Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Анализ понятия «навыки здорового образа жизни» в научной психолого -
педагогической литературе 17
1.3. Основные направления развития навыков здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга 40
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов детского сада по проблеме
развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Первичная диагностика навыков здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста 48
2.3. Содержание и обоснование программы по развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольной образовательной организации 63
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложения 83
Актуальность. Данные, приведенные в статистическом сборнике Росстата «Здравоохранение в России», говорят о том, что заболеваемость детей дошкольного возраста в последние пять лет продолжает оставаться высокой, а по некоторым болезням даже растет. Сюда относятся некоторые инфекционные болезни, болезни нервной системы, глаз, эндокринной системы, новообразования и др. Кроме того, результаты профилактических осмотров детей показывают рост числа дошкольников с пониженной остротой зрения, слуха, дефектами речи [17].
Здоровье детей определяется рядом факторов, среди которых ведущим является образ жизни, модель которого дошкольники перенимают от членов семьи и окружающих их людей. В современном обществе ребенок сталкивается с многообразием примеров образа жизни, которое не всегда является лучшим образцом для него. В результате развитие у дошкольников навыков здорового образа жизни происходит хаотично.
В настоящее время среди ученых наблюдается большой интерес к вопросам развития здорового образа жизни. Данными вопросами занимаются представители физиологии и медицины (Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), экологии (Н.Н. Малярчук), педагогики (В.Г. Алямовская, Л.Г. Касьянова, Л.Т. Кузнецова и др.), психологии. Исследователи считают, что приобщение детей к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации - проблема не только медицинская, но и психолого-педагогическая, т.к. правильно организованная образовательная среда может обеспечить развитие навыков здорового образа жизни даже в большей степени, чем медицинские мероприятия.
Актуальность развития у детей в дошкольном возрасте представлений о здоровье, ответственного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни подчеркивается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [78]. В связи с этим необходимо заниматься развитием соответствующих навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Вопросы развития у детей дошкольного возраста здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе в работах таких исследователей как (В.Г. Алямовская, Т.В. Каменская, Т.Г. Карепова, Л.Г. Касьянова, Е.В. Купавцева, О.В. Морозова, И.М. Новикова и др.). Однако в практике работы дошкольных образовательных организаций наблюдается недостаточная разработанность программного обеспечения процесса развития навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Таким образом, актуальность данного исследования определяет противоречие между необходимостью развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью соответствующего научно-обоснованного программного обеспечения данного процесса развития.
Проблема исследования: каково содержание научно-обоснованного программного обеспечения процесса развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?
В рамках данной проблемы обозначена тема исследования: «Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Ограничение исследования. В данной работе внимание акцентировано на развитии навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, программа развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет успешно разработана, если учтены:
• психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
• основные направления развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
• результаты первичной диагностики навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть понятие «навыки здорового образа жизни» в научной психолого-педагогической литературе.
3. Описать основные направления развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать опыт деятельности педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга по проблеме развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики, анализ документов).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №80 г. Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Одной из ключевых задач дошкольных образовательных организаций является создание условий для приобщения детей к здоровому образу жизни.
Специалисты (Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Н.Н. Малярчук и др.) определяют понятие «здоровый образ жизни» как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Проведенное исследование было посвящено развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Исследование в контексте изучаемой проблемы осуществлялось согласно поставленным задачам.
В данной работе, рассматривая понятие «навыки здорового образа жизни», мы опирались определение Ю.П. Лисицына. Итак, навыки здорового образа жизни - это совокупность осознанных действий, направленных на обеспечение человеку сохранения и укрепление здоровья .
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что большинство авторов (Ю.Д. Жилов, Э.М. Казин, Л.Г. Касьянова, Ю.П. Лисицын и др.) включает в понятие навыков здорового образа жизни навыки культуры движения, питания и эмоций. В ряде работ в содержание данного понятия вводится развитие нравственных ценностей, главной из которых является здоровье, сознательное отношение к своему здоровью и умение выбирать на этой основе свое поведение в различных областях деятельности.
Также проанализированы психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. В ходе анализа было выявлено, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования навыков здорового образа жизни. К этому времени ребенок превращается в субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, сознательно выполняющего нормы и правила поведения. Он начинает осознавать социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в разных видах деятельности. У дошкольника возникают первые представления о себе как члене общества, собственных качествах и психических процессах. Развитие его познавательных процессов также достигает уровня, на котором ребенок может осваивать ценные навыки.
В процессе анализа литературы было установлено, что понятие «навыки здорового образа жизни дошкольников» охватывает наличие у детей знаний и представлений о путях сохранения здоровья; понимание значения здорового образа жизни, направленность на него; стремление и умение самостоятельно использовать приемы сохранения здоровья в повседневной жизни.
В соответствии с поставленными задачами были определены основные направления формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников, которыми являются: организация двигательной активности детей, развитие основных движений и физических качеств, ознакомление со строением и функциями человеческого организма, правилами здорового питания, формирование гигиенических умений, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, обеспечение психологического здоровья и др.
В ходе исследования был проведен анализ деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга по рассматриваемой проблеме. Анализировались соответствующие разделы образовательной программы детского сада, календарно-тематические планы воспитателей, формы и методы работы педагогов по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Анализ показал, что в детском саду созданы условия для физической активности дошкольников, закаливания, проведения культурно-гигиенических процедур. Образовательная программа детского сада предусматривает знакомство детей с правилами здорового образа жизни, развитие навыков правильного поведения. Воспитатели включают в занятия учебный материл, позволяющий познакомить дошкольников с условиями сохранения и укрепления здоровья, проводят дидактические и сюжетно-ролевые игры для развития навыков здорового образа жизни, а также спортивные мероприятия. Однако работа по приобщению детей к здоровому образу жизни в системе не проводится. В данном ДОУ отмечается отсутствие специальной программы по развитию навыков здорового образа жизни у детей.
Для выявления уровня развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников были подобраны диагностические методики, определены критерии и показатели развития навыков у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников использовались следующие методики: методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» для выявления знаний дошкольников о ЗОЖ [27]; методика «Незаконченные предложения» Л.Г. Касьяновой [24], методика наблюдений И.М. Новиковой [49], рисуночный тест «Здоровье» Л.Г. Касьяновой [24]. Первичная диагностика показала довольно низкий уровень развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников.
Далее была разработана программа развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации «Учусь быть здоровым». Были определены цель и задачи, основные принципы и условия реализации программы, формы и методы работы со старшими дошкольниками; разработано содержание занятий программы.
Особенности данной программы состоят в том, что она направлена на развитие практических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников, и в ходе ее реализации обучение детей происходит, по большей части, в практической деятельности: на экскурсиях, эколого-оздоровительных прогулках, в играх, театрализованной деятельности, при постановке опытов, в процессе наблюдений и решения проблемных ситуаций.
Также составлены рекомендации субъектам дошкольной образовательной организации по успешной реализации составленной программы.
В ходе реализации программы необходимо:
• учитывать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
• принимать во внимание задачи дошкольной образовательной организации и существующие условия;
• опираться на принципы, направления развития навыков здорового образа жизни, определенные ФГОС ДО и примерной образовательной программой;
• учитывать результаты первичной диагностики развития навыков здорового образа жизни.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, реализованы.
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-Пресс, 1993. 90 с.
2. Амосов Н.М. Моя система здоровья. Киев: Здоров'я, 1997. 56 с.
3. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: 2005. 22 с.
4. Аншукова Е.Ю., Шилова Е.Е., Ивлева Е.Ю. Летние эколого- валеологические походы с дошкольниками // Начальная школа плюс до и после. 2015. № 4. С. 73-77.
5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. 186 с.
6. Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 182 с.
7. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. М.: Флинта: Наука, 2004. 416 с.
8. Венгер Л.А. Психолог в детском саду. М.: Просвещение, 1995. 368 с.
9. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
10. Воднева Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук. Смоленск, 2013. 28 с.
11. Вульфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у
учащихся направленности на здоровый образ жизни: автореф. дис кад. пед.
наук. Волгоград, 2002. 20 с.
12. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1965. С. 426-437.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения. / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
15. Жилов Ю.Ю., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний / Под ред. Ю.Д. Жилова. М.: Высшая школа, 2006. 256 с...