ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Современные представления о понятии практические навыки
в отечественной науке 6
1.2. Педагогические условия и методы формирования практических
навыков обучающихся 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРИЕМОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Развитие приемов практической деятельности учащихся на уроках
технологии 24
2.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 40
2.3.Организация и этапы практической деятельности учащихся по
формированию умений и навыков 47
2.4. Контроль и оценка качества знаний, умений и навыков учащихся..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Радикальные, социально-экономические, организационные преобразования, происходящие в обществе, объективно требуют существенных перемен в системе образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических условиях и формах хозяйствования.
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной молодежи. Между тем производство, по крайней мере, в нынешний период, не может оказывать школе, как это было раньше, материально-техническую поддержку.
Общеобразовательной школе остается рассчитывать на свои внутренние ресурсы, главным образом на более полное, активное и целенаправленное использование только педагогических средств - пересмотр и модернизацию содержания, совершенствование и создание новых методов и форм организации обучения.
Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. В современных условиях это - один из наиболее болезненных факторов организации обучения технологии. Учебно¬материальная база трудового обучения общеобразовательной школы представляет собой совокупность материальных средств и условий, необходимых для эффективной организации трудового обучения учащихся, является органической частью системы более высокого порядка учебно¬материальной базы школы.
Одной из главных задач данного курса является формирование технических знаний, навыков и умений у учащихся. Формирование технических знаний очень сложный процесс, который требует взаимной работы учителя и учеников. Он требует большого профессионализма от учителя и интереса к знаниям ученика. Чем лучше преподаватель знает свой предмет, эффективно использует методы и формы сообщения новых знаний, изучает и анализирует новые технологии формирования технических знаний и навыков, тем больший интерес будут проявлять ученики к данному предмету.
Однако надо заметить, что процесс обучения знаниям и навыкам, как известно, всегда есть процесс использования этих знаний в каких - либо действиях или в деятельности. Вне действий знания и навыки не могут качественно приобретаться и использоваться. Трудовая подготовка обучающихся носит практический характер, а формирование трудовых умений и навыков должно основываться на технических знаниях. Качественная подготовка может быть осуществлена с учетом использования инновационных подходов в области формирования технических знаний.
На новом этапе реформирования системы образования наблюдается переход к новым педагогическим технологиям. Образовательный процесс ориентируется на воспитание творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Создание условий для развития творческого мышления обучающихся - одна из важнейших задач, которая стоит сегодня в образовании, что в свою очередь требует совершенствования учебного воспитательного процесса.
Актуальность выбранной темы работы заключается в формировании практических умений и навыков учащихся согласно требованиям общеобразовательного стандарта по технологии в условиях базовой комплектации мастерских оборудованием, инструментами и материалом.
Цель работы - формирования навыков практической деятельности учащихся на уроках технологии.
Задачи работы:
- проанализировать педагогическую и учебно-методическую литературу.
Объект работы - учебно-воспитательный процесс в активном методе обучения технологии.
Предмет работы - особенность организации практической деятельности по формированию умении и навыков учащихся на уроках технологии.
В соответствии с целью и для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ содержания программ, учебников, методических пособий по педагогике и технологии; наблюдение за практической деятельностью учащихся во время проведения практических работ.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучение и анализ педагогической, методической, специальной литературы и периодической печати по исследуемому вопросу.
2. Определение понятия "навыки" и их классификация.
3. Анализ педагогического опыта формирования навыков в общеобразовательной школе.
4. Апробация разработанных методик формирования технических навыков на занятиях "Технология".
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных дидактических материалов.
Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально¬политического устройства последнего. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно.
При всем многообразии поставленных перед образовательной областью «Технология» задач главная из них состоит в том, чтобы научить учащихся трудиться с помощью ручных инструментов, приспособлений и на некоторых станках, это значит, что учащихся нужно прежде всего вооружить практическими умениями и навыками.
Навык - это способность на безошибочное (после многократного повторения), доведенное до автоматизма выполнение отдельных действий.
Умение - это способность обучаемого, точно и сознательно применять в познавательной созидательной или преобразующей деятельности усвоенные знания и навыки.
Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Процесс формирования умений и навыков является длительным, а многие из них формируются в течение всей жизни человека. В своей деятельности учащиеся перерабатывают и трансформируют те способы учебной работы, которые ему дает учитель. Вспомним два главных момента деятельности учителя по формированию необходимых умений и навыков: 1 - постановка цели; 2 - организация практической деятельности.
Ведущую роль на занятиях по технологии играют практические методы обучения (упражнения, практический опыт, лабораторно-практическая работа, учебно-практическая работа), обеспечивающие познавательно-трудовую деятельность учащихся. В технологии под методом обучения понимают способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения. Основное место на уроках технологии занимает практическая деятельность, ей отводится не менее 70% всего учебного времени.
В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности снижается за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся. В своей работе я применяю следующие варианты организации практической деятельности учащихся (приемы разделения трудовых операций): первый вариант- это парная деятельность учащихся; второй вариант - это разделение на две группы; третий вариант - это совмещение двух процессов.
В ходе работы выяснилось, что применяемые приемы разделения трудовых операций практической деятельности учащихся обеспечивают эффективное формирование практических умений и навыков на уроках технологии (технический труд) в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования. Данная методика обеспечивает активное и осознанное усвоение учащимся практических умений и навыков.предусматривает использование в процессе обучения метода проекта и поэтому обеспечивает получение учащимися технологического образования.
Проверка трудовых умений и навыков осуществляется путем контроля и оценки выполненного практического задания. Применение разнообразных методов контроля и оценки знаний, умений и навыков приучает учащихся к систематическому труду и аккуратности. Оценивая знания, умения и навыки, надо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми при оценке знаний общеобразовательным предметам.
Трудовая деятельность - основное условие для развития профессиональных способностей. Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека, формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании - основная цель образовательного процесса по технологии.
Практическим результатом данной работы является разработка методов и способов для проведения занятий по технологии в школьных мастерских. Систематически и целенаправленно на всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать практические умения и навыки, соответствующие требованиям образовательных стандартов.
Удачное сочетание методов и форм обучения, совершенствование способов организации учебной деятельностиспособствуют развитию умений и навыков учащихся повыполнению основных операций по обработке древесины,изготовлению простейших изделий из древесины, проявление элемента творчества на всех этапах; мотивации ученика к активной учебной деятельности, создавать благоприятный психологический климат.
Знания, умения и навыки, полученные, на уроках технологии дают первоначальные сведения о различных профессиях. Учителем технологии необходимо грамотно преподнести материал касающихся основных умений и навыков присутствующих в любых рабочих профессиях, что очень актуально в настоящее время в связи с нехваткой рабочих кадров в России.
Дипломная работа систематизировала и сгруппировала основные и необходимые знания по методике обучения технологии: правильно пользоваться чертежными инструментами, выполнять эскизы, технические рисунки, передавать форму, размеры: учащиеся научились пользоваться инструментами для обработки древесины. Проведя формирующий эксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные им задания с легкостью и интересом.
Выводданной работы в том, что применяемые приемы разделения трудовых операций практической деятельности учащихся обеспечивают эффективное формирование практических умений и навыков на уроках технологии (технический труд) в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования. Данная методика обеспечивает активное и осознанное усвоение учащимся практических умений и навыков. Предусматривает использование в процессе обучения метода проекта и поэтому обеспечивает получение учащимися технологического образования.
Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально¬политического устройства последнего. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно.
Человек будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.
1. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов.- М.:Книжный дом « Университет»,2000.-112 с.
2. Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки: Проф. учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк. - М.: Просвещение, 1988. - 159.:ил.
3. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. пособие для учащихся 5 - 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995. - 191 с.: ил.
5. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
7. Обучение технологии в средней школе:5-11кл.:Метод.Пособие- М.:Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС,2003.-208с.-(Б-ка учителя технологии)
8. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления/Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Академия пед. наук, 1998. - 136с.
9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
10. Сидоров В.П. Обработка древесины в процессе обучения технологии / Школа и производство. -2004. -№ 3. -С. 24-26.
11. Степанов Б.А. технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003.- С. 336.
12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
13. Столярное дело: Учеб. пособие для 7 и 8 кл. вспом. шк. / Б.А.Журавлев, - М.: Просвещение, 1989 - 223 с.
14. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
15. Технология. Методика обучения технологии. 5-9кл.:метод.пособие
А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Э.Маркуцкая.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004. - 220, «4»с.: ил.
16. Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304с. - (Современное образование).
17. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2003. - 256 с.
...