Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ресоциализация мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Работа №98478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ресоциализации мальчиков-подростков в
социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 7
1.1. Ресоциализация: понятие, направления, содержание, формы и
методы 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по ресоциализации подростков в реабилитационном центре ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района»
33
2.1. Анализ деятельности сотрудников по ресоциализации мальчиков-
подростков в реабилитационном центре ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района» 33
2.2. Характеристика программы ресоциализации мальчиков-подростков
«Хочу быть здоров!» 49
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Приложения 71

Актуальность исследования. Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Многие дети растут в неблагополучных, асоциальных семьях. Данное явление накладывает отпечаток на экономическую, социальную, нравственную, политическую и другие сферы жизни всего общества в целом. Если общество и государство не будут вмешиваться в такую ситуацию, то возникнет замкнутый круг проблем, повторяющихся из поколения в поколение.
Проблема детской ресоциализации приобретает большую актуальность и остроту, поскольку количество сирот и детей, родители которых лишены родительских прав непрерывно растет. Резкое снижение жизненного уровня в нашей стране значительно усугубили истоки семейного и, в том числе, подросткового неблагополучия.
Социальные педагоги, педагоги-психологи и другие специалисты, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подростков, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов ресоциализации подростков, оказавшихся без попечения родителей, направленных в интернатные и исправительные учреждения.
Однако практический результат по преодолению негативных процессов в среде мальчиков-подростков подростков пока невелик. Поэтому чрезвычайно важно найти способы ресоциализации несовершеннолетних, выявить условия, обеспечивающие успешной социализации подростков.
В данный момент первоочередной задачей становится оптимизация процесса ресоциализации подростков, оставшихся без попечения родителей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Именно ресоциализация подростков служит критерием эффективности работы учреждений, работающих с подростками - социально-реабилитационными центрами. Данный процесс в социально-реабилитационном центре предполагает переориентацию в положительное русло асоциального или
недостаточно сформированного жизненного опыта подростков. Становление у несовершеннолетних ценностно-нормативных представлений,
профессиональных намерений, навыков социального поведения, изменение социального статуса подростка в обществе, развитие ответственности и самостоятельности, способности к саморегуляции собственного поведения с позиции общечеловеческих этических ценностей и норм, восстановление положительных социальных контактов.
В связи с этим функционирует социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, цель которого дать ребенку не просто ночлег, еду, тепло, но и помочь ему в восстановлении утраченных социальных норм и опыта общения. Научить мальчиков-подростков строить конструктивные отношения с окружающими, эффективно решать спорные проблемы, выходить из конфликтных ситуаций.
Понятие «ресоциализация» широко используется в социологии, психологии, педагогике, криминологии и других гуманитарных науках. Большое значение в исследовании нашей проблемы имеют труды отечественных и зарубежных ученых, в которых освещаются: механизмы социализации и ресоциализации личности (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, Н. Смелзер и др.); проблемы социальной адаптации и реабилитации подростков (О.Ю. Мацукевич, Е.И. Сухова, Т.Д. Шапошникова); цели и содержание социально-педагогической деятельности с подростками «группы риска» (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Г.Х. Юсупова и др.), психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением (В.К. Зарецкий, В.М. Поздняков, А.А. Федонкина и др.). Вместе с тем, проведенный анализ научной литературы показывает, что вопросы социальной работы по ресоциализации с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях социально­реабилитационного центра, являются недостаточно изученными.
Выявлено противоречие между наличием потенциала социально­-реабилитационных центров для несовершеннолетних и их ресоциализации, с одной стороны и недостаточным использований возможностей специализированных центров для достижения этой цели, с другой. Такое положение возникает вследствие недостаточной подготовленности кадров и отсутствия научно-педагогического и методического обеспечения.
Проблема исследования: каково содержание программы, направленной на ресоциализацию мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних?
Тема исследования: «Ресоциализация мальчиков-подростков в
социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних».
Объект исследования: процесс ресоциализации мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Предмет исследования: содержание ресоциализации мальчиков- подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу, направленную на ресоциализацию мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ресоциализация мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних должна осуществляться с учетом психолого­педагогической характеристики данного контингента и ее содержание будет детерминировано принципом онтогенетического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «ресоциализация», охарактеризовать направления этого процесса и его содержание.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста «в норме» и охарактеризовать общие черты мальчиков-подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
3. Выявить и охарактеризовать формы, методы и приемы ресоциализации подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
4. Проанализировать деятельность сотрудников по ресоциализации мальчиков-подростков в реабилитационном центре ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района».
5. Апробировать программу ресоциализации подростков в условиях реабилитационного центра.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез и обобщение, сравнение;
• эмпирические: опрос в форме анкетирования и интервьюирования, тестирование, наблюдение.
База исследования: реабилитационный центр ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный кризис, который охватил всё мировое сообщество, имеет набор общих для разных стран характеристик, к которым относится усиление социальной отчужденности среди молодежи. Всё более распространёнными в подростковой среде становятся агрессивные формы поведения, вызывающие саморазрушение формирующейся личности молодых людей, а также рост преступности. Более ощутимыми негативными последствиями для общества оборачивается разрушение института семьи.
В рамках данной работы нами была поставлена цель: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу, направленную на ресоциализацию мальчиков-подростков в социально­реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали все теоретические и практические задачи.
В ходе решения первой задачи мы убедились, что ресоциализацию, в структуре социально-педагогической деятельности, можно выделить как самостоятельный компонент.
Ресоциализация представляет собой процесс восстановления у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. Также существенное влияние на ресоциализацию и ее результаты оказывают разные факторы, включающие воспитательные, личностные и средовые [13, с. 70].
Процесс ресоциализации подростков в условиях социально­реабилитационного центра проходит в несколько этапов.
Первый этап - период адаптации. Главной задачей в данный период является становление внутренней мотивации, которая заключается в заинтересованности разнообразными коллективными делами, нормами коллективной жизни.
Второй этап - период частичной неустойчивой ресоциализации. В данный период происходит активное вовлечение несовершеннолетних в коллективную деятельность, принятие ими коллективных норм, и отказ от асоциальных норм поведения.
Третий этап - период полной ресоциализации. Он знаменует практическое завершение процесса ресоциализации, когда у ребят складываются твердые убеждения и взгляды, социальные ориентации, происходит профессиональное самоопределение, формируется самосознание и способность к самовоспитанию, самоанализу, появляется желание принимать участие в общественно полезном труде, в общественной жизни.
Весьма значимым в условиях центра является характер взаимодействия его сотрудников с подростками, их овладение специальными психолого­педагогическими приемами, которые нужны в повседневном общении с ними и способствуют социальной адаптации и личностному развитию несовершеннолетнего [17,с.169].
В ходе решения второй задачи мы проанализировали психолого­педагогическую характеристику мальчиков-подростков. Под подростковым возрастом принято считать возраст, характеризующийся активным качественным переходом из детского состояния во взрослое и сопровождающийся сложнейшими противоречивыми внутренними процессами преобразования всей личности ребенка. Социальная ситуация развития - это особое положение подростка в системе принятых в данном обществе отношений. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие личности подростка.
Это трудное время родители должны пройти вместе со своими детьми. С их стороны позиция должна быть определенной и твердой. Чрезмерная опека и большое количество требований может привести к неразрешимым конфликтам.
У подростков, находящихся в социально-реабилитационных центрах развитие всех аспектов «Я» (представление о себе, отношение к себе, образа Я, самооценка) существенно отличается от развития этих аспектов у детей из благополучных семей. Дети из неблагополучной семьи обнаруживают себя одеждой, внешним видом, набором нецензурных фраз, манерой общаться, неуравновешенностью психики, что выражается в замкнутости, неадекватных реакциях, озлобленности, агрессивности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.п. Внешний вид и поведение несовершеннолетних не только свидетельствуют о их проблемах, но также взывают о помощи.
Поэтому эти дети отличаются:
• пассивностью;
• безразличием к окружающему;
• стремление к лидерству в детском коллективе;
• низкий уровень интеллектуального развития;
• трудности в учебе и поведении;
• подвержены депрессиям;
• заниженная самооценка;
• нарушения сна;
• ночные кошмары.
Таким образом, в этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе.
Дети из неблагополучных семей вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Когда квозрастному кризису прибавляются социальные проблемы, то подросток, не имеющий достаточных ресурсов внешних или внутренних, не может самостоятельно, без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути.
Проанализировав деятельность сотрудников по ресоциализации мальчиков-подростков в реабилитационном центре ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района» мы узнали, что центр принимает детей по следующим критериям: тяжелая жизненная ситуация, безнадзорность, беспризорность и социально опасная ситуация (например, жестокое обращение в семье).
Выделили основные проблемы, с которыми дети поступают в реабилитационный центр:
• у всех детей встречаются психологические нарушения (агрессия, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, задержка психического развития, умственная отсталость, что во многих случаях создает значительные трудности в процессе реабилитации);
• школьная дезадаптация (частые пропуски школьных занятий, низкая успеваемость, несформированность учебной деятельности, также встречаются у 100% детей школьного возраста в различной степени);
• ослабленное здоровье;
• узкий кругозор, ограниченный круг интересов, малый запас знаний;
• несформированность навыков культурного поведения;
• несформированность как навыков самообслуживания и элементарных культурно-гигиенических навыков;
• несформированность коммуникативных навыков.
Ресоциализация детей рассматривается в данном учреждении как комплексный процесс, проходящий с участием всех воспитателей и специалистов.
Проанализировав условия жизни воспитанников до поступления в центр, проведя анкетирование и опрос несовершеннолетних, специалисты пришли к тому, что важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни несовершеннолетних находящихся в социально-реабилитационном центре. Даже у старших подростков не сформированы элементарные навыки личной гигиены, ими не соблюдаются санитарно-гигиенические требования. Как следствие, отсутствует потребность в сохранении личного физического здоровья.
Программа разработана для мальчиков-подростков, находящихся на реабилитации в социально-реабилитационном центре.
Цель программы: развитие у мальчиков-подростков бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.
Программа рассчитана на три месяца, два часа в неделю, всего 24 часа.
Основные принципы реализации программы - научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей мальчиков-подростов, практическая целесообразность.
Вышесказанное подтвердило гипотезу, выдвинутую в начале исследования, что ресоциализация мальчиков-подростков в социально­-реабилитационном центре для несовершеннолетних будет осуществляться с учетом психолого-педагогической характеристики мальчиков-подростков и ее содержание будет детерминировано принципом онтогенетического развития.


1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 202 с.
2. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2010.166 с.
3. Андреева И.Н. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьников. 2014. №3. С.20-22.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2012. 398 с.
5. Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2010.
6. Буторина Н.Е., Дедков Е.Д. Особенности девиантного поведения как клинического проявления пубертатного криза «Саморазрушающее поведение у подростков». М., 2011.
7. Белов В.Г., Дмитриев М.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. СПб.: ПОНИ, 2010. 208 с.
8. Богуславкий М. Миражи педагогики поддержки // Директор школы. 2013. №10. С.28-32.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 196 с.
10. Весна Е. Б. Психологические закономерности и механизм процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе [Электронный ресурс]: дис. д-ра психол. наук. М., 2008.
11. Винникова Г.В. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков в работе социального педагога // Теория и методика социальной педагогики: сб. науч. статей. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010.
12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 2006.
13. Гаращенко Л.В. Социально-педагогические условия ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа: автореф. дисс. канд. пед. наук. Иркутск, 2013.
14. ГонеевА.Д. ,Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М.: АСАДЕМА, 2012.
15. Егорова Ю.В. Факторы социально-педагогического воздействия на ресоциализацию подростков с девиантным и делинквентным поведением: Методологический и практико-ориентированный журнал URL: (дата обращения 10 августа 1917г)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ