Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоциональной отзывчивости
старших дошкольников в ДОО 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников: понятие и
характеристика 15
1.3. Формы и средства развития эмоциональной отзывчивости у старших
дошкольников в ДОО 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ДОО на примере ГБДОУ
Детский сад №45 г. Санкт-Петербург 33
2.1. Анализ деятельности ДОО по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в ГБДОУ №45 г. Санкт-Петербурга 33
2.2 Программа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего
дошкольного возраста 50
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение
Актуальность исследования. Российское образование на современном этапе направленно на преодоление негативных тенденций, характеризующихся деформацией этических и ценностных аспектов бытия, эмоционально - волевой сферы, эмоциональной глухотой, отчуждением от мира и себя. Современное образование ориентировано на развитие духовного мира человека. Одним из результатов образования являются такие ценности как красота, гармония, нравственный выбор, эстетическое развитие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО) и Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особое внимание решению задач социализации современного дошкольника и созданию условий для развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Согласно ФГОС, в модели выпускника ДОО определены качества личности, уважающей ценности общества, нормы, морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания. Проблема изучения эмоциональной отзывчивости является одной из ключевых проблем, так как это понятие является неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО) ориентирует на важность воспитания у старшихдошкольников эмоциональной отзывчивости, как одной из составляющих личности социума.
Сознание ребенка отличается от взрослого своей эмоциональностью (чувствительностью, открытостью, восприимчивостью). Период детства - благотворная почва для развития творческой деятельности. Рамки этого периода ограничены, поэтому важно внедрить проблему развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста как можно раньше.
В науке создана теоретическая основа для изучения данной проблемы. Большое значение имеют исследования вопросов развития личности старшегодошкольника в процессе обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, коррекция эмоциональной отзывчивости детей Л.П. Воропаевой, Л.Л. Лебедева.
Старший дошкольный возраст наиболее сензитивным для развития эмоциональной отзывчивости. Важно помнить об этом, чтобы не «пропустить» природной способности ребенка выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта. Не упустить природной способности ребёнка выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта очень важно, поскольку при отсутствии в сенситивный период помощи извне слабо развиваются лежащие в её основе механизмы.
Большое внимание вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется в психолого-педагогических исследованиях и рассматривалась в разных контекстах: как эмоциональная черта характера (У.Хартап); как психическое явление (А.Н.Леонтьев); как качество человека выражающееся в его способности к переживанию (В.А.Сухомлинский); как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям (В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.) Исследования проблемы эмоциональной, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали П.К.Анохин, О.А.Апрксина, В.Н.Шацкая, Н.Н.Ветлугина и др.
Изучая и читая о развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников, мы приходим к выводу, что эта проблема является актуальной. Поскольку в современном мире учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. В следствии чего происходит торможение в психическом, умственном, физическом, эмоциональном развитие ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием форм и средств для ее развития в практике дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы средства и формыразвития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста?
Данная проблема позволила сформулировать тему «Развитие
эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в ДОО».
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: содержание развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу, направленную на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанная нами программа по развитию эмоциональной отзывчивости будет успешна если: 1) ориентирована на проблемы в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста; 2) повышение уровня развития эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника через обучение педагогов.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать понятия и характеристику развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в ДОО;
3. Изучить формы и методы развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников;
4. Провести диагностическое исследование по выявлению проблем в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и частично апробировать программу для развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в ДОО (расшифровать)
Методы исследования: теоретические:анализ теоретической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение. Эмпирические: наблюдение, опрос, анкетирование, изучение продуктов деятельности, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: ГБДОУ №45, г. Санкт-Петербурга.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное теоретико-эмпирическое изучение по развитию эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника в ДОО позволило сделать следующие выводы.
Психолого-педагогическая характеристика определила что старший дошкольный возраст является периодом в становлении и развитии мировоззрения, моральных и нравственных представлений, эстетических чувств и эмоций. Эмоциональная отзывчивость является основным компонентом воспитания, так как эмоциональный компонент является частью структуры нравственного убеждения, интереса к здоровому образу жизни, мотивации к обучению и познанию, и других личностных характеристик выпускника ДОО.
Анализ работУ. Хартап, А.Н. Леонтьева, В.А. Сухомлинского, В.К.Вилюнаса, Л.С.Выготского А.В.Запорожеца, П.К.Анохина, О.А.Апрксина, В.Н.Шацкая, Н.Н.Ветлугина и других исследователей позволил определить развитие эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника. Основными компонентами развития эмоциональной отзывчивости старшего долшкольника стали мотивационный, социально-коммуникативный, когнитивный, поведенческий, оценочно-рефлексивный.
К средствам работы педагога с детьми, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости, относятся подвижные игры, развлечения, танцы, утренняя гимнастика, сюжетные игры, прослушивание музыки, чтение художественной литературы и многие другие.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе ГБДОУ №45 города Санкт- Петербург, Фрунзенского района. Мы пришли к выводу, что деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников носит несистематический характер. Результаты первичной диагностики свидетельствуют о том, что, несмотря на развитость трех компонентов у испытуемых наблюдается низкий уровень двух компонентов поведенческий и социально-коммуникативный компонент. Это обуславливает необходимость активного вовлечения педагогов в педагогический процесс воспитания и развития детей старшего возраста.
Для этого была разработана программа деятельности педагога по развитию эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника.Настоящая программа была призвана решать следующие задачи:
• определить уровень и возможности детей в развитии эмоциональной отзывчивости;
• получение информации, которая позволит понять какой структурный компонент необходимо повысить;
• планирование работы по развитию эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника;
По завершению реализации программы педагога по развитию эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника была проведена повторная диагностика по аналогичным методикам. Ее результаты показали, что уровень показателей, характеризующих поведенческий и социально-коммуникативный компонентсущественно повысился.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. для вузов Г.С. Абрамова.М.: Юрайт, 2010. 811 с.
2. Акулова, Е.Ф. Влияние психологических особенностей на развитие социальных качеств в дошкольном возрасте [Текст] Е.Ф. Акулова Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 5-17.
3. Анисимова, В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога [Текст] В.П. Анисимова Фундаментальные исследования. 2011. № 8.
4. 3. С. 496-499.
4. Баранникова, Е.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников [Текст] Е.А. Баранникова, В.А. Петьков/ Культурная жизнь Юга России. 2008.№ 2. С. 58-60.
5. Безрукова, В.С. Социальная ориентация старшего дошкольника: условия и результат формирования [Текст] В.С. Безрукова Интеграция образования. 2010. Т. 58 № 2. С. 66.
6. Белова, Е.С. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом Е.С. Белова, Е.И. Щебланова Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 14-23.
7. Божович, Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте [Текст] Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] Л.И. Божович : Под редакцией Д.И. Фельдштейна. СПб.: Речь, 2009. - 352 с.
9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» Г.М. Бреслав. 3-е изд., стер.; Гриф МО. М.: Академия, 2007. 542 с.
10. Васильева, Н.Л. Эмоциональное здоровье ребенка в детском саду [Текст] Н.Л. Васильева Детский сад: теория и практика 2013. № 5. С. 36-44.
11. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте [Текст]Н.Ю. Верхотурова Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 264-273.
12. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие для вузов
В. Вилюнас. Гриф УМО. СПб.: ПИТЕР, 2004. 496 с.
13. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология). В 2 ч. Ч. 1. От рождения до поступления в школу Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. Гриф УМО. М.: Владос, 2010. 366 с.
14. Волков, Б.С. Детская психология [Текст]: от рождения до школы Б. С. Волков, Н.В. Волкова. 4-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
15. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] Л.С. Выготский. М.: Изд. Смысл; Изд. Эксмо, 2004. 1136 с...