонов В.В. - М.:
Издательский дом МСП,- 2007
13. Выгонов В.В. Аппликация. / Выгонов В.В., Галямова Э.М. - М.: Издательский дом МСП, 2006
14. Выгонов В.В. Летающие и плавающие модели. / Выгонов В.В. - М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2005
15. Выгонов В.В. Воздушные змеи. Летающие модели оригами. Самолеты. / Выгонов В.В. - М.: Издательский дом МСП, 2004
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Выготский Л.С. - М.: АСТ, 2011
17. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. / Выготский Л.С. - М.: Эксмо, 2006
18. Галямова Э.М. Достижение метапредметных результатов на уроках технологии / Галямова Э.М. // Журнал "Начальная школа" №8/2014 - с. 73¬79.
19. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для суд. Учреждений высш. Проф. Образования / Э.М Галямова, В.В.Выгонов. - М: Издательский центр «Академия», 2013
20. Галямова Э.М. Интегративный подход при подготовке будущих
учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности в предметной области «Технология»: монография/ Э.М. Галямова;
Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т». - М.: МИГУ, 2012
21. Гончар В.В. Модульное оригами / Гончар В.В. - М.: Учитель, 2015
22. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее./ Гордон Т. - М.: Ломоносовъ, 2010
23. Гурожапова М.П. Рабочая программа кружка «Загадочный мир ОРИГАМИ» [Электронный ресурс] Сайт школы №33 URL: http://school33.bsu.ru/wp-content/uploads/(дата обращения: 26.11.2015)
24. Джуринский А.Н. Высшее образование: история и современные тенденции развития: монография / А. Н. Джуринский. - М.: Прометей, 2003
25. Лубешко Н. М. Тестирование по технологии "Япония и оригами"URL: http: //videouroki .net/filecom.php?fileid=98690192
26. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты / Гос. ун-т, Высш. шк. экономики; [авт.-сост.: Шадриков В. Д. и др.]. - М.: Альма Матер: Академический Проект, 2009.
27. Дмитриев А.Е. Творческая направленность подготовки учителя к учебной деятельности младших школьников / Дмитриев А.Е. Дмитриев Ю.А. // Международный сб. научных трудов «Моделирование учебно-воспитательного процесса в вузе и школе». - Елец, 2009
28. Довженко Г.И. Поделки из бумаги и оригами. / Довженко Г.И. - М.: Академия развития, 2011
29. Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. - М.: Школьные технологии, 2005
30. Конышева Н. М. Художественный труд (программа дизайнообразования) / Конышева Н. М. // Начальная школа. 2009, № 8 - 53¬62 с.
31. Коротеев И.А. Оригами для малышей. Книга для педагогов и родителей. / Коротеев И.А. - М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 1996
32. Майорская Т. Оригами для всей семьи. / Майорская Т. - Книжный Клуб "Клуб семейного Досуга", 2005
33. Мельникова М. Н. Оригами. Забавные поделки. / Мельникова М. Н. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009
34. Мини-энциклопедия. Оригами для начинающих./Подряд. С.Ю.
Афонькина. -Вильнюс: UAB «BESTIARY», Санкт - Петербург:
ООО«СЗКЭО», 2014
35. Оригами [Электронный ресурс] Клуб оригами URL: http://www.origami.ru/(дата обращения: 21.11.2017)
36. Оригами как средство развития мелкой моторики [Электронный ресурс] Библиотека методических материалов для учителя. URL: https://infourok.ru/origami-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki- mladshih- shkolnikov-789048.html (дата обращения: 17.12.2016)
37. Поделки для уроков технологии. [Электронный ресурс] М.: - 2007 - 2016. URL: http://stranamasterov.ru/tnp(дата обращения: 01.12.2016)
38. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011
39. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2- х. частях. Часть 2. М: Просвещение, 2011
40. Проснякова Т. В. Забавные фигурки. Модульное оригами./ Проснякова Т. В. - М. "Аст-пресс", 2010
41. Своими руками. Клуб мастеров и мастериц. [Электронный ресурс]
М.:- 2007 - 2015. URL: www.by-hand.ru(дата обращения: 11.11.2015)
42. СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006
43. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. / Сержантова Т.Б. - М.: Айрис-Пресс, 2016
44. Соколова С.Т. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. / Соколова С.Т. М.:Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003
45. Сухаревская О. В. Оригами для самых маленьких. / Сухаревская О. В. - М.: Айрис-Пресс, 2016
46. Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики / сост. Г. Д. Глейзер. - М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997.
47. Схемы оригами [Электронный ресурс] // Твой ребёнок. Сайт для
умных родителей. URL: http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml(дата
обращения: 30.12.2017)
48. Фабер А., Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. / Фабер А., Мазлиш Э. - М.: Эксмо, 2009
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2016
50. Хохлова М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников [Электронный ресурс] // Научная онлайн-библиотека "Порталус"НКЬ: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php7s ubaction=showfull&id=1193232237&archive=1196815145&start_from=&ucat=&(Дата обращения: 16.01.2016).
51. Эм Г. Э. Путешествие в страну Оригами. 1 год обучения. Пособие для учителей и родителей. / Эм Г. Э. - Ростов /Д.:Легион,2013г. Эм Г. Э. Путешествие в страну Оригами. 2-й год обучения. Пособие для учителей и родителей. - Ростов н/Д.: Легион, 2013

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ