Введение 3
Глава 1. Формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: теоретический аспект 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Здоровый образ жизни: понятие, сущность 15
1.3. Методы, формы и средства формирования основ здорового
образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в муниципальном казенном дошкольном учреждении № 63 36
2.1. Из опыта работы детского сада по формированию основ
здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 47
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Актуальность исследования. В настоящее время здоровье является важнейшим составляющим всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. Сегодняшнее развитие России сопряжено с модернизацией в сфере образования, которая в главную очередь касается проблемы развития подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в разных сферах жизнедеятельности способен быть индивид, который нацелен на здоровый образ жизни.
Дошкольный период считается более благоприятным с целью формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. ЗОЖ - это не просто совокупность освоенных познаний, а стиль существования, адекватное поведение в разных ситуациях. Подход ребенка к собственному здоровью считается фундаментом, в коем возможно станет построить здание необходимости в здоровом образе жизни. Оно начинается, и формируется в ходе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение детей к здоровью непосредственно находится во взаимосвязи сформированности в его сознании этого понятия.
На состояние здоровья ребенка оказывают большое влияние многочисленные отрицательные факторы: повсюду портящаяся природная ситуация; понижение степени жизни в целом по стране; снижение степени социальных гарантий для детей в сферах внутреннего и физиологического развития; недостаток у родителей времени и средств для полного удовлетворения нужд ребенка; повышение количества неполных семей; технология воспитательно-образовательного процесса, личность преподавателей, а кроме того состояние и направленность семейного воспитания.
В данных обстоятельствах трудность сбережения и поддержания здоровья дошкольников становится особенно важной. Современные дети - это перспектива государства. В рамках государственной концепции сбережения здоровья детей, огромный интерес уделяется укреплению здоровья детей, и, в первую очередь, развитию здорового образа жизни ребенка.
На важность проблемы развития основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста, указывают исследования А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, А.В. Мудрика, М.И. Лисиной, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
В процессе исследования проблемы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста нами было выявлено противоречие: между важностью формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических рекомендаций по ее осуществлению в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: как сформировать основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста?
На основании противоречия и проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Тема исследования: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и реализовать программу формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет успешным, если:
• программа будет предполагать взаимодействие с родителями и воспитанниками.
• будут использовать различные формы (беседы, физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги), методы (беседа, чтение художественной литературы, закаливание) и средства (дидактическая игра, художественная литература) работы.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть понятие и сущность основ ЗОЖ.
3. Определить формы, методы и средства формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить опыт работы МКДОУ № 63 по формированию основ здорового образа жизни старших дошкольников.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
• Теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• Эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Дошкольная образовательная организация муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Сказка » города Михайловска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время здоровье является важнейшим составляющим всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. Сегодняшнее развитие России сопряжено с модернизацией в сфере образования, которая в главную очередь касается проблемы развития подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных сферах жизнедеятельности способен быть индивид, который нацелен на здоровый образ жизни.
Дошкольный период считается более благоприятным с целью формирования здорового образа жизни. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни - это не просто совокупность освоенных познаний, а стиль существования, адекватное поведение в разных ситуациях. Подход ребенка к собственному здоровью считается фундаментом, в коем возможно станет построить здание необходимости в здоровом образе жизни.
Дошкольный возраст принадлежит к так именуемым опасным этапам в жизни ребенка. На протяжении в целом дошкольного детства совершается возрастание силы и подвижности нервных процессов, развитие высшей нервной деятельности. Нервные процессы различаются стремительной истощаемостью, поэтому в дошкольном возрасте нужно создать необходимые благоприятные условия для развития детей, что впоследствии поможет сформировать здоровую во всех отношениях личность. ЗОЖ является основой для гармоничного развития ребенка. С раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Основами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья дошкольников, являются рационально организованный режим дня, правильное питание, разумная двигательная активность, закаливающие процедуры, поддержка устойчивого психоэмоционального состояния, личная гигиена. При использовании всех этих основ ЗОЖ создаются наиболее благоприятные предпосылки с целью формирования здорового образа жизни. Развитие основ здорового образа жизни старших дошкольников ведется с использованием таких форм, как индивидуальные беседы, физкультурные занятия, праздники, креативная гимнастика, а также используются методы: беседа, чтение художественных произведений, закаливание, разнообразные средства: ИКТ, развивающая среда, игры, художественная литература, а также утренняя гимнастика.
Мы провели опытно-поисковую работу, в которой выявили степень сформированности здорового образа жизни детей, ввели в процесс работы программу формирования основ здорового образа жизни, которая содействовала увеличению степени сформированности здорового образа дошкольников. Исследование проводилось в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 63 города Михайловска». В опытно-поисковой работе принимали участие 20 детей старшей группы.
Программа развития здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации предполагает собой концепцию уроков, содержащих познавательный материал в комбинации с физкультурно-оздоровительными комплексами.
Первый блок - «Здоровье - драгоценный подарок природы» - ориентирован на конкретизацию и систематизацию взглядов детей о здоровье, его условиях, факторах проявления заболеваний и развития у детей представления понятии ЗОЖ.
Второй блок - «Путь к здоровью это движение» - ориентирован на развитие у детей взглядов и познаний об одном из ключевых условий здоровья - движение; методах достижения полного здоровья посредством организации рационального двигательного режима и физкультурно-оздоровительного, спортивную деятельность.
Третий блок - «Если хочешь быть здоровым - закаляйся» - ориентирован на знакомство детей с методами закаливания организма с целью противоборства различным заболеваниям.
По результатам повторной беседы можно сделать вывод, о том, что все беседы и занятия по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста положительно повлияли на детей.
Дошкольники имеют полное представление о рациональном правильном питании, рациональном режиме, рациональной двигательной активности, своем здоровье. Высокий уровень сформированности основ ЗОЖ имеют 9 детей в группе, средний уровень сформированности основ ЗОЖ имеют 6 детей и низкий уровень сформированности основ ЗОЖ имеет 5 детей в группе.
После внедрения программы по формированию основ ЗОЖ дети стали больше проявлять самостоятельность. Без напоминания воспитателя тщательно мыть руки, умываться с мылом, приводить себя в порядок, пользоваться полотенцем. Полученные результаты доказывают, что произошли не только количественные изменения степени сформированности основ здорового образа жизни, но также и качественные - дети стали более активными, подвижными, более строгими и соблюдении правил гигиены не только по отношению к себе, но и к товарищам, к родителям.
Проблема исследования как сформировать основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста решена. Как видно из проведенной математической обработки результатов, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, что процесс формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет успешным, если:
• программа будет предполагать взаимодействие с родителями и воспитанниками.
• будут использовать различные формы (беседы, физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги) и методы (беседа, чтение художественной литературы, закаливание), подтвердилась.
Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: социальнооздоровительная технология XXI века. М.: Гардарики, 2008. 164 с.
2. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007. 80 с.
3. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство- пресс, 2005. 144 с.
4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академический Проект, 2005. 240 с.
5. Бабунова М.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. ТЦ. Сфера, 2007. 205 с.
6. Блинова Г. В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №6. С. 409-411.
7. Венгер Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. М. : Академия, 2007. 446 с.
8. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 5-9.
9. Варич Е.Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. Брест.: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2010. 234 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. М.: Педагогика, 1984. 213 с.
11. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Просвещение, 1978. 240 с.
12. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 1999. 365 с.
13. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. М.: Просвещение, 1992. 342 с.
14. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 63.
15. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года. [Электронный ресурс]. // Закон Российской Федерации «Об образовании». [сайт]. [2017]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (дата обращения: 29.05.2017)...