Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование практических навыков обучающихся на уроках технологии

Работа №98449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Современные представления о понятии практические навыки
в отечественной науке 6
1.2. Педагогические условия и методы формирования практических
навыков обучающихся 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРИЕМОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Развитие приемов практической деятельности учащихся на уроках
технологии 24
2.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 40
2.3.Организация и этапы практической деятельности учащихся по
формированию умений и навыков 47
2.4. Контроль и оценка качества знаний, умений и навыков учащихся..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 66


Радикальные, социально-экономические, организационные преобразования, происходящие в обществе, объективно требуют существенных перемен в системе образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических условиях и формах хозяйствования.
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной молодежи. Между тем производство, по крайней мере, в нынешний период, не может оказывать школе, как это было раньше, материально-техническую поддержку.
Общеобразовательной школе остается рассчитывать на свои внутренние ресурсы, главным образом на более полное, активное и целенаправленное использование только педагогических средств - пересмотр и модернизацию содержания, совершенствование и создание новых методов и форм организации обучения.
Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. В современных условиях это - один из наиболее болезненных факторов организации обучения технологии. Учебно¬материальная база трудового обучения общеобразовательной школы представляет собой совокупность материальных средств и условий, необходимых для эффективной организации трудового обучения учащихся, является органической частью системы более высокого порядка учебно¬материальной базы школы.
Одной из главных задач данного курса является формирование технических знаний, навыков и умений у учащихся. Формирование технических знаний очень сложный процесс, который требует взаимной работы учителя и учеников. Он требует большого профессионализма от учителя и интереса к знаниям ученика. Чем лучше преподаватель знает свой предмет, эффективно использует методы и формы сообщения новых знаний, изучает и анализирует новые технологии формирования технических знаний и навыков, тем больший интерес будут проявлять ученики к данному предмету.
Однако надо заметить, что процесс обучения знаниям и навыкам, как известно, всегда есть процесс использования этих знаний в каких - либо действиях или в деятельности. Вне действий знания и навыки не могут качественно приобретаться и использоваться. Трудовая подготовка обучающихся носит практический характер, а формирование трудовых умений и навыков должно основываться на технических знаниях. Качественная подготовка может быть осуществлена с учетом использования инновационных подходов в области формирования технических знаний.
На новом этапе реформирования системы образования наблюдается переход к новым педагогическим технологиям. Образовательный процесс ориентируется на воспитание творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Создание условий для развития творческого мышления обучающихся - одна из важнейших задач, которая стоит сегодня в образовании, что в свою очередь требует совершенствования учебного воспитательного процесса.
Актуальность выбранной темы работы заключается в формировании практических умений и навыков учащихся согласно требованиям общеобразовательного стандарта по технологии в условиях базовой комплектации мастерских оборудованием, инструментами и материалом.
Цель работы - формирования навыков практической деятельности учащихся на уроках технологии.
Задачи работы:
- проанализировать педагогическую и учебно-методическую литературу.
Объект работы - учебно-воспитательный процесс в активном методе обучения технологии.
Предмет работы - особенность организации практической деятельности по формированию умении и навыков учащихся на уроках технологии.
В соответствии с целью и для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ содержания программ, учебников, методических пособий по педагогике и технологии; наблюдение за практической деятельностью учащихся во время проведения практических работ.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучение и анализ педагогической, методической, специальной литературы и периодической печати по исследуемому вопросу.
2. Определение понятия "навыки" и их классификация.
3. Анализ педагогического опыта формирования навыков в общеобразовательной школе.
4. Апробация разработанных методик формирования технических навыков на занятиях "Технология".
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных дидактических материалов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально¬политического устройства последнего. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно.
При всем многообразии поставленных перед образовательной областью «Технология» задач главная из них состоит в том, чтобы научить учащихся трудиться с помощью ручных инструментов, приспособлений и на некоторых станках, это значит, что учащихся нужно прежде всего вооружить практическими умениями и навыками.
Навык - это способность на безошибочное (после многократного повторения), доведенное до автоматизма выполнение отдельных действий.
Умение - это способность обучаемого, точно и сознательно применять в познавательной созидательной или преобразующей деятельности усвоенные знания и навыки.
Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Процесс формирования умений и навыков является длительным, а многие из них формируются в течение всей жизни человека. В своей деятельности учащиеся перерабатывают и трансформируют те способы учебной работы, которые ему дает учитель. Вспомним два главных момента деятельности учителя по формированию необходимых умений и навыков: 1 - постановка цели; 2 - организация практической деятельности.
Ведущую роль на занятиях по технологии играют практические методы обучения (упражнения, практический опыт, лабораторно-практическая работа, учебно-практическая работа), обеспечивающие познавательно-трудовую деятельность учащихся. В технологии под методом обучения понимают способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения. Основное место на уроках технологии занимает практическая деятельность, ей отводится не менее 70% всего учебного времени.
В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности снижается за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся. В своей работе я применяю следующие варианты организации практической деятельности учащихся (приемы разделения трудовых операций): первый вариант- это парная деятельность учащихся; второй вариант - это разделение на две группы; третий вариант - это совмещение двух процессов.
В ходе работы выяснилось, что применяемые приемы разделения трудовых операций практической деятельности учащихся обеспечивают эффективное формирование практических умений и навыков на уроках технологии (технический труд) в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования. Данная методика обеспечивает активное и осознанное усвоение учащимся практических умений и навыков.предусматривает использование в процессе обучения метода проекта и поэтому обеспечивает получение учащимися технологического образования.
Проверка трудовых умений и навыков осуществляется путем контроля и оценки выполненного практического задания. Применение разнообразных методов контроля и оценки знаний, умений и навыков приучает учащихся к систематическому труду и аккуратности. Оценивая знания, умения и навыки, надо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми при оценке знаний общеобразовательным предметам.
Трудовая деятельность - основное условие для развития профессиональных способностей. Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека, формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании - основная цель образовательного процесса по технологии.
Практическим результатом данной работы является разработка методов и способов для проведения занятий по технологии в школьных мастерских. Систематически и целенаправленно на всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать практические умения и навыки, соответствующие требованиям образовательных стандартов.
Удачное сочетание методов и форм обучения, совершенствование способов организации учебной деятельностиспособствуют развитию умений и навыков учащихся повыполнению основных операций по обработке древесины,изготовлению простейших изделий из древесины, проявление элемента творчества на всех этапах; мотивации ученика к активной учебной деятельности, создавать благоприятный психологический климат.
Знания, умения и навыки, полученные, на уроках технологии дают первоначальные сведения о различных профессиях. Учителем технологии необходимо грамотно преподнести материал касающихся основных умений и навыков присутствующих в любых рабочих профессиях, что очень актуально в настоящее время в связи с нехваткой рабочих кадров в России.
Дипломная работа систематизировала и сгруппировала основные и необходимые знания по методике обучения технологии: правильно пользоваться чертежными инструментами, выполнять эскизы, технические рисунки, передавать форму, размеры: учащиеся научились пользоваться инструментами для обработки древесины. Проведя формирующий эксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные им задания с легкостью и интересом.
Выводданной работы в том, что применяемые приемы разделения трудовых операций практической деятельности учащихся обеспечивают эффективное формирование практических умений и навыков на уроках технологии (технический труд) в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования. Данная методика обеспечивает активное и осознанное усвоение учащимся практических умений и навыков. Предусматривает использование в процессе обучения метода проекта и поэтому обеспечивает получение учащимися технологического образования.
Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально¬политического устройства последнего. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно.
Человек будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.



1. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов.- М.:Книжный дом « Университет»,2000.-112 с.
2. Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки: Проф. учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк. - М.: Просвещение, 1988. - 159.:ил.
3. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. пособие для учащихся 5 - 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995. - 191 с.: ил.
5. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
7. Обучение технологии в средней школе:5-11кл.:Метод.Пособие- М.:Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС,2003.-208с.-(Б-ка учителя технологии)
8. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления/Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Академия пед. наук, 1998. - 136с.
9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
10. Сидоров В.П. Обработка древесины в процессе обучения технологии / Школа и производство. -2004. -№ 3. -С. 24-26.
11. Степанов Б.А. технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003.- С. 336.
12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
13. Столярное дело: Учеб. пособие для 7 и 8 кл. вспом. шк. / Б.А.Журавлев, - М.: Просвещение, 1989 - 223 с.
14. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
15. Технология. Методика обучения технологии. 5-9кл.:метод.пособие
А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Э.Маркуцкая.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004. - 220, «4»с.: ил.
16. Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304с. - (Современное образование).
17. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2003. - 256 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ