Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Анализ понятия «навыки здорового образа жизни» в научной психолого -
педагогической литературе 17
1.3. Основные направления развития навыков здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга 40
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов детского сада по проблеме
развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Первичная диагностика навыков здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста 48
2.3. Содержание и обоснование программы по развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольной образовательной организации 63
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложения 83
Глава 1. Теоретические основы развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Анализ понятия «навыки здорового образа жизни» в научной психолого -
педагогической литературе 17
1.3. Основные направления развития навыков здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга 40
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов детского сада по проблеме
развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Первичная диагностика навыков здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста 48
2.3. Содержание и обоснование программы по развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольной образовательной организации 63
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложения 83
Актуальность. Данные, приведенные в статистическом сборнике Росстата «Здравоохранение в России», говорят о том, что заболеваемость детей дошкольного возраста в последние пять лет продолжает оставаться высокой, а по некоторым болезням даже растет. Сюда относятся некоторые инфекционные болезни, болезни нервной системы, глаз, эндокринной системы, новообразования и др. Кроме того, результаты профилактических осмотров детей показывают рост числа дошкольников с пониженной остротой зрения, слуха, дефектами речи [17].
Здоровье детей определяется рядом факторов, среди которых ведущим является образ жизни, модель которого дошкольники перенимают от членов семьи и окружающих их людей. В современном обществе ребенок сталкивается с многообразием примеров образа жизни, которое не всегда является лучшим образцом для него. В результате развитие у дошкольников навыков здорового образа жизни происходит хаотично.
В настоящее время среди ученых наблюдается большой интерес к вопросам развития здорового образа жизни. Данными вопросами занимаются представители физиологии и медицины (Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), экологии (Н.Н. Малярчук), педагогики (В.Г. Алямовская, Л.Г. Касьянова, Л.Т. Кузнецова и др.), психологии. Исследователи считают, что приобщение детей к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации - проблема не только медицинская, но и психолого-педагогическая, т.к. правильно организованная образовательная среда может обеспечить развитие навыков здорового образа жизни даже в большей степени, чем медицинские мероприятия.
Актуальность развития у детей в дошкольном возрасте представлений о здоровье, ответственного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни подчеркивается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [78]. В связи с этим необходимо заниматься развитием соответствующих навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Вопросы развития у детей дошкольного возраста здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе в работах таких исследователей как (В.Г. Алямовская, Т.В. Каменская, Т.Г. Карепова, Л.Г. Касьянова, Е.В. Купавцева, О.В. Морозова, И.М. Новикова и др.). Однако в практике работы дошкольных образовательных организаций наблюдается недостаточная разработанность программного обеспечения процесса развития навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Таким образом, актуальность данного исследования определяет противоречие между необходимостью развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью соответствующего научно-обоснованного программного обеспечения данного процесса развития.
Проблема исследования: каково содержание научно-обоснованного программного обеспечения процесса развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?
В рамках данной проблемы обозначена тема исследования: «Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Ограничение исследования. В данной работе внимание акцентировано на развитии навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, программа развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет успешно разработана, если учтены:
• психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
• основные направления развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
• результаты первичной диагностики навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть понятие «навыки здорового образа жизни» в научной психолого-педагогической литературе.
3. Описать основные направления развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать опыт деятельности педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга по проблеме развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики, анализ документов).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №80 г. Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Здоровье детей определяется рядом факторов, среди которых ведущим является образ жизни, модель которого дошкольники перенимают от членов семьи и окружающих их людей. В современном обществе ребенок сталкивается с многообразием примеров образа жизни, которое не всегда является лучшим образцом для него. В результате развитие у дошкольников навыков здорового образа жизни происходит хаотично.
В настоящее время среди ученых наблюдается большой интерес к вопросам развития здорового образа жизни. Данными вопросами занимаются представители физиологии и медицины (Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), экологии (Н.Н. Малярчук), педагогики (В.Г. Алямовская, Л.Г. Касьянова, Л.Т. Кузнецова и др.), психологии. Исследователи считают, что приобщение детей к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации - проблема не только медицинская, но и психолого-педагогическая, т.к. правильно организованная образовательная среда может обеспечить развитие навыков здорового образа жизни даже в большей степени, чем медицинские мероприятия.
Актуальность развития у детей в дошкольном возрасте представлений о здоровье, ответственного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни подчеркивается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [78]. В связи с этим необходимо заниматься развитием соответствующих навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Вопросы развития у детей дошкольного возраста здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе в работах таких исследователей как (В.Г. Алямовская, Т.В. Каменская, Т.Г. Карепова, Л.Г. Касьянова, Е.В. Купавцева, О.В. Морозова, И.М. Новикова и др.). Однако в практике работы дошкольных образовательных организаций наблюдается недостаточная разработанность программного обеспечения процесса развития навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Таким образом, актуальность данного исследования определяет противоречие между необходимостью развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью соответствующего научно-обоснованного программного обеспечения данного процесса развития.
Проблема исследования: каково содержание научно-обоснованного программного обеспечения процесса развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?
В рамках данной проблемы обозначена тема исследования: «Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Ограничение исследования. В данной работе внимание акцентировано на развитии навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, программа развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет успешно разработана, если учтены:
• психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
• основные направления развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
• результаты первичной диагностики навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть понятие «навыки здорового образа жизни» в научной психолого-педагогической литературе.
3. Описать основные направления развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать опыт деятельности педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга по проблеме развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики, анализ документов).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №80 г. Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Одной из ключевых задач дошкольных образовательных организаций является создание условий для приобщения детей к здоровому образу жизни.
Специалисты (Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Н.Н. Малярчук и др.) определяют понятие «здоровый образ жизни» как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Проведенное исследование было посвящено развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Исследование в контексте изучаемой проблемы осуществлялось согласно поставленным задачам.
В данной работе, рассматривая понятие «навыки здорового образа жизни», мы опирались определение Ю.П. Лисицына. Итак, навыки здорового образа жизни - это совокупность осознанных действий, направленных на обеспечение человеку сохранения и укрепление здоровья .
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что большинство авторов (Ю.Д. Жилов, Э.М. Казин, Л.Г. Касьянова, Ю.П. Лисицын и др.) включает в понятие навыков здорового образа жизни навыки культуры движения, питания и эмоций. В ряде работ в содержание данного понятия вводится развитие нравственных ценностей, главной из которых является здоровье, сознательное отношение к своему здоровью и умение выбирать на этой основе свое поведение в различных областях деятельности.
Также проанализированы психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. В ходе анализа было выявлено, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования навыков здорового образа жизни. К этому времени ребенок превращается в субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, сознательно выполняющего нормы и правила поведения. Он начинает осознавать социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в разных видах деятельности. У дошкольника возникают первые представления о себе как члене общества, собственных качествах и психических процессах. Развитие его познавательных процессов также достигает уровня, на котором ребенок может осваивать ценные навыки.
В процессе анализа литературы было установлено, что понятие «навыки здорового образа жизни дошкольников» охватывает наличие у детей знаний и представлений о путях сохранения здоровья; понимание значения здорового образа жизни, направленность на него; стремление и умение самостоятельно использовать приемы сохранения здоровья в повседневной жизни.
В соответствии с поставленными задачами были определены основные направления формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников, которыми являются: организация двигательной активности детей, развитие основных движений и физических качеств, ознакомление со строением и функциями человеческого организма, правилами здорового питания, формирование гигиенических умений, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, обеспечение психологического здоровья и др.
В ходе исследования был проведен анализ деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга по рассматриваемой проблеме. Анализировались соответствующие разделы образовательной программы детского сада, календарно-тематические планы воспитателей, формы и методы работы педагогов по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Анализ показал, что в детском саду созданы условия для физической активности дошкольников, закаливания, проведения культурно-гигиенических процедур. Образовательная программа детского сада предусматривает знакомство детей с правилами здорового образа жизни, развитие навыков правильного поведения. Воспитатели включают в занятия учебный материл, позволяющий познакомить дошкольников с условиями сохранения и укрепления здоровья, проводят дидактические и сюжетно-ролевые игры для развития навыков здорового образа жизни, а также спортивные мероприятия. Однако работа по приобщению детей к здоровому образу жизни в системе не проводится. В данном ДОУ отмечается отсутствие специальной программы по развитию навыков здорового образа жизни у детей.
Для выявления уровня развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников были подобраны диагностические методики, определены критерии и показатели развития навыков у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников использовались следующие методики: методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» для выявления знаний дошкольников о ЗОЖ [27]; методика «Незаконченные предложения» Л.Г. Касьяновой [24], методика наблюдений И.М. Новиковой [49], рисуночный тест «Здоровье» Л.Г. Касьяновой [24]. Первичная диагностика показала довольно низкий уровень развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников.
Далее была разработана программа развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации «Учусь быть здоровым». Были определены цель и задачи, основные принципы и условия реализации программы, формы и методы работы со старшими дошкольниками; разработано содержание занятий программы.
Особенности данной программы состоят в том, что она направлена на развитие практических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников, и в ходе ее реализации обучение детей происходит, по большей части, в практической деятельности: на экскурсиях, эколого-оздоровительных прогулках, в играх, театрализованной деятельности, при постановке опытов, в процессе наблюдений и решения проблемных ситуаций.
Также составлены рекомендации субъектам дошкольной образовательной организации по успешной реализации составленной программы.
В ходе реализации программы необходимо:
• учитывать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
• принимать во внимание задачи дошкольной образовательной организации и существующие условия;
• опираться на принципы, направления развития навыков здорового образа жизни, определенные ФГОС ДО и примерной образовательной программой;
• учитывать результаты первичной диагностики развития навыков здорового образа жизни.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, реализованы.
Специалисты (Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Н.Н. Малярчук и др.) определяют понятие «здоровый образ жизни» как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Проведенное исследование было посвящено развитию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Исследование в контексте изучаемой проблемы осуществлялось согласно поставленным задачам.
В данной работе, рассматривая понятие «навыки здорового образа жизни», мы опирались определение Ю.П. Лисицына. Итак, навыки здорового образа жизни - это совокупность осознанных действий, направленных на обеспечение человеку сохранения и укрепление здоровья .
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что большинство авторов (Ю.Д. Жилов, Э.М. Казин, Л.Г. Касьянова, Ю.П. Лисицын и др.) включает в понятие навыков здорового образа жизни навыки культуры движения, питания и эмоций. В ряде работ в содержание данного понятия вводится развитие нравственных ценностей, главной из которых является здоровье, сознательное отношение к своему здоровью и умение выбирать на этой основе свое поведение в различных областях деятельности.
Также проанализированы психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. В ходе анализа было выявлено, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования навыков здорового образа жизни. К этому времени ребенок превращается в субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, сознательно выполняющего нормы и правила поведения. Он начинает осознавать социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в разных видах деятельности. У дошкольника возникают первые представления о себе как члене общества, собственных качествах и психических процессах. Развитие его познавательных процессов также достигает уровня, на котором ребенок может осваивать ценные навыки.
В процессе анализа литературы было установлено, что понятие «навыки здорового образа жизни дошкольников» охватывает наличие у детей знаний и представлений о путях сохранения здоровья; понимание значения здорового образа жизни, направленность на него; стремление и умение самостоятельно использовать приемы сохранения здоровья в повседневной жизни.
В соответствии с поставленными задачами были определены основные направления формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников, которыми являются: организация двигательной активности детей, развитие основных движений и физических качеств, ознакомление со строением и функциями человеческого организма, правилами здорового питания, формирование гигиенических умений, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, обеспечение психологического здоровья и др.
В ходе исследования был проведен анализ деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 г. Екатеринбурга по рассматриваемой проблеме. Анализировались соответствующие разделы образовательной программы детского сада, календарно-тематические планы воспитателей, формы и методы работы педагогов по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Анализ показал, что в детском саду созданы условия для физической активности дошкольников, закаливания, проведения культурно-гигиенических процедур. Образовательная программа детского сада предусматривает знакомство детей с правилами здорового образа жизни, развитие навыков правильного поведения. Воспитатели включают в занятия учебный материл, позволяющий познакомить дошкольников с условиями сохранения и укрепления здоровья, проводят дидактические и сюжетно-ролевые игры для развития навыков здорового образа жизни, а также спортивные мероприятия. Однако работа по приобщению детей к здоровому образу жизни в системе не проводится. В данном ДОУ отмечается отсутствие специальной программы по развитию навыков здорового образа жизни у детей.
Для выявления уровня развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников были подобраны диагностические методики, определены критерии и показатели развития навыков у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников использовались следующие методики: методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» для выявления знаний дошкольников о ЗОЖ [27]; методика «Незаконченные предложения» Л.Г. Касьяновой [24], методика наблюдений И.М. Новиковой [49], рисуночный тест «Здоровье» Л.Г. Касьяновой [24]. Первичная диагностика показала довольно низкий уровень развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников.
Далее была разработана программа развития навыков здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации «Учусь быть здоровым». Были определены цель и задачи, основные принципы и условия реализации программы, формы и методы работы со старшими дошкольниками; разработано содержание занятий программы.
Особенности данной программы состоят в том, что она направлена на развитие практических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников, и в ходе ее реализации обучение детей происходит, по большей части, в практической деятельности: на экскурсиях, эколого-оздоровительных прогулках, в играх, театрализованной деятельности, при постановке опытов, в процессе наблюдений и решения проблемных ситуаций.
Также составлены рекомендации субъектам дошкольной образовательной организации по успешной реализации составленной программы.
В ходе реализации программы необходимо:
• учитывать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
• принимать во внимание задачи дошкольной образовательной организации и существующие условия;
• опираться на принципы, направления развития навыков здорового образа жизни, определенные ФГОС ДО и примерной образовательной программой;
• учитывать результаты первичной диагностики развития навыков здорового образа жизни.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, реализованы.





