Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей в учреждениях интернатного типа 6
1.1. Анализ понятий «психолого-педагогическое сопровождение» и
«интернатное учреждение» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ, находящихся
в интернатных учреждениях 15
1.3. Формы и методы психолого-педагогического сопровождения детей в
интернатных учреждениях 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по психолого-педагогическому сопровождению детей на примере ГСКОУ СО «Специальная школа-
интернат №17» г. Екатеринбурга 38
2.1. Анализ деятельности «школы-интерната №17» по психологопедагогическому сопровождению детей с ОВЗ 38
2.2. Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому
сопровождению детей младшего школьного возраста с ОВЗ в
учреждениях интернатного типа 47
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложение 69
Актуальность исследования. В современном обществе очень развита и разнообразна система образования, она содержит в себе различные образовательные учреждения, в том числе и учреждения интернатного типа.
К сожалению, не у каждого ребенка в силу различных причин есть возможность получать воспитание в семье. Именно для таких детей в стране создается сеть детских домов и коррекционных школ- интернатов.
Сиротство это довольно сложная социальная проблема, которая в современном обществе довольно широко распространена в последние годы, особенно вырос процент детей «социальных сирот». Этому процессу способствуют падение уровня жизни и многие проблемы экономики.
Дети, получающие воспитание в данных учреждениях изолированы от общества и реальной жизни. Детство это очень важный период в жизни и индивидуальном развитии ребенка, ведь именно в детском возрасте закладываются, качества личности, они должны сформироваться в условиях родительской любви и заботы. Потеря семьи в раннем возрасте очень часто негативно сказывается, на ребенке и на его будущем в целом.
Разработанность проблемы в науке. Проблема формирования
концепции по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья была рассмотрена в исследованиях многих ученых, таких как: О.С. Газман, Б.С.Братусь, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик. Ими затронуты такие вопросы, как «педагогическая поддержка» и «сопровождение».
Противоречие исследования: между необходимостью психолого-педагогического сопровождения ребенка в интернатных учреждениях и недостаточной изученностью этого вопроса в психолого-педагогической литературе для педагогов и специалистов интернатных учреждений.
Проблема исследования: что входит в содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка, который вынужден жить в стенах интернатных учреждений?
Исходя из выявленного противоречия и сформулированной проблемы, мы определяем тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение детей в учреждениях интернатного типа».
Ограничение: поскольку, тема психолого-педагогического сопровождения в интернатных учреждениях, очень обширна и полностью, ее раскрыть в исследовании не является возможным. Поэтому мы в данной работе вводим ограничение и будем рассматривать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ). Возраст детей, который будет рассмотрен нами в работе младший школьный возраст.
Работа с такими детьми сложна и требует комплексного подхода, как от педагога, так и от психолога и содержит в себе не только реабилитацию и социальную адаптацию, но и работу по психолого-педагогическому сопровождению детей, поскольку учреждение обязано способствовать всестороннему развитию личности ребенка и подготовке его к вступлению во взрослую жизнь.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического
сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ в интернатном учреждении.
Предмет исследования: содержание процесса психолого
педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста в интернатном учреждении.
Цель исследования: используя теоретические и полученные эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по психологопедагогическому сопровождению детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание психолого
педагогического сопровождения для детей с ОВЗ младшего школьного возраста в интернатном учреждении включает в себя:
1) оказание психологической поддержки по развитию собственных сил для преодоления затруднений и преград различного характера, являющихся на пути младшего школьника с ОВЗ, то есть по ходу постепенного освоения образовательных и жизненных ситуаций во время процессов обучения и социализации;
2) комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, который воспитывается и постоянно живет в интернатном учреждении.
Задачи исследования:
1. Установить содержание понятий: «психолого-педагогическое сопровождение» и «интернатное учреждение».
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста с ОВЗ, находящихся в интернатных учреждениях.
3. Рассмотреть методы и формы психолого-педагогического сопровождения для ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ.
4. Проанализировать деятельность «школы-интерната №17» по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ.
Методы исследования:
• теоретические - синтез, анализ, обобщение, сравнение;
• эмпирические методы - наблюдение, беседа.
База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Школа-интернат № 17, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура работы. Выпускная классификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В выпускной классификационной работе был рассмотрен процесс психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы интерната.
В анализе теоретической части работы были изучены понятия «психолого-педагогическое сопровождение» и «интернатное учреждение».
Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ОВЗ - это прежде профессиональная деятельность сотрудника (психологической службы сопровождения школы) в конкретном случае этим сотрудником является психолог. Сущность работы по сопровождению это обеспечение условий для решения проблем в обучение и жизнедеятельности конкретного ребенка.
Школа интернат это учреждение системы образования - специально созданное в образовательных целях для разных категории детей, в том числе и для детей-инвалидов которые на протяжении всего времени обучения круглосуточно проживают в стенах интерната.
Ребенок, имеющий инвалидность, нуждается в особом внимании педагога, форма обучения этого ребенка должна строго выстраиваться под его индивидуальные потребности и развивать его как личность.
К основным категориям детей с ОВЗ можно, отнести:
• Детей с нарушением слуха.
• Детей с нарушением зрения.
• Детей с нарушением речи.
• Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
• Детей с умственной отсталостью.
• Дети с задержкой психического развития.
• Детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.
• Детей с нарушением поведения и функций общения.
• Детей с комплексными нарушениями психофизического развития, их называют детьми со сложными дефектами: (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Цель психолого-педагогического сопровождения для ребенка с ОВЗ в специальном (коррекционном) учреждении - обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция его в общество.
Психолого-педагогическое сопровождение, прежде всего, направлено на обеспечение двух согласованных процессов:
1) Сопровождение развития ребенка. И сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся недочетов (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся дефектов, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных способностей ребенка, достижение им реального уровня развития).
2) Комплексная технология, индивидуальный путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации .
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности постоянно направлено, на конкретного воспитанника, даже если специалист проводит работу с группой.
Направления психолого-педагогического сопровождения для ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ: диагностика, профилактика, консультирование, развивающее направление и коррекционное, профориентация.
ГСКОУ СО «Специальная школа-интернат №17» - это некоммерческая организация. Основная цель деятельности данного учреждения - это оказание образовательных государственных услуг, выполнение работ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Анализируя деятельность школы-интерната, мы выделили следующие циклы психолого-педагогического сопровождения:
1. Набор учеников в первый класс.
2. Процесс адаптирования в начальном звене школы.
3. Переход в среднее звено.
4. Адаптация в среднем звене.
5. Подростковый кризис.
6. Адаптация в старшем звене.
7. Итоговая аттестация выпускников
Для 1-4 классов выделены следующие задачи психологической службы школы по вопросу психолого-педагогического сопровождения: протекание процесса успешного приспособления к школе, формирование познавательной деятельности, реализация условий для образования жизненно важных навыков.
Также хотелось бы отметить, что в 2016 году была проведена деятельность по психолого-педагогическому сопровождению по следующим направлениям:
• Работа с учениками школы
• Работа с родителями
• С классными руководителями
• Работа с педагогическим коллективом.
В ходе анализа сбора эмпирических данных нами было отмечено, что работа в условиях интерната видеться в тесной взаимосвязи всего педагогического коллектива школы.
Нами был разработан комплекс мероприятий по психолого
педагогическому сопровождению для детей с ограниченными возможностями здоровья, который построен на основе следующих принципов:
1) Учет интересов учеников с ОВЗ.
2) Системность.
3) Непрерывность.
4) Вариативность.
5) Рекомендательный тип получения помощи.
Этапы комплекса ориентированы на развитие познавательных качеств младших школьников с учетом их перспективного развития и потенциальных возможностей; ориентированы на снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование благоприятной учебной мотивации.
Разработанный нами комплекс включает в себя следующие направления: организационные, совершенствование уровня социальной реабилитации, обеспечение разноуровневого, вариативного обучения и воспитания ребёнка- инвалида, реализация принципа интегрированного обучения, содействие в преодолении информационного барьера, психолого-педагогическая работа, профилактическая работа по сохранению здоровья.
Таким образом, задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Аксенова Л.В., Архипов Б.А. Специальная педагогика. М.: Академия,
2008. 567 с.
2. Аслаева Р.Г. Пути разработки системы психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование 2009 [электронный ресурс] Режим доступа: www.psyedu.ru.
3. Афанасьева Н.С. Психолого-педагогическая работа с особенными детьми: учеб. метод. пособие. СПб.: Изд-во НИЦ АРТ., 2014. 180 с.
4. Афанасьева О.П. Модель системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Челябинск, 2013. 240 с.
5. Афонькина Ю.А, Усанова И.И, Филатова О.В. Технология
комплексного сопровождения ребенка. Волгоград: изд. "Учитель", 2014. 68 с.
6. Басюк В. Психологическое сопровождение детей в условиях
образовательного учреждения // Развитие личности. 2007. № 3. С. 160-165.
7. Беличева С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. № 105 с.
8. Болотова М.И., Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 11. С.210-218.
9. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. рекомендации. Хаты- Мансийск, 2012. 36 с.
10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М. Гном-Пресс, 2002. 64 с.
11. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998. 301 с.
12. Бурменская М. Психология. М., 2003. 352 с.
13. Бурцева И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой // Народное образование. 2004. №4. С. 136-142.
14. Бурцева И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования младшего школьного возраста» как педагогическая категория - [электронный ресурс] Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-upravlenie- sotsialno-psihologicheskoy-sluzhboy-v-munitsipalnoy-sisteme-obrazovaniya
15. Вачков И.В., Воробьева Е.А., Никитина В.А. Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников // Вестник Балтийского федерального университета им.И. Канта. 2009. № 5. С.30-35...