Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Работа №98486

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Музыкальная деятельность как средство патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.... 31
2.1. Диагностика патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 31
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политике, является воспитание молодого поколения, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [53]. Выше перечисленные качества формируются с периода детства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет пути патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.
Старший дошкольный возраст — это важнейший этап развития личности ребенка. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства. Сложность сегодняшнего воспитания - как отмечают многие исследователи, в размытости нравственных ориентиров. В связи с обозначенной проблемой нравственно-патриотическое воспитание детей начина с периода детства, является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений» [7, с. 49].
Особыми возможностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обладает музыкальная деятельность, которая позволяет формировать активную жизненную позицию и такие нравственные качества — самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность, патриотические чувства, эмоции. Это поможет в сохранении народных традиций и особенностей культуры, социокультурных ценностей народа. Необходимо отметить, что работа по музыкальной деятельности даёт возможность развитию положительных эмоций, чувств, которые расширяют жизненный опыт ребенка и стимулируют к активной деятельности. Все это является неотъемлемой частью процесса патриотического воспитания.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по патриотическому воспитанию старших дошкольников в музыкальной деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности».
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по музыкальной деятельности направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по музыкальной деятельности направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «патриотическое воспитание»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности патриотического воспитания старших дошкольников;
3. Рассмотреть возможности музыкальной деятельности в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
5. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий по музыкальной деятельности направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи современных и отечественных педагогов и психологов по формированию любви к Родине (С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.А. Суслова); эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей (Э.К. Суслова, А.П. Усова); приобщения детей к истокам русской народной культуры (О.Л. Князева, М.Д. Маханева); развития музыкальной деятельности (Г.М. Науменко), воспитания нравственности (К.Д. Ушинский); нравственно-эстетического воспитания ребенка (Н.А. Ветлугина).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ, обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике музыкальных руководителей, педагогов дошкольного и дополнительного образования в направлении патриотического воспитания детей.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 г. Красноуфимска. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы в количестве 20 человек.
Опытно-поисковая работа по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведён теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал музыкальной деятельности в патриотическом воспитании, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня патриотического воспитания старших дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотического воспитания старших дошкольников, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (количество источников 62) и приложений (количество 2).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является патриотическое воспитание. Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности воспитания патриотизма. Теоретический анализ литературы таких ученых, как К.Д. Ушинского, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, Л.Е. Никоновой, С.А. Сусловой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Е.Н. Бородиной и др. а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «патриотическое воспитание», это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю (Е.Н. Бородина).
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как Н.Г. Куприна, Е.Н. Бородина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова А.Н. Сорокин, С.А. Суслова, Н.В. Полянскова и др., мы определяем нравственно-патриотическую воспитанность в единстве трех критериев: образно-содержательного, эмоционально-мотивационного, действенно-практического.
2. Мы выяснили, что старший дошкольный возраст является наиболее
ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, культурных традициях своей семьи, своего рода, народа, национальных и государственных праздниках, знакомстве с определёнными понятиями (образно-содержательный критерий). Особенности эмоционально-чувственного опыта сопереживания, чуткости в отношениях с близкими людьми, эмоциональной отзывчивости, сформированности интереса к музыкальным произведениям патриотической проблематикой, желанием поддерживать семейные традиции, ценности и традиции ДОУ (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности в идентификации себя с положительными героями музыкальных произведений, стремление подражать их поведению, поступкам, активное участие в музыкально-познавательных мероприятиях (действенно-практический критерий) — все это необходимо учитывать при выборе видов музыкальной деятельности и тематике занятий.
Роль дошкольного учреждения по музыкальной деятельности в процессе патриотического воспитания велика. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для патриотического воспитания.
3. Рассмотрев сущность музыкальной деятельности, её роли, можно сделать вывод, что музыкальная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа по музыкальной деятельности даёт возможность сформировать отношение ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. В музыкальной деятельности у дошкольников систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
В процессе музыкальной деятельности ребёнок получает представление о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, национальных и государственных праздниках, отражающих победы и достижения в истории страны, наличие эмоционально-образного тезауруса, воплощающего патриотические ценности в художественных образах народного творчества и классического искусства, понимание ценностно-смыслового содержания музыкальных произведений с патриотической проблематикой, соотнесение с личностным опытом (образно-содержательный критерий); проявляется в закреплении у детей эмоционально-чувственного опыта сопереживания, чуткости в отношениях с близкими людьми, эмоциональной отзывчивости, сформированности интереса к музыкальным произведениям патриотической проблематикой, желанием поддерживать семейные традиции и традиции ДОУ (эмоционально-мотивационный критерий); проявляется в идентификации себя с положительными героями музыкальных произведений, стремление подражать их поведению, поступкам, активное участие в музыкально-познавательных мероприятиях (подготовка праздников, театрализованных представлений и т.д.), укрепляющих традиции ДОУ (действенно-практический критерий).
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан комплекс занятий по музыкальной деятельности с учётом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста и задач патриотического воспитания. В содержание комплекса занятий по музыкальной деятельности вошли музыкальные произведения по народной, семейной и военной тематике. Выбор содержания, форм и методов организации музыкальной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей патриотического воспитания, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 1999. - 624 с.
2. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Электронный ресурс] - URL : http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=2797(дата обращения: 05.04.2017).
3. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А. В. Бакушинский. - М. : Карапуз, 2009. - 304 с.
4. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. Г. Белинский. - М. : Книга по Требованию, 2012.
5. Большой психологический словарь [Текст] / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 672 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
7. Бородина, Е. Н. Модель нравственно-патриотического развития
детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - URL :
https://science-education.ru/ru/article/view?id=20011 (дата обращения:
09.11.2017).
8. Борев, Ю. Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - М. : Издательство Высшая школа - 2002. - 309с.
9. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова. ; под ред. А.М. Виноградовой. - М. : Изд. Просвещение, 1989.
10. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова. - М. : Изд. Просвещение, 1989. - 80 с.
11. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. - 270 с.
12. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Азбука, 2000. - 416 с.
13. Гельвеций, К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании [Текст] // Хрестоматия по истории педагогики / сост. А. И. Пискунов. - М. : Просвещение, 1971. - 265 с.
14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 гг. Гарант. Ру.
Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393772/ (дата обращения:
12.02.2017).
15. Даль, В. И. Толковый словарь [Текст] : в 2 т. - М. : изд. Центр «Терра», 1995. - 789 с.
16. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] : Стандарты второго поколения / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солицевой. - СПб. : Питер, 2014. - 464 с.
18. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития [Текст] / Е. А. Дубровская. - М. : Просвещение, 2006. - 111 с.
19. Дыбина, О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст] / О. В. Дыбина, Е. Ф. Акулова, С. Е. Анфисова / под ред. О. В. Дыбиной. учебно-методическое пособие - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 77 с.
20. Законы России: Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL :https://www.assessor.ruZzakon/273-iz-:zakon-ob-obrazovanii-2013/(дата обращения: 21.09.2017).
21. Запорожец, А. В. Психология действия [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 736 с.
22. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России [Текст] : Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 6 с.
23. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1986. — 192 с.
24. Каган, М. С. Человеческая деятельность [Текст] : опыт систем. анализа / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с.
25. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Программа. - СПб., 1997.
26. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - М. : Издательский центр «Академия», 1998.
27. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия. 2001. - 416 с.
28. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. - М. : Книга по Требованию, 2012. - 665 с.
29. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина [Текст] / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
30. Концепция патриотического развития и воспитания гражданина
Российской федерации [Электронный ресурс]. - URL:
https://studfiles.net/preview/1900241/(дата обращения: 21.04.2017).
31. Куприна, Н. Г. Современные подходы к содержательной разработке понятий «нравственность» и «мораль» [Электронный ресурс] / Н.
Г. Куприна, С. Ф. Масленникова. - URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=20627 (дата обращения:
09.11.2017).
32. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П. Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 1991. - 176 с.
33. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] / Г. В. Лунина. - М. : Просвещение, 2005. - 134 с.
34. Лушников, А. М. История педагогики [Текст] : учебное пособие для учащихся педагогических высших учебных заведений / А. М. Лушников.
- 2-е изд., перераб., доп. - Екатеринбург, 1994. - 368 с.
35. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 145 с.
36. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев. - М. : Знание, 1981. - 96 с.
37. Метлов, Н. А. Музыка детям [Текст] / Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова. - М. : Просвещение, 2002. - 143 с.
38. Мое отечество - Россия: [Текст] : комплексная система восп. патриотизма и гражданственности у детей дошк. и мл. шк. возраста / под ред. И. В. Богачевой и др. - М. : ГНОМ, 2005. - 232с.
39. Мой родной дом. [Текст] : Программа
нравственно-патриотического воспитания дошкольников / под ред. Т. И. Оверчук. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 24 с.
40. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст] / М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Дрофа, 2010. - 156 с.
41. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник [Текст] / Г. М. Науменко.
- М. : Просвещение, 2000. - 213 с.
42. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания [Текст] / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. статей.
- М. : Музыка, 1989. - 91 с.
43. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - URL :
http: //sinncom.ru/content/reforma/index5. htm(дата обращения: 16.07.2017).
44. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Л. Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 1991. - 112 с.
45. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь
[Электронный ресурс]. - URL :
https: //books .academic.ru/book. nsf/58622882/Новый+иллюстрированный+энциклопедический+словарь(дата обращения: 10.07.2017)
46. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] ; под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова. - М. : 2011.
47. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. программа дошк. образования / Н. А. Арапова-Пискарева [и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 361 с.
48. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
49. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры [Текст] : автор. прогр. и метод. рекомендации / О. П. Радынова. - М. : Просвещение, 2000. - 80 с.
50. Радынова, О. П. Слушаем музыку [Текст] / О. П.Радынова. - М. : Просвещение, 2000.
51. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. - Дубна: Феникс+, 2011. - 352 с.
52. Рытов, Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты [Текст] : учеб. метод. пособие. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 — 384 с.
53. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] - URL :https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата обращения: 15.08.2017).
54. Суслова, Э. К. Воспитание у детей этики межнационального общения [Текст]: спецкурс / Э. К. Суслова. - М.: АПО, 1994. - 80 с.
55. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский.
- М. : Политиздат, 1985. - 270 с.
56. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. Нравственность. [Электронный ресурс]. - URL :https: //dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/1402307(дата обращения: 22.09.2017).
57. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании [Текст] / сост. Е. Филиппова. - М. : АСТ, 2014. - 380 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL : https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolno go-obrazovaniya/ (дата обращения: 11.02.2017).
59. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Флорова. - М. : Издательство «Республика», 2001.
60. Халикова, Р. Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю [Текст] / Р. Ш. Халикова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 5. - С. 13-21.
61. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. М. : Гардарики, 2003. - 519 с.
62. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] : учебник для вузов / Г. И. Щукина. - М.: Изд-во «Педагогика», 1971- 456 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ